работа статград ответы вариант задания

Русский язык 11 класс ЕГЭ 2024 варианты РЯ2310101 и РЯ2310102 с ответами работа статград

Тренировочная работа №1 статград ЕГЭ 2024 по русскому языку 11 класс 2 тренировочных варианта РЯ2310101 и РЯ2310102 с ответами и критериями. Официальная дата проведения работы: 19 сентября 2023 года.

Тренировочные варианты: скачать

Ответы для вариантов: скачать

Статград русский язык 11 класс ЕГЭ 2024 варианты и ответы

Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ответы для олимпиады

Вариант РЯ2310101

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована скукой. Известная под несколькими псевдонимами – тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошённость, уныние и т. д., скука – сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения. В таком случае, казалось бы, лучшим лекарством от неё должны быть постоянная изобретательность и оригинальность. Увы, жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике <…> повторение. Само понятие оригинальности или новшества выдаёт монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стих – нет, стиль – есть скука.

Этим она – жизнь – отличается от искусства, злейший враг которого, как вы, вероятно, знаете, – клише. Поэтому неудивительно, что и искусство не может научить вас справляться со скукой. Впрочем, существует ещё один выход. Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Пусть она вас задавит; погрузитесь, достаньте до дна.

Скука – это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нём. Раз уж это окно открылось, не пытайтесь его захлопнуть; напротив, широко распахните его. Ибо скука говорит на языке времени, и ей предстоит преподать вам наиболее ценный урок в вашей жизни – урок вашей крайней незначительности. Он ценен для вас, а также для тех, с кем вы будете общаться. «Ты конечен, – говорит вам время голосом скуки, – и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно». Это, конечно, не прозвучит музыкой для вашего слуха; однако ощущение тщетности, ограниченной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворности и сопутствующее этому самомнение. (По И.А. Бродскому)

1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту уточняющую частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1) ПРОДУКТ. перен. Следствие, результат, порождение чего-н. Язык – п. исторического развития.
2) МЕХАНИКА. перен. Сложное устройство, подоплёка чего-н. (разг.).
3) ГЛАВНЫЙ. Самый важный, основной. Главная мысль доклада. Главная улица.
4) ВЫХОД. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки.
5) ОТКРЫТЬСЯ. Стать видным, обнаружиться. Перед глазами открылись горы.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Текст относится к научному стилю речи, поскольку рассчитан на узкий круг специалистов.
  • 2) Автор рассуждает о неизбежности скуки в жизни человека и о том, что скука, несмотря на то что это состояние нельзя назвать приятным, очень важна.
  • 3) Выразительность текста обеспечивается использованием множества средств художественной выразительности, среди которых есть метафоры (пусть она вас задавит; достаньте до дна; окно на бесконечность времени), антонимы (захлопнуть – распахните), синонимы (тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошённость, уныние), ряды однородных членов.
  • 4) В тексте присутствуют слова, с помощью которых автор субъективно характеризует предметы и явления: сложное (явление), наиболее ценный (урок).
  • 5) Автор использует слова и выражения, придающие тексту непринуждённую тональность: часто встречаются слова и сочетания слов, которые в толковом словаре имеют помету «разговорное» (псевдонимами, томление, тщетно).

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • 1) дозировАть
  • 2) защЕмит
  • 3) нанЯвшийся
  • 4) прибЫв
  • 5) стОляр

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Однажды маминому отряду поручили перегнать ГОДОВАЛЫХ телят с одного пастбища на другое. По всем ГУМАННЫМ предметам у меня вышла твёрдая «пять». На привалах после ДЛИТЕЛЬНОГО перехода, когда мы в прямом смысле валились на землю от усталости, он спокойно отправлялся за дровами, рубил их, разводил костёр, спускался на речку за водой, разогревал еду. Бобруйский на торжествах сидел в президиуме, Румянцев с трибуны разглагольствовал о ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ традициях университета. И только теперь вдруг понял, что за несколько часов ни разу не вспомнил и про блуждания по лесу, и про коварную овражную топь, и про спасение в ЯБЛОНЕВОМ саду.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. А потом был скрежет трамваев, огибающих бульвары кольца А и тогда ещё не вырубленные палисадники кольца Б, в которых весной гнездились соловьи, будя на утреннем рассвете разоспавшихся москвичей, и где рядом с садом «Аквариум» возвышался громадный доходный дом, принадлежавший до революции крупному московскому домовладельцу по фамилии Эльпит.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько КУХОНЬ
в ПОЛУТОРАСТАХ метрах
одежда ПРОМОКЛА
группа БОЛГАР
пара ТУФЕЛЬ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  • Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Г) ошибка в построении сложного предложения
  • Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • 1) Ей бы собраться с мыслями, восстановив в памяти события ушедшего дня, или хотя бы просто помечтать, глядя из тёмной комнаты на яркие иголочки зимних звёзд, но дело, ради которого она сейчас здесь, нельзя откладывать надолго.
  • 2) Пускаясь в дискуссию, профессор не щадил никого: не было смысла принимать во внимание возраст оппонентов, когда обсуждалась научная проблема.
  • 3) Вольф Карлович, с чёрным от сажи лицом и всклокоченными волосами, крылатым демоном носился по вагонам, отдавая команды, ругая нерадивых медбратьев, давая советы линейным врачам, подбадривая пациентов.
  • 4) В Обнинске вокруг него по-прежнему бурлила, клокотала молодёжь его лаборатории, и те молодые, что наезжали из Москвы, и те, что тянулись, не могли оторваться от него со времён Миассова, и те, что прилеплялись к нему после каждой биошколы.
  • 5) Кадет по приезде разместили в брошенном корпусе, не позаботившись ни об их устройстве, ни о пропитании, – прожив несколько дней в холодных помещениях, где стены были покрыты инеем, воспитанникам стало невыносимо.
  • 6) Стоит отметить, что далеко не все, кто искренне любит собственную персону, умеет должным образом подать себя в обществе.
  • 7) Когда дочь прощалась, вошла сиделка и сообщила, что звонил доктор и спрашивал, что может ли он заехать.
  • 8) Нелли Сергеевна же выплеснулась словесным фонтаном, заверяя компанию, что молодые люди не правы, захлебываясь, рассказывала, как люди погибали в горящем городе, а Владимир Фёдорович только благодаря мужества и недюжинной силы спасся с разбитого плавсредства, не утонул в Волге.
  • 9) Когда я вернулся, меня встретила старушка с вахты и, поглядывая на трёх других сидевших возле её стола старух полукругом на принесённых из квартир стульях, громко сообщила, что несколько раз приходила Ника.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) к..нонада, сп..ртакиада, обог..щение
  • 2) параш..т, прищ..рить (глаза), поч..ять (неладное)
  • 3) р..цензия, ст..пендия, ф..олетовый
  • 4) оп..здание, подск..чить, пл..вчиха
  • 5) м..нталитет, (ночное) прив..дение, пол..нившийся (доделать работу)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) пред..нфарктный, меж..здательский, из..мать
  • 2) ра..сказать, не..говорчивый, бе..вкусный
  • 3) пр..уныл, (без) пр..крас, непр..ступная (крепость)
  • 4) ар..ергард, п..едестал, разоб..ётся
  • 5) по..текающий (кран), о..бойный (молоток), о..дача

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) проповед..вать, развед..вательное (управление)
  • 2) затм..вать, напор..стый
  • 3) двустворч..тый, слев..
  • 4) сит..чко, милост..вый
  • 5) оскуд..вать, письм..цо

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) униж..нный, размел..шь (специи)
  • 2) брызж..щий (идеями), (они) услыш..т
  • 3) (ткань) выгор..т (на солнце), движ..мый (любовью)
  • 4) замеш..нный (в преступлении), колебл..мый (ветром)
  • 5) кудахч..щие (куры), щебеч..т (птицы)

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. 1) Выяснилось, что это (НЕ)КТО иной, как тот самый продавец, который Зубру безо всякого повода вспомнился перед выездом. 2) Дверь в лавку в столь ранний час оказалась (НЕ)ЗАПЕРТОЙ, чему я был очень рад. 3) Стены в комнате всё ещё были (НЕ)ОКРАШЕНЫ, хотя прораб уверял Валерия, что работы будут завершены в срок. 4) В комнате (НЕ)ГРОМКО, но раздражающе тикали часы. 5) В дальнем углу торгового зала стоял далеко (НЕ)НОВЫЙ, однако удивительно хорошо сохранившийся стул.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

  • 1) Почти (НА)ОЩУПЬ, вытягивая (ВО)ТЬМУ руки для подстраховки, он двинулся к смутно угадываемому в ночи придорожному дереву.
  • 2) Остановились в прежнем (МИНИ)ОТЕЛЕ, где всё было по-старому, где перед входом всё ТАК(ЖЕ) дремал охранник.
  • 3) (В)ОБЩЕМ, эти два дивана в торговом зале не отличались друг от друга, хотя, (НА)СКОЛЬКО нам было известно, производители у них были разные.
  • 4) Сунув (ПОД)МЫШКУ бутылку с водой и газету, дедушка вышел на террасу, и мы хорошо знали, что (В)ТЕЧЕНИЕ пары часов его нельзя беспокоить.
  • 5) (ПО)НАЧАЛУ новая работа радовала Катю, но скоро она начала осознавать, что задержаться здесь на несколько лет она (НА)ВРЯД ли сможет.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Когда паромное судно слегка осело под тяжестью двух локомотивов и трёх бронирова(1)ых вагонов, а сами вагоны замерли, крепко прижатые к рельсам чугу(2)ыми башмаками, станцио(3)ый начальник сдёрнул с головы полотня(4)ую фуражку и отчая(5)о замахал ею, подавая знак капитану.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) От дороги осталась только неверная всё время осыпающаяся под ногами тропинка и идти по ней надо было осторожно.
  • 2) Спокойно и равнодушно взирали они на тесную привокзальную площадь на скопление разномастных извозчичьих лошадок и на махоньких воробьишек.
  • 3) Вокруг царил полумрак и пахло сиренью и черёмухой.
  • 4) По цвету вкусу и запаху этот напиток напоминал Паганелю ароматный крепко заваренный в чайнике индийский чай.
  • 5) Уже в первые минуты беседы Павел Алексеевич умел точно подметить в посетителе сильную волю или пассивность упрямство или лень.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Из самовара валили (1) клубясь (2) и (3) журча (4) густые струи серого пара (5) то направляясь на соседнее окно (6) и (7) обдавая его крупными каплями (8) то вдруг обращаясь косою полосой на сальный огарок (9) находившийся тут же, между чайником и чашками.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ахматова двувременной была. О ней и плакать (1) как-то (2) не пристало. Не верилось, когда она жила, не верилось, когда её не стало. Она ушла, как будто бы (3) напев уходит в глубь темнеющего сада. Она ушла, как будто бы (4) навек вернулась в Петербург из Ленинграда. Она связала эти времена в туманно-теневое средоточье, и если Пушкин – солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью. <…> И ты (5) распад всемирный (6) не убий ту связь времён, – она ещё поможет. Ведь (7) просто (8) быть не может (9) двух Россий, как быть и двух Ахматовых не может. (Е.А. Евтушенко)

19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В дни (1) когда он бывал болен (2) вахту несли другие егеря (3) в числе (4) которых (5) был и его сын Марат, но всё же опытнейшим работником считался Иван Трофимович (6) которому и доверяли самые ответственные дела, иногда даже придерживая в запасных (7) если охотиться приезжал какой-нибудь незначительный гость.

20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В работе у него было два состояния – или восторженное (1) когда что-то получается (2) или кисло-истерическое (3) когда не клеится (4) и (5) если для Иваныча главным было сделать так (6) чтоб не пришлось переделывать (7) то для Серёжки главным было побыстрей освободиться.

22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Герой-рассказчик всю жизнь жил в городе, а сельскую жизнь может лишь представить, при этом необоснованно идеализируя её. 2) Рассказчик убеждён в том, что даже самый красивый вид из окна городской квартиры не способен заменить реальной природы. 3) Особенность летнего утра в сельской местности, по мнению рассказчика, заключается не только в его визуальной красоте, но и в полноте всех ощущений, которые дарит человеку этот момент. 4) Рассказчик только один раз в год, весной, ездит в гости к матери, которая живёт на хуторе рядом с городом, где проживает рассказчик, и такая ежегодная поездка всегда приносит герою настоящее удовольствие. 5) Хутор, куда едет рассказчик, располагается в северных районах страны, где уже в октябре по-зимнему холодно и река покрыта льдом.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1, 2 представлено повествование. 2) В предложении 3 представлено рассуждение. 3) Предложение 6 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 5. 4) В предложениях 10, 11 представлено рассуждение. 5) В предложении 13 представлено описание.

24. Из предложений 35–38 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).

25. Среди предложений 3–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Рассказ Б.П. Екимова “За окном” отличается синтаксическим разнообразием. В частности, такие синтаксические средства, как (А)______ (в предложениях 1, 6) и (Б)______ (в предложениях 5, 38), позволяют передать отношение к предмету описания как рассказчика, так и окружающих его людей. А благодаря использованию такого синтаксического средства, как (В)______ (предложения 26, 31, 33), описание того, что видит рассказчик, получается кратким и одновременно ёмким. Стоит отметить также, что текст характеризуется лиричностью и образностью, что обеспечивается использованием тропов, в числе которых – (Г)______ (каждой клеточкой пьёшь эту зелень, росу, птичий посвист, солнце, тепло, дух… в предложении 20, нити раздумий в предложении 38)».

Список терминов

  • 1) вводные слова
  • 2) парцелляция
  • 3) сравнение
  • 4) риторическое обращение
  • 5) цитирование
  • 6) метафора
  • 7) олицетворение
  • 8) односоставные предложения
  • 9) анафора

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Вариант РЯ2310102

Бромистый метил как фумигант для дезинсекции зерна и зерноперерабатывающих предприятий сегодня не используется. Для их обеззараживания зарегистрированы <…> препараты фосфина. Однако их применение влечёт за собой ряд неудобств и отрицательных последствий. Это и наличие токсичных остатков в зерне и муке, и необходимость перемещать зерно для введения таблеток, генерирующих фосфин, и длительные сроки экспозиции и дегазации, и повышенная пожароопасность фосфина. Поэтому современная наука ведёт поиск альтернатив фосфину.

В течение ряда лет ВНИИ зерна занимается изучением эффективности озона – аллотропной формы кислорода. При самораспаде он превращается в молекулярный и далее в обычный кислород, что делает его экологически чистым средством.

Мы провели оценку биологической эффективности озона в отношении главнейших вредителей зерна и продуктов его переработки. Для этого взрослых насекомых и их личинок размещали в сетчатых садках в специальной камере, через которую продували озоновоздушную смесь с концентрацией озона 1 г/м3 .

Полученные данные подтверждают уже имеющиеся сведения о возможности и целесообразности применения озона для уничтожения вредителей хлебных запасов.

Помимо экологичности и высокой эффективности, применение озона отличается и технологическими преимуществами, одним из которых является короткий срок экспозиции. Так, для традиционной фумигации мельницы фосфином приходится выводить её из эксплуатации на 4–5 дней. Если для дезинсекции мельницы использовать озон с концентрацией около 1 г/м3 , то весь период обработки не превысит одного дня. (по М.А. Осману, Г.А. Закладному)

1. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту ограничительно-выделительную частицу

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ПРЕДПРИЯТИЕ. Задуманное, предпринятое кем-н. дело (книжн.). Заманчивое п. Рискованное п.
  • 2) ПОИСК. Исследование, направленное на получение новых научных результатов. Научный п.
  • 3) ФОРМА. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.
  • 4) ЧИСТЫЙ. Имеющий свободную, открытую, ничем не занятую поверхность. Чистое поле. Чистое небо (без туч). Ч. бланк (не заполненный). Чистая тетрадь (не исписанная).
  • 5) ОТЛИЧАТЬСЯ. чем. Выделяться каким-н. характерным признаком. О. от всех товарищей. О. сообразительностью.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Текст ориентирован на специалистов в научной сфере, поэтому характеризуется обилием терминов и терминологических сочетаний (бромистый метил, фумигант, аллотропной формы кислорода).
  • 2) Авторы текста делятся с читателями собственными мыслями и наблюдениями, выражают субъективную оценку явлений, о которых идёт речь в тексте, и это позволяет отнести текст к публицистическому стилю.
  • 3) Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы – канцеляризмов.
  • 4) В тексте активно используются отглагольные существительные (обеззараживания, оценку, смесь), действительные и страдательные причастия (зарегистрированы, полученные, имеющиеся), что свойственно письменной речи.
  • 5) В тексте есть сложноподчинённые предложения, а также предложения, осложнённые различными конструкциями (например, обособленным определением, обособленным приложением, однородными членами).

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • 1) кормЯщий
  • 2) кашлянУть
  • 3) дешевизнА
  • 4) некрОлог
  • 5) освЕдомиться

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В душе её вздымались волны, ревел чёрный ураганный ветер, рвалась наружу НЕТЕРПИМАЯ, как от ожога, боль. Откуда-то взялись оливковые парусиновые туфельки на КОСТЯНЫХ застёжках, такие знакомые… Но как только поезд отошёл от станции, бабы ДРУЖНОЙ компанией все вместе уверенно подались деревянным переходом через рельсы и куда-то правее леса. Люди и дома почти на каждом рисунке были ОГОРОЖЕНЫ жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. Все победители и ДИПЛОМАНТЫ конкурса получили ценные подарки.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Водитель ждал людей, увидев, что они бегут к остановке, и рад был, что успели, ведь, согласитесь, бессмысленное дело – вести пустой автобус, тормозя на остановках, где никто не выходит и не заходит, будто не существует и никогда не существовало твоего маршрута движения.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ИССОХШАЯ трава
  • КРЕПЧАЙШЕГО здоровья
  • забрать из ЯСЕЛЬ
  • ЛЯГ на кровать
  • местные СТОРОЖА

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) к..рикатура, б..гряный, об..яние 2) непром..каемая (одежда), разг..релся (спор), попл..вок 3) интелл..гент, (навыки) разв..ваются, обд..лённый (подарками) 4) кр..мешный, благосл..вение, погл..щать (пищу) 5) недос..гаемый, тр..сина, посв..щение (другу)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) бе..цельный, обе..кураженный, во..хвалять 2) пр..вратно (истолковать), пр..подать (урок), пр..скорбный (факт) 3) вз..мать (плату), двух..мпульсный, сверх..дея 4) без..говорочный, поз..вчера, р..зыскивать 5) всеоб..емлющий, раз..ярённый, сверх..яркий

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) удоста..вая (награды), продл..вающий 2) юрод..вый, глин..стый 3) (вытереть) досух.., половинч..тый 4) (путник) обессил..л, алюмини..вый 5) разгоряч..нное (лицо), девч..нка

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) замеч..нный (кем-то), обожа..мый 2) вылин..вшая (ткань), чу..щий (недоброе) 3) измуч..нный (сомнениями), (трава) колыш..тся 4) противореч..щий (здравому смыслу), (кошки) мурлыч..т 5) расстро..вшись (из-за неудачи), (он) мысл..т (логически)

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. 1) (НЕ)ДОБРАЯ улыбка моего собеседника и даже не его безупречные манеры покорили меня, а необыкновенный голос – бархатный и глубокий. 2) Почерк был настолько (НЕ)РАЗБОРЧИВЫМ, что я едва смог понять содержание письма. 3) (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ цветок уже источал тонкий аромат. 4) Несмотря на то что костюм был очень стар, достался он мне (НЕ)ДАРОМ: я отдал за него остатки своих скудных сбережений. 5) (НЕ)МЕДЛЯ ни минуты, Наташа выбежала из дома.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Ольга молча смотрела на Виктора (В)УПОР, БУД(ТО) ждала чего-то. 2) ЧТО(БЫ) справиться с наваливавшейся дремотой, Егор походил по комнате, сделал несколько приседаний – всё (БЕЗ)ТОЛКУ. 3) (В)СЛЕДСТВИЕ засухи трава высохла, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ привело к многочисленным пожарам. 4) Матвей продолжил обучение (ЗА)ГРАНИЦЕЙ, но после получения диплома ВСЁ(ЖЕ) вернулся в родной город. 5) Сидя на берегу моря, мы увидели (В)ДАЛИ что-то (В)РОДЕ плота с синим парусом.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Были расклее(1)ы по городу афиши, выпуще(2)ы узкие программы, и точно в объявле(3)ое время в артистической комнате одесского музыкального училища, где обычно устраивались концерты для избра(4)ой публики и вечера поэзии нашей «Зелёной лампы», появился Бунин; он был бледен, изыска(5)о одет, в свежем белье и высоком крахмальном воротничке, между отворотами которого свободно умещалась его острая бородка, не настолько дли(6)ая, чтобы закрыть широкий узел шёлкового галстука – тёмного, с лиловыми разводами рисунка «павли(7)ий глаз» и даже, кажется, жемчужной булавкой.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) В антикварной лавке Василий долго разглядывал статуэтки и канделябры и шкатулки.
  • 2) Перед уходом на рыбалку или на охоту нужно было обязательно запасать возле печки сухие мелко наколотые топором дрова и лучины.
  • 3) На кожаном угловом диване вечерами мы усаживались всей семьёй и подолгу читали друг другу вслух стихи и прозу любимых авторов.
  • 4) В подвале уже успели включить весь верхний свет и почему-то именно теперь Данил увидел в самом конце длинного коридора потемневшую от времени деревянную дверь.
  • 5) Картины моего деда украшали каждую комнату нашего дома и никому из нас даже в голову не приходило заменить их на что-то другое.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Перебиваясь кое-как со дня на день при помощи бурмистра Якова (1) заменившего прежнего управляющего (2) и (3) оказавшегося впоследствии времени таким же грабителем (4) вспомнил я однажды об одном знакомом соседнем семействе (5) состоявшем из отставной полковницы и двух дочерей (6) велел заложить дрожки и поехал к соседям.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нелёгкое задумав дело, я поведу прямую речь: ведь (1) всё ж (2) однако (3) не сумела тебя (4) Россия уберечь. <…> Нельзя каким-то словом пошлым или научным (5) может быть (6) в суровой правде жизни прошлой (7) хотя бы (8) слово изменить. Но (9) есть решающее средство – его стремительную речь и строчку каждую наследства от посягательств уберечь. (Я.В. Смеляков)

19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые). Порой путники встречали караван восточных купцов, спешивших добраться до захода солнца в соседний городок (1) за стенами (2) которого (3) их товары находились в относительной безопасности (4) хотя за убежище приходилось платить пошлину у городских ворот и ещё благодарить судьбу (5) что удалось избежать разбоя и грабежа.

20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). И Клэр, будучи уверенной в том (1) что горничная будет обижена (2) если её ни о чём не попросят (3) просила принести граммофон с пластинками (4) хотя граммофон вовсе не был нужен (5) и (6) когда горничная уходила (7) он оставался на том месте (8) куда она его поставила (9) и Клэр сейчас же забывала о нём.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Герою-рассказчику очень льстит, когда приходящие в его городскую квартиру отмечают красоту вида из окна.
  • 2) Мать рассказчика считает, что такой красивый панорамный вид, который открывается из окна их городской квартиры на шестнадцатом этаже, способен вдохновить художника писать картины.
  • 3) Несмотря на то что рассказчик считает вид из окна своей городской квартиры очень красивым, он убеждён в том, что это всего лишь картина, которая не способна подарить человеку ощущения от пребывания на лоне природы.
  • 4) Описание летнего утра в сельской местности знакомо герою-рассказчику не понаслышке – он делится своими воспоминаниями.
  • 5) Рассказчик любит ездить на дачу, расположенную на хуторе неподалёку от города, и старается проводить там не только лето, но и часть осени – до наступления холодов.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 4 представлено описание. 2) В предложениях 8, 9 представлено рассуждение. 3) Содержание предложения 21 противопоставлено содержанию предложения 20. 4) В предложениях 26–29 представлено описание. 5) В предложениях 35–38 представлено повествование.

24. Из предложений 10–15 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 31–38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и частицы. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Рассказ Б.П. Екимова “За окном” – это негромкое, но выразительное признание автора в глубокой любви к миру природы. Образность текста обеспечивается использованием большого количества различных средств выразительности. Среди них стоит отметить такие тропы, как (А)______ (ныряешь в зелень и цвет, костёр цинний в предложении 16) и (Б)______ (в предложении 27), передающие ощущение автора от описываемого. Такое синтаксическое средство, как (В)______ (в предложениях 20, 29), делает описание ёмким, детализированным. В свою очередь, употребление в тексте такого лексического средства, как (Г)______ (приглядная в предложении 3, шлёпаешь в предложении 15), говорит о том, что рассказчик знает особенности сельской жизни».

Список терминов

  • 1) эпитеты
  • 2) неологизмы
  • 3) разговорная и просторечная лексика
  • 4) метафора
  • 5) ряды однородных членов предложения
  • 6) книжная лексика
  • 7) сравнение
  • 8) архаизмы
  • 9) синтаксический параллелизм

Текст для сочинения

(1)В городское наше жильё на шестом этаже любой человек заглянет – сразу к окну, посмотрит, потом вздохнёт, завидуя: «Как у вас хорошо…» (2)Но ведь это не у нас, а там, за окном.

(3)Я и сам знаю, что из просторного, во всю стену, окна открывается картина приглядная. (4)В свою пору зеленеют, желтеют ли тополя да берёзы под окнами, в сквере, дальше – Волга, просторные воды её, синева ли, голубизна, а то и свинцовая стынь, за рекой светит песчаный берег, его косы да отмели, займищный лес – до самого горизонта, потом небо, простор его. (5)Всё это я вижу и, конечно, ценю. (6)Старая мать моя говорит: «Здесь только художнику жить, рисовать…» (7)Она права. (8)Утром проснёшься, в день погожий, – в комнате светло, за окном разгорается заря от нежной алости до пламенного полыханья. (9)Потом солнце встаёт.

(10)Хороший вид из окна. (11)Но всё равно только лишь вид, пейзаж, экран телевизора, хоть и просторней. (12)В посёлке летнее утро начинается по-иному. (13)В комнате зеленоватый сумрак; не от занавесок, а от листвы, той, что снаружи. (14)Проснулся – и вон из дома. (15)Босыми ногами шлёпаешь по деревянным половицам, а потом мягко ступаешь по мокрой от росы ползучей траве, чуя щекочущий её холодок и парное тепло за ночь не остывшей земли.

(16)Выйдя из дома, ныряешь в зелень и цвет: пахучие фиалки возле крыльца, полыхающий костёр цинний. (17)Смородина, виноград, за двором – акация. (18)По тропинке к огороду идёшь, задевая головой и плечами влажные листы и ветви старой раскидистой вишни да сливы, выбираясь на невеликий простор, где картошка да огурцы. (19)Солнце встаёт за деревьями; жёлтые лучи его там и здесь пробиваются через зелень.

(20)Просто – утро, которое не только глазами видишь, но чуешь слухом, чутьём, плечами, босыми ногами, всей плотью и каждой клеточкой пьёшь эту зелень, росу, птичий посвист, солнце, тепло, дух… (21)А всё вместе это называется летнее утро, которого не поймёшь, если будешь глядеть на него из окна, даже очень просторного, во всю стену, такого, как в нашей квартире на шестом этаже.

(22)Нынче – осень, октябрь. (23)Еду в гости, на хутор. (24)Поднявшись на гору, облегчённо вздыхаю и всегда останавливаю машину. (25)Заглушишь мотор, выйдешь.

(26)Обжигающий льдистый ветер, близкой зимы дыханье. (27)Воздух прозрачен, словно молодой лёд. (28)Огромный немереный распах земли и неба. (29)Близко и далеко, и вовсе далеко, но ясно и чётко видятся степные курганы, сияющие белью меловые осыпи, жёлтые пески, сочная зелень далёкого озимого поля, фиолетовая чернота пашни, стылая просинь речной воды, тучи, плывущие от краёв северных, а в прогалах, поминая о лете, голубеет ласковое небо. (30)Проглянет солнце – и суровый осенний мир светит улыбчиво, переливаясь из края в край.

(31)Тишина и покой. (32)Ни людского знака, ни машинного гула. (33)Лишь небо, земля, облака, ветер. (34)Да я – нечаянный соглядатай.

(35)Осень, река – и покой в мире, в душе. (36)Душа ведь не дремлет. (37)И хорошо здесь думается. (38)Никто и ничто не прервёт, даже не заденет долгие нити раздумий: о прошлом, о будущем, о жизни своей и чужой и, конечно, о том великом, что теперь окружает, порой раскрывая свои вечные истины…

(По Б.П. Екимову*)

Работы статград по русскому языку варианты и ответы

Добавить комментарий