1 сентября 2025 разговоры о важном 10-11 класс тема урока зачем человеку учиться
Зачем человеку учиться? День знаний проект «разговоры о важном» РОВ 10-11 класс 1 сентября 2025 все материалы для скачивания с сайта razgovor.edsoo : сценарий, презентация, видеоролики для проведения цикла внеурочных занятий, классный час проводится в начале каждой учебной недели 2025-2026 учебного года.
→ Сценарий проведения: скачать
→ Методические рекомендации: скачать
→ Презентация: скачать
→ Все материалы: скачать
Сценарий разговоры о важном для 10-11 класса
Методические рекомендации 1 сентября 2025
Презентация для 10-11 класса
Достижения России: вчера и сегодня
История знаний
Цели занятия: формирование осознанного и ответственного отношения к обучению, развитие чувства гордости за научные открытия отечественной научной школы, формирование желания узнавать новое, развиваться для достижения личного успеха и на благо родной страны, воспитание уважительного отношения к труду. Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм.
Основные смыслы: Россия имеет богатое научное и культурное наследие, которое помогает нам развиваться и стремиться к общему будущему. Будущее всей страны зависит от качества полученных нами знаний и умений, которые являются основой для личного благополучия и прогресса общества. Во время обучения мы учимся слушать и слышать, работать в команде, уважать разные мнения и понимать друг друга. Цифровые технологии никогда не заменят личное развитие, учиться и развиваться — естественная потребность человека. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение практического задания.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- практическое задание;
- презентация.
Мотивационно-целевой этап
Учитель поздравляет школьников с началом нового учебного года и интересуется, с каким настроением они его встречают, что ожидают интересного в школе. Учитель: Ребята, сегодня по всей стране отмечается День знаний, который объединяет не только учеников, учителей и родителей. В этот день свои школьные годы с ностальгией вспоминает каждый человек, ведь школа — это особый мир, наполненный воспоминаниями, эмоциями и уроками жизни. Для вас, как для старшеклассников, школа становится не просто местом учёбы, а своеобразным мостом между детством и взрослой жизнью. Это время больших перемен, новых открытий и серьёзных решений. Ребята, на протяжении всей школьной жизни вы каждый год отмечаете День знаний почти как свой профессиональный праздник. Этот день стал для каждой семьи знаковым, когда вы вместе с родителями, бабушками и дедушками отправляетесь на линейку, наверняка появились свои семейные традиции. – Какие эмоции вы испытываете, встречая День знаний?
Есть утверждение, «там, где заканчивается одна дорога, неизбежно начинается другая». Как эту фразу мы можем применить сегодня для вас, учеников старшей школы? (Ключевые ответы: Заканчивается первый этап получения знаний — школьный. Самый робкий путь. Знания и любовь к определенным предметам покажут дверь, за которой откроется новая дорога. Этот путь осознанный, его выбор напрямую зависит от полученных знаний. Дорога знаний непрерывна для человека в течение всей жизни. Это уже магистраль человеческих возможностей) Ответы обучающихся Учитель: Давайте посмотрим, как на протяжении отечественной истории передавались знания, менялись обычаи, традиции и праздники, связанные с началом школьного обучения.
Учитель организует просмотр и обсуждение 2Д-ролика «История знаний». Учитель: Люди всегда передавали друг другу знания. Сейчас нас повсеместно окружает непрерывное образование: огромное количество разных курсов, онлайн-школ, видеороликов, искусственный интеллект — и все они пользуются большим спросом. То есть знания — это ценность. Давайте порассуждаем: – Почему же знаниям придается такое большое значение в современном обществе? – И зачем, как вы думаете, человеку учиться? Ответы обучающихся. Учитель: Ребята, согласитесь, что на каждом этапе получения знаний необходимы не только серьезный труд, мотивация и понимание целей. Мы сейчас говорили о необходимости образования и развития, но не стоит забывать, что самые первые важные знания о мире мы получаем в нашей семье.
И замечательно, когда именно все члены семьи вместе занимаются общим делом, развиваются, реализуют свои таланты. Именно такую возможность предоставляет Всероссийский конкурс «Это у нас семейное», который проходит второй год подряд на президентской платформе «Россия — страна возможностей» (презентация к занятию, слайд 2). Кого берем в команду? Представителей трех поколений — бабушек и дедушек, родителей, братьев и сестер. Что нужно делать, какие этапы предстоит пройти, чтобы именно о вашей семье узнала вся страна — все можно узнать на сайте конкурса. Победителей и призеров ждут памятные призы, семейные путешествия, подарки от партнеров, новые друзья со всей страны и самые невероятные эмоции! Успейте подать заявку до 14 сентября и не упустите эти возможности!
Основной этап
В истории нашей страны есть множество имен выдающихся ученых и изобретателей, которые внесли крупнейший вклад в развитие мировой науки (презентация к занятию, слайд 3). Сегодня мы пользуемся компьютерными технологиями, планшетами и телефонами. А знаете ли вы, кем были заложены основы вычислительной техники и кто создал первую электронную цифровую машину? Именно русские ученые Сергей Лебедев и Михаил Карцев. А физик Александр Попов изобрел первый в мире радиоприемник, который стал основой всех будущих беспроводных технологий. Без открытий этих выдающихся наших соотечественников невозможно представить все компьютерные системы и современную связь. А наши современники, три томских школьника совсем недавно изобрели генератор кислорода из цианобактерий, способных выделять кислород в разы больше растений. – Могли ли случиться эти открытия, если бы ученые искали ответы в чате GPT? Почему? – Какие качества позволили ученым стать «первопроходцами» и внести свой вклад в развитие страны?
– Как современный школьник уже сегодня может сделать пусть и небольшое, но важное открытие? Ответы обучающихся. Учитель: Наши соотечественники убедительно доказали, что только личное развитие и образование позволяют открыть путь к новым возможностям для себя и для всего человечества. Даже для управления цифровыми технологиями сегодня необходимы соответствующие навыки и знания. Давайте посмотрим сюжет о достижениях России в прошлом и настоящем. Учитель организует просмотр 2Д-ролика «Достижения России: вчера и сегодня». Учитель: Получение знаний — процесс трудный, длительный, но и очень увлекательный (презентация к занятию, слайд 4). Во время обучения помимо получения знаний мы испытываем множество положительных эмоций.
Сегодня — это радость от встречи с одноклассниками и учителями. Завтра — головокружительная победа на Олимпиаде и в соревнованиях ГТО. И все это вместе с друзьями и при поддержке любимого учителя. – Почему интереснее учиться в коллективе? – Какие важные навыки формируются во время совместной учебы? Ответы обучающихся. Учитель: Ребята, вместе вы прошли длинный путь обучения в школе. Вы знаете, как нелегко достичь высоких результатов и как важно уметь контролировать себя, быть дисциплинированным. Совсем скоро вы перейдете в новый этап — студенчество, где не будет каждый день домашних заданий, проверочных работ и родительских собраний. Каждому придется самостоятельно контролировать успеваемость и нести ответственность. Чем отличается принцип обучения в школе от университета? Ответы обучающихся.
Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы: – Какие качества необходимо развивать в себе во время обучения в университете? – Если не будет контроля родителей и преподавателя, что позволит студенту хорошо учиться? Учитель: Давайте выполним практическое задание, которое поможет каждому лучше понять себя, свои способности и направления для дальнейшего роста. Учитель предлагает обучающимся выполнить практическое задание «Сознательное обучение» (Приложение № 1). Для этого обучающихся можно разделить на две равные группы. Первая группа заполняет левую колонку, а вторая — правую (презентация к занятию, слайд 5). Учитель: В заголовке таблицы определим цель, которую вам хотелось бы достичь, например, «Успешно сдать единый государственный экзамен и поступить в университет».
Заполните первую колонку «Я уже знаю и умею». Здесь перечислите знания и навыки, способности, которыми вы уже обладаете (например, «умею писать сочинения по литературе и русскому языку и успешно решаю демонстрационные варианты единого государственного экзамена»). Затем заполните вторую колонку «Чему предстоит научиться». Укажите, какие знания и навыки вам необходимы для достижения поставленной цели — это будут направления для вашего дальнейшего развития (например, «узнать требования университета для поступления и освоить конкретные темы по физике»).
Учитель даёт время для заполнения таблицы (не более 3 минут), отвечает на организационные вопросы и координирует обучающихся. Учитель: Посмотрите, как просто мы определили сильные стороны и те пробелы, которые вполне реально восполнить в этом учебном году. Благодаря такой простой таблице вы всегда может составить план для достижения любой вашей цели. Пусть это станет хорошей привычкой: периодически оценивать свои навыки и ставить точные цели, двигаясь навстречу успеху!
Заключительный этап
Сегодня мы подняли важный вопрос: «Зачем человеку учиться?» и убедились, что наше настоящее и будущее всей страны зависит от качества полученных знаний. Цифровые технологии никогда не заменят личное развитие и не помогут нам добиться длительного успеха. Важно быть готовым учиться, работать в команде, договариваться, уважать разные мнения, разрешать конфликты, понимать чувства друг друга. Давайте ответим еще раз на вопросы: – Зачем человеку учиться? – К чему вы будете стремиться в ближайший год? Ответы обучающихся. Учитель: Используйте сегодняшний день, День знаний, чтобы поставить перед собой верные вопросы и найти на них ответы. Каждая новая ступень в познании приближает вас к успеху.