Новая демоверсия ОГЭ 2026 года по химии 9 класс вариант ФИПИ и ответы
Новая демоверсия ОГЭ 2026 по химии 9 класс ФИПИ образец нового демонстрационного варианта заданий с ответами и решением для подготовки к основному государственному экзамену с официального сайта ФИПИ. Изменения в КИМ 2026 года по сравнению с 2025 годом.
В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы. Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте.
Демоверсия ОГЭ 2026 по химии 9 класс ФИПИ
1. Выберите два утверждения, в которых говорится об азоте как о простом веществе. 1) Азот необходим растениям для образования хлорофилла и других органических веществ. 2) Азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого воздуха. 3) В жидком состоянии азот бесцветен и подвижен, как вода. 4) Содержание азота в почвах колеблется от 0,07 до 0,5 %. 5) Валентность азота в ионе аммония равна IV. Запишите номера выбранных ответов.
2. На рисунке изображена модель строения ядра атома некоторого химического элемента. Запишите в таблицу номер периода (X), в котором данный химический элемент расположен в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, и величину заряда ядра (Y) его атома. (Для записи ответа используйте арабские цифры.)
3. Расположите химические элементы – 1) фосфор 2) кремний 3) алюминий в порядке увеличения восстановительных свойств образуемых ими простых веществ. Запишите указанные номера элементов в соответствующем порядке.
4. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления хлора в данном веществе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
5. Из предложенного перечня выберите два вещества с ионной связью. 1) NaF 2) CaO 3) NH3 4) HBr 5) CO2.
6. Какие два утверждения верны для характеристики как алюминия, так и кремния? 1) Все электроны в атоме элемента в основном состоянии расположены на трёх электронных слоях. 2) Атомный радиус элемента меньше атомного радиуса натрия. 3) Простое вещество существует в виде двухатомных молекул. 4) Элемент образует амфотерные гидроксиды. 5) Элемент образует высший оксид состава Э2О3. Запишите номера выбранных ответов.
7. Из предложенного перечня веществ выберите соль и амфотерный оксид. 1) PCl3 2) FeО 3) NH4Cl 4) Ca(OH)2 5) ZnO Запишите в поле ответа сначала номер соли, а затем номер амфотерного оксида.
8. Какие два из перечисленных веществ вступают в реакцию с серой? 1) HNO3 2) Na2O 3) Al 4) CaCl2 5) SiO2.
9. Установите соответствие между реагирующими веществами и возможным(и)продуктом(-ами) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
10. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
11. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, между которыми протекает реакция обмена. 1) гидроксид натрия и соляная кислота 2) сульфат натрия и хлорид бария 3) гидроксид натрия и алюминий 4) бром и иодид калия 5) серная кислота и цинк.
12. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
13. Укажите, какие ионы и в каком количестве образуются в растворе при полной диссоциации 1 моль хлорида железа(III). 1) 1 моль Fe3+ 2) 1 моль Fe2+ 3) 3 моль Fe3+ 4) 1 моль Cl– 5) 3 моль Cl–
14. Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции H+ + OH– = H2O 1) H2S 2) Mg(OH)2 3) HI 4) H2SO4 5) Ba(OH)2 6) Al(OH)3
15. Установите соответствие между схемой процесса, происходящего в окислительно-восстановительной реакции, и названием этого процесса: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
16. Из перечисленных суждений о правилах работы с веществами в лаборатории и быту выберите верное(-ые) суждение(-я). 1) Для определения наличия кислоты в растворе его следует понюхать и попробовать на вкус. 2) Твёрдые вещества в лаборатории можно брать руками. 3) Для проведения опытов в пробирку объёмом 10 мл наливают по 1–2 мл растворов реагентов. 4) Для переливания жидких веществ из исходной склянки в пробирку можно использовать воронку.
17. Установите соответствие между двумя веществами, взятыми в виде водных растворов, и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
18. Вычислите массовую долю (в процентах) магния в гидрофосфате магния. Запишите число с точностью до целых.
19. Вычислите массу гидрофосфата магния (в миллиграммах), который должна содержать одна таблетка витаминно-минерального комплекса, если рекомендован приём двух таких таблеток в сутки. Запишите число с точностью до целых.
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в схеме реакции Fe(OH)3 + HI → FeI2 + I2 + H2O Запишите в отдельной строчке(-ах) формулы вещества/частицы окислителя и восстановитель. Укажите, какое(-ая) из этих веществ/частиц является окислителем, а какое(-ая) – восстановителем.
21. Дана схема превращений: Zn(NO3)2 t° Х → ZnSO4 → Zn(OH)2 Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
22. К 340 г раствора с массовой долей нитрата серебра 6 % добавили избыток раствора хлорида железа(III). Вычислите массу образовавшегося осадка. В ответе запишите уравнение реакции, о которой идёт речь в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
23. Для проведения эксперимента выданы склянки № 1 и № 2 с растворами гидроксида натрия и хлорида кальция, а также три реактива: соляная кислота, растворы нитрата меди(II) и карбоната калия. 1) только из указанных в перечне трёх реактивов выберите два, которые необходимы для определения каждого вещества, находящегося в склянках № 1 и № 2; 2) составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, которую планируете провести для определения вещества из склянки № 1; 3) составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения реакции, которую планируете провести для определения вещества из склянки № 2; 4) для оформления хода эксперимента используйте предложенную ниже таблицу, в которой в строчке 1 и 2 запишите формулы выбранных реактивов;
Спецификация ОГЭ 2026 по химии 9 класс
Содержание заданий разработано по основным темам курса химии, объединённым в семь содержательных блоков: «Первоначальные химические понятия», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции», «Важнейшие представители неорганических веществ. Неметаллы и их соединения. Металлы и их соединения», «Химия и окружающая среда», «Расчёты».
5. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Преемственность модели ОГЭ 2026 г. с КИМ ЕГЭ по химии проявляется как в содержательной, так и в деятельностной составляющей экзаменационной модели. Это стало возможным прежде всего благодаря использованию форм и формулировок заданий, аналогичных моделям заданий ЕГЭ. Так, для проверки сформированности усвоения понятий, изучаемых в систематическом курсе химии основной школы, предлагаются задания, предусматривающие контроль достижения метапредметных планируемых результатов: на сравнение или классификацию предлагаемых объектов, анализ и оформление данных, полученных при проведении химического эксперимента, а также на их применение в процессе дальнейшей работы с химической информацией.
В КИМ ОГЭ по химии также включены задания, предусматривающие проверку умения прогнозировать возможность протекания химических реакций и состав образующихся продуктов реакций, описывать признаки их протекания или определять реактивы, необходимые для проведения качественных реакций. Так же, как и в варианте ЕГЭ, большое внимание уделено проверке сформированности системных знаний о химических свойствах неорганических веществ.
6. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр. Часть 2 содержит 4 задания: 3 задания этой части подразумевают запись развёрнутого ответа, 1 задание этой части предполагает выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов. Распределение заданий по частям КИМ представлено в таблице 2.
9. Продолжительность экзамена
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Рекомендуемое время выполнения заданий части 1 – 60 минут (1 час), а выполнения заданий части 2 – 90 минут (1 час 30 минут). К выполнению задания 23 участник может приступать не ранее чем через 30 минут после начала экзамена.
10. Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. Участникам экзамена разрешается использовать следующие материалы и оборудование: – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; – таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; – электрохимический ряд напряжений металлов; – непрограммируемый калькулятор; – линейка; – лабораторное оборудование для проведения химических опытов, предусмотренных заданиями КИМ (Приложение 2); – индивидуальный комплект химических реактивов и оборудования (Приложение 2).
11. Система и критерии оценивания выполнения
Правильное выполнение каждого из заданий 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18, 19 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 4, 9, 10, 12 и 17 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа.
Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы. Проверка выполнения заданий 20–23 осуществляется предметной комиссией в соответствии с критериями оценивания выполнения. При оценивании выполнения каждого из заданий эксперт на основе предоставленных критериев оценивания выявляет в ответе экзаменуемого оцениваемые элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальный балл за выполнение каждого из заданий 20, 21 и 22 – 3 балла; за выполнение задания 23 – 5 баллов. Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены экзаменуемым разными способами.
Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать как один из возможных вариантов ответа. Это относится прежде всего к способам решения расчётных задач. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 38. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551, зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292) «72. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
1) проверку и оценивание предметными комиссиями развёрнутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором2 <…>. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развёрнутый ответ на задания КИМ <…>. В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 20–23, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 20–23 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением.
3. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
12. Условия проведения работы
Лабораторные опыты при выполнении задания 23 проводятся в условиях химической лаборатории, оборудование которой должно соответствовать требованиям СанПиН к кабинетам химии. Перед началом экзаменационной работы специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ инструктирует участника(-ов) экзамена по выполнению практического задания, а также по технике безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами под подпись каждого участника экзамена.
К выполнению задания 23 не допускаются участники экзамена, не прошедшие инструктажа по технике безопасности. Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 3. Для выполнения химического эксперимента, предусмотренного заданием 23, каждому участнику экзамена предлагается индивидуальный комплект, состоящий из определённого набора оборудования и реактивов. Набор оборудования, входящего в индивидуальный комплект участника ОГЭ по химии, для всех участников одинаков и представлен в таблице 6 Приложения 2.
Набор реактивов, входящих в индивидуальный комплект участника ОГЭ по химии для выполнения химического эксперимента, включает в себя пять различных веществ (или их растворов), перечисленных в условии задания 23 каждого варианта КИМ. Надписи (формулы или названия) на склянках с веществами, выдаваемых экзаменуемому для проведения реакций, должны полностью соответствовать перечню реактивов, который указан в условии задания. Перечни веществ и лабораторного оборудования, включаемых в индивидуальные комплекты участников ОГЭ по химии для выполнения экспериментальных заданий, составлены на основе общих перечней, которые приведены в Приложении 2.
Кодификатор проверяемых требований
Кодификатор составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»). Кодификатор отражает преемственность проверяемых предметных требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2010 г. и ФГОС 2021 г.
Кодификатор состоит из трёх разделов1: – раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по химии»; – раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по химии»; – раздел 3. «Отражение в содержании контрольных измерительных материалов личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.
Смотрите на сайте по химии 9 класс
Химия 9 класс варианты ХИ2490501 ХИ2490502 статград пробник ОГЭ 2025 с ответами