Разговоры о важном 3-4 класс 7 октября 2024 тема РОВ легенды о России
Все материалы для проведения разговоры о важном 7 октября 2024 в 3-4 классе внеурочной деятельности проекта разговоры о важном РОВ, сценарий занятия, видеоролик, интерактивное задание, презентация и плакат для проведения занятия тема классного часа легенды о России в школах России 2024-2025 учебный год.
- Скачать сценарий
- Скачать методические рекомендации
- Скачать презентацию
- Скачать рабочие листы и оформление
- Скачать все материалы для занятия
Сценарий для 3-4 класса 7 октября 2024
Методические рекомендации для учителя
Презентация для классного часа
Видеоролик Финист ясный сокол
Легенды о России. Часть 1
Легенды о России. Часть 2
Закрытие Олимпиады-80
Цель занятия: подвести обучающихся к пониманию фольклора, как культурного наследия, исторической памяти народа, развитие навыков критического мышления и умения анализировать информацию, расширение представлений младших школьников о значении информации в жизни общества и важности использования достоверных источников её получения, воспитание чувства любви к своей стране. Формирующиеся ценности: патриотизм.
Основные смыслы: фольклор (устное народное творчество) – это мудрость предков и культурное наследие, объединяющее народы России. Историческая память народа «живёт» в сказках, сказаниях, легендах, былинах, передающих и раскрывающих духовно-нравственные ценности: роль труда в жизни людей, единство и любовь к Родине. Богатыри, защитники родной земли, являются образцом созидательной силы, доброты, мудрости, достоинства и отваги. Их образы – пример народной гордости и патриотизма. Знание истории страны, сохранение исторической памяти – важная задача для каждого из нас, способствующая объективному взгляду на сильную, независимую, открытую и дружелюбную Россию.
Планируемые результаты
Личностные: осознавать значение изучения фольклора как культурного наследия страны и исторической памяти народа; проявлять положительное эмоциональное отношение к героическим событиям прошлого, демонстрирующим патриотические чувства предков; расширять свой кругозор и эрудицию: анализировать информацию и факты о вымышленных и реальных событиях страны; стремиться к расширению своих представлений о достижениях России; понимать важность выбора достоверного источника информации, проверки и оценки полученной информации на достоверность.
Метапредметные: работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в разной форме; участвовать в анализе информации, поиске фактов, подтверждающих или опровергающих её истинность; участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение, соблюдать правила общения в учебном диалоге.
Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование презентации и просмотр видео, а также работу с текстовым и иллюстративным материалом. Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; комплект видеоматериалов; презентация.
Структура урока
Часть 1. Мотивационная Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия.
Рассказывать младшим школьникам о мифах и легендах, которые существуют у иностранцев о России, непросто. Дети младшего школьного возраста ещё не обладают достаточно большим объёмом знаний и представлений из истории, географии, литературы, чтобы рассуждать о негативных последствиях восприятия ложной и недостоверной информации о нашей стране. Однако тема занятия чрезвычайно актуальна на современном этапе, когда в условиях сложной геополитической ситуации необходимо формировать объективный взгляд на роль России в контексте мировой истории.
В связи с этим в ходе занятия необходимо раскрыть ключевую идею: знание истории страны, сохранение исторической памяти – важная задача для каждого из нас, способствующая объективному взгляду на сильную, независимую, открытую и дружелюбную Россию. Это небольшое вступление необходимо для того, чтобы учитель понял, что такой трудный разговор необходим, потому что младшие школьники, которые завтра станут подростками, а послезавтра выйдут в большую жизнь, мало интересуются историей своей страны, почти не участвуют в социально значимой деятельности. Именно поэтому в последние годы так остро встал вопрос об усилении внимания к патриотическому и гражданскому воспитанию в школе. Планируемые результаты занятия ориентируются, в основном, не на расширение знаний, не на запоминание подробностей событий, а на пробуждение положительных эмоций и чувств детей при обсуждении сказок, легенд и былин.
Занятие начинается с рассматривания иллюстраций И.Я. Билибина, которое позволяет подвести к смысловым вопросам этой части занятия: чем важны сказки? Почему нам нельзя без них? Поиску ответов на эти вопросы помогает и цитата А.С. Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». При необходимости для активизации деятельности обучающихся учитель может использовать интерактивное задание «Сказки А.С. Пушкина» (см. сценарий «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина» в 2023–2024 учебном году). Возможно, ученики не сразу смогут раскрыть значение выражения поэта, поэтому учитель очень корректно, на примерах знакомых сказок, помогает сделать вывод: в каждой сказке есть поучительный, «скрытый» смысл, который учит нас, как правильно поступать, как отличать добрые дела от злых. А произведения устного народного творчества, фольклор, – это накопленная веками мудрость народа, помогающая нам осмысливать своё поведение и поступки.
Часть 2. Основная В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, просмотр видео и вопросы познавательного характера, раскрывающие примеры различных легенд.
В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. Эта самая большая по длительности и предлагаемому содержанию часть занятия начинается с оценки понимания смысла сказок «Гуси-лебеди» и «Зимовье зверей», знакомых ученикам. В качестве помощи для обучающихся 3-4 классов используются: а) анализ пословиц; б) оценка иллюстративного материала (рисунки художников А. Савченко и Ю. Васнецова к русским народным сказкам).
Всё это подводит участников занятия к пониманию того, что, читая сказки, легенды, былины, мы не только погружаемся в вымышленный, сказочный мир, но и соприкасаемся с народной памятью, получаем мудрые советы и наставления, узнаём о героях земли русской. И это наполняет конкретным эмоциональным смыслом значение выражения «историческая память». Затем обучающимся предлагается посмотреть фрагмент художественного фильма «Финист – Ясный сокол», в котором говорится качествах богатырей, их любви к родной земле. Богатыри наделены лучшими человеческими качествами и чертами национального характера. Они – воплощение мужественного, трудолюбивого, честного, преданного Родине и народу человека. Их сила не только в мускулах, но и в мудрости, доброте и справедливости. Богатыри берут в руки меч только тогда, когда злые силы угрожают их родной земле.
Часть 3. Заключительная Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия. Цель заключительной части – обобщить идеи занятия, для этого предлагается продемонстрировать видео выступления Петра Олеговича Толстого, известного журналиста, телеведущего и праправнука великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. А также важно провести связь между содержанием занятия «Век информации» и смыслами темы «Легенды о России»: знание истории и критическое мышление помогает распознавать недостоверную информацию и бороться с фейками, которые часто распространяют иностранные источники; наши достижения в различных направлениях: в спорте и искусстве, науке и технике, помогают нам бороться с негативной и ложной информацией о нашей стране.
Интеграция с учебными предметами
Русский язык: анализ и обсуждение пословиц и крылатых выражений «Не родом богатырь славен, а подвигом», «Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает», «Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать» и др. Литературное чтение: чтение и обсуждение сказаний, былин, легенд. Например, «Легенда о граде Китеже». Окружающий мир: знакомство со страницами истории России. Изобразительное искусство: картины художника В.М. Васнецова «Богатыри», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» и др.
Формирование ответственности за сохранение исторической правды и гордости за достижения России. Особая благодарность выдающимся деятелям культуры и истории, которые своим трудом помогают сохранить нашу общую память и национальное достояние.
Темы разговоры о важном 2024-2025 учебный год
Разговоры о важном 2024-2025 внеурочные занятия для 1-11 класса и СПО