8 сентября 2025 разговоры о важном СПО тема русский язык в эпоху цифровых технологий
Русский язык в эпоху цифровых технологий проект «разговоры о важном» РОВ СПО (среднее профессиональное образование) 8 сентября 2025 все материалы для скачивания с сайта razgovor.edsoo : сценарий, презентация, видеоролики для проведения цикла внеурочных занятий, классный час проводится в начале каждой учебной недели 2025-2026 учебного года.
Скачать методические рекомендации
Рабочие листы для классного часа
Сценарий для СПО 8 сентября 2025
Методические рекомендации
Презентация для занятия
Говорим о важном с Владимиром Соловьевым
Видеоанонс темы от Евгения Егорова
Русский язык вокруг нас
Сценарий занятия «Разговоры о важном» для обучающихся среднего профессионального образования занятие 2 Русский язык в эпоху цифровых технологий Дата проведения: 8 сентября. Цели занятия: формирование у обучающихся понимания важности сохранения русского языка; отражение его изменений в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы взаимодействия русского языка и цифровых технологий; объяснение важности изучения языковых норм и правил. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм.
Основные смыслы Русский язык объединяет многонациональную семью народов Российской Федерации, знакомство с ним помогает понять наш национальный менталитет. Язык — это живая экосистема, адаптирующаяся к изменениям в обществе и к развитию цифровых технологий. Грамотная речь — признак образованного человека и залог личного успеха в будущем. Умение осознанно выбирать языковые средства помогает налаживать контакт с разными поколениями и профессиональными группами. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоматериалов.
Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; видеоматериалы; практическое задание; презентация.
Мотивационно-целевой этап
Педагог организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым. Педагог: Наш язык можно сравнить с большим городом. В нем есть старинные проспекты с величественной архитектурой (литературный стиль), деловые кварталы со своим строгим дресскодом (официально-деловой стиль), тихие спальные районы (бытовая речь), но появляются и новые, шумные, креативные кластеры, и граффити на стенах (интернет-сленг, мемы). Можно жить только в одном районе, а можно научиться быть жителем всего города, понимая его разнообразие и используя возможности каждого квартала. Как вы думаете, в чем преимущества человека, использующего все стили языка? Ответы обучающихся.
Педагог: Современная цифровая среда — это новая среда общения, своеобразная лаборатория языка, в которой рождаются новые способы и формы общения (социальные сети, профессиональные и корпоративные платформы, мессенджеры, видеоконференции, электронная почта и пр.). Каждый носитель языка является его архитектором и вносит свой вклад в его развитие. С одной стороны, у каждого из нас есть свобода выбора, но в то же время в языке существуют правила, которые создают его общую норму. Этими правилами мы пользуемся, когда оформляем документы, пишем научные и исследовательские работы. В устной речи мы также пользуемся правилами: каждый из нас знает, какой должна быть грамотная речь, давайте дадим ее характеристики. Ответы обучающихся (примерные ответы: речь должна быть логичная, понятная, ясная, внятная, без слов-паразитов, разнообразная, выразительная и т. п.).
Основной этап
Педагог организует просмотр и обсуждение видеоролика с федеральным спикером. Педагог: Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения. Он является пятым в индексе глобальной конкурентоспособности языков. Русским языком в мире владеют более четверти миллиарда (255 млн) человек, около 130 миллионов из которых живут на территории Российской Федерации (презентация к занятию, слайды 1, 2 и 3). Именно благодаря русскому языку весь мир знакомится с богатейшим наследием А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Многие иностранцы, полюбив русскую литературу, специально учат русский язык, чтобы читать в оригинале великих писателей. Педагог организует просмотр 2Д-ролика «От бересты до интернета: русский язык вокруг нас».
Педагог: Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России отметил: «Уникально богатый, многообразный, многогранный русский язык — безусловная часть мирового культурного наследия. Но главной, конечно, была и остается его значимость для нашей страны, для России, где он служит основой духовно-исторической общности десятков самобытных культур и народов». Вопросы для обсуждения: – Почему русский язык популярен и его изучают иностранцы в десятках стран мира? – Как русский язык развивается в современном мире? – Какова роль государства и граждан в сохранении и развитии русского языка? – Какие проекты и мероприятия могут популяризировать русский язык в мире? Ответы обучающихся.
Педагог организует практическое задание «Произнеси по-другому». Педагог произносит фразы в высоком и нейтральном стиле. Задача обучающихся — «перевести» те же фразы на сленг (приложение 1). Для выполнения задания обучающиеся могут разделиться на группы. Вопросы для обсуждения: – В каких ситуация уместно использовать в своей речи сленг?– Можно ли рассматривать соединение двух разных стилей языка в одном тексте как языковую игру? Или это всегда воспринимается как ошибка и безграмотность? Ответы обучающихся. Педагог: Для различных жизненных ситуаций и профессиональных сфер есть определенные требования к грамотности речи, навыкам работы с информацией. Вопросы для обсуждения: – Почему в обществе ценятся образованные и грамотные специалисты?
– В каких профессиях особенно важно знание русского языка на высоком уровне? (Примерные ответы: копирайтер, редактор, журналист, корректор, преподаватель) – Какие средства помогут совершенствовать владение русским языком? Ответы обучающихся. Педагог: Языковые средства представляют собой инструменты для выражения мыслей. В цифровую эпоху классический языковой инструментарий расширяется за счет новых деталей (эмодзи, сленг). Язык неизбежно адаптируется к новым явлениям, и носители языка могут экспериментировать, расширяя границы владения языком в изменившихся условиях. Язык функционирует в обществе, и процесс взаимного влияния окружающей среды, языка и носителей этого языка создает уникальную языковую экосистему. Вопросы для обсуждения: – Как цифровые технологии воздействуют на язык?
– Какие новые языковые инструменты активно используются в онлайн-общении? – Почему мы можем назвать мемы современным фольклором? – Как соблюсти баланс и сделать свою речь выразительной? Ответы обучающихся. Педагог: Судьба языка зависит от ответственности и активного участия его носителей. Чтение классической русской литературы, развитие языкового и литературного вкуса, умение выбирать наиболее подходящие языковые средства помогают сделать нашу речь выразительной и ясной. В то же время открытость ко всему новому, гибкость и интерес к устройству и механизмам языка помогают также разнообразить нашу речь.
Из всех этих, казалось бы, незаметных, таких обыденных деталей складывается языковой образ носителей русского языка в мире. Сохранение языка — это не его «консервация», это развитие «языкового иммунитета»: способности понимать и использовать все его регистры — от мема до научного текста. Вопросы для обсуждения: – Какой вклад могут сделать носители русского языка в его сохранение и развитие? – Как развить в себе понимание грамотной и выразительной речи? Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Грамотность в современном мире — это не только знание базовых правил орфографии. Это навигация, т. е. умение ориентироваться в языковом пространстве. Понимать, в какой ситуации уместен формальный стиль, а в какой — неформальный. Ежедневно каждый носитель языка делает выбор в пользу тех или иных языковых средств и стилей. Взаимодействие с языком должно обогащать человека, делать его речь выразительной и яркой. Вопросы для обсуждения: – Как вы думаете, как изменится язык в ближайшие 10‒20 лет? – Как развитие языка и новых технологий изменит требования при трудоустройстве? – Какие практические советы по улучшению речи и грамотному использованию языковых средств можно дать? Ответы обучающихся.
Практическое задание «Произнеси по-другому»
Педагог произносит фразы в высоком и нейтральном стиле. Задача обучающихся — «перевести» те же фразы на сленг. Высокий: Господа, вынужден вас покинуть, до свидания! Нейтральный: Друзья, я ухожу, пока! Сленг: ответ обучающихся. Высокий: Предъявите доказательства, если ваши слова — правда. Нейтральный: Подтверди информацию, если ты не шутишь. Сленг: ответ обучающихся. Высокий: В уважаемом обществе царит удивительная атмосфера.
Нейтральный: В нашей компании всем очень хорошо и комфортно. Сленг: ответ обучающихся. Высокий: Мне, право, неловко наблюдать за вашим поведением. Нейтральный: Мне стыдно за тебя. Сленг: ответ обучающихся. Высокий: Я чрезвычайно негодую в сложившихся обстоятельствах. Нейтральный: Эта ситуация меня ужасно злит. Сленг: ответ обучающихся.