Разговоры о важном 8-9 класс 22 сентября 2025 тема мирный атом день работника атомной промышленности
Разговоры о важном 8, 9 класс 22 сентября 2025 года на тему мирный атом день работника атомной промышленности все материалы. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 22 сентября в понедельник проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.
→ Сценарий проведения: скачать
→ Методические рекомендации: скачать
→ Презентация: скачать
→ Все материалы: скачать
→ Раздаточные материалы: скачать
→ Интерактивный элемент №1: скачать
→ Интерактивный элемент №2: скачать
→ Рабочие листы для классного часа: скачать
Сценарий 8-9 класс 22 сентября 2025
Методические рекомендации
Презентация для 8-9 класса
Говорим о важном с Владиславом Парфеновым
Видеоанонс темы от Евгения Егорова
Росатом: Гордость. Вдохновение. Мечта
Фрагмент шоу «Классная тема» с Михаилом Скрипкиным — Об энергии атома
Занятие 4 Мирный атом. День работника атомной промышленности Дата проведения: 22 сентября. Цели занятия: формирование и развитие чувства гордости за достижения страны в области мирного использования атомной энергии, уважения к учёным и инженерам, внесшим вклад в развитие атомной отрасли; развитие интереса к изучению перспективных направлений науки и техники, связанных с атомными технологиями; осознание ответственности за безопасное применение атомной энергии и её роль в устойчивом развитии человечества. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Мирный атом играет ключевую роль в обеспечении человечества чистой энергией, развитии неядерных технологий и улучшении качества жизни миллионов людей. Три ключевых слова определяют значение и масштаб атомной отрасли — «гордость», «вдохновение», «мечта». Гордость за великие достижения наших атомщиков, вдохновение от огромного спектра направлений атомной отрасли и мечта — о новых горизонтах, расширяющих границы возможного. Крупнейшее научно-производственное объединение страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — госкорпорация «Росатом».
Госкорпорация «Росатом» — технологический лидер страны и мировой лидер в сфере атомной промышленности. Команду «Росатома» объединяет стремление быть на шаг впереди, ответственность за результат, эффективность, единство, уважение и безопасность. • Атомная отрасль меняет мир к лучшему, создает новые источники энергии, помогает бороться с неизлечимыми болезнями, изобретает сверхпрочные материалы, развивает Арктику и технологии будущего. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивные задания;
- дополнительные материалы;
- презентация.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика — анонса с Евгением Егоровым. Учитель: Ребята, когда вы слышите слово «атом», какие первые ассоциации у вас возникают (презентация к занятию, слайд 1)? Ответы обучающихся. Учитель: Сегодня результат «работы» атома окружает нас всюду: дома, в больницах, на заводах и даже в космосе. В атоме заключается огромная сила, которая ежедневно служит во благо человечества (презентация к занятию, слайд 2). В России экологически чистую атомную энергию вырабатывают 11 атомных станций: каждая пятая лампочка в нашей стране горит благодаря атомной энергетике. Но мирный атом — это не только источник энергии. Это ключ к решению глобальных проблем: от чистого воздуха до лечения сложнейших болезней и даже дальних космических полетов.
Знаменитый академик и первый научный руководитель советского атомного проекта Игорь Васильевич Курчатов говорил: «Атом не солдат, атом — рабочий» (презентация к занятию, слайд 3). Вопросы для обсуждения: − Как вы понимаете это высказывание? − О какой работе атома может идти речь? Ответы обучающихся. Учитель: Именно об этом «рабочем» атоме, который строит, лечит, создает и открывает новые горизонты, мы и поговорим сегодня. Мы узнаем, как мирный атом работает на благо человека, почему Россия по праву считается мировым лидером в этой области, какова роль «Росатома» в этом, и над какими перспективными технологиям работают наши инженеры, ученые и специалисты. Как вы думаете, почему атомная отрасль важна для страны?
Основной этап
Учитель организует просмотр фрагмента выпуска телешоу «Классная тема» с Михаилом Скрипкиным «Об энергии атома». Учитель: Атом — это невидимый, но мощный «работник». Многие страны используют атомную энергию, но именно Россия смогла создать из этого настоящие технологические шедевры, которые вызывают восхищение во всем мире. Итак, с чего всё началось? Первая в мире атомная электростанция появилась именно в нашей стране — это наш общий технологический прорыв, такой же значимый, как первый полет человека в космос. Он доказал всему миру, что атомная энергия может и должна служить мирным целям. Но на этом история не закончилась, она только началась. Вопросы для обсуждения: − Какую роль играет атомная энергетика в России и за рубежом? − Как «Росатом» способствует международному сотрудничеству в области атомной энергетики? − Какие вызовы стоят перед атомной отраслью? Ответы обучающихся.
Учитель: Настоящая сила науки — в будущем, в тех возможностях, которые она открывает (презентация к занятию, слайд 4). Давайте теперь представим, на что способен «мирный атом» и как он уже меняет к лучшему жизнь людей в самых разных сферах. Представьте, что у нас есть один очень мощный и универсальный инструмент. Например, многофункциональный строительный нож. Им можно не только резать бумагу, но и открыть банку с краской, зачистить провод, открутить винт. Так и атом — это не просто источник энергии. Это уникальный инструмент, который можно применять в самых неожиданных областях. Давайте ответим на вопрос: На что способен «мирный атом»? Ответы обучающихся. Учитель организует выполнение интерактивного задания «Как работает мирный атом». Учитель: Ребята, крупнейшее научно-производственное объединение нашей страны, в которое входят передовые предприятия атомной отрасли — это госкорпорация «Росатом».
Это и производства самых разных направлений, и научные центры, и атомный ледокольный флот. Сегодня российские атомщики трудятся не только над тем, чтобы обеспечить страну и мир чистой безуглеродной энергией. Они производят сверхлегкие и сверхпрочные материалы, создают лекарства от неизлечимых болезней, работают над созданием мощных квантовых компьютеров, обеспечивают ядерный щит России, совершенствуют атомные технологии для полетов к далеким планетам и развивают технологии будущего, о которых еще совсем недавно люди могли только мечтать. Давайте посмотрим, какими невероятными проектами сегодня занимается атомная отрасль России. Учитель организует просмотр видеоролика «Росатом. Гордость. Вдохновение. Мечта». Учитель: Россия имеет уникальные технологии, которых нет больше ни у кого, как, например, атомный ледокольный флот, который помогает развивать Арктику и осваивать Северный морской путь.
Строятся уникальные объекты, не имеющие аналогов в мире — плавучая атомная теплоэлектростанция, которая дает свет и тепло в отдаленных уголках страны. Сегодня Россия — партнёр для десятков стран в сооружении современных и безопасных АЭС. С помощью атомных технологий решаются глобальные задачи: от лечения онкологических заболеваний до создания новых материалов и изучения космоса. Вопрос для обсуждения: − Как атомные технологии помогают развивать технологии, науку и экономику нашей страны? Ответы обучающихся. Учитель: Давайте подробнее остановимся на ключевых направлениях, которые вдохновляют ученых по всему миру. Современная атомная отрасль — это не только про электричество (презентация к занятию, слайд 5). Госкорпорация «Росатом» является одним из ключевых участников национального проекта «Экологическое благополучие». «Росатом» продолжает создавать сеть экологических технопарков для эффективной и безопасной утилизации отходов производства и потребления.
А еще в составе федерального проекта «Генеральная уборка» «Росатом» ликвидирует крупнейшие объекты накопленного экологического вреда, например, полигон промышленных отходов «Красный бор» в Ленинградской области и бывший завод «Усольехимпром» в Иркутской области. Вопросы для обсуждения: − Как атомная отрасль помогает решать экологические проблемы? − Какие технологии используются для снижения углеродного следа и борьбы с изменением климата? Ответы обучающихся.
Учитель: А ещё атомные технологии — это развитие медицины (презентация к занятию, слайд 6). Многие из вас слышали слово «радиация» и сразу возникают ассоциации с опасностью. Но в медицине радиоактивные изотопы — это важный инструмент. Их используют для ранней диагностики онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний (ОФЭКТ/ПЭТ-сканирование). С помощью изотопов врачи могут обнаружить заболевание на самой ранней стадии и точно направить лечение именно на больные клетки, не затрагивая здоровые. А ещё ученые «Росатома» работают над технологией, которая позволит выращивать эквиваленты человеческих органов прямо из клеток самого пациента. Представьте: больше не нужно будет ждать донора для пересадки сердечного клапана, щитовидной железы или печени. Давайте посмотрим интервью с Владиславом Александровичем Парфеновым, который во главе команды ученых разработал эту уникальную технологию.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с директором Научно-производственного центра медицинских изделий АО «НИИТФА» (Научный дивизион «Росатома»), кандидатом технических наук Владиславом Александровичем Парфеновым. Вопросы для обсуждения: − Какие достижения российских ученых в сфере медицины и биотехнологий меняют жизнь людей и помогают сохранить здоровье? Ответы обучающихся. Учитель: В космосе многие земные технологии получения энергии не работают. Например, солнечные батареи бесполезны на Марсе, где пылевые бури длятся месяцами, или в дальнем космосе, куда почти не доходит солнечный свет. Поэтому для длительных межпланетных миссий и баз на других планетах нужны другие источники энергии. Сейчас в нашей стране идет работа над федеральным проектом «Космический атом».
Он объединяет атомные и космические технологии. Его цель — создать постоянные источники энергии в космосе, развернуть энергетическую инфраструктуру на других планетах и сделать дальние космические полёты человека не мечтой, а реальностью. Вопросы для обсуждения: − Какими качествами и знаниями должны обладать ученые, разрабатывающие ядерные космические установки? Ответы обучающихся. Учитель: Давайте снова заглянем в будущее (презентация к занятию, слайд 7)! Что если я скажу вам, что атомная энергия может решить самые сложные проблемы человечества? Сегодня мы поговорим о проектах, которые сейчас кажутся фантастикой, но скоро станут реальностью. Представьте: учёные со всего мира строят огромный реактор, который будет работать по тому же принципу, что и Солнце! Это проект международного термоядерного реактора ИТЭР. Вместо деления атомов здесь будет происходить их слияние — термоядерный синтез.
Такой источник энергии практически неисчерпаем и безопасен! Кстати, российские атомщики вносят весомый вклад в этот проект, на различных предприятиях нашей страны производятся ключевые компоненты и системы будущей мега-установки. Вопросы для обсуждения: − Почему страны по всему миру вкладывают огромные ресурсы в такие проекты, как ИТЭР? − Какая из атомных технологий кажется вам самой важной для человечества? Почему? − Как атомные технологии могут изменить нашу повседневную жизнь через 30 лет? Ответы обучающихся. Учитель: Мы выяснили, что атомные технологии — это не только наше прошлое и настоящее, но и ключ к будущему. Давайте подумаем, кто всё это создаёт (презентация к занятию, слайд 8)? Вопросы для обсуждения: − Кто превращает смелые идеи в реальные проекты — будь то энергоустановки, новые методы диагностики в медицине или сверхпрочные и сверхлёгкие материалы? − Специалисты каких профессий сегодня нужны атомной отрасли, чтобы продолжать развивать все эти направления — от космоса до медицины? Ответы обучающихся. Учитель организует выполнение интерактивного задания «Атомный профессионал».
Атомные технологии — это наше завтра! Это мир, где у человечества будет достаточно энергии, где мы вылечим рак и полетим к звёздам. И кто знает, может быть, именно вы станете теми, кто воплотит эти мечты в жизнь!
Заключительный этап
Ребята, сегодня мы совершили удивительное путешествие в мир атомных технологий. Увидели, как атомная промышленность России стала не просто источником энергии, а настоящим мостом между наукой и прогрессом всего человечества. От первых в мире атомных станций и ледоколов до термоядерных энергоустановок и квантовых компьютеров — наша страна продолжает быть мировым лидером, открывающим новые возможности для всего человечества. Но важно помнить, что развитие атомных технологий — это не только наука и технологии. Это еще и ответственность. Ответственность ученых, которые делают открытия. Ответственность инженеров, которые обеспечивают безопасность.
И наша ответственность — как будущих специалистов и просто граждан — за то, каким будет наше завтра. Вопросы для обсуждения: − Какие интересные факты использования атомных технологий вы сегодня узнали? − Какие профессии атомной отрасли кажутся вам наиболее перспективными? − Как вы думаете, является работа таких ученых творческой? − Если бы вам предложили разработать социальный проект, связанный с атомной энергетикой, что бы вы предложили? Ответы обучающихся. Учитель: Ваши идеи и интерес к этой теме показывают, что будущее атомной отрасли — в надежных руках. Возможно, именно кто-то из вас через несколько лет будет работать над новым реактором, создавать лекарства на основе изотопов или разрабатывать космические корабли с ядерными энергоустановками. Помните: именно от вашего выбора, вашего стремления к знаниям и вашей ответственности зависит, каким будет завтрашний день — не только нашей страны, но и всего человечества.