демоверсия ОГЭ 9 класс ФИПИ

Новая демоверсия ОГЭ 2026 по обществознанию 9 класс вариант ФИПИ с ответами

Проект демоверсии ОГЭ 2026 по обществознанию 9 класс ФИПИ образец демонстрационного варианта заданий с ответами и решением для подготовки к основному государственному экзамену с официального сайта ФИПИ.

Скачать демоверсию

Скачать спецификацию

Скачать кодификатор

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности.

Демоверсия ОГЭ 2026 по обществознанию 9 класс

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [2.01 MB]

Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2.

Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Спецификация ОГЭ 2026 по обществознанию 9 класс

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [536.78 KB]

Экзаменационная модель ОГЭ по обществознанию отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектами контроля выступают требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, закреплённые во ФГОС, и дидактические единицы знаний, представленные в федеральной образовательной программе. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др.

Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из нормативных правовых актов.

5. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и средней школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет обеспечить преемственность двух уровней государственной итоговой аттестации. Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объём и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ.

6. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ

Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. К каждому из заданий 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 1324), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания). Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Распределение заданий КИМ по типам с учётом максимального первичного балла за выполнение каждого типа заданий даётся в таблице 2.

7. Распределение заданий КИМ ОГЭ

7.1. Задания КИМ представляют следующие разделы курса: «Человек и его социальное окружение», «Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире» и «Человек в мире культуры» (задания 2–4), «Человек в экономических отношениях» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы» (задания 10, 11), «Человек в политическом измерении» (задания 13, 14), «Гражданин и государство» (задание 16), «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права» (задания 17, 18).

На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, что в совокупности они представляют все традиционные разделы курса.

11. Система и критерии оценивания выполнения

Правильное выполнение каждого из заданий 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение задания 15 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют.

Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы. Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 1, 6, 21, 22 и 24 выставляется по 2 балла, при неполном ответе – по 1 баллу. За полное и правильное выполнение каждого из заданий 5 и 23 выставляется 3 балла.

При неполном выполнении, в зависимости от наличия требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 12 выставляется 4 балла. При неполном выполнении, в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 3, 2 или 1 балл. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551, зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292)

«72. Проверка экзаменационных работ включает в себя: 1) проверку и оценивание предметными комиссиями развёрнутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором4. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развёрнутый ответ на задания КИМ. <…> В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». Существенными считаются следующие расхождения.

1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 1, 5, 6, 12, 21–24, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.

2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 1, 5, 6, 12, 21–24 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 37. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

12. Изменения в КИМ 2026 года по сравнению с 2025 годом

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Внесены уточнения в систему оценивания выполнения заданий 5 и 12.

Кодификатор ОГЭ 2026 по обществознанию 9 класс

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [624.56 KB]

Кодификатор составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями)). Кодификатор отражает преемственность проверяемых предметных требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2010 г. и ФГОС 2021 г.

Кодификатор состоит из трёх разделов1: – раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию»; – раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по обществознанию»; – раздел 3. «Отражение в содержании контрольных измерительных материалов личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.

Задания и ответы для демоверсии

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании форм политического участия граждан? Выборы, уплата налогов, сохранение природы, членство в партии, военная служба. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

2. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Обогащая таким образом свой социальный опыт, Саша развивается как 1) гражданин 2) личность 3) индивид 4) сын.

3. Науки принято разделять на предметные области. К естественным наукам относится 1) история 2) математика 3) философия 4) биология.

4. Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

5. Рассмотрите фотографию. Какой тип семьи (в зависимости от состава/структуры) может быть проиллюстрирован с помощью этой фотографии? Что отличает семью от других малых групп? (Укажите любые две черты отличия.) В чём заключается воспитательная функция семьи? Какие ещё функции выполняет семья? (Назовите любые две функции.) Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6. Семья Счастливцевых состоит из шести человек: супругов Татьяны и Виталия, двух их сыновей-школьников и родителей Виталия. Татьяна ведёт домашнее хозяйство, Виталий – индивидуальный предприниматель, его родители работают по найму. Около 40 % денежных средств семьи идёт на питание и жизненно необходимые расходы (медицину, транспорт, оплату коммунальных услуг). Семья владеет квартирой, загородным домом, гаражом и двумя автомобилями. Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод об уровне доходов семьи Счастливцевых? Что включают в себя материальные ресурсы семьи Счастливцевых? (Назовите любые три материальных ресурса из условия задачи.) Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство? 1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания 2) расчёт показателей государственного бюджета 3) объяснение причин роста инфляции 4) прогнозирование спроса на товары.

8. На предновогодних распродажах в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь по сниженным ценам. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление иллюстрирует поведение покупателей? 1) инфляция 2) спрос 3) кооперация 4) предложение.

9. Верны ли следующие суждения о деньгах? А. Деньги позволяют количественно измерить ценность любого товара, услуги. Б. Деньги обладают определённой покупательной способностью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

10. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества? 1) русские, марийцы 2) пожилые люди, молодёжь 3) маргиналы, средние слои 4) православные, буддисты.

11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальный конфликт может носить скрытый характер. Б. Социальный конфликт может возникнуть тогда, когда люди не желают считаться с интересами друг друга. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

12. В ходе социологического опроса совершеннолетних россиян им задавали вопрос: «Какие способы информирования избирателей о политических программах кандидатов наиболее эффективны?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

13. По форме государственного (территориального) устройства страна Z – это унитарное государство. Это значит, что 1) Z объединяет несколько государственных образований, обладающих определённой политической самостоятельностью 2) в территориальных единицах страны Z приняты свои конституции 3) в стране Z правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах 4) территория страны Z разделена на административные единицы, подконтрольные центру.

14. Верны ли следующие суждения о политике? А. Политика связана с участием в делах государства. Б. Политика – это деятельность, связанная с отношениями по поводу власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

15. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина Российской Федерации: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) обращение в государственные органы Б) охрана здоровья и медицинская помощь В) уплата налогов Г) выбор профессии Д) забота о сохранении культурного наследия.

16. Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума 1) утверждает по представлению Президента Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации 2) осуществляет меры, направленные на снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду 3) осуществляет управление федеральной собственностью 4) решает вопрос о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

17. Переход дороги в неустановленном месте нарушает нормы права 1) административного 2) уголовного 3) трудового 4) гражданского.

18. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах? А. К задачам полиции относится надзор за исполнением законов органами государственной власти. Б. Прокуратура занимается обеспечением безопасности личности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

19. На уроке учитель рассказывал ученикам о видах социальных норм. Сравните два вида социальных норм: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) отражение воли государства 2) регулирование жизни общества 3) закрепление в официальных государственных документах 4) установление правил поведения.

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Как природа может помочь человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно? Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

23. Приведите три примера, иллюстрирующих сохранение и восстановление памятников культуры.

24. Какое значение для общества имеет сохранение памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два суждения.

Смотрите на сайте по обществознанию 9 класс

Обществознание 9 класс варианты ОБ2490601 ОБ2490602 статград пробник ОГЭ 2025 с ответами

Добавить комментарий