Разговоры о важном 8-9 класс 7 октября 2024 тема легенды о России
Разговоры о важном 7 октября 2024 года на тему легенды о России все материалы для 8 и 9 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа в понедельник проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности razgovor.edsoo.
➡️Скачать методические рекомендации
➡️Скачать все материалы для занятия
Сценарий разговоры о важном 7 октября 2024
Легенды о России часть 1
Легенды о России часть 2
Закрытие Олимпиады-80
Фестиваль «Омск, ты просто космос!»
Цели занятия: Формирование у обучающихся понимания значения сказок, легенд и былин, как части культурного наследия России, передаваемого из поколения в поколение и отражающего собирательный образ героического прошлого российского народа. Формирование у обучающихся понимания причин появления ошибочных представлений о стране. Воспитание чувства гордости за свою страну и уважения к её истории и культуре.
Формирующиеся ценности: патриотизм. Основные смыслы: Прошлое нашей страны, истинные духовные ценности сохранились в сказках, легендах и былинах, объединяющих народы России. Задача каждого из нас – сохранять и передавать культурное и историческое наследие страны следующим поколениям, и тогда мифы или легенды, любая недостоверная информация будут бессильны перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией. Партнёр занятия: Российское военно-историческое общество. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов. Комплект материалов: сценарий; презентация; методические рекомендации; видеоролики.
Структура классного часа
Часть 1. Мотивационная Учитель начинает занятие с просмотра видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой, после чего обращает внимание ребят на то, что мифы и легенды встречаются не только в книгах, на уроках истории и литературы, но и в повседневной жизни. Затем учитель показывает видеосюжет под названием «Легенды о России», который мотивирует учеников задуматься о причинах возникновения мифов о нашей стране, в частности, касающихся представлений о русском холоде и медведях. Учитель предлагает обучающимся высказать свои предположения относительно происхождения этих мифов.
Часть 2. Основная В основной части занятия учитель рассказывает обучающимся о версии самого распространённого и устойчивого мифа о России: медведях, гуляющих по улицам российских городов, обращая внимание на то, что он возник в результате ошибочно воспринятой информации и отсутствия в те времена возможности проверить её. Следует обратить внимание ребят на то, что миф о русском медведе сознательно использовался западной пропагандой во все времена. В частности, в 19 веке даже попал в политическую карикатуру, приписывая нашей стране такие черты как агрессивность, суровость, кровожадность. Для того, чтобы подчеркнуть отличие нашего внутреннего фольклорного образа медведя от «русского медведя», приписанного нам Западом, учитель просит ребят вспомнить русские сказки, в которых одним из героев является медведь. Опираясь на народную мудрость из русских сказок о том, что не надо лезть в берлогу к медведю, с обучающимися проводится беседа об оборонительном характере военной доктрины нашей страны.
Переходя к образу защитника Отечества, учитель может попросить ребят привести примеры из сказок, былин, легенд, герои которых приходят на помощь тому, кто в ней нуждается, и защищают границы родной земли. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно привели примеры русских былинных богатырей, как самого яркого образа защитников Отечества, дошедшего до нас с древнейших времён. Важно акцентировать внимание школьников на таких качествах русских богатырей, как сила, независимость, справедливость, открытость, щедрость и трудолюбие, символизирующих то, что близко и ценно для нас, россиян, то, что было близко и ценно для наших дедов и прадедов, то, что олицетворяет собой Россия. Далее учитель предлагает обучающимся предположить, почему самые нелепые и парадоксальные мифы и стереотипы часто распространяются молниеносно, а также, почему им так верили в прошлом. Выслушав ответы школьников, учитель проговаривает главную мысль – стереотипы о России складывались во времена, когда проверить информацию было практически невозможно.
Подробнее о том, как возникают современные мифы и легенды о России, кто и зачем их создаёт, обучающиеся узнают из видео выступления П.О. Толстого. Далее следует обсудить с ребятами, как понимание истории и критическое мышление способствуют выявлению ложной информации и противодействию фейкам, часто распространяемым зарубежными источниками. Здесь следует сослаться на одно из прошлых занятий «Век информации». Можно вспомнить примеры из недавнего прошлого нашей страны – Олимпиады 1980 года, когда иностранцы, приехав в СССР, поняли, что образ, создаваемый их пропагандой, совершенно не соответствует действительности. Также ребятам может быть интересен пример использования образа медведя при создании символа Олимпиады-80 – ласкового и доброго олимпийского мишки. Сопроводить это можно видеороликом с хроникой Олимпиады-80 и церемонии её закрытия.
Часть 3. Заключительная Учитель акцентирует внимание на значимости самосознания народа, сохранения исторического наследия и передачи национальных ценностей будущим поколениям, предлагая ученикам высказать своё мнение по этому поводу. Дополнительно можно привести другие примеры, когда иностранцы, приезжая в Россию, убеждались в том, что стереотипы о нашей стране не соответствуют действительности: Всемирный фестиваль молодёжи, Зимние Олимпийские игры-2014, Чемпионат мира по футболу 2018 года, международный мурал-арт фестиваль «Омск, ты просто космос!», который прошёл в сентябре этого года.
После чего учитель демонстрирует видеоинтервью с иностранными участниками фестиваля «Омск, ты просто космос!» Подводя итоги занятия, учитель обращает внимание обучающихся на то, что легенды о России, русская литература и искусство, культура других народов России, историческая память составляют основу нашего культурного кода. Задача современного и будущих поколений – сохранять и передавать его следующим поколениям, и тогда любой миф, любая легенда будет бессильна перед сильной, независимой, открытой и дружелюбной Россией.
Дополнительный блок на выбор учителя
Учитель может включить в занятие региональный компонент: обсуждение легенд родного края, которые были бы интересны путешественникам и повысили бы туристическую привлекательность региона. В качестве примера можно привести «Легенду о граде Китеже». Важно обратить внимание ребят на смысл этой легенды – защита страны и спасение от неприятеля. При выборе данного варианта заключительной части занятия учителю рекомендуется заранее ознакомиться с информацией о региональных легендах, отобрать среди них такие, которые основаны на важных исторических событиях или являются иллюстрацией народной мудрости и передают традиционные российские ценности.
Учитель может предложить ребятам вспомнить легенды родного края, обсудить их смысл и значимость. Методический комментарий. При возникновении затруднений с данным вопросом учитель знакомит обучающихся с 1–2 заранее подобранными легендами. Дополнительно учитель может предложить выполнить задание в группах или реализовать его в рамках постразговора. Во время работы в группах ребята вырабатывают концепцию использования местной легенды, как способа повышения привлекательности региона для туристов, и представляют её классу.
Благодарность предшествующим поколениям, сохранившим до наших дней легенды, былины, сказания о подвигах и деяниях наших предков. Знакомство и обсуждение легенд родного края. Посещение исторических и краеведческих музеев. Мифы о России. Просмотр и обсуждение цикла документальных фильмов на основе серии книг В.Р. Мединского.
Рабочая программа разговоры о важном 2024-2025
Рабочая программа разговоры о важном 2024-2025 учебный год все темы