разговоры о важном 7 октября 2024 год

Разговоры о важном 10-11 класс 7 октября 2024 тема занятия легенды о России

Разговоры о важном 7 октября 2024 года на тему легенды о России все материалы для 10 и 11 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа в понедельник проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.

Скачать сценарий

Скачать методические рекомендации

Скачать презентацию

Рабочие листы и оформление

Скачать все материалы для занятия

Сценарий для 10-11 класса 7 октября

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [802.25 KB]

Видео легенды о России

Видео закрытие Олимпиады-80

Фестиваль «Омск, ты просто космос!»

Цели занятия: Формирование у обучающихся понимания значения сказок, легенд и былин, как части культурного наследия России, передаваемого из поколения в поколение и отражающего собирательный образ героического прошлого российского народа. Формирование у обучающихся понимания причин появления ошибочных представлений о стране. Воспитание чувства гордости за свою страну и уважения к её истории и культуре.

Формирующиеся ценности: патриотизм. Основные смыслы: Прошлое нашей страны, истинные духовные ценности сохранились в сказках, легендах и былинах, объединяющих народы России. Задача каждого из нас – сохранять и передавать культурное и историческое наследие страны следующим поколениям, и тогда мифы или легенды, любая недостоверная информация будут бессильны перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией. Партнёр занятия: Российское военно-историческое общество. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов. Комплект материалов: сценарий; презентация; методические рекомендации; видеоролики.

Часть 1. Мотивационная

Учитель начинает занятие с просмотра видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой, после чего обращает внимание ребят на то, что мифы и легенды встречаются не только в книгах, на уроках истории и литературы, но и в повседневной жизни. Далее учитель демонстрирует видеосюжет «Легенды о России», который стимулирует учеников задуматься о происхождении мифов о России, в частности, основного мифа о медведе. Учитель предлагает школьникам высказать свои предположения о его происхождении. Учитель на конкретных исторических примерах объясняет обучающимся, что мифы могут возникать от недопонимания, неточно переданной информации, неверной интерпретации информации и искажения фактов (как умышленного, так и непреднамеренного), суждений, основанных на единичных фактах.

Далее учитель приводит примеры заблуждений иностранцев о медведях в России и показывает, как это использовалось, чтобы показать Россию агрессивной страной (политические карикатуры 19 века). Для того, чтобы подчеркнуть отличие нашего внутреннего фольклорного образа медведя от «русского медведя», приписанного нам западом, учитель просит ребят вспомнить русские сказки, в которых одним из героев является медведь, а также описать его качества. После обсуждения обучающимся предлагается высказать свои предположения о причине возникновения мифов и стереотипов о России, опираясь на знания, полученные на одном из прошлых занятий, посвящённом фейкам. Желательно, чтобы ребята самостоятельно вспомнили о значимости критического подхода к получаемой информации и необходимости учитывать её источник. Далее учитель демонстрирует видео выступления федерального спикера Петра Толстого, который закрепит знания школьников о том, как возникают современные мифы о России, кто и зачем их создаёт.

Переходя к примерам современных мифов о России, учитель просит обучающихся вспомнить факты искажения истории современными западными политиками. Следует остановиться как минимум на трёх исторических событиях. Война 1812 года. Сначала Наполеон сжёг Москву, и лишь потом русская армия освободила от Наполеона Францию. Великая Отечественная война. Сначала Гитлер напал на Советский Союз, и нашим дедам пришлось освободить от нацизма не только Германию, но и всю Европу. СВО. Сначала нацистский режим Украины 8 лет подвергал обстрелам мирное население Донбасса, и Россия была вынуждена начать специальную военную операцию, встав на их защиту. Учителю следует обратить внимание старшеклассников на исключительно оборонительный характер военной доктрины России, как в наше время, так и в прошлом. Переходя к образу защитника Отечества, учитель может попросить ребят привести примеры из сказок, былин, легенд, герои которых приходят на помощь тому, кто в ней нуждается, и защищают границы родной земли.

Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно привели примеры русских былинных богатырей, как самого яркого образа защитников Отечества, дошедшего до нас с древнейших времен. Следует напомнить обучающимся, что благодаря былинам до нас дошли образы РЕАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ нашей великой и древней истории (пусть и обобщённые) – Ильи Муромца, Алёши Поповича и Добрыни Никитича. Далее учитель переходит к обсуждению качеств богатырей, воспетых в былинах, акцентируя внимание ребят на их созвучии с базовыми российскими ценностями. Также важно отметить то, что богатырская сила всегда сочеталась с созидательным трудом: богатыри не только защищали рубежи страны от набегов кочевников, но и пахали землю и строили великолепные храмы.

Дополнительно учитель может обратить внимание школьников на то, что на самом деле Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич никогда не встречались, так как жили в разное время. Добрыня – в X веке, Илья – в XII веке, Алёша – в XIII веке. Объединение в фольклоре этих трёх легендарных личностей представляет собой собирательный образ героического прошлого российского народа, ту систему ценностей, которая неизменна на протяжении веков и передаётся из поколения в поколение. Важно обратить внимание обучающихся на то, что легенды и сказания о богатырях – сильных, храбрых, искренне любящих свою родную землю – есть у всех народов нашей многонациональной страны, и это та самая скрепа, которая делает российский народ сильным и единым.

Часть 3. Заключительная

Заключительную часть занятия учитель посвящает примерам развенчания мифов о России. Учитель акцентирует внимание на значимости самосознания народа, сохранения исторического наследия и передачи национальных ценностей будущим поколениям, предлагая ученикам высказать своё мнение по этому поводу. В качестве примера развенчания мифов о нашей стране можно вспомнить Олимпиаду 1980 года, когда иностранцы, приехав в СССР, поняли, что образ, создаваемый их пропагандой, совершенно не соответствует действительности. Также ребятам может быть интересен пример использования образа медведя при создании символа Олимпиады-80 – ласкового и доброго олимпийского мишки.

Сопроводить это можно видеороликом с кадрами закрытия Олимпиады-80. Дополнительно можно привести другие примеры, когда иностранцы, приезжая в Россию, убеждались в том, что стереотипы о нашей стране не соответствуют действительности: Всемирный фестиваль молодёжи, Зимние Олимпийские игры-2014, Чемпионат мира по футболу 2018 года, международный мурал-арт фестиваль «Омск, ты просто космос!», который прошёл в сентябре этого года. После чего учитель демонстрирует видеоинтервью с иностранными участниками фестиваля «Омск, ты просто космос!» Подводя итоги занятия, учитель обращает внимание обучающихся на то, что легенды о России – это наше культурное наследие, наш культурный код. Задача современного и будущих поколений – сохранять и передавать его следующим поколениям, и тогда любой миф, любая легенда будет бессильна перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией.

Интеграция с учебными предметами

История. Наука и культура во второй половине ХХ – начале ХХI в. Освоение космоса. Олимпийское движение и спорт. Противодействие стратегии Запада в отношении России. Фальсификация истории.

Литература. Анализ и интерпретация художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий: миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс.

География. Особенности интеграции России в мировое сообщество.

Обществознание. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Общественное и индивидуальное сознание. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Духовная культура. Духовные ценности российского общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации.

Темы разговоры о важном 2024-2025 учебный год

Добавить комментарий