12 ноября 2025 Русский язык 9 класс статград варианты РЯ2590101 РЯ2590102 ответы и задания
Тренировочная работа №1 статград по русскому языку 9 класс 12 ноября 2025 тренировочные варианты РЯ2590101, РЯ2590102 ответы и изложение. Каждый варианты пробника ОГЭ 2026 состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут) РУ2590101 и РУ2590102.
Вариант РЯ2590101 по русскому языку 9 класс
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. (1)Людей всегда интересовали вопросы о первом древнем человеке: как он появился, что делал, где жил? (2)Оказалось, первый наш далёкий предок – австралопитек, живший около пяти-двух миллионов лет тому назад. (3)Первые следы его существования нашли не в Австралии, как вы могли бы подумать из названия, а в Южной Африке. (4)Важное открытие было сделано профессором Раймондом Дартом в 1924 году, когда в процессе раскопок в Таунге обнаружили маленький череп, принадлежавший древнему ребёнку лет шести. (5)Так как находка была очень похожа на обезьяний череп, то профессор недолго колебался и назвал этот вид древнего человека «южная африканская обезьяна».
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) вопросы интересовали (предложение 1)
2) далёкий предок (предложение 2)
3) вы могли бы подумать (предложение 3)
4) открытие было сделано (предложение 4)
5) профессор колебался (предложение 5)
Ответ: 34
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом. 2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 3) Во второй части сложного предложения 3 содержится составное именное сказуемое. 4) Вторая часть сложного предложения 4 – односоставное безличное предложение. 5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.
Ответ: 25
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. В) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
Ответ: 254
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Когда-то леопард часто встречался на территории Северного Кавказа. Его называли по-разному (1) барс (2) каплан (3) пантера. К началу ХХ века численность леопардов сильно сократилась (4) люди вели охоту (5) на самих леопардов и на виды (6) служившие пищей для этих хищников. В 2007 году на территории Сочинского национального парка был основан (7) «Центр разведения и реабилитации леопарда на Кавказе». Одна из главных целей заповедника (8) возвращение в природу подготовленных в искусственных условиях молодых леопардов (9) и постепенное восстановление популяции животного.
Ответ: 148
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) СЪЕШЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. 2) НЕЧЕГО (делать) – в отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка НЕ-. 3) УХАЖЁР – в корне имени существительного после шипящих под ударением пишется буква Ё. 4) (c) ПЛЮЩОМ – в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О. 5) (возле) РОЩ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
Ответ: 345
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Однажды я заблудился в лесных оврагах, на дне которых бл..(1)стели мал..(2)нькие озёра. С одной из лесных полян я уви́ д..(3)л пр..(4)ближающуюся тучу. Она росла на вечерн..(5)м небе, как громадный средн..(6)вековый город. Неослаб..(7)вающие звуки долетали издалека, и ветер, прошумевш..(8)й по поляне, донёс брызги дождя. (По К. Г. Паустовскому)
8. Раскройте скобки и запишите слово «помидор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. На рынке я купил сразу три ящика спелых (помидор).
9. Замените словосочетание «хвост коня», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Сначала Петя вызывал у одноклассников интерес своими рассказами. 2) Учитель не замечал, что Петя перебивает других у доски. 3) Бунька всегда уверенно отвечал на уроках, не нуждаясь в помощи товарищей. 4) Когда к доске вызвали Буньку, весь класс переживал за него, а Петя сидел равнодушно. 5) У нетерпеливого Пети плохо получалось объяснять Буньке пройденные темы.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.. 1) Оказалось, новенького звали Петя Набатов, он переехал из другого города и был круглым отличником. 2) Когда к доске вышел Бунька, по классу прокатилась волна тревоги: ребята переживали за одноклассника, не зная, как его подбодрить. 3) Бунька пыхтел, задавал глупые вопросы, но с каждым днём разбирался в теме всё лучше. 4) У доски Бунька начал вести себя молодцом. 5) По сердцу Пети разливалась радость: он понял, что теперь прощён.
12. В предложениях 73–76 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют эпитеты?». Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе ваших рассуждений. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как Вы понимаете смысл предложения 38 текста “Одноклассники наперебой пытались объяснить Пете, что он поступил плохо”?». Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие поступки характеризуют доброго человека?». Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Вариант РЯ2590102 по русскому языку 9 класс
(1)Секвойя – один из самых крупных представителей деревьев, произрастающих на земле. (2)Её необыкновенным, гигантским размерам удивлялись путешественники всех времён: ствол, похожий на огромную колонну, выше уровня 55-го этажа современного небоскрёба. (3)В глубокой древности секвойя росла повсеместно, но затем ареал произрастания этих деревьев начал сильно сокращаться. (4)Отдельным гигантам дали персональные имена, и теперь этот вид дерева охраняет закон. (5)Например, старейший исполин носит имя «генерал Шерман», и, согласно подсчётам ботаников, этому дереву минуло 3500 лет.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) секвойя один (предложение 1) 2) путешественники удивлялись (предложение 2) 3) ареал начал (предложение 3) 4) вид охраняет (предложение 4) 5) минуло (предложение 5)
Ответ: 12
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом. 2) Во второй части сложного предложения 2 содержится составное именное сказуемое. 3) Предложение 3 сложное с сочинительной связью между частями. 4) Первая часть сложного предложения 4 – односоставное безличное предложение. 5) Вторая часть сложного предложения 5 осложнена вводной конструкцией.
Ответ: 245
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется. Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Между частями сложного предложения, соединёнными союзной сочинительной связью, ставится запятая.
Ответ: 135
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире. Расположенный в Астраханской области (1) Астраханский государственный природный биосферный заповедник (2) один из старейших заповедников нашей страны. Этот заповедник (3) пример уникальных ландшафтов (4) где сохраняются природные комплексы дельты Волги (5) расположенной в зоне полупустынь. Большое количество различных животных (6) 297 видов птиц (7) 36 видов млекопитающих и около 60 видов рыб (8) обитает в биосферном заповеднике Астрахани. Здесь же расположены знаменитые поля лотоса орехоносного (9) и многие посетители приезжают сюда именно ради посещения этой достопримечательности.
Ответ: 2368
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. 2) НЕГОДЯЙ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно. 3) СЕСТРИЦЫН (фартук) – в суффиксе имени прилагательного после Ц пишется буква Ы. 4) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ. 5) ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
Ответ: 23
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. Силуэт всадника исчез в едва освещ..(1)нном месяц..(2)м туманн..(3)м небе, и почти в ту же самую минуту на ..(4)краине п..(5)сёлка появился другой путник. Он поехал по той же д..(6)роге. На нём была тёмная накидка с капюш..(7) ном, которая ниспадал..(8) свободными складками. Его лицо было оз..(9)рено лунным светом. (По М. Риду)
8. Раскройте скобки и запишите слово «носки» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В поход необходимо было взять несколько пар тёплых (носки).
9. Замените словосочетание «лава вулкана», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Когда кого-то вызывали к доске, Петя старался поддержать отвечающего улыбкой. 2) Одноклассники решили, что Петя нарочно хотел помешать Буньке правильно ответить у доски. 3) После ссоры с ребятами Петя почувствовал себя одиноким, хорошие оценки его больше не радовали. 4) Ребята не захотели, чтобы Петя помогал Буньке, и отказались от помощи Набатова. 5) Одноклассники Витя и Петя жили в соседних домах.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов. 1) Красный от злости, как рак, Набатов вылетел из класса. 2) Петя приходил в класс, садился на свою парту, но теперь уже ребята не окружали его, как раньше. 3) «Я, ребята… с удовольствием помогу Пронину…» – голос его вздрагивал от волнения. 4) Ребята видели, как Петя медленно и упорно объяснял что-то своему подшефному. 5) Он спокойно выполнял задание, не искал глазами поддержки у товарищей.
12. В предложениях 35–38 найдите слово с лексическим значением «с целью, с определённым намерением, назло». Выпишите это слово.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какую роль в тексте играют метафоры?». Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как Вы понимаете смысл финала текста “По сердцу Пети разливалась радость: он понял, что теперь прощён”?». Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит прийти на помощь?». Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Прочитайте текст и выполните задания 10–13
(1)Когда в классе появился новенький, ребята сразу окружили его и начали расспрашивать. (2)Оказалось, новенького звали Петя Набатов, он переехал из другого города и был круглым отличником. (3)В классе Петя охотно рассказывал интересные истории, и постепенно Петина парта стала самым оживлённым местом в классе. (4)Но скоро всех стало беспокоить поведение Набатова на уроках. (5)Петя скучал, когда учитель вызывал к доске другого ученика. (6)При всякой ошибке он с усмешкой откидывался на спинку парты и громко заявлял: – (7)Неверно! (8)Неправильно! – и порывался ответить. (9)Даже учитель Андрей Александрович часто делал ему замечания:
– (10)Набатов, подожди. (11)Пусть сам сообразит. (12)Ученик, стоя у доски, начинал нервничать, поминутно оглядывался на Петю и окончательно терялся, увидев на его лице улыбку. (13)Однажды к доске вызвали Буньку. (14)Буньке учёба давалась тяжелее всех, и часто одноклассники сидели с ним после уроков, объясняя материал. (15)Когда к доске вышел Бунька, по классу прокатилась волна тревоги: ребята переживали за одноклассника, не зная, как его подбодрить. (16)Один Петя сидел равнодушно, положив на парту правую руку и разглядывая свои ногти. (17)Бунька начал писать под диктовку. (18)Товарищи, привстав на партах, следили за каждым словом и одобрительно кивали головами.
(19)Бунька закончил. (20)Андрей Александрович посмотрел на доску. – (21)Хорошо, молодец! – (22)Неправильно! – вдруг послышался голос Пети. – (23)Здесь надо было раздельно написать! (24)Бунька поспешно стёр написанные слова и в замешательстве остановился. – (25)У него было отдельно! (26)Там было мало места, и буквы близко стояли, а так всё правильно было! (27)Правильно! – зашумел класс. – (28)Тише, – сказал Андрей Александрович и положил руку на плечо Буньки. – (29)Почему ты стёр эти слова, ты же правильно написал их? – ласково спросил он. – (30)Значит, ты не уверен?
– (31)Его сбили! (32)Сбили! – закричали ребята. – (33)Петя, в следующий раз я прошу тебя не торопиться, – недовольно сказал учитель. – (34)А тебе, Пронин, надо отвечать уверенней. (35)После урока ребята сорвались с места и окружили Петю: – Ты что же, нарочно сбил его? (36)Ты отличник, тебе всё легко даётся, а другим трудно! (37)Если человек спокойно подумает, то и сам скажет, без твоей помощи! (38)Одноклассники наперебой пытались объяснить Пете, что он поступил плохо. – (39)Я решил, что у него ошибка, – оправдывался Петя. – (40)Он не товарищ, он выскочка! – выкрикнул кто-то. (41)Набатов бросил на парту книги: – (42)Я не товарищ? (43)Я выскочка? (44)Ладно! (45)Плевать мне на вас тогда!
(46)Красный от злости, как рак, Набатов вылетел из класса. (47)Прошло несколько дней. (48)Петя приходил в класс, садился на свою парту, но теперь уже ребята не окружали его, как раньше. (49)После уроков никто не звал Петю гулять. (50)И даже те ребята, которые жили рядом с Петиным домом, старались лишний раз с ним не встречаться. (51)Петя загрустил. (52)Пятёрки не радовали его, жизнь стала скучной. (53)Он и рад был бы помириться, да не знал как. (54)Через несколько дней, проходя по коридору после уроков, Петя услышал разговор. (55)Ребята не могли решить, кто будет заниматься с Бунькой перед экзаменом. (56)У всех хватало своих забот. (57)«Я бы мог помочь ему, – подумал Петя и посмотрел на Буньку. – (58)Откажется… и ребята не захотят…» (59)Петя вдруг решился. – (60)Я, ребята… с удовольствием помогу Пронину… – голос его вздрагивал от волнения. (61)Петя стоял и ждал.
(62)В глазах его скапливались слёзы. (63)Ребята недоверчиво смотрели на Петю. (64)На лицах у ребят читалось недоверие. (65)Наконец решили: – Набатов, договорись с Бунькой насчёт занятий. (66)С тех пор Петя и Бунька не расставались. (67)Ребята видели, как Петя медленно и упорно объяснял что-то своему подшефному. (68)Терпению Пети удивлялся весь класс. (69)Бунька пыхтел, задавал глупые вопросы, но с каждым днём разбирался в теме всё лучше. (70)У доски Бунька начал вести себя молодцом. (71)Он спокойно выполнял задание, не искал глазами поддержки у товарищей.
(72)Внимание ребят теперь привлекал Петя. (73)Он волновался. (74)Когда Бунька стоял у доски, Петя не отрывал от него глаз, безмолвно шевелил губами и болезненно морщился в ожидании ответа. (75)Ребята перешёптывались и почему-то радовались. (76)Однажды в раздевалке кто-то окликнул Набатова. (77)Он обернулся и увидел одноклассника Витю, с которым они жили в соседних домах. – (78)Тебе в какую сторону идти? – небрежно спросил тот. (79)Петя вспыхнул и радостно ответил: – Мне… туда же… куда ты… (80)По сердцу Пети разливалась радость: он понял, что теперь прощён.
По В. А. Осеевой-Хмелёвой Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница.
Текст изложения
Есть много книг о хороших манерах, но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. И многим кажется, что иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно.
На самом деле в основе всех хороших манер лежит забота. Это забота о том, чтобы один человек не мешал другому, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. От шума не всегда можно заткнуть уши, например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, громко говорить за обедом или рассказывать что-то с набитым ртом. И не надо класть локти на стол, опять-таки чтобы не мешать соседу. Манеры, одежда, походка, поведение должно быть сдержанным и красивым, ибо любая красота не утомляет окружающих.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах. Это бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к месту, где ты живёшь. Надо не выучивать сотни правил, а понять всего одно: нам необходимо уважительно относиться к другим. А если у вас будет это понимание, то манеры сами придут к вам.
(188 слов) (По Д. С. Лихачёву)
Смотрите на сайте
Работы статград ноябрь 2025 варианты с ответами ОГЭ 2026 и ЕГЭ 2026