Варианты статград БИ2490501-БИ2490504 биология 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами
Тренировочная работа статград №5 по биологии 9 класс в формате ОГЭ 2025 года тренировочные варианты БИ2490501, БИ2490502, БИ2490503, БИ2490504 с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 9 классов 31 марта 2025. Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий.
→ 4 варианта заданий: скачать
→ Все ответы и решения: скачать
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы. К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Для записи ответов используют чистый лист.
Решать варианты БИ2490501 БИ2490502
Вариант БИ2490501 по биологии 9 класс
1 задание
На рисунке изображена самка белой куропатки в разные сезоны года. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?
Ответ: изменчивость
2 задание
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) трутовик окаймлённый
Б) холерный вибрион
В) горошек мышиный
Г) инфузория туфелька
1) Растения
2) Животные
3) Бактерии
4) Грибы
Ответ: 4312
3 задание
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Розоцветные
2) род Шиповник
3) отдел Покрытосеменные
4) вид Шиповник обыкновенный
5) класс Двудольные
Ответ: 35124
4 задание
Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (минуты), а по оси у – доля использования гликогена от других источников энергии в клетке (%)). Какие два из нижеприведённых описаний точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?
1) В интервале от 5 до 8 минут использование гликогена наиболее интенсивно снижается.
2) Использование гликогена сначала снижается медленно, затем быстрее.
3) Использование гликогена снижается до нуля к 40-й минуте тренировки.
4) В интервале 10–15 минут использование гликогена не меняется.
5) На 20-й минуте тренировки доля использования гликогена превышает40 %.
Ответ: 13
5 задание
Установите последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав бутерброда. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) желудок
2) пищевод
3) ротовая полость
4) тонкий кишечник
5) клетки тела
Ответ: 32145
6 задание
Как называют медицинский прибор, изображённый на фотографии?
1) тонометр 3) динамометр 2) спирометр 4) глюкометр
Ответ: 4
7 задание
Известно, что камчатский краб – один из самых крупных видов ракообразных, обитатель дальневосточных морей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Дышит краб растворённым в воде кислородом.
2) Это хищное животное, поедающее червей и моллюсков.
3) Крабы употребляются в пищу человеком.
4) Отделами тела краба являются головогрудь и брюшко.
5) Браконьерство существенно сокращает численность популяции краба.
6) Самцы достигают по ширине панциря 23 см, по размаху ног – 1,5 м, а по массе – 7 кг.
8 задание
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) ЭПС 2) хлоропласт 3) рибосома 4) ядро.
9 задание
Чем отличаются голосеменные растения от папоротников? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножением спорами
2) наличием листьев и стебля
3) семенным размножением
4) автотрофным способом питания
5) опылением с помощью ветра
6) независимостью оплодотворения от воды
10 задание
Вставьте в текст «Плоды и их образование» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
В результате двойного оплодотворения образуется семя, которое состоит из _________(А), эндосперма и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется стенка плода, называемая _________(Б), который может быть как сочным, так и сухим. Количество семян зависит от количества _________(В) внутри завязи. Если в завязи он один, то в результате получится односемянный плод, например _________(Г), а если много, то плод будет многосемянный, как у тыквы или помидора.
Список элементов:
1) прицветник
2) зерновка
3) околоплодник
4) зигота
5) семязачаток
6) семядоля
7) зародыш
8) яблоко
11 задание
Установите соответствие между характеристиками и животными: к каждому элементу первого столбца подберите один соответствующий элемент из второго столбца.
А) сердце двухкамерное
Б) дыхание лёгочное
В) для размножения не требуется вода
Г) наружное оплодотворение
Д) есть боковая линия
Е) два круга кровообращения
1) карась
2) выдра
12 задание
Верны ли следующие суждения о бактериях? А. При производстве кисломолочных продуктов и квашеной капусты используют молочнокислые бактерии. Б. Почвенные бактерии гниения являются вредителями сельского хозяйства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
13 задание
Рассмотрите фотографию кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас, форма ушей, форма головы, форма глаз. Сиамская кошка имеет весьма характерную внешность, отличительными чертами которой являются тонкое, длинное, гибкое тело с головой в виде длинного клина. Большие круглые или миндалевидные косо поставленные глаза ярко-синего цвета. Очень большие уши, широкие в основании, прямые и заострённые на концах. Для сиамских кошек характерен окрас поинт (светлая шерсть с более тёмным окрасом на лапах, морде, ушах и хвосте). Такой окрас – это проявление неполного альбинизма.
14 задание
Под каким номером изображён орган пищеварительной системы человека?
15 задание
Почему человек дрожит, когда ему очень холодно?
1) чтобы улучшить передачу сигнала о холоде в мозг
2) чтобы получить с помощью мышечной активности дополнительную энергию
3) чтобы доставить больше крови к поверхности кожи
4) чтобы остановить проникновение холода сквозь кожу
16 задание
На рисунке изображено строение кожи человека. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гиподерма
2) сальная железа
3) нерв
4) волос
5) эпидермис
6) потовая железа
17 задание
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых характеристик используют при описании энергетического обмена в клетке?
1) осуществляется биологическое окисление
2) идёт с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) происходит в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов
18 задание
Установите соответствие между характеристиками и типами клеток крови: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) не имеют постоянной формы Б) в их состав входит гемоглобин В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела Г) обеспечивают иммунитет Д) в зрелом состоянии имеют ядро. 1) эритроциты 2) лейкоциты.
19 задание
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куницы. Список характеристик:
1) лазает по деревьям
2) продуцент
3) хищник
4) растительноядное животное
5) консумент второго и третьего порядка
6) насекомоядный зверь
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
20 задание
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит куница. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
21 задание
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубравы. Как изменится численность дятлов и куниц, если в течение трёх лет наблюдалось увеличение численности короедов дубовых усачей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
22 задание
Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу его относят? Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.
23 задание
Одним из важнейших научных экспериментов Яна ван Гельмонта стала попытка установить, откуда растения получают вещества для своего развития. Для своего эксперимента он взял иву – растение, неприхотливое в питании и быстрорастущее. Учёный взял большой горшок, засыпал в него 80 кг почвы и посадил саженец весом 2 кг. Далее он только поливал свой саженец дождевой водой – чистота опыта должна была создать условия, схожие с природными. Эксперимент Яна ван Гельмонта длился пять лет, по завершении которых он аккуратно извлёк из почвы выросшее дерево. Взвешивание растения показало, что его масса увеличилась примерно на 74 кг, а масса почвы уменьшилась на 60 г. Какую гипотезу проверял Ян ван Гельмонт в ходе своего эксперимента? Какой вывод мог сделать учёный по итогам эксперимента?
24 задание
Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», а также знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Какие стадии развития проходят насекомые с полным превращением? 2) Каковы различия во внешнем и внутреннем строении головастика и лягушки? Приведите два примера. 3) В чём заключается преимущество развития с метаморфозом?
25 задание
Пользуясь таблицей 1 «Содержание соланина в различных сортах картофеля (в мг на 100 г)», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина? 2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве? 3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?
26 задание
17-летний Николай в зимние каникулы посетил Самару. После экскурсии в Самарский художественный музей он пообедал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе: борщ, мясную рубленую котлету с гарниром из гречневой каши и кисель. Используя данные таблиц 2, 3 и 4, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Николай питается четыре раза в день? 2) Каковы реальная энергетическая ценность заказанного обеда, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме? 3) Чем опасна для человека пониженная кислотность желудочного сока?
Вариант БИ2490502 по биологии 9 класс
1. Рассмотрите рисунок, на котором изображены породы кур, выведенные человеком от общего предка – банкивских кур. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный рисунок?
Ответ: изменчивость
2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) опёнок осенний Б) кишечная палочка В) синица лазоревка Г) смородина красная. 1) Бактерии 2) Растения 3) Грибы 4) Животные.
Ответ: 3142
3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) вид Ландыш майский 2) род Ландыш 3) отдел Покрытосеменные 4) семейство Спаржевые 5) класс Однодольные.
Ответ: 35421
4. Изучите график, отражающий зависимость длительности действия анестезии от времени посещения стоматолога (по оси x – время суток (ч), а по оси у – продолжительность действия анестезии (мин)). Какие два из нижеприведённых описаний точно характеризуют данную зависимость? Продолжительность действия анестезии 1) не меняется в дневное время 2) минимальна при посещении стоматолога в 6 утра 3) колеблется в течение суток от 10 мин. до 30 мин. 4) максимальна при посещении стоматолога в 19 часов 5) составляет 15 мин. при посещении стоматолога в 12 часов.
Ответ: 23
5. Установите последовательность процессов, происходящих с пищей в пищеварительной системе человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) окончательное расщепление белков, жиров, углеводов 2) начальное расщепление крахмала 3) измельчение, перемешивание 4) начальное расщепление белков на фрагменты 5) всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.
Ответ: 32415
6. С какой целью используют медицинский прибор, изображённый на рисунке? 1) измерение артериального давления 2) повышение кислородной ёмкости крови 3) определение жизненной ёмкости лёгких 4) контроль пульса во время дыхательных упражнений.
Ответ: 3
7. Известно, что Бобр обыкновенный – крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) Длина тела животного достигает 1–1,5 м, а масса – до 32 кг. 2) Главными естественными врагами бобра являются волки, бурые медведи и лисы. 3) Мощными резцами бобр подгрызает стволы деревьев и валит их на землю, а затем объедает кору и ветви. 4) Бобр очень чистоплотен, никогда не засоряет своего жилья остатками еды и экскрементами. 5) Бобр издавна добывается ради красивого и прочного меха. 6) Между пальцами у животных имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо – на передних.
8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) спора 2) семя 3) плод 4) цветок.
9. Какие признаки характерны для цветковых растений класса Двудольные? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) мочковатая корневая система 2) сетчатое жилкование листьев 3) число лепестков и чашелистиков кратно 4 или 5 4) отсутствие камбия в стебле 5) стержневая корневая система 6) одна семядоля в семени.
10. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ХВОЩИ Хвощи – это (А) растения. Из споры развивается заросток, на котором развиваются гаметы. Оплодотворение происходит при участии (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: (В), на котором развиваются споры, и (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях – признак избыточного содержания кислот в почве. Перечень элементов: 1) весенний 2) семенные 3) луковица 4) насекомое 5) летний 6) осенний 7) вода 8) споровые.
11. Установите соответствие между признаками и классами позвоночных животных: к каждому элементу первого столбца подберите один соответствующий элемент из второго столбца. А) четырёхкамерное сердце Б) семь шейных позвонков В) отсутствует диафрагма Г) кровь в сердце смешанная Д) температура тела высокая и постоянная Е) мешковидные лёгкие. 1) Млекопитающие 2) Земноводные.
12. Верны ли следующие суждения о бактериях? А. Клеточная оболочка бактерий образована клетчаткой. Б. При пастеризации погибают бактерии, вызывающие скисание молока или порчу сока. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
13. Рассмотрите фотографию кошки светло-коричневого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.
14. Под каким номером изображён орган выделительной системы человека?
15. В каком органе человека вырабатывается гормон инсулин? 1) в слюнной железе 3) в поджелудочной железе 2) в печени 4) в тонком кишечнике.
16. На рисунке изображено строение сердца человека. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) правый желудочек 2) лёгочный ствол 3) створчатый клапан 4) аорта 5) правое предсердие 6) левый желудочек.
17. Какой фактор может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) нанесение татуировки 2) плавание в бассейне 3) прокалывание ушей 4) уход за больным СПИДом 5) незащищённые половые связи 6) обучение с учащимся – носителем вируса.
18. Установите соответствие между структурами и отделами нервной системы, к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) черепно-мозговой нерв Б) нервный узел В) головной мозг Г) спинной мозг Д) спинномозговой нерв.
19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дуба. Список характеристик: 1) жизненная форма – кустарник 2) консумент первого порядка 3) вид-средообразователь 4) продуцент 5) редуцент 6) формирует микроклимат в сообществе.
20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубравы. Как изменится численность зябликов и ястребов, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
22. Рассмотрите изображения одомашненного насекомого. Как называют это насекомое? Какую пользу от него получает человек?
23. Французский учёный Ж.Б. Буссенго провёл следующий эксперимент. Он взял растение и посадил его в горшок под стеклянный герметичный колпак, в котором экспериментатор заменил воздух газовой смесью, состоящей из кислорода, углекислого газа и других газов, но без азота, и стал наблюдать. В течение всего опыта учёный поливал растение водным раствором нитратов. По его окончании оказалось, что сколько азота «исчезает» из раствора нитратов, столько же обнаруживается в самом растении. Какой вывод можно сделать из эксперимента? Какие организмы способны усваивать азот из атмосферы?
24. Пользуясь содержанием текста «Органические соединения» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Какое свойство характерно для жиров? 2) Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу? Ответ обоснуйте.
25. Пользуясь таблицей 1 «Важнейшие показатели сердечно-сосудистой системы в покое», ответьте на следующие вопросы. 1) У какого домашнего животного из числа приведённых частота сердечных сокращений самая низкая? 2) Почему у собак наблюдаются такие расхождения в пульсе? 3) В какой момент сердечного цикла возникает систолическое давление?
26. В понедельник второклассница Ангелина посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями, мясную котлету с гарниром из отварных макарон, кисель и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Каково содержание жиров в школьном обеде? 2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Ангелине, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 8 лет? 3) В чём сущность пластического обмена у человека?
Пробник ОГЭ по биологии 9 класс статград 2025:
Варианты статград БИ2490401 БИ2490402 пробник по биологии 9 класс ОГЭ 2025 с ответами