демоверсия ОГЭ 9 класс ФИПИ

Демоверсия ОГЭ 2026 по биологии 9 класс вариант ФИПИ с ответами

Демоверсия ОГЭ 2026 по биологии 9 класс ФИПИ образец нового демонстрационного варианта заданий с ответами и решением для подготовки к основному государственному экзамену с официального сайта ФИПИ. Изменения в КИМ 2026 года по сравнению с 2025 годом.

Скачать демоверсию

Скачать спецификацию

Скачать кодификатор

В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы. Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте.

Демоверсия ОГЭ 2026 по биологии 9 класс ФИПИ

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [1.80 MB]

1 задание

На фотографии отображена агрессивная реакция дикого животного. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует эта реакция?

На фотографии изображена представительница одной из профессий, связанных с биологией. Назовите эту профессию.

Как называют научный метод, которым пользуется изображённый на фотографии учёный-зоолог?

2 задание

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) опёнок зимний
Б) клостридия ботулиновая
В) муравей лесной
Г) тисс ягодный

1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения

3 задание

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) класс Птицы
2) род Глухарь
3) вид Глухарь обыкновенный
4) семейство Тетеревиные
5) отряд Курообразные

4 задание

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси x отложено время (ч), а по оси y – число образовавшихся особей (ед.)). Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость? Скорость размножения организма.

1) имеет максимальное значение на 12-м часу наблюдений
2) не изменяется в первые часы эксперимента
3) увеличивается на всём протяжении наблюдений
4) линейно растёт с 7-го по 8-й час наблюдений
5) не изменяется после 14 часов измерений

5 задание

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу. 1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов. 2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой. 3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной. 4) Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений. 5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу. 6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

Установите последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) замена жаберного дыхания лёгочным 2) откладывание икры самкой в воду 3) развитие жабр, мускулатуры и скелета 4) оплодотворение икры самцами 5) появление личинки.

6 задание

Как называется прибор, изображённый на рисунке?
1) аппарат УЗИ
2) спирометр
3) флюорограф
4) фонендоскоп

7 задание

Известно, что берёза карликовая — это листопадный кустарник, служащий кормом растительноядным животным тундры. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) У растения несколько стволиков, растущих из одного узла. 2) Зимний период растение проводит в безлистном состоянии. 3) Листорасположение у растения очерёдное. 4) В весенний и летний периоды растение употребляют в пищу северные олени. 5) Цветки берёзы мелкие, невзрачные, однополые. 6) Растение образует сплошные заросли, называемые ёрниками.

8 задание

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) синтез жиров
2) транспорт веществ
3) синтез АТФ
4) деление клетки

9 задание

Какие животные размножаются на суше? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) нильский крокодил
2) электрический скат
3) императорский пингвин
4) дельфин Афалина
5) байкальская нерпа
6) серая жаба

10 задание

Вставьте в текст «Строение нервной ткани» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ ТКАНИ Функциональной единицей нервной ткани является  (А). Это клетка, состоящая из тела и отходящих от неё отростков. Короткие отростки называют (Б), они проводят сигнал к телу нейрона, а длинный отросток называют (В). Он проводит нервный сигнал от тела нейрона. В местах многочисленных контактов нервных клеток образуются (Г).

Список элементов:

1) миоцит
2) сома
3) нейрон
4) рефлекс
5) синапс
6) аксон
7) ткань
8) дендрит

11 задание

Установите соответствие между признаками и процессами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) происходит в клетках с хлоропластами
Б) происходит во всех клетках
В) происходит постоянно: днём и ночью
Г) происходит с использованием световой энергии
Д) окисляются органические вещества
Е) органические вещества образуются

12 задание

Верны ли следующие суждения о лишайниках? А. Лишайники – это растительные организмы, утратившие способность к фотосинтезу. Б. Лишайники закрепляются на коре дерева с помощью тонких корней. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

13 задание

Рассмотрите фотографию коричневой лошади с белыми отметинами на ногах. Выберите характеристики, соответствующие внешнему виду животного, по следующему плану: масть (окрас), постановка головы, форма головы, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку.

14 задание

Под каким номером на рисунке изображён толстый кишечник человека?

15 задание

Явление захвата клетками крови чужеродных твёрдых частиц называют
1) симбиозом
2) транспортом веществ
3) фагоцитозом
4) паразитизмом

16 задание

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) раздражитель
2) вставочный нейрон
3) чувствительный нейрон
4) двигательный нейрон
5) исполнительный орган
6) белое вещество

17 задание

Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) потовые железы 2) сальные железы 3) кровеносные сосуды кожи 4) вены малого круга кровообращения 5) мышцы стенок кишечника 6) подкожная жировая клетчатка

18 задание

Установите соответствие между костями и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) бедренная
Б) локтевая
В) лучевая
Г) плечевая
Д) пяточная
Е) малая берцовая

1) верхняя конечность
2) нижняя конечность

19 задание

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания императорского пингвина. Список характеристик:

1) продуцент
2) хищная птица
3) консумент первого порядка
4) консумент третьего порядка
5) растительноядный организм
6) обитает на суше, а охотится в воде

20 задание

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит тюлень крабоед. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

21 задание

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы океана. Как изменится численность морских леопардов и синих китов, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности тюленей крабоедов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

22 задание

Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображены виды наружного кровотечения у человека. Какой сосуд повреждён на рисунке 3? Назовите один из признаков, по которому это можно определить.

23 задание

Итальянский естествоиспытатель Л. Спалланцани ещё в середине XVIII в. обратил внимание на то, что летучие мыши свободно летают в абсолютно тёмной комнате, не задевая предметов. Он решил выяснить причины такой способности. В своём опыте он взял группу летучих мышей, часть из которых экспериментатор ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Какой вывод мог сделать Спалланцани на основании проведённого эксперимента? Как можно объяснить результаты эксперимента с позиции современных знаний об ориентации этих рукокрылых?

24 задание

Используя содержание текста «Состав пчелиной семьи» и знания из школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Какие группы пчёл выделяют в пчелиной семье? 2) Какие особенности строения характерны для матки? 3) Объясните, почему трутни могут находиться в рое только в летнее время.

25 задание

Пользуясь таблицей «Влияние табакокурения на здоровье человека», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое из заболеваний связано с курением в большей степени, чем остальные заболевания? 2) Можно ли на основании данных таблицы сделать вывод, что табакокурение – одна из основных причин смертности от туберкулёза (ответ поясните)? 3) Почему табакокурение способствует развитию болезней сердца?

26 задание

17-летний Илья в каникулы посетил Астрахань. Перед экскурсией в Астраханский кремль он перекусил в местном кафе быстрого питания. Илья заказал себе следующие блюда: блинчики со сгущённым молоком и сладкий чай. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, выполните задание и ответьте на вопросы. 1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Илья питается 4 раза в день. 2) Насколько выбранные Ильёй блюда соответствуют второму завтраку по содержанию углеводов (в %)? 3) Каково значение воды в организме молодого человека? Укажите одно из таких значений.

Спецификация ОГЭ 2026 по биологии 9 класс

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [397.21 KB]

КИМ ОГЭ по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи. КИМ конструируются исходя из необходимости оценки достижения выпускниками метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия.

Основой разработки экзаменационных вариантов являются требования ФГОС к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на базовом уровне и содержание биологического образования из федеральной основной образовательной программы, которое отражено в учебниках по биологии, допущенных Минпросвещения России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Экзаменационные материалы направлены на проверку освоения обучающимися важнейших видов учебно-познавательной деятельности на базе предметных знаний, представленных в содержательных блоках курса биологии «Биология как наука» (в таблице 3 кодификатора пункт 1 «Биология – наука о живой природе. Методы научного познания»), «Признаки живых организмов» (в таблице 3 кодификатора пункты 4–6 «Организмы бактерий, грибов и лишайников», «Растительный организм. Систематические группы растений», «Животный организм.

Систематические группы животных»), «Система, эволюция и многообразие живой природы» (в таблице 3 кодификатора пункт 3 «Эволюционное развитие растений, животных и человека»), «Человек и его здоровье» (в таблице 3 кодификатора пункт 7), «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» (в таблице 3 кодификатора пункт 2 «Среда обитания. Природные и искусственные сообщества. Человек и окружающая среда»). Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность контрольных измерительных материалов. В экзаменационных материалах высока доля заданий по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в нём рассматриваются наиболее актуальные для обучающихся практико-ориентированные вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

5. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Данная связь проявляется в преемственности проверяемых умений и видов познавательной деятельности, тематического содержания учебного предмета. Модель КИМ ОГЭ, как и КИМ ЕГЭ, состоит из двух частей, содержащих задания разных уровней сложности. В обеих моделях используются схожие типы заданий. Реализован единый подход к определению уровней сложности заданий и разработке системы оценивания.

6. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 26 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом:

1 задание повышенного уровня сложности с ответом в виде одного слова или словосочетания; 1 задание на заполнение пропуска в тексте;

5 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;

6 заданий с выбором нескольких верных ответов базового и повышенного уровней сложности;

5 заданий повышенного уровня сложности на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму);

3 задания на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов базового уровня сложности. Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом:

2 задания повышенного уровня сложности: 1 задание на применение биологических знаний и умений для решения практических задач, 1 задание на работу с тематическим текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 3 задания высокого уровня сложности: 1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ биологического эксперимента, 1 задание на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом приводится в таблице 2.

7. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию

Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; о методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приёмах выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.

Четвёртый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); о внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса биологии представлено в таблице 3.

10. Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

11. Система и критерии оценивания выполнения

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 3, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение задания 5 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют.

Выставляется 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0. Правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 16, 17, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы.

Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов. Правильное выполнение каждого из заданий 10, 11, 18, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют.

Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы. Выполнение заданий 22–26 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 47. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551, зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292) «72. Проверка экзаменационных работ включает в себя: 1) проверку и оценивание предметными комиссиями развёрнутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3. <…>

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развёрнутый ответ на задания КИМ. <…> В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором. Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». Существенными считаются следующие расхождения. 1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 22–26, в 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение. 2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 22–26 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл.

В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. 3. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Кодификатор ОГЭ 2026 по биологии 9 класс

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [470.03 KB]

Кодификатор составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями)). Кодификатор отражает преемственность проверяемых предметных требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2010 г. и ФГОС 2021 г.

Кодификатор состоит из трёх разделов1: − раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по биологии»; − раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по биологии»; − раздел 3. «Отражение в содержании контрольных измерительных материалов личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.

Смотрите на сайте по биологии 9 класс

Варианты статград БИ2490401 БИ2490402 пробник по биологии 9 класс ОГЭ 2025 с ответами

Добавить комментарий