турнир Ломоносова

28 сентября 2025 Турнир Ломоносова по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания олимпиады

Решили все задания для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса XLVIII турнир Ломоносова по литературе правильные ответы и решение для 48 олимпиады школьников 2025-2026 учебный год дата проведения 28 сентября 2025 начало олимпиады в 7:00 по московскому времени.

Турнир Ломоносова по литературе 2025

1.Перед вами стихотворение Нины Демичевой «Угощение».

Ужиха на ужин гостей пригласила.
«Что будете кушать?» — медведя спросила.
«Вы очень любезны! Конечно же, мёд!»
«Котлету, конечно!» — откликнулся кот.
Понятно. Малиновка любит малину.
Оса ест осоку, а может, осину.
Жирафу положим кусок пожирней.
И надо нарвать конопли для коней.

Хозяйка соловушку встретила солью,
Для сойки купила проросшую сою.
Мороженым сытно кормила моржей,
Для коршуна выпекла десять коржей,

В тарелку овце положила овсянку,
_______ (1) — козинаки, ________ (2) — баранку,
Для пеночки пенки с варенья сняла,
Варенье варану потом отдала,

Бобрятам бобовой похлёбки сварила,
А сокола яблочным соком поила.
«Но чем, подскажите, кормить пустельгу?
___________ (3) тарелку ей дать не могу…»

Внимательно прочитайте и объясните, по какому принципу автор подбирает угощение для персонажей.

Ответ: Автор использует звуковые совпадения русских слов, в словах обозначающих угощение для животного есть группы звуков совпадающих со звуками в названии животного. При этом по большей части в парах слова не являются однокоренными, но есть и однокоренные (малина — малиновка)

Восстановите пропущенное слово (1).

Ответ: Коза

Восстановите пропущенное слово (2).

Ответ: Баран

Восстановите пропущенное слово (3).

Ответ: Пустую

Сочините стихотворение, в котором бы использовался подобный прием.

2. Прочитайте произведение финалиста конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» за 2018-2019 гг. Владислава Гранатовича.

Два баклана

Однажды я ловил рыбу на Копанском озере. Улов был удачный: двадцать рыбок — шестнадцать я отпустил обратно, а четырёх рыбок привёз домой и показал бабушке. Вечером, выйдя во двор, положил рыбок на пенёк рядом с домом и стал наблюдать. Через пять минут во двор прилетел белый баклан с жёлтыми лапами, чёрным хвостом и красным клювом. Он стал кружить над пеньком, вдруг, как стрела, полетел вниз и схватил одну рыбку и улетел.
Увидев это, два других баклана, которые сидели на крыше соседнего дома, начали кричать и спорить. Тот, что пожирнее, сказал тощему: «А ну-ка, принеси мне рыбку быстренько!!!» Тощий возмутился: «А почему я? Что ты за чудо в перьях такое? Тебе надо — сам и слетай…»
А пока они спорили, прискакала ворона и не торопясь съела оставшуюся рыбу. Отобедав в столовой на пеньке, она каркнула на прощание: «Моя пра-пра-пра-прабабушка всегда говорила, что сначала надо есть, а потом каркать!» — и, довольная, улетела.
Когда бакланы перестали спорить, рыбы на пеньке уже не было. Так и остались «Жирный» и «Тощий» бакланы без обеда!

Как вам кажется, автор – ребенок или взрослый? Свой ответ поясните.

Ответ: На основании текста можно с уверенностью сказать, что автор — ребенок. Это подтверждается следующими признаками: Простой язык повествования с использованием понятных детям образов и сравнений (например, «как стрела, полетел вниз»). Антропоморфизация животных — бакланы спорят и разговаривают, ворона цитирует свою прабабушку. Это характерно для детского восприятия мира, когда дети наделяют животных человеческими чертами. Сюжет построен на простой морали — «кто не успел, тот опоздал», что типично для детских сказок и рассказов. Детальные описания внешности баклана (жёлтые лапы, чёрный хвост, красный клюв) даны через призму детского восприятия, с акцентом на яркие детали. Использование уменьшительно-ласкательных форм и простых эпитетов («тощий», «пожирнее»). Линейность повествования и чёткая последовательность событий — характерная черта детских рассказов. Юмористический элемент с вороной, цитирующей свою прабабушку, подан в простой, понятной детям форме. Отсутствие сложных философских размышлений или глубоких психологических описаний, что характерно для детского творчества.

Сочините стихотворение, в котором бы использовался подобный прием.

Произведения какого жанра напоминает этот рассказ? Свой ответ поясните.

Попробуйте сочинить короткое произведение в этом жанре.

3. Прочитайте два стихотворения Евгения Баратынского.

1.
Мне о любви твердила ты шутя
И холодно сознаться можешь в этом.
Я исцелен; нет, нет, я не дитя!
Прости, я сам теперь знаком со светом.
Кого жалеть? Печальней доля чья?
Кто отягчен утратою прямою?
Легко решить: любимым не был я;
Ты, может быть, была любима мною.

2.
Приманкой ласковых речей
Вам не лишить меня рассудка!
Конечно, многих вы милей,
Но вас любить — плохая шутка!

Вам не нужна любовь моя,
Не слишком заняты вы мною,
Не нежность — прихоть вашу я
Признаньем страстным успокою.

Вам дорог я, твердите вы,
Но лишний пленник вам дороже.
Вам очень мил я, но, увы!
Вам и другие милы тоже.

С толпой соперников моих
Я состязаться не дерзаю
И превосходной силе их
Без битвы поле уступаю.

Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними.

Какое из стихотворений называется «Размолвка» и почему вы так считаете?

Посмотреть ответ

4. Перед вами стихотворение Валерия Брюсова, написанное в устойчивой форме. Точнее, при его написании соблюдены правила сразу двух устойчивых литературных форм.

Путь к высотам, где музы пляшут хором,
Открыт не всем: он скрыт во тьме лесов.
Эллада, в свой последний день, с укором
Тайник сокрыла от других веков.

Умей искать; умей упорным взором
Глядеть во тьму; расслышь чуть слышный зов!
Алмазы звезд горят над темным бором,
Льет ключ бессонный струи жемчугов.

Пройди сквозь мрак, соблазны все минуя,
Единую бессмертную взыскуя,
Рабом склоняйся пред своей мечтой,

И, вдруг сожжен незримым поцелуем,
Нежданной радостью, без слов, волнуем,
Увидишь ты дорогу пред собой.

1912

Как называются эти формы? Какие их признаки вы видите в стихотворении?

Какой теме посвящено стихотворение Брюсова?

Посмотреть ответ

№ 5 В 20-е – 30-е годы ХIХ века большой популярностью пользовались романтические повести писателя Бестужева-Марлинского, действие которых разворачивалось на Кавказе; кавказскую тему подхватили и другие писатели. Перед вами пейзажи из повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и из другого, гораздо более знаменитого произведения.

1.

Дагестанская природа прелестна в мае месяце. Миллионы роз обливают утесы румянцем своим, подобно заре; воздух струится их ароматом; соловьи не умолкают в зеленых сумерках рощи. Миндальные деревья, точно куполы пагодов, стоят в серебре цветов своих, и между них высокие раины, то увитые листьями, как винтом, то, возникая стройными столпами, кажутся мусульманскими минаретами. Широкоплечие дубы, словно старые ратники, стоят на часах там, инде, между тем как тополи и чинары, собравшись купами и окруженные кустарниками как детьми, кажется, готовы откочевать в гору, убегая от летних жаров. <…> Солнце лило свое золото на мрачные стены саклей с плоскими кровлями и, облекая их в разнообразные тени, придавало им приятную наружность… Горный хребет и безграничное море придавали всей картине величие, вся природа дышала теплою жизнью.2.

…Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.
Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. <…> Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу…

Какой отрывок написан Бестужевым?

Кто автор другого отрывка? В ответе напишите фамилию.

Как бы вы это определили, если бы не прибегали к помощи интернета?

Сравните два отрывка и по содержанию, и по стилю, то есть найдите как можно больше общих черт и существенных отличий.

Посмотреть ответ

Смотрите на сайте

28 сентября 2025 Турнир Ломоносова по математике 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания олимпиады

Добавить комментарий