Разговоры о важном 3-4 класс 8 сентября 2025 тема русский язык в эпоху цифровых технологий
Разговоры о важном 8 сентября 2025 года на тему русский язык в эпоху цифровых технологий все материалы для 3, 4 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 8 сентября (в понедельник) проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.
Скачать сценарий для 3-4 класса
Методические рекомендации 3-4 класс
Скачать все материалы для занятия
Рабочие листы для классного часа
Сценарий классного часа для 3-4 класса
Методические рекомендации
Презентация русский язык в эпоху цифровых технологий
Говорим о важном с Владимиром Соловьевым
Видеоанонс темы от Евгения Егорова
Фрагмент мультфильма — Новое Простоквашино
Русский язык вокруг нас
Цели занятия: формирование у обучающихся понимания важности сохранения русского языка; отражение его изменений в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы взаимодействия русского языка и цифровых технологий; объяснение важности изучения языковых норм и правил. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм.
Основные смыслы: Русский язык объединяет многонациональную семью народов Российской Федерации, знакомство с ним помогает понять наш национальный менталитет. Язык — это живая экосистема, адаптирующаяся к изменениям в обществе и к развитию цифровых технологий. Грамотная речь — признак образованного человека и залог личного успеха в будущем. Умение осознанно выбирать языковые средства помогает налаживать контакт с разными поколениями и профессиональными группами. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа с использованием видеоматериалов и практических заданий.
Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; видеоматериалы; практическое задание; презентация.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым. Учитель: На русском языке мы общаемся ежедневно, проводим уроки в школе, читаем книги, рассказываем стихи. Наш язык имеет долгую историю, он развивался на протяжении столетий и кажется непоколебимым и устойчивым, как огромная гора. Сколько в нем слов, выражений, сколько текстов и книг написано на русском языке! Известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» (презентация к занятию, слайд 1).
Примерные вопросы для обсуждения: – Что значит «беречь язык»? Как вы это можете объяснить? Что для этого нужно делать? – Почему Тургенев называет русский язык кладом? Ответы обучающихся. Учитель: Помимо того, что язык сравнивается с сокровищницей, хранилищем информации, его также называют инструментом. И сегодня мы поговорим о языке именно как об инструменте общения. Любой живой язык, и даже выдуманный для фантастической книги или мультфильма, может использоваться людьми, если они договорились на нем общаться и определили для этого правила (презентация к занятию, слайд 2). Язык необходим для жизни общества, как воздух для человека. Ежедневно мы произносим множество слов, выражаем эмоции, мысли и чувства.
Человек произносит примерно 6 — 7 тысяч слов в день! А иногда и намного больше, например 15 тысяч слов: обычно это зависит от профессии человека, от места, в котором он живет (презентация к занятию, слайд 3). В каждой стране есть общепринятый язык, а иногда даже и не один. В России мы говорим на государственном языке — русском. Помимо русского, есть еще и другие языки народов нашей огромной страны. Но именно русский язык объединяет всех. Как вы думаете, почему и как русский язык объединяет всех жителей нашей страны? Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика с федеральным спикером. Учитель: Русский язык живет, развивается и меняется, как человек. История русского языка насчитывает несколько веков, и в различные эпохи менялись слова, их произношение. Например, вместо «ученики» учитель из Древней Руси говорил «ученицыˊ», а когда хотел обратиться к одному ученику, то говорил ему «ученичеˊ!». Сегодня мы не можем без подготовки прочитать и понять тексты, записанные несколько веков назад. А ведь даже 100 лет назад наши предки писали и произносили слова подругому. Мы чаще всего пишем друг другу сообщения, звоним или общаемся по видеоcвязи. Еще 20 лет назад сложно было представить, что можно с легкостью увидеть близкого человека, живущего далеко от нас.
Учитель: Когда мы общаемся с помощью телефонов и компьютеров, очень часто вместо слов ставим смайлики или в ответ просто отправляем забавные стикеры. Давайте поиграем в игру и попробуем расшифровать несколько сообщений. Учитель организует практическое задание «Угадай слово». На экране представлены предложения, записанные при помощи смайликов. Задача обучающихся — расшифровать текст (приложение 1; презентация к занятию, слайд 4). Учитель: Современная эпоха цифровых технологий влияет на наш язык, на то, как мы пишем, какие слова используем при общении. Это не плохо, но в то же время мы не должны забывать о том, что наша речь характеризует нас и мы должны стараться развивать ее и улучшать.
Давайте посмотрим на эту тему небольшой фрагмент из хорошо известного вам мультфильма. Учитель организует просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Новое Простоквашино. Дискотека века». Учитель: Попробуем посмотреть на ситуацию, показанную в мультфильме, как настоящие ученые. – Почему речь почтальона Печкина удивила Маргариту Егоровну? – Что было забавным и нелепым в поведении почтальона? – Что можно посоветовать Печкину для того, чтобы его правильно поняли? Учитель: Чтобы нас понимали все окружающие, нужно не только говорить без ошибок и знать правила.
Грамотность — это ключ к вашему будущему. Вы уже не первый год изучаете русский язык и знаете, что в нем есть разные звуки1 , части речи, знаки препинания — иногда кажется, что очень сложно во всем этом не запутаться! Но сдаваться нельзя! Каждый день мы выстраиваем устную и письменную речь, словно высокое красивое здание (презентация к занятию, слайд 5). И разные слова и словосочетания — это наш строительный материал. Как человек выбирает, из чего он построит свой дом, так и мы выбираем, какой будет наша речь. Вопросы для обсуждения: – Как вы думаете, почему все-таки стоит быть грамотным человеком? – Что необходимо для того, чтобы речь была понятной, логичной и выразительной? – Как умение правильно выражать свои мысли помогает людям в ежедневном общении? Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы говорили о русском языке, богатом, могучем, объединяющем всех. Каждый день мы используем язык, чтобы делиться впечатлениями, общаться, рассказывать интересные истории или петь песни. И мы отлично понимаем друг друга, так как люди договорились использовать русский язык на территории всей нашей страны. Мы можем путешествовать, знакомиться и дружить с ребятами из разных городов, переписываться с ними. Давайте вспомним основные правила общения: – Как мы должны начинать нашу беседу или переписку? – Какими способами можно показать, что наш собеседник нам дорог?
– Почему в общении важно давать высказаться другому человеку? Ответы обучающихся. Учитель: Впереди вас ждут интересные годы обучения в школе, во время которых вы прочтете множество книг и научитесь говорить красиво и правильно. Вопросы для обсуждения: – Почему важно много читать и обсуждать прочитанные книги? – Помогает ли знание русского языка при изучении других школьных предметов? Приведите примеры. Ответы обучающихся.