26 ноября 2025 Олимпиада по географии 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа
Уже решили все задания для 7, 8, 9, 10, 11 класса олимпиада по географии правильные ответы для муниципального этапа 2025-2026 учебный год всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Москва дата проведения 26 ноября 2025 начало олимпиады в 16:00 утра.
Олимпиада по географии 7 класс муниципальный этап 2025
1. Какой учёный будет изучать строение надпойменной террасы?
биогеограф
гляциолог
геоморфолог
криолитолог
Ответ: геоморфолог
2. Арсений планирует засеять пшеницей прямоугольный участок земли, однако он не помнит его размеры, чтобы купить нужное количество семян. Помогите Арсению определить реальную площадь участка, если по его измерениям на карте с масштабом 1:10 000 стороны прямоугольника составили 2 и 4 см.
800 м²
80 га
8000 м²
8 га
Ответ: 8 га
3. Какая из изображённых форм рельефа образовалась в результате ледникового выпахивания?
Ответ: 2 изображение
4. Выберите все реки, которые относятся к бассейну Индийского океана.
Конго
Замбези
Ганг
Оранжевая
Хуанхэ
Евфрат
Ответ: Замбези, Ганг, Евфрат
5. Выберите все изверженные магматические породы.
габбро
гранит
извесТНЯК
базальт
пемза
кварцит
Ответ: габбро, гранит, базальт, пемза
6. Какие из перечисленных путешественников совершили кругосветные экспедиции?
Х. Элькано
Ю. Лисянский
Б. Диаш
Ф. Дрейк
Х. Колумб
Ответ: Элькано, Лисянский, Дрейк
7. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. это природная зона, в которой древостой образуют дубы, буки, грабы, липы. Она формируется в условиях (2) Выбрать климата. На равнинных территориях её нельзя встретить B пределах страны.
8. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Атмосферное давление определяется в каждой точке атмосферы весом вышележащего воздуха. Определить атмосферное (1) Выбрать (2) Выбрать В системе давление си Можно с атмосферное помощью давление прибора измеряется B Чтобы построить карту распределения атмосферного давления можно использовать линии, которые называются.
9. Соотнесите вулканы и процессы, происходящие на границах литосферных плит, вблизи которых они расположены.

10. Соотнесите контуры океанов и океанические течения, которые формируются в них.
11. Соотнесите фрагменты карт и способы изображения, использованные на них.
12. Соотнесите изображенные на фотографиях объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО и страны, в которых они находятся.
13. Расставьте планеты в порядке увеличения количества их спутников (от планеты наименьшим количеством спутников к планете с наибольшим).
Земля
Сатурн
Юпитер
Нептун
14. Расставьте исследователей Антарктики в порядке проведения ими экспедиций в Антарктике (от наиболее ранних к наиболее поздним).
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
Джеймс Кук
Руаль Амундсен
Джеймс Росс
15. Виктория проходит выездную практику по географии. Одним из заданий на данной практике было рассчитать температуру на вершине высочайшей горы России, если известно, что температура на пляже Сочи, где была одна из точек маршрута, составляет 25 °С. Какой ответ получила Виктория, если исходила из того, что температура падает на 0,6 °С при подъёме на 100 м? Ответ округлите до целого градуса.
Перед Вами упрощённое изображение (граф-схема) некоторых линий, которые Вы можете найти на карте Земли. Эти линии Вы найдете на любой географической карте мира. Они являются основой для ориентирования по карте мира, определения координат. Каждый кружок на схеме соответствует одной такой линии, отрезки между кружками — соединению или пересечению двух линий. Схема сориентирована на север. Определите эти линии по предложенным описаниям. Ответьте на дополнительные вопросы. 16. Напишите название каждой из линий, обозначенных кружками 1-5:
Линии 1, 3 и 5 имеют общую ось симметрии. Между этими линиями Солнце на Земле бывает в зените. Все они пересекаются с линией 4 в одном океане; линии 3 и 5 пересекаются с линией 2 в другом океане, а вот точка пересечения линий 1 и 2 находится на материке. Назовите эти океаны и этот материк.
Линии 1 и 5, помимо названий, данных по сторонам света, имеют исторические наименования, данные по зодиакальным созвездиям небесной сферы. Как называются эти созвездия?
Линии 2 и 4 соприкасаются в двух точках. Для обеих точек характерна рекордная продолжительность некоторых астрономических явлений. Укажите эти явления, если известно, что в день проведения муниципального этапа ВСОШ по географии первое из них наблюдается в более северной точке, а второе — в более южной.
Задача 2 (задания 21-30) Перед Вами представлен профиль рельефа Африки, построенный через экватор с запада на восток. Пользуясь картами атласа, ответьте на вопросы об этом профиле.
23. Формирование данного плоскогорья связано с масштабным процессом, происходящим на границах литосферных плит. Выберите название этого процесса.
спрединг
коллиЗИЯ
рифтинг
субдукция
24. Озеро 1 и река 1, обозначенные на профиле, обладают определёнными «географическими рекордами» в Африке. Напишите названия озера и реки.
Плоскогорье 1 выступает важным барьером, разделяющим воздушные массы в Африке, что приводит к формированию различных природных зон по разные стороны этого плоскогорья.
27. Выберите изображения характерных видов животных, обитающих в Африке в природной зоне А. Внимание — в перечне есть лишние варианты ответа!

Задача 3 Проанализируйте две климатические диаграммы, расположенные в одном климатическом поясе. Дайте характеристику каждой из диаграмм по предложенному плану. Ответьте на развёрнутые вопросы по каждой из диаграмм. А. Укажите город из списка (Москва, Кейптаун, Сидней, Шанхай, Лондон, Рейкьявик, Алжир, Буэнос-Айрес), соответствующий диаграмме. Б. Прочитайте данные климатических диаграмм, укажите или рассчитайте: 1. температуру января, °C; 2. температуру июля, °С; 3. среднегодовую температуру за год, °С; 4. годовое количество осадков, мм.
Обязательно указывайте номер или наименование климатической характеристики. В. Укажите, в каком полушарии располагается город, для которого построена данная диаграмма, аргументируйте свой выбор. Г. Назовите климатический пояс и тип климата, который характеризует данная диаграмма. Д. В какой сезон (летний или зимний) преимущественно выпадают осадки в данном городе? Объясните почему.
Задача 4 Природные зоны — относительно крупные подразделения географической оболочки, части географических поясов, обладающие общими признаками. Природные зоны обычно не имеют чётко выраженных границ, однако каждой из них присущ особый тип ландшафтов преобладанием определённого климата, почв, растительности и рельефообразующих процессов. В поле ниже под соответствующими цифрами укажите: 1.1. Как называется закономерная смена природных зон от экватора к полюсам? Назовите основную причину этой закономерности? 1.2. Основные характеристики климата, определяющие смену природных зон. 1.3. В условиях какого рельефа наблюдается смена природных зон? Рассмотрите изображения полуостровов.
Практическая часть 1. Определите численный и именованный масштаб карты, если известно, что протяжённость деревни Михино вдоль дороги составляет 320 м. Обязательно приведите расчёт. Без расчётов ответ не будет засчитан! 2. Определите высоту сечения рельефа (через сколько метров проведены горизонтали). 3. Определите максимальную высоту на изображённой территории. Ответ напишите в виде интервала: больше … м, но меньше … м. 4. Определите минимальную высоту на изображённой территории. 5. Расположите точки АВСD в порядке увеличения высоты.
В ответе укажите только последовательность букв. 6. Определите значение высотой 178,2 до пристани. азимута и расстояние по прямой от вершины холма C 7. Найдите соответствие между указанными расстояниями и направлениями от пристани до следующих объектов: мельница, песчаный карьер, родник, школа.
→ Посмотреть все ответы для 7 класса
Олимпиада по географии 8 класс муниципальный этап 2025
1. Какие учёные могли составить данную карту?
гляциологи
криолитологи
метеорологи
гидрологи
Ответ: криолитологи
2. Выберите неверное утверждение об этих двух картах мира. Проекция правой карты не равновеликая. Проекции обеих карт конические. Проекция левой карты лучшим образом отражает реальные площади объектов, нежели проекция правой карты. Проекции обеих карт подвергают наибольшим искажениям полярные широты.
Ответ: проекции обеих карт конические
3. Выберите верное утверждение о строении земной коры в точке по координатам 55° с.ш. 15° з.д. Земная кора в этой точке состоит из осадочного и гранитного слоёв. Земная кора в этой точке состоит из осадочного и базальтового слоёв. Земная кора в этой точке состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоёв. Земная кора в этой точке состоит из гранитного и базальтового слоёв.
Ответ: Земная кора в этой точке состоит из осадочного и базальтового слоёв.
4. Выберите строчки, в которых все объекты находятся на трёх разных материках.
Дунай, Евфрат, Дарлинг
Калахари, Гоби, Большая пустыня Виктория
Гурон, Титикака, Ньяса
Оттава, Вашингтон, Асунсьон
Чогори, Маттерхорн, Ключевская сопка
Ответ: 1, 2, 3
5. Выберите значения высоты Солнца над горизонтом, которые возможно наблюдать в НьюДели.
50°
60°
70°
80°
90°
Ответ: все, кроме 90 градусов
6. Какие объекты местности отражены на данном фрагменте карты?
колодец
141,3
заросли кустарников
виноградники
заболоченный луг
моховая растительность
7. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Северный олень — типичный обитатель тундровой зоны. Чтобы питаться молодой растительностью как можно дольше, в летний период северные олени совершают миграции (1) Выбрать , оказываясь в краях, где лето наступает позже, а трава ещё за пищу с (2) Выбрать свежа. На арктических островах в ходе миграций стада оленей могут начать конкурировать , для которых растительный корм тоже составляет основу рациона. Естественным врагом для обоих животных в этих местах является.
8. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Есть две основные возможности покорить высочайшую точку мира. Можно добраться до города (1) Выбрать столицы государства, откуда уже можно взять курс на южные склоны самой высокой горы мира. Второй вариант — зайти с севера через горный район (2) Выбрать что может оказаться дороже из-за более Высокой стоимости разрешения на восхождение. Вероятно, более связаны с более высоких уровнем жизни в.
9. Установите соответствия между фотографиями российских городов и типами субъектов РФ, в которых они располагаются.

10. Установите соответствия между горными породами и их происхождением.

11. Перед Вами иллюстрации к известным художественным произведениям. Определите, к какой языковой группе относятся языки, на которых были написаны эти произведения в оригинале.
12. Установите соответствия между фотографиями городов и климатограммами, характерными для них.

13. Расположите исследователей в порядке их продвижения к Южному полюсу: исследователь, остановившийся севернее всех, будет первым в последовательности, а остановившийся южнее всех — последним.
Михаил Петрович Лазарев
Джеймс Кук
Роберт Скотт
Фрэнсис Дрейк
14. Расположите горные системы по возрасту складчатости в их основе: горная система с самой древней складчатостью будет первой в последовательности, с самой молодой последней.
Западный Саян
Срединный хребет
Верхоянский хребет
Уральские горы
15. Родион совершает перелёт из крупнейшего по населению субъекта в РФ в столицу крупнейшего по площади субъекта РФ. Вылет в 6:30 по местному времени. Время полёта составило 6 часов 30 минут. Укажите местное время (в часах) в аэропорту прибытия после прилёта.
16. Перед Вами упрощённое изображение (граф-схема) нескольких морей, связанных друг с другом одним или несколькими проливами. Все они, кроме одного, омывают берега одного и того же материка Земли. Каждый кружок на схеме соответствует морю, а линия указывает на наличие прямой связи (одного или нескольких проливов) между морями. Схема сориентирована на север. Определите моря по предложенным описаниям. Ответьте на дополнительные вопросы.
17. Море 1 отделено от океана грядой островов вулканического происхождения, по которым названо холодное океаническое течение, проходящее вдоль этой гряды. Назовите это течение.
18. Море 3 получило своё название из-за обилия осадочного материала, который в море выносит вторая по длине река континента. это Как называется эта река? Как называется осадочная порода, размываемая этой рекой и выносимая в океан?
19. Море 2 носит своё название в честь одной из стран, берега которой омывает. В то же время другие две страны с одинаковым государственным языком, выходящие к берегам того же моря, настаивают на использовании варианта «Восточное море». Назовите государственный язык этих двух стран.
20. Водами моря 5 целиком окружён остров, представляющий собой провинцию второго по численности населения государства планеты. Кроме того, вместе с морями 4 и 6 оно омывает берега другого острова, который это государство также считает своей провинцией, хотя фактически не контролирует. От моря 3 море 5 отделено территорией всё того же государства. Как называется остров-провинция, окружённый водами моря 5?
Изначально данный механизм был рассмотрен для объекта на космическом снимке А. Проанализируйте данное изображение и попробуйте объяснить предложенный Уилсоном механизм на его примере. 21. Укажите название архипелага на космическом снимке А.
22. Выберите название механизма (А-Е), которым сформирован этот архипелаг, и описание (1-5) этого механизма.
23. Напишите название объекта на космическом снимке Б.
24. Выберите название механизма на границе плит (А-Е), который обусловил формирование этого объекта, и описание (1-5) этого механизма.
25. Укажите название формы рельефа дна Мирового океана, которая формируется результате этого процесса.
Объект на космическом снимке В является примером особого типа магматизма, название которого произошло от шведского слова «лестница» из-за чередования устойчивых к денудации излившихся магматических и неустойчивых осадочных горных пород. Данный объект входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и расположен в пределах древней платформы. 26. Напишите название объекта на космическом снимке В.
Задача 3 Ниже показаны дорожные знаки, используемые в четырёх независимых государствах, расположенных в четырёх разных частях света. Используя дополнительную информацию, определите эти четыре страны. — Три страны расположены полностью на островах, а та, что находится на материке, выходит к самому длинному проливу на Земле, который назван в честь этой страны. — Площадь каждого из государств составляет более 100 тыс. км², причём одно из государств входит в список 20 крупнейших по площади и 10 крупнейших по населению стран мира. — Одну из стран пересекает экватор, ещё две страны расположены полностью в южном полушарии.

→ Посмотреть все ответы для 8 класса
Олимпиада по географии 9 класс муниципальный этап 2025
1. Какой учёный разработал закон высотной поясности?
Вернер фон Браун
Александр фон Гумбольдт
Василий Струве
Фердинанд фон Рихтгофен
Ответ: Александр фон Гумбольдт
2. Выберите карту, построенную в конической проекции.
Ответ: 3 изображение
3. Сегодня — мировая премьера мультфильма «Зверополис-2». Герои мультфильма реальные животные, которых вы можете встретить и на Земле. Ареал обитания какого из изображенных животных на нашей планете расположен севернее всего?

Ответ: 1 изображение
4. Рассмотрите представленные ниже контуры регионов РФ (контуры даны не в едином масштабе). Выберите контуры тех субъектов РФ, в которых наблюдается положительный естественный прирост.
Ответ: 2 изображение
5. Выберите почвы, характерные для лесной зоны умеренного пояса.
краснозёмы
подзолистые
дерново-подзолистые
серые лесные
желтозёмы
Ответ: Подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные
6. Выберите спутниковые снимки островов, разделённых между несколькими государствами.
Ответ: все, кроме 2 изображения
7. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Большую роль в формировании рельефа среди внешних (экзогенных) процессов играют (1) Выбрать процессы. В этих процессах воздействие на рельеф оказывают текучие воды. Временные водотоки формируют, например, (2) Выбрать и балки. Постоянные водотоки могут формировать речные долины, характерным элементом которых можно назвать.
8. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Язык (1) Выбрать относится к (2) Выбрать группе уральской языковой семьи. В пределах народа выделяется два субэтноса — численностью населения мокша и эрзя. Это народ с более 450 тыс. человек, преимущественно проживающий в Поволжье. Основная часть верующих исповедует.
9. Соотнесите административные центры субъектов РФ с типами субъектов РФ, столицами которых они являются.

10. Установите соответствия между метеорологическими приборами и единицами измерения, в которых они измеряют метеорологические показатели.
11. Распределите горные породы по их происхождению.

12. В феврале 2026 года в Италии пройдут XXV Зимние Олимпийские игры. Далеко не всегда они проходят в морозных странах. Сопоставьте города, ранее принимавшие зимние Олимпиады, и их климатограммы.
13. На спутниковых снимках показаны моря и заливы Мирового океана. Расставьте их в порядке увеличения средней солёности (от самого пресного к самому солёному).
14. Перед вами имена исследователей, в разное время пытавшихся пройти Северо-Западным проходом и обогнуть Северную Америку через Арктику. Расставьте их в том порядке, в котором они совершали свои экспедиции (от более ранней к более поздней).
Руаль Амундсен
Генри Гудзон
Жак Картье
Себастьян Кабот
15. Рассчитайте максимальный угол падения солнечных лучей, который можно было наблюдать в Москве сегодня, если Солнце сейчас находится в зените над 21° ю. ш. Ответ округлите до целого градуса.
Задача 1 (задания 16-19) Перед вами графики изменения расхода воды в течение года (гидрографы), построенные для трёх рек Восточно-Европейской равнины. Цифрами подписаны данные о среднемесячных расходах (в м³/с). Проанализируйте графики и ответьте на вопросы.
Сопоставьте номера рек 1-3 и их характеристики. Одной реке может соответствовать несколько характеристик.
Для той из рек, у которой глубина во время половодья оказалась наибольшей, определите её глубину ( в метрах) в месяц самой низкой межени и округлите её до десятых.
Задача 2 (задания 20-27) На равнинных территориях нашей страны природные зоны сменяют друг друга по широте — от арктических пустынь на севере до субтропических лесов (жестколистные леса и кустарники) на юге, что обусловлено в первую очередь изменением угла падения солнечных лучей и разнообразием климатических условий. 20. Укажите две основные характеристики климата, определяющие смену природных зон.
Самая северная природная зона России встречается даже в континентальных условиях. Рассчитайте максимальный угол падения солнечных лучей, который можно наблюдать в крайней северной материковой точке России (ответ запишите в градусах, округлив до целого).
Название равнины, в пределах природных зон в нашей стране.
Определите название природной зоны, в которой расположены национальные парки, чьи логотипы представлены на рисунках, если известно, что все они находятся в пределах равнины, определённой вами в задании 22.
Установите соответствия между логотипами национальных парков и субъектами РФ, которых они расположены. Укажите для каждого логотипа букву, соответствующую субъекту РФ.
Выберите рисунок профиля почвы, являющейся зональной в природной зоне, которую вы указали в задании 23. Выберите рисунок профиля почвы, которая является наиболее плодородной.
Перед вами упрощённое изображение (граф-схема) речных бассейнов, полностью или частично расположенных на территории России. Каждый кружок на схеме соответствует бассейну реки, впадающей в Мировой океан или бессточное озеро, а линия указывает на наличие общей границы (водораздела) двух бассейнов. Схема в целом сориентирована на север, но направления отдельных линий могут не совпадать с реальными направлениями на местности. Определите реки, бассейны которых обозначены на схеме, по цитатам из литературных произведений, в тексте которых упоминается та или иная река. Ответьте на Дополнительные вопросы. Если в цитате присутствует название реки, оно заменяется на [???].
Задача 4 Изменение географии нефтедобычи России ещё со времён Российской империи идёт по принципу, сформированному в 20-е — 30-е годы ХХ века и получившему название «парадигма Губкина-Байбакова-Трофимука». Согласно ему, освоение месторождений и, как следствие, сдвиг нефтедобычи в СССР и России идёт последовательно с запада на восток. Перед вами список регионов с указанием объёмов добычи нефти на 1990 и 2023 гг.
1.1. Напишите названия субъектов РФ, зашифрованных под буквами А, Б, В. 1.2. Оренбургская область, как и, например, регион А, специализируется также на добыче другого энергетического полезного ископаемого, но, в отличие от региона А, лидером по его добыче не является. Регион в является одним из двух в России субъектов, где ведётся добыча некоего негорючего и неметаллического полезного ископаемого, при этом на данный регион приходится 80 % российской и 22 % мировой добычи. Назовите эти два полезных ископаемых в правильном порядке.
1.3. Кратко объясните, почему доля двух регионов-лидеров в общероссийском объёме нефтедобычи снижается. 1.4. Кратко объясните, как сдвиг нефтедобычи на восток повлиял на структуру населения регионов-лидеров. Сдвиг географии нефтедобычи России, однако, не привёл к сдвигу в географии нефтехимии. 2.1. Кратко объясните, почему «уход» нефтедобычи на восток не привёл к аналогичным трендам в нефтехимии.
По подсказкам ниже определите субъекты РФ и сопоставьте каждый субъект с диаграммой А-Г. Ответьте на дополнительные вопросы. 2.2. В субъекте І находится крупнейший в своём бассейне порт России, специализирующийся в том числе на нефтеналивных грузах. Укажите, о каком порте идёт речь. 2.3. В субъекте II расположено предприятие, входящее в число лидеров в России по производству малотоннажных грузовых автомобилей. Назовите предприятие, выпускающее эти автомобили. 2.4. Субъект II входит в пятёрку лидеров России по объёму валового регионального продукта, но на обрабатывающую промышленность в структуре ВРП приходится только 16%, а на добывающую — 0. Укажите, с чем это связано.
Практическая часть 1. Определите численный и именованный масштаб фрагмента карты. Обязательно приведите расчёт. Без расчётов ответ не будет засчитан! 2. Гора Гаванная является высшей точкой представленной территории. Определите, будет ли с её вершины в ясную погоду виден мыс Секач. Обоснуйте свой ответ, приведя измеренное расстояние между точками. 3. Определите высоту сечения рельефа (через сколько метров проведены горизонтали). 4. Определите магнитный азимут с горы Гаванная на мыс Секач при условии, что магнитное склонение в этой местности западное и равняется 7. Обязательно приведите расчёт. Без расчётов ответ не будет засчитан! 5. Применив свои знания условных знаков, выпишите буквы, которыми обозначены объекты, которые можно встретить на данной территории.
Определите географические координаты вершины г. Наковальня с точностью до 10″. 7. Определите характеристики реки Саранная вблизи её истока. В ответе укажите скорость течения в м/с, ширину, глубину (в м), характер грунта (одним словом). 8. Наблюдаются ли в пределах территории следы проявления мерзлотных (криогенных) рельефообразующих процессов? Свой ответ поясните, приведя не менее двух примеров с фрагмента топографической карты. 9. Данный остров входит в состав национального парка, охраняющего преимущественно редких морских млекопитающих и птиц. Впишите в ответ буквы, соответствующие животным, которых вы НЕ можете встретить на территории этого национального парка.
Ещё одно животное, некогда обитавшее в этих акваториях, к 1768 году было полностью истреблено человеком. Животное названо в честь немецкого путешественника, участника Второй Камчатской экспедиции, и принадлежит к отряду сирен. Назовите это животное.
→ Посмотреть все ответы для 9 класса
Олимпиада по географии 10 класс муниципальный этап 2025
1. К какой науке относится термин «ватты»?
океанология
гляциология
лимнология
биогеография
Ответ: океанология
2. Для рек какого региона будет характерен подобный гидрограф?
Дальний Восток России
Западная Европа
Западный Казахстан
Восточная Сибирь

Ответ: Восточная Сибирь
3. Какое из государств не делится на штаты?
самая большая по площади португалоязычная страна мира
страна, где находится самая большая по площади административнотерриториальная единица в мире
страна — мировой лидер по запасам нефти
страна, где находится самая большая по численности населения
административно-территориальная единица в мире
Ответ: страна — мировой лидер по запасам нефти
4. Выберите из списка города, расположенные в тропическом поясе освещённости.
Дарвин
Лиссабон
Майами
Сидней
Макао
Манаус
Ответ: Дарвин, Манаус, Макао
5. Выберите из списка почвы, которые можно встретить на территории Якутии.
солоди
красные ферралитные
лугово-чернозёмные
аллювиальные
подбуры
Ответ: солоди, аллювиальные, подбуры
6. Выберите из списка моря, на побережьях которых располагаются города-миллионеры.
Азовское
Карибское
Красное
Саргассово
Японское
Ответ: Карибское, Красное, Японское
7. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. Если при впадении реки в озеро или море происходит накопление наносов, то у водотока формируется A Одна из её форм — дугообразная, когда OT основного русла радиально расходятся множество Крупнейшая B мире подобная форма формируется в устье реки.
9. Соотнесите субъекты РФ и названия станций метрополитена, расположенного в их административном центре.

10. Соотнесите субъекты РФ с графиками, на которых отражена численность населения пяти крупнейших городов каждого региона.

11. Соотнесите объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО и государства.
12. Сопоставьте города и их климатограммы.
13. Расставьте страны в порядке увеличения объёма потребления электроэнергии.
Австралия
Германия
Казахстан
Республика Корея
14. Расставьте города России в порядке времени их основания, начиная от самого старого.
Вологда
Липецк
Орёл
Сургут
15. Определите площадь садового участка (в гектарах), если на карте масштаба 1: 10 000 она составляет 4 см2. В ответ внесите только число.
Задача 1 (задания 16-17) 16. Перед вами упрощённое изображение (граф-схема) нескольких субъектов Российской Федерации. Каждый кружок на схеме соответствует одному субъекту, а линия — границе между двумя субъектами. Схема в целом сориентирована на север, но направления отдельных линий могут не совпадать с реальными направлениями на местности. Ниже даны названия городов, занимающих второе место по численности населения в субъектах 1-7. Кроме того, приведён список известных людей, родившихся на территории этих субъектов. Опираясь на эти данные, напишите названия каждого из регионов, их номера на схеме и имена их уроженцев. Уроженцы субъектов РФ: Сергей Есенин, Николай Пржевальский, Александр Пушкин, Лев Толстой, Иван Тургенев.
Задача 2 (задания 18-22) Перед Вами графики, описывающие естественное движение городского и сельского населения в трёх республиках России — Дагестан, Карелия и Башкортостан.
Выберите, какой из рисунков (А или Б) описывает естественное движение городского населения, а какой (А или Б) — естественное движение сельского населения.
Какой показатель естественного движения населения отображен на рисунках А и Б? Заполните пропуски терминами из списка и составьте верную формулу его расчёта.
Сопоставьте линии на графиках А и Б и республики РФ. Выберите верный тип воспроизводства населения, характерный для каждой из республик.
22. Используя данные о численности городского и сельского населения субъектов 1-3, рассчитайте долю городского населения в 2021 г. и его изменение в процентных пунктах по сравнению с 2002 г. Расчеты округлите до одного знака после запятой.
23. Ниже представлены космические снимки (А-Г) и схематичные поперечные профили (1-4) форм рельефа, сформированных различными экзогенными (внешними) процессами. Космические снимки (снимки выполнены в разном масштабе).
Проанализируйте изображения и ответьте на вопросы в поле ниже, соблюдая нумерацию ответов. 1. Соотнесите космические снимки А-Г и профили 1-4. В ответе укажите букву каждого космического снимка и номер соответствующего ему профиля. 2.1. Как называются представленные на снимках А-Г формы рельефа? Укажите букву каждого космического снимка и подпишите название формы рельефа. 2.2. Как называется аккумулятивная форма рельефа, расположенная к юго-востоку от поперечного профиля ГГ? 3. Сопоставьте космические снимки А-Г и субъекты РФ, в которых они были сделаны: Республика Алтай, Республика Карелия, Курская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
4.1. На каких снимках показаны формы рельефа, сформированные одним рельефообразующим процессом? 4.2. Как называется данный процесс? Образование одной из форм рельефа напрямую связано с увеличением средней температуры у поверхности Земли из-за роста концентрации определенных газов. 5.1. Укажите букву снимка, на которой изображена эта форма. Назовите эти газы. 5.2. Объясните механизм образования данной формы рельефа. Объясните, как ее образование способствует росту концентрации газов 5.3. Как данные газы способствуют росту средней температуры у поверхности Земли?
Задача 4 Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, необходимых для жизнедеятельности человека. Перед вами карта мира, где страны окрашены в два цвета: один означает, что сельскохозяйственной структуре экспорта преобладает продукция растениеводства, другой — животноводства. Проанализируйте карту и ответьте на вопросы в поле ниже, соблюдая нумерацию ответов. 1. Укажите, преобладание какой отрасли в экспорте показано а) серым цветом б) черным цветом. 2. Объясните, с чем связано преобладание той или иной отрасли в экспорте следующих стран или регионов:
2.1. Страны Аравийского полуострова 2.2. Япония 2.3. Бразилия 2.4. Страны Закавказья 3. Две страны Южного полушария являются мировыми лидерами по экспорту некоторого вида мяса, пользующегося большим спросом в определённых странах, причём каждый год пик спроса на него меняется. В 2025 году он пришёлся на июнь. Назовите: 3.1. эти две страны Южного полушария 3.2. вид мяса 3.3. причины, по которым они лидируют в его производстве.
3.4. страны, где оно пользуется спросом и причины сезонности этого спроса. 4. В России также, в зависимости от региона, в структуре сельскохозяйственного производства могут преобладать растениеводство или животноводство. Перед вами карта, составленная по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2021 года (границы приведены на момент проведения переписи). Укажите оттенки какого цвета указывают на преобладание животноводства, какого — на преобладание растениеводства.
Напишите, на выращивании каких культур (при преобладании растениеводства) или разведении каких видов сельскохозяйственных животных (при преобладании животноводства) специализируются следующие субъекты РФ: 5.1. Алтайский край, 5.2. Амурская область, 5.3. Брянская область, 5.4. Ямало-Ненецкий автономный округ.
На представленной карте линии сетки соответствуют географическим координатам. Используя разницу широт, определите численный и именованный масштаб фрагмента карты. Обязательно приведите расчёт. Без расчётов ответ не будет засчитан! 2. Найдите истинный и магнитный азимут от мыса Ист-Энд на высшую точку острова НьюПровиденс. Магнитное склонение в этой местности восточное и равняется 12°. 3. Применив свои знания условных знаков, выпишите буквы, которыми обозначены объекты, встречающиеся на этом фрагменте карты.
Для изображенного на карте острова характерен относительно плоский рельеф суши. Однако перепады морских глубин на данной территории очень значительные. Как называются изолинии, с помощью которых изображён рельеф морского дна? 5. В юго-западной части фрагмента карты стрелками отмечены три локальных повышения донного рельефа, обладающие, как и весь архипелаг, к которому относится данный остров, специфическим происхождением. Назовите этот архипелаг, термин, которым называют такие отмели, и сформировавший их тип рельефообразующих процессов.
6. Один из обозначенных на карте аэродромов был заброшен и в XXI веке застроен частными домами. Используя фрагмент спутникового снимка, показывающего территорию бывшего аэродрома, укажите обозначенное на карте название этого заброшенного аэродрома. 7. Опишите причины, по которым данный аэродром был заброшен. 8. Измеренная по снимку длина (расстояние между двумя самыми удалёнными точками берега) самого крупного из попавших на снимок озера составляет 4 см. Отыскав это озеро на карте, определите именованный масштаб данного спутникового снимка. Обязательно приведите расчёт.
Совершённая испанской экспедицией в 1492 году высадка на один из островов данного архипелага стала первым шагом европейцев к одному из величайших географических открытий. Назовите человека, возглавлявшего эту экспедицию.
→ Посмотреть все ответы для 10 класса
Олимпиада по географии 11 класс муниципальный этап 2025
1. В чём заключается различие между хионосферой и криосферой? Хионосфера расположена всегда выше криосферы. Хионосфера — зона протекания антропогенных процессов, а криосфера естественных. Хионосфера непрерывна, а криосфера — прерывается. Хионосфера — зона образования туманов, а криосфера — зона образования льдов.
Ответ: Хионосфера расположена всегда выше криосферы
2. Какой навигационный прибор изображен на фотографии?
секстант
астролябия
компас
гироскоп
Ответ: секстант
3. Выберите, какая глубина реки обозначена на фрагменте топографической карты в районе брода.
0,8 м
54 см
0,4 м
135,6 см
Ответ: 0,4 м
4. Выберите моря, омывающие остров Новая Гвинея.
Арафурское море
Тиморское море
Море Бисмарка
Море Сулу
Соломоново море
Ответ: Арафурское море, Море Бисмарка, Соломоново море
5. Выберите названия магистральных нефтепроводов.
«Балтийская трубопроводная система»
«Уренгой — Помары — Ужгород»
«Восточная Сибирь — Тихий Океан»
«Бованенково — Ухта»
«Ямал — Европа»
Ответ: «Балтийская трубопроводная система», «Восточная Сибирь — Тихий океан»
6. Выберите реки, относящиеся к бассейну Тихого океана.
Витим
Ингода
Селенга
Алдан
Шилка
Ответ: Ингода, Шилка
7. Прочитайте отрывок текста из учебника по физической географии. Заполните пропуски тексте словами из списка. А) постоянно влажных экваториальных лесов Б) постоянно влажных субэкваториальных лесов В) переменно-влажных экваториальных лесов Г) широколиственных лесов Д) саванн Е) степей … северо-восточный склон Гвианского плоскогорья имеет постоянно влажный климат, или климат с засушливым периодом не более 2 месяцев. подзоне (1) Выбрать B Соответственно, он относится к с растительностью, близкой к амазонской гилее. Во внешних частях (секторах) субэкваториальных поясов, в зоне (2) Выбрать лежат Льянос Ориноко, север внутренних равнин и внутренние области Бразильского плоскогорья…
8. Прочитайте отрывок текста из учебника по физической географии. Заполните пропуски в тексте словами из выпадающего списка. в конце (1) Выбрать интенсивные процессы тектоногенеза B Тихоокеанском подвижном поясе распространились на западный край СевероАмериканской платформы, где активно формировались Скалистые горы, поднимались другие хребты Кордильер, возникали крупные лавовые плато. В общее поднятие были включены и Великие равнины. Территория Аппалачских гор, к тому времени уже разрушенных и обращённых в (2) снова стала подниматься…
9. Соотнесите административно-территориальные единицы государств C их административными центрами.

10. Соотнесите фотографии объектов культурного наследия ЮНЕСКО и государства, в которых они находятся.
11. Соотнесите метеорологические явления с их примерной средней продолжительностью в пределах Московской области.
12. Изучите приведённую климатограмму африканского города. Соотнесите перечисленные африканские города C причинами, почему данная климатограмма не может им соответствовать.
13. Расставьте зерновые культуры в порядке увеличения необходимых для их выращивания средних сумм биологически активных температур (от меньшего количества к большему количеству).
Пшеница
Кукуруза
Ячмень
Гречиха
14. Расставьте мореплавателей в порядке совершения ими кругосветных путешествий (от самого раннего к самому позднему).
Иван Крузенштерн
Фрэнсис Дрейк
Роберт Фицрой
Томас Кэвендиш
Хуан Элькано
15. За год в стране естественный прирост составил 84869 человек. Общий коэффициент рождаемости 9,4%, общий коэффициент смертности 1,1 %. Коэффициент миграционного прироста составил 29,8%. Рассчитайте миграционный прирост в стране по итогам года (в чел.). В ответ внесите только целое число.
Задача 1 (задания 16-18) 16. Перед вами упрощённое изображение (граф-схема) взаимного расположения восьми государств мира. Каждый кружок на схеме соответствует одному государству, а линия — границе между двумя государствами.
Назовите остров, по которому проходит граница государств Е и 3. Назовите мыс, упомянутый в тексте выше и принадлежащий государству Г.
Задача 2 (задания 19-28) Перед Вами диаграммы, характеризующие возрастную и половую стструктуру населения в двух субъектах РФ. С помощью дополнительной информации ответьте на поставленные вопросы.
Различия в форме диаграмм объясняются длительным процессом изменения рождаемости и смертности, в ходе которого меняется тип воспроизводства населения. Регионы, представленные на диаграммах, находятся на разных стадиях этого процесса. Назовите процесс двумя словами в именительном падеже.
23. Выберите утраченную область специализации субъекта.
автомобилестроение
энергетика
текстильное производство
нефтехимия
24. Выберите современный тип воспроизводства населения данного субъекта РФ.
простое
расширенное
суженное
26. К какой языковой группе относится титульный народ данного субъекта РФ?
МОНГОльская
тунгусо-маньчжурская
финно-Угорская
тюркская
28. Используя приведенные данные, а также приведенные диаграммы, рассчитайте и заполните показатели в таблице для субъектов А и Б. Выберите возрастную группу, внесшую основной вклад в демографическую нагрузку.
Задача 3 Одними из важных свойств воды являются её цвет и прозрачность, которые могут характеризовать как некоторые свойства воды, так и свойства бассейна реки или моря. Около 210 лет назад в кругосветном плавании под руководством Отто Евстафьевича Коцебу на бриге «Рюрик», вероятно, впервые были проведены регулярные измерения прозрачности вод Мирового океана. Для оценки прозрачности вод экипаж брига «Рюрик» использовал белую тарелку, а сам Коцебу в дневнике отмечал, что ещё лучше было бы расписать тарелку «чёрными или разноцветными чертами или буквами».
Внимательно прочитайте вопросы, напишите ответы в поле ниже, соблюдая нумерацию. 1.1. Каким образом экипаж брига «Рюрик» производил измерения прозрачности воды помощью белой тарелки? C В течение XIX века прибор, использовавшийся на бриге «Рюрик», был усовершенствован и приобрёл современный вид. 1.2. Как сегодня называется этот прибор? Укажите его название, данное по фамилии изобретателя. 1.3. Сегодня прозрачность вод измеряют не только в водах Мирового океана, но и в реках и озёрах. Укажите в ответе номер прибора с рисунка выше, который используется при измерениях в океанических водах? Объясните свой выбор.
1.4. На прозрачность воды может оказывать множество факторов. Основными из них являются: А) обилие фитопланктона; Б) количество наносов, которые содержатся в воде; В) антропогенное загрязнение. Сопоставьте приборы 1-2 и факторы А-В в соответствии с тем, какие факторы преобладают во влиянии на прозрачность в акваториях, где используется прибор 1 и прибор 2.
Задача 4 Как известно, основу экономики большинства стран Аравийского полуострова составляют добыча и продажа нефти и природного газа. Большие запасы ископаемого топлива позволили аравийским странам достичь значений показателей экономического благополучия (ВВП на душу населения), сравнимых с развитыми европейскими странами, не совершенствуя при этом прочие отрасли экономики и социальные институты. В связи с этим экономико-географ Л.В. Смирнягин называл эти страны «псевдоразвитыми». Внимательно прочитайте вопросы, напишите ответы в поле ниже, соблюдая нумерацию.
1.1. Какая из стран, полностью или большей частью своей территории находящихся на Аравийском полуострове, не является «псевдоразвитой» по типологии Л.В. Смирнягина? 1.2. Какая небольшая островная страна, находящаяся вдали от аравийских стран, но схожая с ними политически и экономически, также считается «псевдоразвитой»? Несмотря на стабильные доходы от продажи нефти и природного газа, полностью обеспечивающие их экономическое благополучие, страны Аравийского полуострова в последние десятилетия предпринимают шаги по диверсификации экономики.
2.1. Объясните, какая экономика считается диверсифицированной? 2.2. Какое преимущество может дать аравийским странам диверсификация экономики? Диверсификация экономики стран Аравийского полуострова затронула, помимо прочего, две отрасли промышленного производства, важные и для нашей страны. В рамках этих отраслей аравийские страны преуспели в производстве продукта X и продукта У. С помощью условных схем производства торговли определите: 3.1. Продукт Х; Страну X1; Страну Х2; 3.2. Продукт У; Страну У 3.3. Как называется наиболее популярный вид руды для производства продукта Х? 3.4. Как называется продукт первичной переработки руды при производстве продукта Х? 3.5. За счёт чего аравийские страны смогли наладить выгодное производство продукта Х? 3.6. За счёт чего аравийские страны смогли наладить выгодное производство продукта Ү?
→ Посмотреть все ответы для 11 класса
Смотрите на сайте
Муниципальный этап 2025 Москва задания и ответы для всероссийской олимпиады школьников ВСОШ