Демоверсия ОГЭ 2026 по географии 9 класс вариант ФИПИ с ответами
Проект демоверсии ОГЭ 2026 по географии 9 класс ФИПИ образец демонстрационного варианта заданий с ответами и решением для подготовки к основному государственному экзамену с официального сайта ФИПИ. Изменения в КИМ 2026 года по сравнению с 2025.
В демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторых позициях экзаменационной работы. В реальных вариантах экзаменационной работы на каждой позиции будет предложено только одно задание.
Демоверсия ОГЭ 2026 по географии 9 класс ФИПИ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2026 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2026 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2026 г., приведён в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по географии, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают будущим участникам экзамена возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по географии в 2026 г.
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут). Ответы к заданиям 1, 4, 5, 6, 11, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2, 3, 7–10, 13–15, 19–28 записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. При переносе ответа в виде последовательности цифр на бланк (задания 3, 8, 14, 15, 19, 20, 22, 25–27) следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.
В задании 24 ответом может быть десятичная дробь. Ответ запишите по приведённому ниже образцу в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Работа содержит 3 задания (12, 29 и 30), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на бланке ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейку и непрограммируемый калькулятор. Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Спецификация ОГЭ 2026 по географии 9 класс
КИМ ОГЭ по географии конструируются исходя из необходимости оценки достижения выпускниками метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также познавательные, коммуникативные и регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) универсальные учебные действия.
В каждый вариант КИМ 2026 г. включены задания, проверяющие уровень освоения основных разделов программы основной школы по географии и выполнение основных требований к результатам освоения основной образовательной программы. Важное место в КИМ отводится проверке сформированности умений использовать различные источники информации: карты атласов; статистические источники (таблицы, графики, диаграммы), представленные в заданиях; тексты.
В экзаменационной модели КИМ ОГЭ контролируется сформированность многих важных умений: выбрать источник, необходимый для решения конкретной задачи; найти и извлечь информацию из источника; представлять в различных формах (графики, таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач. Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии, определяется с учётом значимости соответствующих элементов содержания для общекультурного развития обучающихся и продолжения обучения в средней школе. Наибольшее количество заданий относится к разделу «География России».
5. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогична заданиям, используемым в экзаменационной работе ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ, в КИМ для ОГЭ большее внимание уделяется достижению требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умений извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карт атласов, статистических материалов, диаграмм, текстов).
6. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них 8 заданий с ответом в виде одной цифры, 5 заданий с ответом в виде слова или словосочетания, 14 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр. Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в двух из которых (12 и 30) требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос.
10. Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование которыми разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. На экзамене по географии разрешается пользоваться линейкой, непрограммируемым калькулятором и географическими атласами для 7–9 классов (любого издательства).
11. Система и критерии оценивания выполнения
Правильное выполнение каждого из заданий 1–11, 13–28 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов; правильное выполнение заданий 29 и 30 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551, зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292) «72. Проверка экзаменационных работ включает в себя: 1) проверку и оценивание предметными комиссиями развёрнутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3. <…>
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развёрнутый ответ на задания КИМ. <…> В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором. Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение задания 12, составляет 2 балла. В этом случае третий эксперт проверяет только ответ на задание 12, который вызвал столь существенное расхождение.
2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на задание 12 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответ на задание 12, который был оценён со столь существенным расхождением.
3. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 31. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
12. Изменения в КИМ 2026 года по сравнению с 2025 годом
Изменения содержания КИМ отсутствуют. Изменена последовательность заданий: задание 30 (по нумерации 2025 г.) перенесено на позицию 21.
Кодификатор ОГЭ 2026 по географии 9 класс
Кодификатор составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями)). Кодификатор отражает преемственность проверяемых предметных требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2010 г. и ФГОС 2021 г.
Кодификатор состоит из трёх разделов1: − раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии»; − раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по географии»; − раздел 3. «Отражение в содержании контрольных измерительных материалов личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.
Задания и ответы для демоверсии
1. Какая из перечисленных рек Европы наиболее протяжённая?
1) Волга
2) Днепр
3) Дон
4) Печора
2. Вставьте название гор на место пропуска. Участок Государственной сухопутной границы России с Монголией проходит по горным хребтам Забайкалья, Саян и
3. Расположите перечисленные регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории, начиная с региона, почвы которого наименее плодородны. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Республика Карелия 2) Ямало-Ненецкий АО 3) Ставропольский край.
4. Традиционным занятием каких из перечисленных народов России является морской зверобойный промысел? 1) чукчи и эскимосы 2) карелы и коми 3) ханты и манси 4) якуты и эвенки.
4.2. Группа студентов из Астрахани занимается изучением малонарушенных горных экосистем, а также редких видов фауны – амурского тигра и пятнистого оленя. Какой из перечисленных биосферных заповедников им необходимо посетить для исследовательской работы? 1) Сихотэ-Алинский 2) Лапландский 3) Окский 4) Оренбургский.
5. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона? 1) Нижневартовск 2) Тобольск 3) Тюмень 4) Рубцовск.
6. Карта погоды составлена на 28 марта. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление? 1) Норильск 2) Когалым 3) Пермь 4) Колпашево.
7. Определите, какой город – столица республики в составе России – имеет географические координаты 62° с.ш. 130° в.д.
8. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) слоистый песчаник 2) суглинок с валунами 3) известняк.
9. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до родника. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
10. Определите по карте, в каком направлении от родника находится пункт государственной геодезической сети.
11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
12. Школьники выбирают место для катания на санках с крутой горки. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
13. При подъёме в тропосфере температура воздуха понижается в среднем на 0,6 °С через каждые 100 м. Определите температуру на вершине горы А с абсолютной высотой 6000 м, если у её подножия, расположенного на уровне моря, температура составляет 30 °С. Ответ запишите в виде числа.
14. Многолетняя мерзлота влияет на хозяйственную деятельность человека: разработку полезных ископаемых, строительство зданий. В каких двух из перечисленных регионов России необходимо учитывать последствия оттаивания многолетней мерзлоты? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы. 1) Ростовская область 2) Забайкальский край 3) Белгородская область 4) Республика Башкортостан 5) Магаданская область.
15. Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности служат примерами нерационального природопользования? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные виды хозяйственной деятельности. 1) рекультивация земель в районах добычи угля 2) комплексное использование добываемого сырья 3) заготовка древесины с последующими посадками леса 4) сплав леса по рекам отдельными брёвнами 5) создание терриконов в местах добычи угля.
16. Учащиеся проанализировали собранные данные для выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из них сделал верный вывод на основе представленных данных? 1) Елена: «Температура воздуха в июле последовательно понижается с увеличением абсолютной высоты пункта наблюдения». 2) Михаил: «Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками последовательно возрастает при движении с северо-запада на юговосток». 3) Любовь: «Температура воздуха в январе последовательно понижается при движении с северо-запада на юго-восток». 4) Мария: «Чем ниже расположен пункт, тем меньше среднегодовое количество дней с атмосферными осадками».
17. В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность светового дня наибольшая? 1) Ухта 2) Ханты-Мансийск 3) Братск 4) Благовещенск.
18. Проанализируйте климатограмму и определите, какой цифрой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
19. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Абакан 2) Ярославль 3) Екатеринбург.
20. Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов. Установите соответствие между слоганами и странами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
21. Определите страну по её краткому описанию. Это одна из крупнейших по площади территории и численности населения стран мира. Она омывается водами трёх морей. Природные условия в её западной и восточной частях различны. В восточной части находится равнина, сложенная преимущественно речными наносами; здесь формируется муссонный климат. Рельеф западной части горный: здесь расположено одно из крупнейших нагорий в мире.
21.2. Определите регион России по его краткому описанию. Эта республика расположена в азиатской части страны. На юге её граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации. Регион богат полезными ископаемыми: разведаны крупные запасы свинцово-цинковых, молибденовых, вольфрамовых, урановых руд и угля. На долю республики приходится около 60 % береговой линии самого глубокого пресноводного озера на земном шаре.
22. В каких двух из приведённых высказываний содержится информация о режиме реки Северной Двины? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания. 1) Как правило, Северная Двина освобождается ото льда в середине апреля – начале мая; начало ледостава – в октябре. 2) Территория бассейна Северной Двины расположена в зоне тайги с преобладанием хвойных (еловых и сосновых) лесов. 3) В дельте Северной Двины ежегодно образуются, а затем размываются острова. 4) В среднем течении Северная Двина протекает в обширной долине. 5) Для Северной Двины характерно весеннее половодье, сравнительно низкая летняя межень и ещё более низкая зимняя межень.
22.2. В каких двух из приведённых высказываний содержится информация об урбанизации? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания. 1) Население Сибири составляет менее четверти населения России и сосредоточено главным образом вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. 2) В начале 2025 г. доля городского населения в общей численности населения Чеченской Республики возросла на 7 % по сравнению с началом 2024 г. и составила 47 %. 3) В 2025 г. во многих субъектах Российской Федерации отмечалось уменьшение числа родившихся и снижение числа умерших. 4) По данным Росстата, в 2025 г. в России насчитывалось 16 городовмиллионников. 5) За 2023 г. в Российской Федерации естественная убыль населения достигла 495,3 тыс.человек.
23. В каком году из показанных на графике на постоянное место жительства в Россию из других стран прибыло наибольшее число людей? Ответ запишите в виде числа.
24. Определите величину миграционного прироста населения России в 2021 г. Ответ запишите в виде числа.
25. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы. 1) Мурманская область 2) Республика Татарстан 3) Республика Саха (Якутия) 4) Архангельская область 5) Краснодарский край.
26. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Амурская область 2) Ямало-Ненецкий АО 3) Кабардино-Балкарская Республика.
27. Какие два из перечисленных городов России относятся к крупным центрам автомобилестроения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города. 1) Нижний Новгород 2) Череповец 3) Тюмень 4) Петрозаводск 5) Набережные Челны.
27.2. В каких двух из перечисленных областей Центральной России добываются железные руды? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти области. 1) Смоленская 2) Белгородская 3) Брянская 4) Курская 5) Тамбовская.
28. Территория какого из российских полуостровов упоминается в тексте?
29. В тексте говорится о химическом выветривании. Назовите ещё один (любой) вид выветривания. Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
30. Объясните, с каким внутренним (эндогенным) процессом связано залегание известняка в горах, о которых говорится в тексте. Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
Смотрите на сайте по географии 9 класс
Варианты статград ГГ2490401 ГГ2490402 география 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами