10 декабря 2024 Олимпиада по биологии 7, 8 класс ответы и задания муниципального этапа Москва
Решили все задания для 7, 8 класса олимпиады по биологии ответы для муниципального этапа 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы и Республики Дагестан дата проведения 10 декабря 2024 начало олимпиады в 16:00 по московскому времени.
Олимпиада по биологии 7 класс
1. Чрезмерная освещённость городов вредит не только юным любителям наблюдений за ночным небом, но и животным. Исследователи провели эксперимент, в котором пауков из относительно затемнённых районов города поместили в лабораторные условия и разделили на две группы. Рацион питания и эффективность охоты пауков в эксперименте совпадал с таковыми у пауков на свободе. Вначале на протяжении 12 часов обеим группам имитировали дневное освещение лампами. Затем паукам первой группы выключили все источники света, имитировав тем самым ночь, а пауки второй группы жили с постоянно включённой лампой.
В течение 35–50 дней первая группа жила в условиях чередования света и темноты, а вторая – в условиях постоянного освещения. И так до полового созревания, после чего была проведена микротомография, позволяющая с высоким разрешением (до 1 мкм) визуализировать и анализировать внутренние структуры. (Результатом томографии становится цифровая модель внешних и внутренних поверхностей, полостей, включений, различных материалов входящих в состав образца, в соответствии с их рентгеновской проницаемостью в каждой точке объёма). Выяснили, что объём клеток нервной системы изменяется у пауков в течение жизни в ходе адаптации к меняющимся условиям среды. Какой из возможных результатов мог лечь в основу вывода о вреде постоянного освещения для пауков?
Объём областей мозга, отвечающих за зрение у всех испытуемых пауков, был сравним с объёмом мозга у пауков из естественной среды.
Объём областей мозга, отвечающих за зрение, был меньше у пауков из второй группы, чем у пауков из первой.
Объём областей мозга, отвечающих за зрение, был меньше у пауков из первой группы, чем у пауков из второй.
У разных групп пауков, участвовавших в эксперименте, показатели объёма мозга были одинаковы.
Ответ: Объём областей мозга, отвечающих за зрение, был меньше у пауков из второй группы, чем у пауков из первой.
2. Учёные провели небольшой эксперимент. Две группы одинаковых ростков сосны поместили в горшки и к одной из них добавили секретный компонент. Через некоторое время учёные измерили прирост, и оказалось, что сосна с добавлением этого компонента стала расти гораздо быстрее. Что могло вызвать ускорение роста сосны?
семена злаков и споры мхов, имитирующие условия естественного обитания сосны
споры фитофторы
грибы-микоризообразователи
гербициды
Ответ: грибы-микоризообразователи
3. Биохимики изучали химический состав живой клетки. В результате одного из экспериментов они получили данные, представленные на картинке. Какое значение измеряли учёные?
массовая доля элементов в клетке, запасающей крахмал
соотношение элементов по массе в клетке, испытывающей дефицит в воде
массовая доля элементов в нуклеиновых кислотах
массовая доля элементов в сухом веществе клетки
Ответ: соотношение элементов по массе в клетке, испытывающей дефицит в воде
4. Каким номером обозначен мейоз на схеме жизненного цикла мухомора?
5. Выберите верное утверждение в отношении хлореллы.
размножается бесполым путём зооспорами
не размножается половым путём
размножается вегетативно делением клетки пополам
размножается половым путём
Ответ: не размножается половым путём
6. Синезелёные водоросли, или цианобактерии, имеют в клетках газовые «вакуоли», обеспечивающие им плавучесть и заполненные газом, в составе которого больше всего
азота
сероводорода
кислорода
углекислого газа
Ответ: азота
7. В кружке по биологии ребята проходили тему «Плоды». Лиза, несмотря на то что слушала очень внимательно, не до конца поняла разницу между сложными плодами и соплодиями. Чтобы закрепить пройденный материал, она зашла во фруктовую лавку, решив на «живом материале» изучить тему. Что из представленного в лавке нужно купить Лизе? Выберите из предложенных вариантов тот, где на первом месте стоит соплодие, а на втором – сложный плод.
ежевику и инжир
ананас и малину
малину и ежевику
инжир и тутовую ягоду (шелковицу)
8. Двулистник – это корневищное многолетнее травянистое растение из семейства барбарисовых. Цветок двулистника имеет шесть белых лепестков и шесть тычинок с яркими жёлто-оранжевыми пыльниками. Лепестки обладают способностью становиться прозрачными при намокании (см. изображение). Чем может быть обеспечен такой переход?
Происходит вымывание пигментов из лепестков.
Содержащиеся в лепестках белые соли кальция переходят из твёрдого агрегатного состояния в раствор.
Клетки лепестков набухают, снижается концентрация в их вакуолях белых пигментов (флавонов и флавонолов).
При намокании рыхлых тканей богатого межклетниками мезофилла лепестка влага существенно снижает отражение света.
9. Перед вами срез бутона. Изучите фотографию и выберите наиболее верную формулу, описывающую строение этого цветка.
∗О3+3+1+1 Т3+3 П1
∗О(3+3) Т6П(3)
∗О(3+3)∗ Т(2)+(2)+(2)+(2)+(2)П1
∗О3+3∗Т3++3 П(3)
10. Выберите тип листорасположения и жизненную форму, характерные для этого растения.
очерёдное, хамефит
очерёдное, криптофит
супротивное, гемикриптофит
супротивное, фанерофит
11. На рисунке изображено эволюционное древо стрекающих и их родственников. Рассмотрите рисунок и, применяя ваши биологические знания, выберите НЕверное утверждение.
Система септ характерна для полипов из группы Anthozoa.
Ропалии содержат органы равновесия (статоцисты) и органы зрения (глазки).
У Anthozoa отсутствует жизненная форма медузы.
Предки Anthozoa обладали радиальной симметрией по расположению щупалец.
12. На картинке представлена схема жизненного цикла классического объекта школьной биологии – печёночного сосальщика (Fasciola hepatica). Из предложенных вариантов выберите стадию жизненного цикла, в которую он НЕ способен активно передвигаться.
церкария
мирацидий
марита (половозрелая особь)
метацеркария
13. Становление амниот (группы позвоночных, которая включает рептилий, птиц и млекопитающих) связано с постепенным удалением их от постоянного источника воды. В связи с этим амниотам пришлось развивать механизмы экономии воды. Что из перечисленного НЕ является их адаптацией на этом пути?
яйца с плотными оболочками
формирование ороговевающего эпителия на кожных покровах
усовершенствование систем реабсорбции воды в выделительной системе
повышение проницаемости кожи для воды
14. Около прудов часто можно видеть такую картину: утки кряквы стоят или даже мирно спят, стоя на одной ноге. В чём смысл принятия птицами такой позы?
Это элемент брачного поведения, который демонстрирует готовность особи к размножению.
У уток полушария мозга могут отдыхать по очереди, птица опирается на ногу, которую контролирует бодрствующее полушарие.
Поджатая нога позволяет снизить потери тепла.
Поджатая нога впитывает через кожу меньше осмотической влаги.
15. Любители орхидей знают, что у этих растений есть особые корни: они сероватого оттенка и очень «не любят», когда их закапывают в землю. Для чего орхидее такие нестандартные корни?
Это осязательные корни, которые помогают орхидее узнавать об опасности.
Это дыхательные корни, поставляющие дополнительные порции газов для реакций фотосинтеза и дыхания.
В процессе жизни эти корни забирают у листьев функцию фотосинтеза.
В природе орхидеи живут на деревьях, и эти корни помогают им улавливать влагу из осадков.
Скачать все ответы для 7 класса
Олимпиада по биологии 8 класс
1. Среди птиц широко распространён половой диморфизм – различие между самцами и самками. В некоторых случаях эти различия очевидны для человека, как в случае павлина, в других их может уловить только зрение птиц, которые плохо ориентируются на запахи. Например, самцы и самки лазоревки неотличимы с точки зрения человека, но сородичи безошибочно определяют самцов и самок по внешнему виду. Исследователями был проведён эксперимент: два самца лазоревки помещались в вольер с самками этого вида, но одному из них шапочку покрыли густым слоем солнцезащитного крема. Какой результат можно ожидать в этом эксперименте? Слева – без крема, справа – с кремом.
Самки предпочли самца с солнцезащитным кремом, потому что он сделал шапочку ярче.
Самки предпочли самца с солнцезащитным кремом, потому что его шапочка не выцветала от солнечных лучей.
Самки предпочли самца без крема, потому что видели яркую шапочку только у него.
Самки предпочли самца без крема, потому что их отпугнул резкий запах косметики.
Ответ: самки предпочли самца с солнцезащитным кремом, потому что он сделал шапочку ярче
2. В одной из научных групп института гидрологии провели эксперимент. Учёные взяли два одинаковых водоёма и добавляли в них фосфор в качестве удобрения. Пруды отличались только наличием рыбы. В качестве результата учёные несколько раз измеряли прирост биомассы фитопланктона за сутки, которая нарастала в обоих водоёмах с разной скоростью. В чём причина выявленных различий?
Рыбы являются дополнительным элементом экосистемы, где может размно–жаться фитопланктон.
Рыбы питаются зоопланктоном, который уменьшает численность фито–планктона и вызывает замедление роста его биомассы.
Рыбы выедают часть видов фитопланктона, уменьшая конкуренцию.
Рыбы выделяют в воду соединения азота, который является дополнительным биогенным элементом.
Ответ: Рыбы выделяют в воду соединения азота, который является дополнительным биогенным элементом.
3. Красные водоросли бывают окрашены в тёмно-красный цвет из-за того, что у них
отсутствуют зелёные хлорофиллы
присутствуют фикобилипротеины, которые способны улавливать свет на больших глубинах
верны все ответы
Ответ: верны все ответы
4. Для грибов мукора и пеницилла общим свойством является
размножение экзогенными спорами
наличие полового размножения – зигогамии
наличие мицелия, поделённого перегородками на клетки
вызов заплесневения продуктов питания
Ответ: вызов заплесневения продуктов питания
5. Адаптацией к какой среде является наличие аэренхимы?
ветреные скалы
пустыня
озеро
дождевой лес
Ответ: озеро
6. Выберите растение, формирующее феллему и феллодерму.
сосна
хвощ
папоротник
пальма
Ответ: сосна
7. Какова причина появления видимых на фотографии округлых выростов (клубеньков) на корне бобового растения?
Клубеньки – это разрастания тканей корня, внутри которых находятся симбиотические бактерии, фиксирующие азот.
Клубеньки – это разрастания тканей корня, увеличивающие площадь поглощения минеральных веществ.
Клубеньки являются вместилищами симбиотических грибов.
Клубеньки появляются в ответ на проникновение в ткани корня вирусов бобовых растений.
8. Среди изображённых растений плодом не обладает
растение А
растение Б
растение В
растение Г
9. Выберите структуру папоротника щитовника мужского, обладающую гаплоидным набором хромосом:
спорофилл
спорангий
спора
сорус
10. Одним из самых надёжных способов повысить урожайность сельскохозяйственных культур является севооборот. На одном и том же поле каждый год выращивают новые виды растений, что позволяет избежать массовых заболеваний культур и даёт почве «отдохнуть». В средней полосе России цикл севооборота часто заканчивают посадками клевера, так как это растение обогащает почву соединениями азота и готовит её к следующим посевам. Но при этом, если оставить посевы клевера на второй год, то растения клевера будут увядать. Почему так происходит?
В условиях избытка солей азота будут развиваться сорняки, которые вытесняют клевер.
Клевер при постоянной посадке уязвим к заболеваниям, например к фитофторе.
Симбионты, дающие бобовым соединения азота, имеют жизненный цикл длиной в один год, и на второй год растения окажутся без природного удобрения.
Оставшиеся после предыдущей стадии севооборота семена примутся в рост и вытеснят клевер.
11. Типичные выделительные органы билатерий – трубочки, которые называются нефридиями. Жидкость прокачивается через трубочку и в конце концов выводится наружу под действием бьющихся жгутиков или ресничек. Этот процесс называют фильтрацией. Кроме того, выстилающие трубочку клетки дополнительно выделяют в неё вещества, от которых организму надо избавиться (секреция), и всасывают обратно вещества, которые могут ещё пригодиться (реабсорбция). Все эти функции есть и в наших почках, хотя механизм фильтрации там другой. Австрийский зоолог Бертольд Гатчек (Berthold Hatschek) разделил нефридии на две категории: протонефридии (В и Г на рисунке) и метанефридии (А и Б на рисунке). Рассмотрите картинку и выберите неверное утверждение.
У животных, не имеющих целома, протонефридиев быть не может.
Трубочка метанефридия часто бывает извитой, по её ходу активно идут секреция и реабсорбция, так что вторичная моча, которую животное выводит во внешнюю среду, может сильно отличаться по составу от целомической жидкости.
У животных, не имеющих целома, метанефридиев быть не может.
В метанефридиальной системе жидкость сначала профильтровывается из крови в целомическую полость через щели между отростками клеток целомической выстилки (подоцитов), а потом всасывается в ресничную воронку метанефридия.
12. У разных животных целом образуется по-разному. У одних стенка первичной кишки образует карманообразные впячивания, которые затем отделяются от неё и становятся замкнутыми мешками. Полость внутри этих мешков и есть целом. Такой способ образования целома называется энтероцельным (от греческого «энтерон» – кишка). У других животных сначала по бокам от кишки обособляются компактные группы клеток, не имеющие между собой никаких полостей. Только потом эти клетки расходятся и внутри каждой их кучки появляется полость, которая становится целомом. Такой способ образования целома называется шизоцельным (или схизоцельным). Рассмотрите картинку и выберите неверное утверждение.
У вторичноротых, в отличие от первичноротых, радиальное дробление.
К вторичноротым относятся хордовые, полухордовые и линяющие.
Целом – это вторичная полость тела.
Для первичноротых характерен шизоцельный способ образования целома.
13. Прогуливаясь по территории Звенигородской биологической станции МГУ, вы нашли две шишки со следами жизнедеятельности животных. Рассмотрите картинки и выберите неверное утверждение.
На шишке 1 следы питания клеста.
На шишке 2 следы питания дятла.
На шишке 2 следы питания белки.
Клёст своим клювом разрезает чешую шишки и достаёт семя.
14. В пустынных местообитаниях можно обнаружить следы змеи эфы. Её способ передвижения характеризуется следующими особенностями: она откидывает голову в сторону, после чего выносит заднюю часть тела вперёд и подтягивает переднюю часть тела. Для чего змее необходим такой способ передвижения?
для быстрого перемещения по раскалённому песку
для лучшей опоры на сыпучем песке
для увеличения скорости передвижения
для увеличения угла зрения
15. На рисунке изображено животное, которое является
взрослой стадией щетинкочелюстных (Chaetognatha)
личиночной стадией тихоходки (Tardigrada)
личиночной стадией насекомого (Insecta)
взрослой стадией ракообразного (Crustacea)
Скачать все ответы для 8 класса
Смотрите также на сайте олимпиады:
Муниципальный этап 2024 Москва задания и ответы для олимпиады ВСОШ