Демоверсия МЦКО 12 мая 2025 по литературе 8 класс проверочная работа с ответами
Демоверсия МЦКО 2025 проверочной диагностической работы по литературе 8 класс тренировочный вариант заданий с ответами и решением для подготовки к диагностики в школах города Москвы и области, которая пройдёт в мае 2025 года.
Вариант демоверсию: скачать
Ответы для демоверсии: скачать
Описание работы: скачать
Назначение проверочной работы по учебному предмету «Литература» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования.
Вариант МЦКО по литературе 8 класс 2025
Описание проверочной работы
Ответы для демоверсии
2. Документы, определяющие содержание и характеристики проверочной работы
Содержание и основные характеристики проверочной работы определяются на основе следующих документов: – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897); – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287); – Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370); – Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (утверждён приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858); – Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по литературе (подготовлен ФГБНУ «ФИПИ»).
3. Условия проведения проверочной работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
4. Время выполнения проверочной работы
Время выполнения проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
5. Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 6 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса литературы. Распределение заданий по блокам проверяемых умений представлено в таблице 1. Содержание проверочной работы охватывает материал, изученный в 8-м классе, и некоторые произведения, изученные ранее. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса литературы представлено в таблице 2.
6. Порядок оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–3, 5.3, 6.3 оценивается 1 баллом; заданий 4, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 6.4 оценивается 2 баллами. Максимальный балл за выполнение всей проверочной работы – 17 баллов. В приложении 1 приведён обобщённый план проверочной работы. На сайте ГАОУ ДПО МЦКО http://demo.mcko.ru/test/ размещены образцы заданий в компьютерной форме, примерные типы и форматы которых могут быть представлены в отдельных вариантах проверочной работы. В приложении 2 приведены ответы и указания к оцениванию образцов заданий проверочной работы, представленных на сайте ГАОУ ДПО МЦКО.
Задания и ответы с демоверсии
1. Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное в основу действия литературного произведения?
2. Каким термином обозначается основная мысль произведения?
Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 3-4.
Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачёва и толпою бежал за нами. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. Изменник помог Пугачёву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие. Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!» Я отворотился от него и ничего не отвечал. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачёв сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднёс ему водки.
Пугачёв выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошёл ко мне с своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачёв был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачёв осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно: – Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне её. Швабрин побледнел как мёртвый. – Государь, – сказал он дрожащим голосом… – Государь, она не под караулом… она больна… она в светлице лежит. – Веди ж меня к ней, – сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повёл Пугачёва в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал. (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
3. Опираясь на текст, выберите из предложенного списка слово, которое означает «памятная надпись, отклик на известие о чьей-то смерти».
4. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
5.1. Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их поступками. К каждому персонажу переместите с помощью компьютерной мыши их поступки.
5.2. Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их репликами. К каждому персонажу переместите с помощью компьютерной мыши их реплики.
5.3. Укажите верное утверждение, соответствующее содержанию романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В романе раскрывается тема дворянской чести и верности долгу. Миронов – важный капитан и защитник крепости, который игнорирует замечания Василисы Егоровны. Савельич рад отдать заячий тулуп Пугачёву и благодарит его от всего сердца за оказанную услугу. Батюшка Андрей Петрович Гринёв сразу дает сыну родительское благословение на брак с Машей Мироновой.
6.1. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
6.2. Заполните пропуски в следующем предложении. Впишите соответствующие термины. Стихотворение К.М. Симонова написано (укажите размер без указания количества стоп) и имеет рифмовку.
6.3. Укажите верное утверждение, характеризующее стихотворение К.М. Симонова. Стихотворение посвящено военному товарищу К.М. Симонова. Повтор глагола «жди» раскрывает ключевую тему стихотворения. Лирический сюжет завершается пейзажем природы в третьей строфе. Лирический герой находится в унынии и не надеется на возвращение домой.
6.4. В каких из перечисленных произведений раскрывается тема любви? А.С. Пушкин «Анчар» М.Ю. Лермонтов «Парус» Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся» М.Ю. Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…» М.Ю. Лермонтов «Нищий»
Распределение заданий по блокам проверяемых умений
1. Владеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада), форма и содержание литературного произведения, тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и другие), сюжет, композиция, эпиграф, стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); конфликт, система образов, автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск, эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм)
2. Анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции.
Инструкция
В верхнем правом углу страницы Вы видите индикатор времени, который активируется сразу после начала тестирования. Левее расположена панель, на которой Вы можете выбирать задания, кликая по ним мышкой. Вы можете вернуться к любому заданию, если хотите проверить (изменить) ответ. Не используйте навигацию браузера «назад» – «вперёд». Кликая на квадратик с номером задания, Вы отображаете cоответствующий ему текст задания. После ввода ответа на задание обязательно нажмите кнопку «Сохранить введённые ответы». Белым цветом на панели заданий отмечаются задания, на которые Вам ещё предстоит ввести ответ. Жёлтым цветом – те, на которые Вы уже ответили. Красной рамкой отмечается задание, на которое Вы отвечаете. После окончания тестирования нажмите на кнопку «Закончить» или дождитесь окончания отведённого времени, в этом случае система автоматически завершит тест и отобразит Ваши результаты.
Смотрите диагностические работы МЦКО 2025:
МЦКО 2024-2025 варианты задания и ответы для диагностических работ