РУ2090101-РУ2090102 тренировочные варианты по русскому языку 9 класс ответы и задания
Тренировочные варианты ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс РУ2090101, РУ2090102 ответы, задания и изложение. Официальная дата проведения работы статград: 16.09.2020 (16 сентября 2020 год).
Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Тренировочные варианты (КИМы): скачать в PDF
Ответы, критерии и аудио для вариантов: скачать
Тренировочные варианты РУ2090101-РУ2090102 по русскому языку 9 класс ОГЭ 2021:
Текст изложения для прослушивания:
Нам порой тяжело сразу ответить на вопрос, что такое благодарность. Казалось бы, ну что здесь неясного? Однако глубинный смысл этого понятия часто скрыт от нас. А между тем благодарность – одна из самых главных человеческих добродетелей.
Требовать благодарности, рассчитывать на неё – глупость. Ведь чувство не монета, да и стоимости как таковой не имеет. Представьте только, если бы можно было точно связать размер этого чувства с объёмом совершённого доброго дела. Вот, допустим, уступили вы место в автобусе, вам за это благодарны. А вы подходите и говорите: «Почему это вы мне только немного благодарны? Я, когда вам уступал, думал, что вы мне будете очень-очень благодарны! А ну вставайте с моего места!» Разве останется после этого дело, которое вы сделали, надеясь на «оплату» благодарностью, добрым?
С другой стороны, не быть благодарным в ответ на проявленную к тебе доброту унизительно. Прежде всего потому, что тебе за это ничего не будет. Ты не получишь штраф или выговор от начальства. Ведь благодарность нельзя назвать обязанностью, узаконенным долгом перед тем, кто сделал тебе добро. Благодарность – долг перед самим собой, и, если ты не захотел отдать этот долг, значит, ты унизил сам себя.
Сложные задания с варианта РУ2090101:
(1)Электронные средства связи – это не только новые возможности, но и новые опасности. (2)Общаясь в чатах, можно легко обмануть другого человека. (3)Люди часто дают неправильную информацию о своём возрасте и внешности и всегда готовы рассказать о вымышленных достижениях в карьере и учёбе. (4)Именно поэтому, вступая в переписку с незнакомым человеком, не стоит верить каждому его слову. (5)Нужно относиться к информации из социальных сетей скептически и понимать, что каждый из нас хочет выглядеть в глазах других лучше, чем он есть, и из-за этого иногда привирает.
2)Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
- 1) Предложение 1 осложнено однородными сказуемыми.
- 2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- 3) Грамматическая основа предложения 3 – люди дают.
- 4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
- 5) В предложении 5 четыре грамматические основы.
3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Быть независимым (1) вот главное стремление многих молодых людей (2) живущих в наше время. Впрочем (3) мало кто думает о том (4) что вместе с обретённой независимостью в жизни человека появляется масса проблем. Никто больше не обязан отвечать за твои поступки вместо тебя (5) так что теперь ты всегда должен сам справляться с проблемами (6) даже если они возникают неожиданно. Обязанности и ответственность (7) это и есть верные спутники независимости.
4)Cинтаксический анализ. Замените словосочетание «взглянул c грустью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ЦИТРУС – в корне слова буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
- 2) ССЫЛАТЬСЯ (на источник) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 3) ОБЪЕДИНЕНИЕ – перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок на согласные пишется разделительный Ъ.
- 4) ВЫЗУБРЕННОЕ (определение) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.
- 5) ВЫРАЩЕННОЕ (дерево) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) У поэтов было много денег, но они откладывали их на чёрный день.
- 2) Арнольд заведовал клубом, и в его распоряжении был продуктовый склад.
- 3) За выступление героям причитался хлеб, сахар и папиросы.
- 4) Шофёр спешил на рынок, чтобы обменять свой хлеб на сахар и папиросы.
- 5) Если выступлений, за которые платили едой, не было, герои голодали.
7)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
- 1) Он с досадой махнул рукой и, не обернувшись, скрылся так же быстро, как и возник.
- 2) Нищета, незаметно подкравшись, теперь душила нас безжалостно и беспощадно.
- 3) –Ну-у!.. – сказал он разочарованно, даже как бы несколько оскорбившись за то, что мы осмелились равнять «наш паршивый сахар с его прекрасным хлебом».
- 4) Он остановился с разбегу как вкопанный и посмотрел на нас обалделыми глазами бесшабашной русской синевы.
- 5) Удачи эти задаривали его с ног до головы новым обмундированием: кожаной фуражкой и сапогами, которые высовывали свои горделиво задранные носы из-под кожаных брюк.
8)Лексический анализ. Из предложений 30–33 выпишите синоним к слову НЕСТИСЬ.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Василия Андреевича Жуковского: «Слово не есть наша произвольная выдумка: всякое слово, получившее место в языке, есть событие в области мысли».
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он замешкался, будто бы принимая какое-то очень важное решение, стыдливо стал боком, вытащил складной нож с цепочкой и, наконец решившись, отрезал от хлеба большой кусок, молча отдал его нам и быстро пошёл прочь».
9.3)Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера- аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Сложные задания с варианта РУ2090102:
(1)Иногда во время заката можно увидеть в небе световые столбы, будто бы «возведённые» солнцем. (2)Это оптическое явление так и называют солнечными (или световыми) столбами. (3)Солнечные столбы – это лучи, которые тянутся от источника света.(4)Солнечные столбы возникают в результате отражения солнечных лучей от плоских кристаллов льда в атмосфере Земли, образующихся в перистых облаках в верхней тропосфере и в других, более низких слоях в холодное время года. (5)Обычно световые столбы образуются благодаря Солнцу, но иногда источником их света становятся Луна, прожекторы или уличные фонари.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
- 1) Грамматическая основа предложения 1 – можно увидеть столбы.
- 2) Предложение 2 является односоставным неопределённо-личным.
- 3) Предложение 3 является сложноподчинённым, с придаточным определительным.
- 4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- 5) В предложении 5 три грамматические основы.
2)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Иногда ты смотришь на человека (1) и сразу понимаешь (2) что он станет твоим другом. Вместе вам всё будет по колено (3) любая беда (4) любая неудача. И если ты окажешься достоин такого друга (5) он будет рядом с тобой всегда (6) и в беде (7) и в счастье.
3)Замените словосочетание «человек без принципов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
4)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) БЕРЕЧЬ (природу) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
- 2) (осталось) ПО-ПРЕЖНЕМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
- 3) (полицейская) ФУРАЖКА – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук, проверяется формой слова фуражек.
- 4) ПРЕПРОТИВНАЯ (гримаса) – правописание приставки определяется её значением близость.
- 5) ТЁМНО-ЗЕЛЁНАЯ (акварель) – сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
5)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Поэты третьи сутки не ели, потому что объявили голодовку в знак протеста.
- 2) Завхоз не мог выдать хлеб сегодня и предложил поэтам вместо хлеба взять сахар.
- 3) Товарищи успели на базар и обменяли там хлеб на сахар.
- 4) Поэты выглядели угрожающе, и паренёк-шофёр вынужден был отдать им хлеб бесплатно.
- 5) Чудом приобретённый хлеб поэты съели на берегу реки.
6)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- 1) Вероятно, удачи преследовали его всю жизнь, как влюблённые девчата.
- 2) На нас из-за угла крупными скачками нёсся батон ржаного хлеба.
- 3) И мы стояли посреди чужого города, как группа ветхозаветных пророков, покрытых чёрствой пылью веков.
- 4) Он остановился с разбегу и посмотрел на нас обалделыми глазами бесшабашной русской синевы.
- 5) Судьба посылала нам оливковую ветвь.
8)Лексический анализ. Из предложений 1–10 выпишите синоним к слову БЕДНОСТЬ.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского литератора Николая Михайловича Карамзина: «Истинное богатство языка состоит не во множестве слов, но в числе выражаемых им мыслей».
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он посмотрел укоризненно, тряхнул конопляными кудрями и побежал дальше, но вдруг остановился, обернулся, ещё раз посмотрел на нас пристально, очень сознательно, как будто увидел нас впервые, и мы увидели в его глазах сострадание».
9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Смотрите другие варианты по русскому языку для подготовки к ОГЭ:
РЯ1990801-РЯ1990802 статград русский язык 9 класс задания и ответы 5 февраля 2020