28 ноября Пробник ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс 2 варианта с ответами
Новый пробник формата ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс 2 тренировочных варианта заданий с ответами для подготовки к экзамену по новой демоверсии ФИПИ с новым 22 заданием. Региональное тренировочное мероприятие по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий.
Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание дата проведения 17 сентября 2025. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1. Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
1 вариант пробник решу ЕГЭ 2026 по русскому языку
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3. Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозможности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или самостоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, проведение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения. Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, представивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интеллектуальной нормой.
В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Грубое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию. Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых областей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <…> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение любой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной операции, и полноценное письмо становится невозможным. (Медицинский справочник болезней).
1 задание
Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.
2 задание
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ГРУБЫЙ. Жёсткий, негладкий, шероховатый. Грубая кожа. Грубые руки (загрубелые). 2) РАССТРОЙСТВО. Заболевание, нарушающее нормальные функции какоголибо органа, деятельность организма. Р. желудка. Нервное р. Р. сознания. 3) ВЫСТУПАТЬ. Выдаваться вперёд. Здание выступает углом в переулок. 4) ФОРМИРОВАТЬСЯ. Слагаться, приобретать законченность. Характер формируется в молодости. 5) ВОПЛОТИТЬ. кого (что) в ком (чём) (книжн.). Выразить в конкретной, реальной форме. В. идею в художественном образе.
3 задание
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст насыщен терминологической лексикой (списывать, британский, случаи, причиной, невозможным).
2) Характерные признаки книжной речи, проявляющиеся в тексте, – это конструкции с нанизыванием родительных падежей (реализации акта письма; графического образа звука; расстройств письменной речи), использование отглагольных существительных, в том числе образованных с помощью нулевого суффикса (бессуффиксным способом) (письма, распадом, осмотр, потерю), производных предлогов (на фоне, в качестве, в процессе).
3) В тексте отсутствуют личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа, поскольку предъявляемая информация носит предельно обобщённоотвлечённый характер.
4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, а для изображения последовательной смены явлений действительности употребляются глаголы в форме несовершенного вида настоящего времени (выступает, формируется, развивается, реализуется, приводит).
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные задачи автора – сообщить официальную информацию, дать чёткую инструкцию по исправлению расстройств письменной речи.
4 задание
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) жАлюзи 2) закУпорить 3) дОнельзя 4) бОроду 5) кашлянУть
5 задание
В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В день, когда мне исполнилось восемь лет, родители подарили мне коньки, тёплые ботинки и АБОНЕМЕНТ на каток. Иванов потянулся и ВЗДОХНУЛ в себя ледяной воздух улицы АБСТРАКЦИЯ даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувственное восприятие. У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели… в его успехах ЗЛОСТНЫЙ заговор. Фронт мира во всем мире может стать и, безусловно, станет великой, ДЕЙСТВЕННОЙ силой.
6 задание
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употреблённое слово. Выпишите это слово. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
7 задание
В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ИХ просьбам НЕЖНЕЙШИЙ
взгляд СЕМЬСОТЫЙ пассажир
русские ОФИЦЕРЫ
новых САПОГ
8 задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное построение предложения с косвенной речью B) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
1) Отдельные выражения крыловских басен быстро подхватывались, включались в разговорную речь, становились пословицами, поговорками.
2) Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
3) М.Ю. Лермонтов написал в одном из стихотворений, что «я жить хочу».
4) С детских лет зародилась в Гоголе любовь не только к поэзии, но и к искусству.
5) Талант и гениальность может передаваться на генном уровне.
6) Раскольников после убийства старухипроцентщицы приходит в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.
7) На очень высоком уровне стояли в журнале «Современнике» литературная критика и библиография, и этим он был обязан Белинскому.
8) М.Ю. Лермонтов был не только прекрасным поэтом, так и талантливым художником.
9) Литературная общественность и критика по-разному восприняли и оценили рассказ «Муму».
9 задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ув..дание (цветов), землетр..сение, об..зательно
2) исп..лнение, в..рсистый, прекл..нение
3) тр..нажёр, ед..номышленник, пот..рять
4) ст..листический, зан..маться, ч..стоплотный
5) г..роизм, зап..вал (водой), л..бединый
10 задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..вкусный, ра..цвет, и..правный
2) пр..людный, пр..чёска, пр..чуда
3) и..тратил, и..черпал, не..делал
4) пре..сказал, на..пилил, по..сел
5) вз..мать, супер..гра, сверх..нтересный
11 задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отверд..вать, отворач..вать, недоум..вать
2) свеж..сть, блестящ.. (ответить), певуч..
3) груш..вый, больш..нство, изюм..нка
4) горош..нка, обманщ..к, милост..вый
5) письм..цо, студенч..ство, нищ..нка
12 задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Воссоздава..мый, вскоч..шь, мел..шь (кофе)
2. Услыш..нный, замеш..нный (в преступлении), выкач..нная (нефть)
3. Преобразу..мый, зачист..вший, застрел..шь
4. Замеш..нное (тесто), произнос..шь, высп..шься
5. Маш..щий, (они) топч..т, (журавли) курлыч..т
13 задание
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) В этот раз я купила (НЕ)МОЛОЧНЫЙ напиток. 2) Это здание до сих пор (НЕ)ДОСТРОЕНО. 3) Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор. 4) Нам (НЕ)(ЗА)ЧЕМ ехать на эту экскурсию. 5) (НЕ)ПОЛУЧЕННЫЙ вовремя отчет заставил начальника станции переживать.
14 задание
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) ЧТО(БЫ) изучить материал всего учебника, школьникам пришлось дополнительно заниматься, ЗА(ТО) результаты контрольной работы были отличные. 2) Было тихо и нестерпимо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ, (ОТ)ТУДА, где серебристой змейкой пригрелась на солнце река, долетали крики птиц. 3) (В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу. 4) (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас? 5) Имейте (В)ВИДУ, ЧТО(БЫ) сдать экзамены на «отлично», надо заниматься весь семестр.
15 задание
Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Он сидел в огромной комнате, обставле(1)ой стари(2)ой мебелью. На краше(3)ом масля(4)ой краской полу валялось бесчисле(5)ое количество исписа(6)ых бумаг, в открытое окно задувал весе(7)ий ветерок, играя с недавно купле(8)ыми шторами.
16 задание
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Боярская дочь не хотела ни пить ни есть перестала спать и насилу ходить могла. 2) Во времена Шекспира в театре не было актрис и поэтому женские роли тогда исполнялись исключительно мужчинами. 3) Довольно скоро он мог бы обжиться в этом районе да не подружился с соседями. 4) Квартира предназначалась для содержания жильцов со столом и прислугой и занята была Ганей и его семейством не более двух месяцев тому назад. 5) Гул битвы то затихал то начинал бушевать с невиданной силой.
17 задание
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Одолев неприступный хребет (1) вертолёт (2) припадая к земле (3) облетел (4) большим кругом разбросанный по пологому склону горы небольшой эвенкийский посёлок (5) и (6) закрутив в небе рыжую пыль (7) осторожно присел на (8) залитую серым бетоном (9) площадку.
18 задание
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По мнению критиков (1) опера «Евгений Онегин» несценична, ведь (2) в ней мало действия; кроме того (3) один из главных героев погибает в середине оперы, а не в финале; и (4) наконец (5) опера (6) в целом (7) заканчивается не эффектными событиями и массовой сценой, а диалогом-объяснением двух действующих лиц.
19 задание
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По мере того как (1) на экране разворачивались чудеса (2) становилось понятно (3) почему именно этот человек (4) которому удавалось совершать едва ли не былинные подвиги (5) обременён столь высоким званием.
20 задание
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я закончил очередной срез, внёс замеры пробитого слоя, создал несколько фотографий (1) и (2) поскольку (3) пока работал (4) четыре раза что-то высекало искру в боковом зрении (5) сделал вид (6) что начал ещё один срез (7) установил разметку, прокопал на штык, затем поставил палатку, а сам налегке скрытно метнулся за бугры, широкой петлей захватывая направление (8) в котором мерцал блеск бинокля.
21 задание
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Ранней осенью по-особому ярко открываются удивительные красоты тундры в Ненецком заповеднике, который охватывает прибрежные земли и часть акватории Печорского и Баренцева морей. (2) Сказочно красиво здесь и короткой заполярной весной: радостно пробуждается природа, устилая тундру пёстрым ковром цветущих растений. (3)Этот заповедник — один из самых молодых в России: он был создан лишь в 1997 году.
(4) Причины его открытия в Ненецком автономном округе России следующие: разрушительное воздействие геологоразведочных работ, загрязнение среды производствами по добыче нефти и газа, уничтожение растительной экосистемы стадами домашних оленей. (5) Ландшафты заповедника представлены уникальными арктическими тундрами с многочисленными озёрами, на островах гнездятся бесчисленные стаи редких птиц, обитают стада моржей, в прибрежных водах появляются тюлени и даже нарвал — кит с длинным бивнем. (6) Природное богатство дельтового комплекса Печоры по достоинству оценено мировым сообществом и внесено в список Рамсарской конвенции по охране водно-болотных угодий Земли.
22 задание
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Как здесь легко дышится! Как здесь хорошо! Б) Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! (К.И. Чуковский) В) Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! (К.И. Чуковский) Г) Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г.Р. Державин) Д) Из перерубленной старой берёзы Градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
1) риторическое обращение
2) анафора
3) олицетворение
4) сравнение
5) многосоюзие
6) парцелляция
7) бессоюзие
8) антитеза
9) эпифора
23 задание
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Женщина в электричке не смогла дать ответ на интересующий рассказчика опрос, потому что не была учёным. 2) Язык помогает находить ответы на сложные вопросы. 3) По мнению рассказчика, счастье обусловлено судьбой, с которой не поспоришь, с которой нужно смириться. 4) Человек должен стремиться к материальному благополучию, в этом, по мнению собеседницы рассказчика, и заключается счастье. 5) Язык требует от человека деятельного отношения к жизни, желания бороться со всеми трудностями и победить.
24 задание
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 4 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 3. 2) В предложении 12 представлено рассуждение. 3) Предложения 18 и 33 раскрывают содержание понятия. 4) В предложениях 19, 20 представлено повествование. 5) В предложении 32 представлено описание.
25 задание
Из предложений 20–23 выпишите синонимы (синонимическую пару).
26 задание
Среди предложений 11–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).
27 задание
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что такое счастье?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
Решать 1 вариант пробник ЕГЭ 2026 по русскому языку
Официально-деловой функциональный стиль русского литературного языка — это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, различных документов (справок, удостоверений, доверенностей и проч.), в деловой переписке организаций. Из перечня речевых жанров следует, что основная форма его реализации — письменная. <…> этот стиль подвергается серьёзным изменениям под влиянием социально- исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.
Названные черты официально-делового стиля отражаются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов: в композиции, рубрикации, выделении абзацев и проч., т. е. в стандартизованном оформлении многих деловых документов. Стандартизация деловой речи (прежде всего языка массовой типовой документации) — одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля.
Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях: а) в широком использовании готовых, уже утвердившихся словесных формул, трафаретов, штампов, например, стандартных синтаксических моделей с отымёнными предлогами: в целях, в связи с, в соответствии с и т. д., что вполне закономерно, поскольку намного упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг), б) в частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.
1. Самостоятельно подберите уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) СТИЛЬ. Способ летоисчисления. Старый стиль. 2) АКТ. Единичное действие, поступок, проявление действий. Террористический акт. 3) ОРГАНИЗАЦИЯ. Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда. 4) РЕАЛИЗАЦИЯ. Исполнение, осуществление чего-либо. Реализация плана по созданию музея. 5) КОМПОЗИЦИЯ. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стиль, административно-правовая деятельность, жанр, синтаксическая модель и др.). 2) Логичность текста обеспечивается последовательным изложением мыслей: определение официально-делового стиля речи как разновидности русского литературного языка, основные черты официально-делового стиля речи, отражение особенностей официально-делового стиля речи на уровне языковых средств и неязыковых способов оформления, стандартизация деловой речи как основной признак официально-делового стиля и основные направления его развития. 3) Жанр текста — рецензия. Даётся комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); обобщённая аргументированная оценка явления; выводы о значимости работы. 4) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью автора является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий. 5) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) корЫсть 2) кУхонный 3) брАла 4) кровотОчащий 5) прибЫв.
5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. И они направились в гости в ВЫСОТНЫЙ дом на площади Восстания. Я абсолютный НЕВЕЖА в вашей науке, но без нее мне не обойтись. Пелевин ― живой классик, гениальный плут-провидец, ЗАЧИНАТЕЛЬ великой русской литературы XXI века. Какое МОРОЗНОЕ было утро! Безумная, ПУГЛИВАЯ, дряхлая старуха, верно, даже не заметила, как всё съели в первую же голодную зиму.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово. Эта сомнительная борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙ на дачу детские ДОКТОРА в ПОЛУТОРАСТА метрах в романах Александра ДЮМА выписали ПРОПУСКИ на завод
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) р..вновесие, декор..тивный, нар..стить (ресницы) 2) инт..ллигенция, сув..ренитет, д..апазон 3) (Мурка сегодня) ок..тилась, акк..мпанемент, к..сатки (уплывают на юг) 4) выд..раю (сорняки), абр..косовый, (всю жизнь) прож..вал (на окраине) 5) ч..рствый, пош..л (домой), деш..вый (газ).
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..бить (гвоздём к доске), пр..вокзальная (площадь), пр..ступить (к делу) 2) в..помнить (правило), чре..вычайно (интересно), ра..бежаться 3) по..скать, мед..нститут, вз..мать 4) пр..бежка, пр..родина, с..переживание 5) об..ект, ад..ютант, двух..ярусная (кровать)
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) уч..ба (наладилась), холщ..вый (мешок), волч..нок 2) (один) владел..ц, черкеш..нка, оскуд..вать 3) чувств..вать, проб..вать, дословн.. 4) недосто..н, милост..вый, обезбол..ть (рану) 5) врем..чко, затм..вать, питом..ц.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) стро..вший, выкач..ный (из гаража велосипед), (он) леле..т 2) се..вший, (они свято) вер..т, гон..щий 3) мел..щий (кофе), бре..щийся, (они) стел..т 4) брызж..щий, (они) маш..т, рокоч..щий 5) вид..мый, (он) терп..т, удосто..н.
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Человек, узнавший любовь, в художественном мире Бунина может считать себя божеством, которому открываются новые, (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ чувства. 2) Никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ девочка выскользнула из комнаты. 3) К сожалению, (НЕ)ВСЕГДА помещения, где занимаются школьники, удается проветрить вовремя. 4) Все, что делают эти люди, ничуть (НЕ)НАТУРАЛЬНО: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. 5) Пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открывается нечто (НЕ)ДОСТУПНОЕ ранее, та самая «большая» любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 11) Снеговика можно делать и с начинкой: облепить снегом урну, КАКОЙ(НИБУДЬ) садово-парковый гипсовый фуфел или (ВОДО)СТОЧНУЮ трубу. 2) В кашу при нас же клали (ПОЛ)ЧАЙНОЙ ложки масла, а вечером на ужин приносили ещё тарелку кипятку с КАКИМИ(ЛИБО) листиками. 3) Есть у Павла Васильева одно стихотворение, в котором столько необузданной лошадиной энергии, что кажется — вырвется она ВОТ(ВОТ) из словесной ткани и понесёт нас, да ещё (ПОЛ)РОССИИ, по снегам пуще, чем гоголевская! 4) Обнажив объектив, я пошёл искать птиц и нашёл – (ИССИНЯ)ЧЁРНЫХ, с голубым пером в крыле, над лужицей, натёкшей ИЗ(ПОД) камня. 5) Он ЗАЧЕМ(ТО) был КРЕСТ(НАКРЕСТ) обвязан зелёной атласной ленточкой, и Гарднер сильным движением оборвал её и бросил.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется Н. Когда мы перестраивали под себя недавно купле(1)ый для постоя(2)ой жизни в провинции дом, то для мамы с десятилетней Глашей, смышлё(3)ой и восторже(4)ой, време(5)о сняли летний, почти карто(6)ый белё(7)ый домикбудочку с дровя(8)ым сараем в стра(9)ом таком пространстве, бывшем когда-то дачами.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Я ни к селу ни к городу рассказал и о пьяном господине и о прежнем моём поведении. 2) Перед каждой поездкой в горы или на озеро Саша чувствовала необычайный прилив сил и радости в предвкушении встречи с дорогими и любимыми местами. 3) Гриша был не столько обижен на друга из-за ссоры сколько расстроен ни с того ни с сего случившейся размолвкой. 4) Первый звук его голоса если и был слаб и неровен то очень недолго. 5) В шкафах и на столе на диване и на подоконниках лежали подшивки старых газет и журналов.
17. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я (1) будучи человеком (2) наделённым кое-какими скромными талантами (3) по совету одного академика приучил себя записывать (4) неожиданно приходящие мне в голову (5) мысли.
18. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Это (1) впрочем (2) и мне напоминание: мол (3) ты (4) матушка (5) как ни садись, к мистике (6) все равно (7) не способная, и самое оригинальное, на что тебя хватает, — это сны-воспоминания об Алешеньке, а большей частью порядочная чепуха.
19. Укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые). Ему страстно захотелось объяснить Ивану (1) что всё измелилось (2) и (3) стало по-новому (4) что все старые оценки перечёркнуты (5) и (6) Иван повержен и разбит (7) что горькая судьба его не есть случайность.
20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Политолог сказал (1) что величайшая угроза (2) которую Китай создает для безопасности Америки (3) экологическая (4) и (5) что (6) если Китай будет пытаться разбогатеть (7) как разбогатела Америка (8) нанесет непоправимый экологический ущерб (9) всему человечеству.
23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето. 2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде. 3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить. 4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя. 5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 4 содержит описание действий. 2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение. 3) В предложениях 20–22 представлено повествование. 4) Предложения 23–25 содержат описание. 5) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.
25. Из предложений 6-16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
26. Среди предложений 19–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как следует относиться к войне?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
Текст для заданий 22-27
(1)Весь в пару, надвинулся к перрону поезд. (2)Обындевелые крыши вагонов, натёки льда с крыш, белые слепые окна. (3)И словно это поезд нанёс с собой ветер: помело с крыши вокзала, закружило. (4)В снежном вихре, в пару отчаянно метались люди от дверей к дверям, из последних сил бежали вдоль состава. (5)Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками, а везде всё закрыто, ни в один вагон не пускают. (6)Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел. — (7)Вот бы Гитлера сюда этого! (8)Сам-то он в тепле сидит. (9)А народу такие мучения принимать… (10)Да с детишками… (11)И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз. (12)Глупым показался Третьякову этот разговор. (13)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал: — Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась? (14)Захотел – кончилась? (15)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (16)Санитар враз поскучнел, безликим сделался. — (17)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (18)Или мне моя нога лишней оказалась? (19)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку.
(20)Что ему объяснишь? (21)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (22)А самое главное, что и себе не всё объяснишь. (23)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (24)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (25)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (26)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу. (27)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей?
(28)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить? (29)Трава родится и с неизбежностью отмирает, и на удобренной ею земле гуще растёт трава. (30)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (31)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям? (32)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет.
(33)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (34)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (35)И история многих народов пошла бы по-другому. (36)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (37)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (38)Что в силах людей было предотвратить это? (39)И миллионы остались бы живы… (40)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. (41)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?
По Г.Я. Бакланову Григорий Яковлевич Бакланов (1923–2009) русский советский писатель и сценарист.
Смотрите на сайте по русскому языку
36 тренировочных вариантов ЕГЭ 2026 русский язык 11 класс Дощинский задания и ответы