16 ноября 2024 Олимпиада по русскому языку 7-8 класс ответы и задания муниципального этапа Москва
Решили все задания для 7 и 8 класса олимпиады по русскому языку ответы для муниципального этапа 2024 всероссийской олимпиады школьников Москвы дата проведения 16 ноября 2024 начало олимпиады в 16:00 по московскому времени.
Олимпиада по русскому языку 7 класс
Задание 1-4. Прочитайте текст. Выполните задания к нему. В тексте некоторые слова выделены. «Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» – [И. А. Крылов. Квартет: «Проказница-Мартышка…» (1811)] Установите соответствия, то есть соотнесите то или иное выделенное слово с исторически однокоренными с ним словами в каждом блоке (список слов А, Б и В). В каждом блоке (списке) таких слов не может быть менее двух. Например, дан ряд слов в блоке Г:
- заводской
- приводниться
- ведать
- водица
- завести
- наводчик
- проводник
Устанавливаем, что часть слов этого ряда исторически родственна словоформе привесть в данном тексте. Следовательно, верными ответами для слова привесть будут заводской, завести, наводчик, проводник.
пожалуй
возьми
квартет
порядок
привесть
инструменты
скажи
сесть
квитанция
украдкой
квартальный (отчёт)
коврига
поквартирный (обход)
квадратный
Блок Б
пожалуй
возьми
квартет
порядок
привесть
инструменты
скажи
сесть
сетевой
беседовать
осада
осанка
соседский
всадник
Блок В
пожалуй
возьми
квартет
порядок
привесть
инструменты
скажи
сесть
казак
кажется
казначей
указывать
каждый
приказчик
В блок В может входить также некое существительное с бывшей приставкой и выделяемым на современном уровне морфемного анализа суффиксом, который при образовании от этого существительного прилагательного меняется по определённой схеме. Выберите правильный ответ. Это существительное сказка, и суффикс ‑к‑ в прилагательном сказочный меняется на ‑оч‑. Это существительное сказочка, и суффикс ‑оч‑ в прилагательном сказочный меняется на ‑очн‑. Это существительное сказка, и суффикс ‑к‑ существительного в прилагательном сказочный меняется на ‑очн‑. Это существительное сказочка, и суффикс ‑очк‑ в прилагательном сказочный меняется на ‑очн‑.
Ответ: Блок А: квартет — квартальный, поквартирный, квадратный, Блок Б: сесть — осада, соседский, всадник, Блок В: скажи — кажется, указывать, приказчик
Задание 5-15. Буквами А–Л зашифрованы различные прилагательные.
Прилагательные А и Б в разговорной речи могут быть синонимами. Прилагательное В в большинстве контекстов – антоним А, но в некоторых случаях может быть синонимично ему. Так, например, в сочетаниях А дурак и В красавица и А, и В значат «превосходящий всех остальных по признаку, который выражается существительным, с которым сочетается прилагательное». В НКРЯ1 прилагательное Б наиболее часто встречается с существительным мера. С этим же существительным наиболее часто встречается и прилагательное Г. Антоним Г – прилагательное Д. Г и Д – формы сравнительной степени.
Если в прилагательном Г поменять место ударения и одну букву в окончании, получится прилагательное Е, которое отличается от Г только стилистической окраской. Согласно данным НКРЯ, Е наиболее часто употребляется с существительными брат, сын, дочь в фольклорных текстах. Стилистически нейтральный синоним прилагательного Е – Ж. Если же поменять место ударения и одну букву в окончании в Д, то получится прилагательное З, которое отличается от Д тем, что является прилагательным положительной степени (= не сравнительной и не превосходной).
Прилагательное Б также часто сочетается с существительным север. В приведённой ниже таблице представлены данные о том, сколько раз прилагательное Б и три других прилагательных – И, К, Л – встретились с названиями частей света. Известно, что во всех случаях наиболее частотные из получившихся словосочетаний представляют собой названия географических регионов, в случае прилагательного Л – региона, существовавшего раньше. Б и И можно считать синонимами, тогда как К им антонимично.
[1] Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. Отгадайте, какие прилагательные зашифрованы буквами А–Л. В каждое поле впишите по одному слову в начальной форме. Не выписывайте номер пропуска, не добавляйте знаки препинания и прочие символы.
Задание 16-21. Учитель решил рассказать школьникам на уроке о фразеологизмах-антонимах на примере фразеологизмов со значением количества. Чтобы ученики лучше запомнили материал, он попросил нейросеть нарисовать иллюстрации к фразеологизмам. Увидев полученные с помощью нейросети изображения, учитель удивился, но решил, что ученики всё же смогут отгадать фразеологизмы.
Соотнесите изображение и значение.
мало много тесно пусто бедно богато
Задание 21. Прочитайте текст, созданный нейросетью YandexGPT 2. Найдите в тексте фразеологизмы, от которых могут быть образованы сложные слова.
В современном мире многие люди предпочитают лежать на боку вместо того, чтобы активно двигаться вперёд и достигать новых вершин. Некоторые считают это проблемой, другие же находят в этом определённое удовольствие. Так или иначе, каждый имеет право выбирать свой путь и образ жизни, однако не стоит забывать о том, что постоянная лень и ничегонеделание могут привести к застою и отсутствию развития. Поможет преодолеть себя искусство. Многие современные произведения искусства учитывают потребности и интересы общества. На злобу дня создаются новые фильмы, книги, песни и многое другое. Такие произведения всегда актуальны и востребованы, так как отвечают требованиям времени и учитывают желания людей. Но и историю свою надо помнить всегда! С памятью об истории своей страны, с героями прошлого мы вместе на веки вечные.
Жизнь порой преподносит нам неприятные сюрпризы, такие как горе и страдания. Многие люди отчаиваются и опускают руки, однако некоторые находят в себе силы противостоять трудностям. Это время испытаний становится для них возможностью стать сильнее и мудрее, научиться ценить то, что имеешь, и радоваться мелочам, а не мыкать горе всю оставшуюся жизнь. И здесь искусство спасает.
Запишите в начальной форме слова, образованные от фразеологизмов, которые встретились в тексте.
Задание 23. Укажите верно составленные словообразовательные цепочки.
обить→обивать→обивка→обивание
бить→битый→битьё→ битком
бить→вбить→вбивать→вбивание
бью→взобью→взбиваю→взбивание
Задание 24. Соотнесите глаголы так, чтобы получилась пара.
брать
ловить
класть
вложить
взять
закладывать
положить
отловить
поймать
собрать
перекладывать
вкладывать
Задание 25. О какой «паре» идёт речь в задании? Напишите ответ одним словом.
Задание 26. Прочитайте текст и выполните задания.
И то слово изрече, и поеха з двора, и возвратись вспять, и кликну велегласно: «Азъ еду из града и пожду васъ на поле». Услыша Стратигь и зело вострепета и начат кликати сыны своя: «Где суть мои *кметы»? * кметы — воины
7.1. Заполните пропуски в тексте.
В тексте встречаем глагольную форму (1) , которой исторически родственно название части речи (2) , и слово (3) со значением «наличие, бытность» и его антоним (4), при этом антонимы (3) и (4) различаются только приставками.
7.2. Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык.
Скачать все ответы для 7 класса
Олимпиада по русскому языку 8 класс
Задание 1. Прочитайте текст. Выполните задания к нему. Некоторые слова в тексте выделены и пронумерованы. Крестьянин (1) торжествуя На дровнях обновляет (2) путь; Его лошадка, снег (3) почуя, Плетётся (4) рысью как-нибудь; (5) Бразды (6) пушистые (7) взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик (8) сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. [А. С. Пушкин. Евгений Онегин / Глава пятая: «В тот год осенняя погода…» (1826)] Установите соответствия, т.е. соотнесите номер того или иного выделенного слова с номерами исторически однокоренных с ним слов в каждом блоке. В каждом блоке таких слов не может быть менее двух. Например, дан ряд слов в блоке Г: (1) соседский, (2) сегодня, (3) сановитый, (4) вселиться, (5) веселиться, (6) поседеть, (7) насиженный. Устанавливаем, что часть слов этого ряда исторически родственна слову (8) сидит в данном тексте. Следовательно, верными ответами будут Г8 и 147.
Блок А.
Слово из текста
Торжествуя
Путь
Почуя
Рысью
Бразды
Пушистые
Взрывая
Сидит
Слова, исторически однокоренные
Отборное (зерно)
Бородатый
Обороняться
Забор
Березняк
Бороздить Блок В.
Слово из текста
Торжествуя
Путь
Почуя
Рысью
Бразды
Пушистые
Взрывая
Сидит
Слова, исторически однокоренные
Корыто
Порывистый
Ровесник
Ров
Рыло
Вырулить
Ответ: Бразды –Оборонный, Бороздить
Блок Б.
Слово из текста
Торжествуя
Путь
Почуя
Рысью
Бразды
Пушистые
Взрывая
Сидит
Слова, исторически однокоренные
Путешественник
Распеться
Пудовый
Петелька
Попятиться
Спутник
В блок Б, в слова, исторически однокоренные, может быть добавлено некое существительное. Выберите правильный ответ:
это слово запятая, в нём уже не выделяется приставка за-, склоняется это существительное как прилагательное;
это слово запятая, в нём в современном языке выделяется приставка за-, склоняется это существительное как прилагательное;
это слово препятствие, в нём в современном языке приставка пре- уже не выделяется, но выделяется суффикс -ств-;
это слово препятствие, в нём в современном языке выделяется приставка пре- и суффикс -ств-.
Ответ: Путь – Путешественник, Попятиться, Спутник,
Взрывая – Порывистый, Ров, Рыло
Задание 2. Учитель на уроке решил рассказать школьникам о фразеологизмах, описывающих настроение и состояние человека. Для того чтобы ученики лучше запомнили материал, он решил воспользоваться нейросетью для графической иллюстрации фразеологизмов. Когда учитель увидел изображения, он несколько удивился, но решил, что ученики всё равно смогут угадать фразеологизмы.
Учитель соотнёс картинки, которые нарисовала нейросеть, со значением фразеологизмов, но случайно перепутал их.
Соотнесите значения фразеологизмов и картинки.
Фразеологизм, который используют, когда говорят о счастливом человеке.
Фразеологизм, который используют, когда говорят о рассеянном человеке.
Фразеологизм, который используют, когда говорят о расстроенном человеке.
Фразеологизм, который используют, когда говорят об испуганном человеке.
Фразеологизм, который используют в речи, говоря о человеке, который испытывает сильный стыд.
Фразеологизм, который используют в речи о человеке, который испытывает крайнее бессилие, досаду, раздражение, ярость.
Задание 3. В русском языке много слов, путь образования которых может быть объяснён двояко. Например, слово нехорошо может быть образовано как от слова хорошо приставочным способом, так и от слова нехороший суффиксальным способом.
Есть другие примеры интересного образования слов. Например, слово столовая в словосочетании «столовая посуда» образовано от слова (1) суффиксальным способом при помощи суффикса (2), а в значении «помещение для питания» – неморфологическим способом. Вот ещё одно интересное слово. От слова игла образуется прилагательное (3) двумя разными способами, и оба они суффиксальные. «Одно слово» образовано при помощи суффикса (4) непосредственно от слова игла, «другое». – при помощи суффикса (5) от слова (6).
Задание 4. Пётр занимается прикладной лингвистикой. В данный момент он работает над интерактивным справочником по фонетике. Чтобы исключить возможные ошибки, Пётр регулярно тестирует своё приложение. Ниже приводятся запросы, которые сформулировал лингвист. Замени глухие шумные согласные в слове звонкими: слой, помпа, икра. Замени глухие шумные согласные звонкими, а звонкие – глухими: запирал. Замени мягкие согласные – твёрдыми, а твёрдые – мягкими: сядь, дюна, рябь, ряд, овёс, мёл. Запишите в поле для ответа слова, которые должен выдать компьютер в ответ на запрос.
Задание 5. Алгоритм Неофан получил 6 существительных русского языка в начальной форме и подобрал к ним «производящие» слова. Вот что получилось: старш, дневн, коммун, пер, синтакс, матер. Известно, что алгоритм нашёл в исходных существительных 3 разных суффикса по 2 слова с каждым. Определите, какие существительные получил Неофан. (Значение «одинаковых» суффиксов может быть разным).
Задание 6. Прочитайте следующие предложения.
1) На отчётном концерте играли классические мелодии известных композиторов.
2) На занятии было много интересного и полезного материала: например, читали примеры хороших сочинений.
3) В следующем зале выставки, посвящённой достижениям техники, смотрят камеры.
4) На недавнем собрании объявляли результаты за последние полгода.
5) Такой эффект создавался, потому что в дальнем зале грели стены.
6) И снова во время соревнований демонстрировали образцы новейшего снаряжения.
Разделите данные предложения на две неравные группы по некоторому синтаксическому критерию.
Задание 7. Прочитайте слова: подарктический, лётчикаж, антивоздух, инстранный, льстецаж. Эти слова составлены искусственно, и в русском языке их не существует, однако если одну или несколько морфем заменить на синонимичные (близкие по значению) части слова, то получатся реально существующие в языке слова. Восстановите слова.
Задание 8. Лингвист Р. решил изучить некоторую необычную черту употребления слова оба. Для этого он собрал данные в основном корпусе НКРЯ.
Среди примеров ниже только часть соответствует исследовательской задаче, а один пример может быть признан подходящим только с оговоркой. Если кто-то ставил перед собой задачу нанести удар по обеим компаниям, то можно сказать, что он уже этого добился. [Алексей Полухин. Терминатор на фондовом рынке // «Время МН», 2003.08.02]
К сожалению, обоим исполнительницам не удалось почувствовать тему и настроение данного произведения. [И. Л. Шолохова. Дневник (2010)]
Сюда же относятся и статуи обоих «тираноубийц», изваянные к концу нашего периода первым афинским скульптором, о котором мы знаем, — Антенором. [Ф. Ф. Зелинский. История античной культуры (1914)] Светло-зеленые и кое-где белые палатки стояли ровными прямоугольниками по обеим берегам. [А. А. Уткин. Крепость сомнения (2010)] Из-за этого условия обтекания с обоих сторон не одинаковы, и мяч отклоняется в ту сторону, где сопротивление меньше. [Приз номера // Юный техник, 2010] Вскоре, однако, вынуждены были остановиться — командир глубоко провалился одной, а затем и обеими ногами. [Василь Быков. Болото (2001)] Утром мне было холодно даже в обоих свитерах и куртке. [Василий Аксенов. Звездный билет // «Юность», 1961] Бабуля, с хищным оскалом лица, бросается ко мне и обеими кулаками тычет в грудь. [Фёдор Ошевнев. Записки букиниста (2016) // «Ковчег», 2015]]
8.1 Какая особенность употребления слова оба заинтересовала лингвиста?
8.2 Распределите примеры (1)–(8) по группам в зависимости от соответствия исследовательской задаче (необычное употребление слова оба).
Однозначно соответствуют:
Однозначно не соответствуют:
Соответствует с оговоркой:
8.3 Какая оговорка требуется для того, чтобы пример из группы «Соответствует с оговоркой» соответствовал задаче? Чем вызвана необходимость этой оговорки?
8.4 В примерах ниже отражено другое необычное употребление слова оба:
Когда на шум из палатки выбежал Зверев и один из рабочих, со стороны засады раздался сигнальный выстрел вверх, оба бандиты упали на землю, а по Звереву и рабочему был дан залп, которым оба были убиты. [Б. И. Вронский. Дневник (1935)]
22-го оба государи последовали за войском, 24-го смотрели саксонское и датское войско. [А. С. Пушкин. История Петра: Подготовительные тексты (1835-1836)] В чём заключается необычность?
Задание 9. Прочитайте текст и выполните задания.
Преподобный Михайло от далняа земля новопришед и иного отчества сый странствуя прииде в незнаемъ град ему, аще и величества ради своего вселеннѣй всей отдавна вѣдомъ град и славенъ.
9.1 Заполните пропуски в тексте.
Слово (1)_ из текста исторически родственно слову (2), синонимичное слову «размер». В рассматриваемое этимологическое гнездо также входит слово (3)____ «песнопение в честь праздника» и одушевлённое существительное (4) _, в котором этимологически выделяется два корня.
9.2 Переведите текст на современный русский язык.
Задание 10. Даны слова: прослушать, вывести, завязать, одолжить, бесценный.
Эти слова обладают одной интересной лексической особенностью. Опишите её. Проиллюстрируйте своё рассуждение примерами, демонстрирующими эту особенность хотя бы для одного слова. Укажите ещё какой-нибудь один глагол, который можно включить в этот ряд.
Скачать все ответы для 8 класса
Смотрите также на сайте олимпиады:
Муниципальный этап 2024 Москва задания и ответы для олимпиады ВСОШ