статград ответы варианты

Варианты статград БИ2410401 БИ2410402 биология 11 класс пробник ЕГЭ 2025 с ответами

Тренировочная работа статград №4 по биологии 11 класс в формате ЕГЭ 2025 года тренировочные варианты БИ2410401, БИ2410402, БИ2410403, БИ2410404 с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 17 марта 2025.

→ Варианты заданий: скачать

→ Все ответы и решение: скачать

Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Решать варианты БИ2410401 БИ2410402

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [2.41 MB]

Вариант БИ2410401 заданий с ответами

Задание 1

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Ответ: экосистемный; биогеоценотический; биоценотический

Задание 2

Экспериментатор поставил в две вазы с водопроводной водой по букету роз, срезанных 5 часов назад. В первую вазу добавил глюкозу, сделав 30 %-ый раствор. Как изменится тургор в клетках растений в первой и второй вазе по истечении суток? Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Ответ:  2, 1

Задание 3

Какое количество нуклеотидов РНК кодирует фрагмент полипептида длиной в 31 аминокислоту?

Ответ: 93

Задание 4

Какова вероятность (%) рождения особей с доминантным фенотипом при самоопылении гетерозиготного растения при неполном доминировании? Ответ запишите в виде числа.

Ответ: 25

Задание 5

Какой цифрой на схеме обозначена точка начала репликации?

Ответ: 6

Задание 6

Установите соответствие между характеристиками и элементами вилки репликации, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2 и 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) синтезируется в противоположном движению вилки направлении Б) синтезируется непрерывно с самого начала репликации В) синтезируется РНК-полимеразой Г) синтезируется короткими фрагментами ДНК Д) направление синтеза совпадает с направлением движения хеликазы Е) для сшивания фрагментов используется лигаза.

Ответ: 123121

Задание 7

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже примеров являются механизмами комбинативной изменчивости?

1) случайное выпадение участка хромосомы
2) кроссинговер между гомологичными хромосомами
3) изменение признака в пределах нормы реакции
4) случайное расхождение хромосом в мейозе
5) удвоение одной из хромосом в результате мейоза
6) случайность встречи гамет при оплодотворении

Ответ: 246

Задание 8

Установите последовательность действий исследователя при построении генетической карты дрозофилы методом Т. Моргана. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) вычисление вероятности кроссинговера между генами
2) анализирующее скрещивание гибридов первого поколения
3) подбор исходных линий мух дрозофил
4) подсчёт потомков с разными фенотипами
5) скрещивание мух с альтернативными признаками

Ответ: 35241

Задание 9

Каким номером на рисунке обозначен камбий?

Ответ: 4

Задание 10

Установите соответствие между характеристиками и структурами стебля, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) содержит ситовидные трубки
Б) покрыта кутикулой
В) относится к основным тканям
Г) обеспечивает проведение сахаров к корням
Д) входит в состав сосудисто-проводящего пучка
Е) содержит устьица

Задание 11

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. У насекомых в отличие от ракообразных есть:

1) хитиновый покров
2) трахеи
3) крылья
4) мальпигиевы сосуды
5) сердце
6) фасеточные глаза

Задание 12

Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Хищные
2) Хордовые
3) Плацентарные
4) Гиеновые
5) Гиена полосатая
6) Млекопитающие

Задание 13

Каким номером на рисунке обозначено ребро?

Задание 14

Установите соответствие между характеристиками и органами человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) соединяется с бронхами
Б) закрывается надгортанником
В) содержит голосовые связки
Г) согревает и обеззараживает воздух
Д) образован хрящевыми полукольцами
Е) формирует кадык

Задание 15

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие вещества входят в состав слюны?

1) амилаза
2) лизоцим
3) пепсин
4) трипсин
5) муцин
6) сахароза

Задание 16

Установите последовательность прохождения света через оптические структуры глаза человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) роговица
2) стекловидное тело
3) конъюнктива
4) передняя камера
5) хрусталик

Задание 17

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания движущего отбора. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Новорождённые дети с низким весом имеют слабые шансы на выживание, а крупный плод не имеет возможности пройти через родовые пути. (2)В популяции бактерий отбор способствует распространению устойчивых к антибиотикам форм. (3)Оптимальная длина крыльев у ласточек имеет средний диапазон, так как слишком длинные или короткие крылья снижают манёвренность и выживаемость. (4)Форма тела акул остаётся неизменной на протяжении миллионов лет, так как является удачной адаптацией к обитанию в водной среде. (5)Окраска берёзовой пяденицы менялась в зависимости от загрязнённости среды: чем больше копоти оседало на деревьях, тем темнее становились бабочки. (6)У птиц, перешедших к питанию жёсткими семенами отбор способствует сохранению особей с толстыми и мощными клювами.

Задание 18

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие существуют вещества биосферы, согласно учению Вернадского?

1) косное
2) газовое
3) биогенное
4) магматическое
5) биокосное
6) осадочное

Задание 19

Установите соответствие между примерами и критериями вида Рысь обыкновенная: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) обустройство жилищ под корнями деревьев
Б) густое опушение на лапах
В) кочевой образ жизни при недостатке пищи
Г) питание зайцами беляками и тетеревиными птицами
Д) рождение в одном выводке двух-трёх детёнышей
Е) длинные кисточки на ушах

1) экологический
2) физиологический
3) морфологический

Задание 20

Рассмотрите организм, изображённый на рисунке. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Список терминов
1) организменная
2) Брюхоногие
3) 1-6 мм
4) водная
5) 1-3 см
6) Ракообразные
7) почвенная
8) Бесчерепные

Задание 21

Проанализируйте диаграмму «Изучение влияния лимитирующих факторов на скорость поглощения веществ бактериями». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Чем больше триптофана в среде, тем лучше растёт B. subtilis.
2) E. coli не может расти на средах, не содержащих магний.
3) Азот необходим для роста любым бактериальным видам.
4) E. coli поглощает магний-содержащие вещества быстрее, чем любые другие.
5) B. subtilis быстрее поглощает аминокислоты, а E. coli – соли.

Задание 22

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного исследования. Объясните, почему ученый сжигал по пять проб каждого продукта питания? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что использовались образцы одного и того же продукта для пяти повторностей от разных производителей? * Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Задание 23

Предположите, почему в большинстве случаев измеренная калорийность оказалась выше, чем указанная производителем? Почему в случае съедания указанных продуктов коровой, калорийность будет выше, чем для человека? Ответ поясните

Задание 24

Рассмотрите изображённый на рисунке орган рыбы. Какие части органа обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют? Почему для морских рыб большая площадь поверхности данного органа является проблемой для поддержания солевого гомеостаза в организме?

Задание 25

При адаптации альпинистов к условиям высокогорья в их крови возрастает количество эритроцитов (явление эритроцитоза). Почему в условиях высокогорья наблюдается данное явление? Назовите два изменения в организме человека, которые обеспечивают эритроцитоз. Как эритроцитоз повлияет на минутный объём сердца человека? Ответ поясните.

Задание 26

Африканские прямокрылые насекомые саванн в течение нескольких дней после пожара приобретают тёмную окраску. Это явление называется хроматической адаптацией. Какая изменчивость проявляется в данном случае? Какое значение имеет хроматическая адаптация в жизни насекомых? Почему такое потемнение окраски нельзя считать аналогичным индустриальному меланизму у бабочки берёзовой пяденицы?

Задание 27

Муковисцидоз – рецессивное моногенное заболевание, возникающее в результате мутации в гене CFTR, кодирующем регулятор трансмембранного транспорта ионов хлора. Известно, что частота мутантного аллеля в целом по человеческой популяции составляет 0,0004, но в большинстве польской популяции эта мутация проявляется с частотой 1 на 5000 человек. Рассчитайте равновесные частоты нормального и мутантного фенотипа в общей человеческой популяции, а также частоту мутантного аллеля в популяции Польши. Поясните ход решения.

Задание 28

При скрещивании растения кабачка с жёлтыми плодами и низкой лозой с растением с зёлеными плодами и высокой лозой всё потомство получилось с жёлтыми плодами и высоким ростом лозы. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получились четыре разные фенотипические группы численностью 198, 192, 54 и 56 потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Вариант БИ2410402 заданий с ответами

1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Ответ: видовой; популяционный

2. Учёный изучал активность пепсина при воздействии на него различными факторами. Как изменится активность пепсина в среде с рН равным 8 и в среде, которую прогревали в течении 30 минут при температуре 60 о С? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится.

Ответ: 2, 2

3. Какое количество аминокислот кодируется фрагментом иРНК, имеющим длину 102 нуклеотида?

Ответ: 34

4. Какое соотношение потомков по генотипу стоит ожидать при моногибридном скрещивании двух гетерозигот? Ответ запишите в виде последовательности чисел.

Ответ: 121211112

5. Какой цифрой на рисунке обозначена органелла, отвечающая за апоптоз?

Ответ: 7

6. Установите соответствие между характеристиками и органеллами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2 и 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) соединяется с рибосомами Б) отвечает за синтез АТФ В) делит клетку на компартменты Г) обеспечивает модификацию белков после синтеза Д) отвечает за формирование лизосом Е) является двумембранным органоидом.

Ответ: 131223

7. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже примеров относятся к геномным мутациям? 1) удвоение участка хромосомы 2) кратное гаплоидному геному увеличение количества хромосом 3) изменение количества половых хромосом 4) разворот участка хромосомы 5) удвоение одной из хромосом 6) выпадение нескольких нуклеотидов из молекулы ДНК.

Ответ: 235

8. Установите последовательность действий учёного при клонировании гена человека в плазмиду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) выделение ДНК из лейкоцитов человека 2) обработка смеси ДНК лигазой 3) обработка плазмиды рестриктазами 4) добавление полученного гена к плазмиде 5) получение отдельного гена методом ПЦР.

Ответ: 15342

9. Каким номером на рисунке обозначен орган вегетативного размножения растений?

Ответ: 4

10. Установите соответствие между характеристиками и структурами растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) содержит семязачатки Б) производит микроспоры В) завершается рыльцем Г) образуется после отмирания цветка Д) имеет околоплодник Е) является местом прорастания пыльцевой трубки.

11. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие классы червей входят в состав типа Плоские черви? 1) многощетинковые 2) нематоды 3) пиявки 4) сосальщики 5) ленточные 6) ресничные.

12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Пресмыкающиеся 2) Аспидовые змеи 3) Кобры 4) Кобра среднеазиатская 5) Чешуйчатые 6) Животные.

13. Каким номером на рисунке обозначен правый желудочек?

14. Установите соответствие между характеристиками и сосудами человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) начинает малый круг кровообращения Б) открывается в левое предсердие В) разветвляется на сосуды, идущие к голове и туловищу Г) содержит венозную кровь Д) является самой крупной артерией в организме Е) несёт кровь от лёгких.

15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Печень в отличие от селезёнки 1) находится в брюшной полости 2) относится к органам пищеварительной системы 3) вырабатывает желчь 4) является органом кроверазрушения 5) накапливает гликоген 6) относится к лимфоидным органам.

16. Установите последовательность расположения элементов скелета нижней конечности человека в направлении от туловища вниз. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) малая берцовая кость 2) надколенник 3) фаланги пальцев 4) кости плюсны 5) пяточная кость 6) бедренная кость.

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергентных адаптаций вторичноводных млекопитающих. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Вторичноводными млекопитающими являются китообразные, ластоногие и сирены. (2)Для представителей названных групп характерна обтекаемая форма тела, улучшающая его гидродинамику. (3)У китообразных для ориентации в водной среде возникла эхолокация. (4)У дельфинов дыхательный акт является безусловно-рефлекторным, а у кашалота вдох и выдох – процессы произвольные. (5)У всех вторичноводных животных содержание миоглобина в мышцах в несколько раз выше, чем у наземных млекопитающих. (6)Ещё одной адаптацией к нырянию можно считать физическое разделение пищевода и трахеи на всём протяжении, что позволяет китам, тюленям и сиренам питаться в воде без риска захлебнуться.

18. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие характеристики применимы к пастбищным пищевым цепям? 1) в круговорот может вовлекаться энергия солнца 2) начинается с продуцентов 3) начинается с минерализации органических веществ 4) включает в себя детритофагов 5) на каждый следующий трофический уровень передаётся в среднем 10 % энергии 6) завершается хемосинтетиками.

19. Установите соответствие между примерами организмов и средой обитания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) криль Б) эндопаразиты В) геобионты Г) планктон Д) симбиотическая микрофлора Е) гидрофиты.

20. Рассмотрите эволюционное явление, изображённое на рисунке. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка. Список терминов 1) наследственная изменчивость 2) микроэволюция 3) распространение аллелей, повышающих приспособленность 4) эффект основателя 5) снижение генетического разнообразия 6) вымирание вида 7) борьба за существование 8) макроэволюция.

21. Проанализируйте таблицу «Экологический след разных стран». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) Низкий экологический след Индии указывает на низкий уровень жизни в стране. 2) Чем ниже экологический след, тем выше шансы страны на экологически устойчивое развитие. 3) Австралия, Индонезия и Норвегия смогли добиться экологически устойчивого существования. 4) Австралия имеет самое большое количество территории на человека. 5) Власти Австралии сильнее всего заботятся об окружающей среде.

22. Какая переменная в этом эксперименте была зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль осуществлять? *Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

23. Объясните, что такое фитонциды? Каков биологический смысл их выделения растениями? Какой аналог фитонцидов вырабатывают плесневые грибы? Для чего такие вещества нужны грибам?

24. Как называется процесс, изображённый на рисунке? Между какими организмами он происходит? Опишите, как он происходит и в чём заключается его значение?

25. В некоторых костях птиц вместо костного мозга находится воздух. Такие кости называются пневматическими. Какое значение имеет пневматизация костей у птиц? Какие ещё особенности в строении скелета и внутренних органов птиц обеспечивают это значение? Назовите две особенности. Как и почему наличие воздушных мешков влияет на плотность тела птицы?

26. 15 декабря 2024 года в Чёрном море произошла экологическая катастрофа – из повреждённых танкеров в воду вылилось более 3000 тонн мазута (вид нефтяного топлива). За следующую неделю была зафиксирована гибель более 200 птиц, 10 дельфинов и множества рыб. Перечислите три причины, повлекшие за собой гибель животных после катастрофы. Почему люди, находясь на вершине пищевой цепочки, могут пострадать от последствий данной катастрофы?

27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Фрагмент участка начала гена имеет следующую последовательность (нижняя цепь — матричная): 5’-ЦЦГАТГАГАТГТГЦАГТЦГАЦАТЦТГГА-3’ 3’-ГГЦТАЦТЦТАЦАЦГТЦАГЦТГТАГАЦЦТ-5’ Определите последовательность фрагмента полипептида, кодируемого этим участком ДНК, если известно, что итоговая последовательность имеет длину более 3 аминокислот, а синтез полипептида начинается с аминокислоты Мет. Объясните последовательность решения задачи. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

28. У человека аллели генов мышечной дистрофии и гипофосфатемического рахита (синдром Дента – замедляется развитие костей из-за недостатка фосфатов в крови) находятся в одной хромосоме и наследуются сцеплено с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был синдром Дента, а у отца – мышечная дистрофия, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок с синдромом Дента. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Пробник ЕГЭ по биологии 11 класс статград 2025:

Варианты БИ2410301 БИ2410302 БИ2410303 БИ2410304 статград биология 11 класс ЕГЭ 2025 с ответами

Добавить комментарий