Школьный этап 2023-2024 олимпиада по экологии 7-8 класс задания и ответы ВСОШ 18-20 сентября
Официальные задания и ответы для 7 и 8 класса школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по экологии для Москвы 77 регион и Республики Дагестан. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики, а также учителя, родители и все желающие.
1. Термин «экология» (наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой) был введён Э. Геккелем в 1866 г.
Какие уровни организации жизни изучает экология?
молекулярный, тканевый, органныймолекулярный, организменный, биосферныйтканевый, органный, организменныйпопуляционно-видовой, биогеоценотический, биосферный
2. Цели в области устойчивого развития – набор из 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН.
Они являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран – бедных, богатых и среднеразвитых, нацелены на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.
К целям устойчивого развития не относится:
гендерное равенстволиквидация голоданедорогостоящая и чистая энергияусиленная добыча полезных ископаемых
3. Видом-доминантом нельзя назвать
дуб в биоценозе берёзовой рощиель европейскую в биоценозе европейской тайгилиственницу сибирскую в сибирских светлохвойных лесахдуб в биоценозе дубравы
4. К естественному источнику загрязнения атмосферы относят
сжигание отходов человекомработу автотранспортаизвержение вулканавыбросы теплоэлектростанции
5. Низовой пожар более опасен для ельников, чем для сосняков, потому что
под ельниками располагается слой торфакора у ели тоньше, чем у сосныдревесина ели содержит больше смолыв ельниках произрастает мох, который хорошо горит
6. В результате разрушения почвенного покрова потоками ветра происходят
пыльные буриовражные эрозииплоскостные эрозииселевые потоки
7. Укрепление здоровья человека, улучшение среды его обитания и предоставление возможностей рекреации – относятся к такой функции леса, как
экономическая функциябиосферная функциябиохимическая функциясоциально-гигиеническая функция
8. Цель национального проекта «Экология» – кардинально улучшить экологическую обстановку и положительно повлиять на оздоровление россиян. В этой многосторонней работе принимают участие органы власти, исполнители, кураторы федеральных проектов, общественные организации и граждане. Национальный проект включает в себя 10 федеральных проектов. Работа ведётся по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии.
Какой из перечисленных проектов не относится к «Национальному проекту «Экология»»?
сохранение уникальных водных объектовсохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризмакомплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходамистроительство завода сжиженного природного газа
9. При охране редких видов животных и растений наиболее эффективны следующие методы
охрана каждой особи в отдельностиохрана мест размноженияохрана мест обитаниявыращивание видов в искусственных условиях
10. Какие полезные привычки экологически сознательного человека вы бы развили у себя, чтобы уменьшить свой углеродный след?
Для отопления использовать дрова вместо газа или угля.Регулярно приобретать новую, модную одежду и обувь.Не допускать порчу продуктов питанияПриобретать экзотические продукты питания.Приобретать продукты питания на развес в многоразовую тару (контейнеры, тканевые мешочки).Ходить пешком до ближайшей станции метро.
11. К эпифитам относятся
трутовик обыкновенныйлишайник пармелия на стволе берёзылистостебельные мхи на коре деревьевхмель обыкновенныйжук-короедопёнок летний
12. Проблема истощения водных ресурсов возникает из-за
использования воды в сельском хозяйствепродажи бутилированной водыиспользования воды для мойки автотранспортапотери воды при транспортировкероста водопотребления человечествомнеравномерного распределения воды во времени и пространстве
13. Ребята из кружка юных натуралистов изучили состояние деревьев на разном расстоянии от шоссе. Было заложено три полосы на разном отдалении от шоссе: участок № 1 – 0–10 м от шоссе, участок № 2 – 10–20 м от шоссе участок № 3 – 20–30 м от шоссе. На участках №№ 1–3 подсчитано число деревьев с проснувшимися спящими почками (число деревьев и их возрастной состав на участках были одинаковыми). При этом на одном из отрезков шоссе был установлен забор, заграждающий полотно дороги.
Какой из графиков А–Г, по вашему мнению, иллюстрирует результаты исследования ребят на участке за забором, а какой на участке без забора?
График для участка с забором (1)График для участка без забора (2)
14. Выберите все правильные объяснения полученной в ходе исследования закономерности, описанной в предыдущем задании.
У растений рядом с шоссе побеги отмирают из-за механического повреждения крупинками противогололёдных реагентов.У растений рядом с шоссе побеги отмирают из-за загрязнения почвы противогололёдными реагентами.Спящие почки пробуждаются при избытке света, что наблюдается на обочине дороги.Спящие почки пробуждаются при недостатке света дальше от дороги.
15. Глобальная экологическая проблема изменения климата является комплексной. Она возникла из-за естественных и антропогенных причин. Выберите из списка естественные причины.
осушение болотсистема течений в Мировом океаневулканическая активностьсолнечная активностьведение сельского хозяйствапоступление фреонов в атмосферу
16. Какие материалы можно переработать?
фольгированные упаковки от чипсовбумажные чекиалюминиевые банкипластиковые бутылкисинтетические тканитюбик от зубной пасты.