Разговоры о важном 10-11 класс 22 сентября 2025 тема мирный атом день работника атомной промышленности
Мирный атом день работника атомной промышленности проект «разговоры о важном» РОВ 10-11 класс 22 сентября 2025 все материалы для скачивания с сайта razgovor.edsoo : сценарий, презентация, видеоролики для проведения цикла внеурочных занятий, классный час проводится в начале каждой учебной недели 2025-2026 учебного года.
→ Сценарий проведения: скачать
→ Методические рекомендации: скачать
→ Презентация: скачать
→ Все материалы: скачать
→ Раздаточные материалы: скачать
→ Атомный профессионал: скачать
→ Как работает мирный атом: скачать
→ Правда или вымысел: скачать
→ Рабочие листы для классного часа: скачать
Сценарий разговоры о важном для 10-11 класса
Методические рекомендации 22 сентября 2025
Презентация для 10-11 класса
Говорим о важном с Владиславом Парфеновым
Видеоанонс темы от Евгения Егорова
Росатом: Гордость. Вдохновение. Мечта
Фрагмент шоу «Классная тема» с Михаилом Скрипкиным — Об энергии атома
Цели занятия: формирование и развитие чувства гордости за достижения страны в области мирного использования атомной энергии, уважения к учёным и инженерам, внесшим вклад в развитие атомной отрасли; развитие интереса к изучению перспективных направлений науки и техники, связанных с атомными технологиями; осознание ответственности за безопасное применение атомной энергии и её роль в устойчивом развитии человечества. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Мирный атом играет ключевую роль в обеспечении человечества чистой энергией, развитии неядерных технологий и улучшении качества жизни миллионов людей. Три ключевых слова определяют значение и масштаб атомной отрасли — «гордость», «вдохновение», «мечта». Гордость за великие достижения наших атомщиков, вдохновение от огромного спектра направлений атомной отрасли и мечта — о новых горизонтах, расширяющих границы возможного. Крупнейшее научно-производственное объединение страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — госкорпорация «Росатом». Госкорпорация «Росатом» — технологический лидер страны и мировой лидер в сфере атомной промышленности.
Команду «Росатома» объединяет стремление быть на шаг впереди, ответственность за результат, эффективность, единство, уважение и безопасность. • Атомная отрасль меняет мир к лучшему, создает новые источники энергии, помогает бороться с неизлечимыми болезнями, изобретает сверхпрочные материалы, развивает Арктику и технологии будущего. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием презентации, видеоматериалов, интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивные задания;
- презентация.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым. Учитель: Ребята, вы, конечно, пользуетесь электричеством в течение дня — дома и в школе, на даче и в путешествиях (презентация к занятию, слайд. 1). Кто-нибудь из вас задумывался, откуда берется энергия? Вопросы для обсуждения: − Что такое энергия? − Какие виды энергии вы знаете? − Откуда берется атомная энергия? Ответы обучающихся. Учитель: Атомная энергия — одна из самых мощных и поразительных сил природы, которую человек сумел освоить и применять для разных целей (презентация к занятию, слайд. 2).
В основе атомной энергетики лежит процесс расщепления атомных ядер — ядерное деление — и следующая за этим цепная ядерная реакция, сопровождающаяся выделением огромной энергии. Когда тяжелое ядро, например, урана или плутония, распадается на более легкие частицы, выделяется огромное количество энергии в виде тепла. Именно это тепло на атомных электростанциях превращается в пар, который приводит в движение турбины и вырабатывается электричество, а в наших домах появляется свет и начинает работать бытовая электротехника.
Основной этап Учитель организует просмотр фрагмента выпуска телешоу «Классная тема» с Михаилом Скрипкиным «Об энергии атома». Учитель: «Первый», «единственный в мире», «уникальный» — все эти звания носят многие изобретения и достижения отечественных атомщиков, и мы по праву гордимся этим. 80 лет назад в Советском Союзе началась эпоха освоения атома — эпоха великих открытий, мужества учёных и технологического прорыва (презентация к занятию, слайд 3.) Советские ученые были первыми в мирном использовании энергии атома. В нашей стране в 1954 году начала свою работу первая в мире атомная электростанция в Обнинске, открыв эру мирного использования атома. Первый научный руководитель советского атомного проекта Игорь Васильевич Курчатов и вся его команда ученых, исследователей, инженеров сыграли важную роль в создании первой АЭС. Россия является мировым лидером в ядерных технологиях.
АЭС работают в разных регионах России: от южных областей до Заполярья. В их основе — ядерные реакторы разных конструкций и мощности. Наша страна занимает первое место в мире по обогащению урана, который является сырьем для ядерного топлива. Вопросы для обсуждения: − С именами каких советских и российских атомщиков вы знакомы? − О каких достижениях и проектах в области советской и российской атомной промышленности вы слышали? − Почему Россия сохраняет лидерство в мирном использовании атомной энергии? − Какие вызовы стоят нашей страной в области мирного использования атомной энергии? Ответы обучающихся. Учитель: Крупнейшее научно-производственное объединение нашей страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — это госкорпорация «Росатом».
В нее входят и производства самых разных направлений, и научные центры, и атомный ледокольный флот. Сегодня российские атомщики трудятся не только над тем, чтобы обеспечить страну и мир чистой безуглеродной энергией. Они производят сверхлегкие и сверхпрочные материалы, создают лекарства от неизлечимых болезней, работают над созданием сверхмощных квантовых компьютеров, обеспечивают ядерный щит России, совершенствуют атомные технологии для полетов к далеким планетам и развивают технологии будущего, о которых еще совсем недавно люди могли только мечтать. Давайте посмотрим, какими невероятными проектами сегодня занимается атомная отрасль России. Учитель организует просмотр видеоролика «Росатом. Гордость. Вдохновение. Мечта».
Учитель: Госкорпорация «Росатом» стремится к созданию безопасных и экологичных АЭС, внедряет современные системы безопасности и минимизирует выбросы радиоактивных веществ. Атомная энергетика будущего — это замкнутый топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах (презентация к занятию, слайд №4). В мире есть всего два реактора на быстрых нейтронах. Оба находятся на Белоярской АЭС в Свердловской области. В тепловых реакторах нейтроны замедляются, а в реакторах на быстрых нейтронах — нет. Это позволяет использовать для запуска цепной реакции более широкий спектр изотопов, включая такие виды урана и плутония, которые для тепловых реакторов не подходят. Атомщики по всему миру много лет задумывались над возможностью «дожигания» нептуния и америция. И пока во всем мире только российским учёным удалось первыми претворить эту идею в жизнь.
Это уникальная возможность для использования ядерных отходов в качестве топлива: как если бы автомобиль работал не только на бензине, но и на выхлопных газах других машин. Вопросы для обсуждения: − Как атомная энергетика помогает бороться с изменением климата и загрязнением окружающей среды? − Какие технологии, над которыми сегодня работают ученые «Росатома», позволят использовать радиоактивные отходы в качестве сырья для топлива? (возможный ответ: замкнутый ядерный топливный цикл) Ответы обучающихся. Учитель: Атомные технологии становятся важным элементом национальной идентичности, символом технологического лидерства и научного потенциала России. Атомная отрасль — это не только инновационные технологии, но и люди, благодаря которым свершаются научные открытия, реализуются крупнейшие, в том числе и международные проекты. В «Росатоме» работают специалисты самых разных профессий (презентация к занятию, слайд 5).
Вопрос для обсуждения: − Какие специалисты, профессии задействованы в атомной отрасли? − Какие профессии атомной отрасли кажутся вам самыми интересными? Почему? − Как развитие искусственного интеллекта и робототехники может изменить работу атомщиков? Ответы обучающихся. Учитель организует выполнение интерактивного задания «Атомный профессионал». Учитель: Будущее атомной отрасли России закладывается уже сегодня, а, значит, в ближайшее время мы станем свидетелями прорывных технологий в разных сферах нашей жизни. В биомедицинской сфере «Росатом» участвует в разработке инновационных методов биофабрикации — создании биоматериалов из клеток человека. Такие технологии открывают новые возможности для трансплантологии и тканевой инженерии.
В области космических технологий реализуется проект ядерных космических двигателей, которые обещают сделать длительные межпланетные экспедиции реальностью. Эти достижения демонстрируют, что атомная отрасль — не только производство энергии, но и основа для инноваций. Атомные технологии улучшают жизнь миллионов людей, являются фундаментом стабильного и экологически безопасного будущего. Давайте посмотрим интервью с Владиславом Александровичем Парфеновым, который во главе команды ученых разработал уникальную технологию для выращивания кровеносных сосудов прямо из собственных клеток человека!
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с директором Научно-производственного центра медицинских изделий АО «НИИТФА» (Научный дивизион «Росатома»), кандидатом технических наук Владиславом Александровичем Парфеновым. Вопросы для обсуждения: − Какие технологии будущего развиваются благодаря атомной отрасли? − Как атомные технологии могут изменить мир в будущем? − Какие новые возможности откроются для человечества с развитием атомной промышленности? Ответы обучающихся. Учитель организует выполнение интерактивного задания «Правда или вымысел». Учитель: Если любите точные науки, интересуетесь наукоемким технологиями, хотите приносить пользу и менять мир к лучшему — атомная отрасль может стать вашим будущим.
Для успешного развития атомной промышленности требуются не только физики-ядерщики, но и специалисты в области информационных технологий, экологи, врачи, инженеры-конструкторы, программисты, химики, а также переводчики, эксперты по связям с общественностью, менеджеры проектов и другие сотрудники. Ежегодно более 4400 выпускников вузов принимаются на работу в «Росатом», а около 14 000 студентов проходят практику в организациях атомной отрасли. Вопросы для обсуждения: − Какие предметы и области знаний важны для специалистов атомной отрасли? − Как вы думаете, какие профессии в атомной отрасли будут востребованы через 10–15 лет? − Какие профессии в атомной отрасли заинтересовали вас, почему? Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Атомная промышленность — это не только источник чистой энергии, она помогает бороться с изменением климата, спасает человеческие жизни с помощью ядерной медицины, открывать новые горизонты в изучении дальнего космоса, освоении Северного морского пути. Россия, как один из лидеров в этой сфере, демонстрирует, что «мирный атом» решает экономические и экологические задачи, наука и инновации могут эффективно служить прогрессу на благо страны и всего человечества. Вопросы для обсуждения: − Почему международное сотрудничество важно для развития мировой атомной энергетики?
− Как атомная промышленность может помочь в решении глобальных проблем, таких как нехватка ресурсов или загрязнение окружающей среды? − Если бы вы могли задать вопрос ученым-атомщикам, что бы вы хотели узнать об использовании технологий мирного атома и перспективных разработках атомной промышленности? − Как вы можете участвовать в создании гармоничного будущего, где наука и технология работают во благо каждого из нас? Ответы обучающихся. Учитель: Атомная отрасль России — это синтез науки, техники и ответственной работы сотен тысяч людей, делающих нашу жизнь лучше. У каждого из вас есть шанс стать частью этой важной и перспективной отрасли, если вы любите науку и хотите принести пользу своей стране.
Постразговор
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам и вашим ученикам продолжить знакомство с огромным миром атомных технологий вместе с проектом «Атомный урок». Это не только огромная база знаний и готовых методических материалов, но еще и возможность побывать на Северном полюсе вместе с арктической экспедицией «Ледокол знаний», а также принять участие в других просветительских миссиях «Росатома»!
Прямо сейчас в России проходит конкурс «Атомный урок», принять в нем участие может любой педагог – будь то учитель начальных классов или преподаватель колледжа. Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте проекта, выбрать понравившийся вам тематический трек в разделе «Материалы занятий» , провести одно или несколько внеурочных занятий и следовать дальнейшим инструкциям! Желаем удачи! Подробности – на сайте проекта.
Проектная и внеурочная деятельность
Единый карьерный портал госкорпорации «Росатом» — актуальная информация о проектах для школьников и студентов в атомной сфере Карта карьерных траекторий — школьники и студенты могут составить свою траекторию развития через карту карьерных траекторий. Она показывает, какие знания и навыки необходимо получить, чтобы расти в выбранной профессии и какие задачи их ожидают в роли молодых специалистов Научно-просветительский проект «Атомариум».