Русский язык 11 класс ответы и задания для школьного этапа 2023 олимпиада ВСОШ 3, 4, 5 октября 2023
Официальные задания и ответы для 11 класса по русскому языку школьного этапа 2023 2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Москвы 77 регион и Республики Дагестан. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики, а также учителя, родители и все желающие проходит на официальном сайте: school.mos.ru
Олимпиада по русскому языку 11 класс
Задание 1. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» есть такие строки:
Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой < …>, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники.
Найдите в тексте словоформу (1), корень которой включает её в гнездо исторически родственных слов (2-7), загаданных ниже.
Слова 2-7:
2) устаревшее наименование эпилепсии (сущ.)
3) и глагол, и сущ., сущ. в знач. «беда, несчастье, неприятность»
4) сущ., перен., «коренное различие, расхождение между чем-либо/кем-либо»
5) входит в состав фразеологизма «_____ дело» со значением «безнадёжно»
6) изначально слово из двух корней, средство передвижения (без мотора)
7) такой хлеб, который выпекают в низу печи
Выпишите словоформу (1) в той форме, в которой она дана в тексте.
Задание 2. устаревшее наименование эпилепсии (сущ.)
Задание 3. и глагол, и сущ., сущ. в знач. «беда, несчастье, неприятность»
Задание 4. сущ., перен., «коренное различие, расхождение между чем-либо/кем-либо»
Задание 5. входит в состав фразеологизма «__________ дело» со значением «безнадёжно». Запишите отгаданное слово в начальной форме.
Задание 6. изначально слово из двух корней, средство передвижения (без мотора)
Задание 7. такой хлеб, который выпекают в низу печи
Задание 8. Ниже приведены данные о сочетаемости прилагательных, зашифрованных буквами А–Д. Эти прилагательные образованы от слов, обозначающих части тела и органы человека. В таблице указано, сколько раз в основном корпусе НКРЯ1 эти прилагательные встретились с существительными, приведёнными в первой строке (указываются в начальной форме). Если сочетание не встретилось, стоит прочерк.
1 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Какие прилагательные зашифрованы буквами А–Д? Напишите их в начальной форме.
А:
Б:
В:
Г:
Д:
Задание 9. Ученик решил написать статью про части речи. Вот что он написал про предлоги:
«Предлог – это служебная часть речи, которая присоединяется к другим словам и ставится перед ними».
Это утверждение не полностью корректно, по крайней мере по двум причинам.
Найдите два различных контекста, каждый из которых иллюстрировал бы одну из причин.
Древляне же отвечали: «Ради бы вам дань давать, если не хочешь нам мстить смерть мужа твоего». [В.Н. Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750)]
Ну, ладно, я об этом поговорю кое с кем. [Ю.О. Домбровский. Хранитель древностей, часть 1 (1964)]
Но если не гипнотизировать себя сочетанием «многие другие» и более внимательно посмотреть на имеющийся материал, то окажется, что на самом деле русские глаголы «публичной деятельности» в массе своей не сочетаются с для. [В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина. Парадоксы валентностей (1999)]
Нынче попрошайки Христа ради встречаются исключительно в городах. [Вячеслав Пьецух. Критика колеса // «Октябрь», 2013]
Иногда предлог по ошибочно употребляют вместо для, когда речь идёт о цели того или иного действия. [И. Толстой. Проникает, вытесняет, вносит путаницу // «Работница», 1980]
Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.
Никтоже свѣтилника вжегъ, покрываетъ его сосудомъ или под одромъ полагаетъ, но на свѣщникъ возлагает, да входящеи видятъ свѣтъ. Нѣсть бо тайно, еже не явленно будетъ; ниже утаенно, еже не познается и въ явление приидетъ.
Заполните пропуски.
В тексте встречается слово (а) ______________ (укажите в той форме и орфографии, в которых оно употреблено в тексте), исторически родственное ______________слову (б)______________ (укажите начальную форму слова), которое означает группу некоторых предметов быта, и слову (в)______________ (укажите начальную форму слова) со значением «плавучее сооружение».
Задание 11. Выберите один из нескольких вариантов
Как можно перевести «под одромъ»?
под кроватью
по порядку
задаром
под деревом
Задание 12. Выберите один из нескольких вариантов
Выберите верный перевод фразы «Нѣсть бо тайно, еже не явленно будетъ».
И ведь не тайно, а явно сделано будет.
Нельзя будет делать заявление тайно.
Нет ведь такой тайны, которая бы не стала явной.
Несите же тайну, чтобы не была она явной.
Задание 13. Даны прилагательные: быстрый, весёлый, невозможный, слепой, смелый, белоснежный, удобный, непостижимый.
Определите их разряд. Запишите в поле ответа одно слово (имя прилагательное в И.п., мн ч.)
Задание 14. Установите соответствие между объектами двух столбцов
Распределите их на две равные группы в соответствии с некоторым семантическим критерием.
К 1 группе будут относиться слова, где окажется слово быстрый.
Группа 1
Группа 2
быстрый
весёлый
невозможный
слепой
смелый
белоснежный
удобный
непостижимый
Задание 15. Выберите один из нескольких вариантов
Укажите, по какому семантическому критерию вы разделили слова на группы:
Слова в одной из групп в разных контекстах могут быть омонимами.
Слова в одной из групп имеют как прямое, так и переносное значение.
Слова в одной из групп обозначают признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени.
Слова в одной из групп обозначают признак, который характеризует только живое существо.
Задание 16. Перед вами часть графика, на котором отражена некоторая закономерность.
Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.
Примечание. По мнению некоторых ученых значению 11 по горизонтальной оси может соответствовать по вертикальной оси значение как 8, так и 9.
Выберите из приведённых ниже названий чисел все слова, числовое значение которых будет не меньше числового значения слова «семь» в данной системе.
один
два
три
четыре
пять
шесть
сорок
пятьдесят
сто
Задание 17. Ниже даны схемы русских фразеологизмов, содержащих слова Y, Z, Z*. В каждом примере дана дополнительная информация о некоторых словах фразеологизма, например, рядом с Y, Z, Z* указана часть речи слова и/или форма, в которой оно должно стоять. Для некоторых фразеологизмов указаны значения.
Устаревшее слово Z* имеет то же значение, что и Z.
1) Y + «в» + Y – ‘о жизни в согласии, наполненной взаимопониманием‘
2) Y + «в» + Z ( во множественном числе) + “ушла” – ‘об очень сильном чувстве страха‘
3) «Только» + Z – ‘засверкали‘
4) «брать» за Y
5) «добрая» + Y
6) Х – (притяжательное прилагательное, образованное от имени собственного) + Z*
Укажите в поле для ответа слова Y и Z в начальной форме.
Y ______________
Z ______________
Задание 18. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Укажите слово Z* в поле для ответа в начальной форме.
Z* ______________
Задание 19. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Укажите образованное от имени собственного притяжательное прилагательное Х в той форме, в которой оно употребляется во фразеологизме.
Х ______________
Задание 20. Прочитайте предложения.
1) а слѣдъ гнати съ (чю)жими людми а с послоухѣ·аже погоубѧть слѣдъ на гостинци на велицѣ а се(ла) не боудеть·или на поусте·кдѣже не боудеть·ни села·ни людии [Русская правда (середина XI в.)]
2) Записали земьлю церковъную и ланъ вольныи а сѣножать у гачищехъ, отъ тое сеножати земьля уся по ланы, а по гостинець по Вешеньскыи по старыи, а по болото, а по Криницю у Солотвинахъ земля и сеножать, отъ колодязя до колодязя, по увозищѣ по Добряньскыи путь, а по Криницю, под оувозищемъ отъ Лисеи горы по болото, а за болотомъ сеножать подъ Лисичымъ гаемъ. [Жалованная подтвердительная грамота великого князя Свидригайла Ольгердовича церкви св. Иоанна в Городке, в Галиции (1403.01.01)]
3) А что ныне пожаловал ты гсдрь писалъ к намъ о своемъ многолѣтномъ ѕдорове і любительные свои гостинцы прислал и мы ѕа все твое жаловане і ѕа приятство много челом бьем і против твоего писма все дошло а что к Москвѣ изволил ты послать [Р. Брехов. Р. Брехов Ф. В. Бородину (1660–1670)]
4) Да прислали вы, господа, къ великому господину, преосвященному Іоасафу, архіепископу тверскому и кашинскому, своего гостинца рыбы и соли, и онъ государь съ великою радостію велѣлъ принять. [Отписка старца Тверского Федоровского монастыря Виссариона к властям Иверского монастыря о получении посланной ему рыбы и о замечании, сделанном архиепископом Иоасафом, о непригодности бумаги, на которой написана к нему отписка от властей Иверского монастыря (1669.02.15–1669.02.28)]
В каждом из текстов повторяется слово, которое со временем изменило своё значение.
Запишите это слово в начальной форме в современной орфографии.
Задание 21. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами
Соотнесите это слово в каждом тексте с верным толкованием значения.
подарок
препятствия
дорога
дань
деревня
1)
2)
3)
4)
Задание 22. Даны слова персидского языка в формах единственного и множественного числа в упрощённой транскрипции и их переводы на русский язык.
Запишите слова во множественном числе:
nevisande (писатель)
dars (урок)
gusfand (овца)
miz (стол)