разговоры о важном 8 сентября 2025

8 сентября 2025 разговоры о важном 10-11 класс тема урока русский язык в эпоху цифровых технологий

Русский язык в эпоху цифровых технологий проект «разговоры о важном» РОВ 10-11 класс 8 сентября 2025 все материалы для скачивания с сайта razgovor.edsoo : сценарий, презентация, видеоролики для проведения цикла внеурочных занятий, классный час проводится в начале каждой учебной недели 2025-2026 учебного года.

→ Сценарий проведения: скачать

→ Методические рекомендации: скачать

→ Презентация: скачать

→ Все материалы: скачать

→ Рабочие листы для классного часа: скачать

8 сентября 2025 сценарий разговоры о важном

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Методические рекомендации 8 сентября 2025

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Презентация для 10-11 класса

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Говорим о важном с Владимиром Соловьевым

Видео анонс темы от Евгения Егорова

Видеоролик русский язык вокруг нас

Цели занятия: формирование у обучающихся понимания важности сохранения русского языка; отражение его изменений в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы взаимодействия русского языка и цифровых технологий; объяснение важности изучения языковых норм и правил. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм.

Основные смыслы: Русский язык объединяет многонациональную семью народов Российской Федерации, знакомство с ним помогает понять наш национальный менталитет. Язык — это живая экосистема, адаптирующаяся к изменениям в обществе и к развитию цифровых технологий. Грамотная речь — признак образованного человека и залог личного успеха в будущем. Умение осознанно выбирать языковые средства помогает налаживать контакт с разными поколениями и профессиональными группами. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивное задание;
  • презентация.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым. Учитель: Сегодня мы поговорим о состоянии русского языка в современном цифровом мире (презентация к занятию, слайды 1, 2). Русский язык — наш национальный язык, что закреплено в Конституции, это одна из основ российской государственности. Язык — это живая экосистема, которая развивается и меняется под воздействием общества и среды, а также сама влияет на его носителей. Вопросы для обсуждения: – Как менялся русский язык на протяжении своей истории? – Что происходит с языком сейчас? – Как заимствование новых слов влияет на речь людей? Ответы обучающихся.

Основной этап

Учитель организует просмотр видеоролика с федеральным спикером. Учитель: Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения. По конкурентоспособности в глобальном измерении русский язык является пятым в мире. Русским языком в мире владеют более четверти миллиарда (255 млн) человек, около 130 миллионов из которых живут на территории Российской Федерации. И конечно, это язык великих русских поэтов и писателей — Пушкина и Достоевского, Толстого и Чехова. Учитель организует просмотр 2Д-ролика «От бересты до интернета: русский язык вокруг нас». Вопросы для обсуждения: – Почему русский язык популярен и его изучают в десятках стран мира? – Как русский язык развивается и обогащается в современном мире? – Какие проекты можно создать для популяризации изучения русского языка иностранцами? Ответы обучающихся. Учитель: Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. И потерять эту нить, которая связывает поколения потомков Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, просто недопустимо.

Вопросы для обсуждения: – Что помогает языку сохранять свою красоту и органичность на протяжении столетий? – Кто выступает экологом языковых процессов? – Можно ли и нужно ли изолировать словарный запас от воздействия внешних факторов? Ответы обучающихся. Учитель предлагает прочитать текст на древнерусском языке (презентация к занятию, слайд 3). Учитель: Согласитесь, что современному человеку трудно прочитать тексты, написанные несколько веков назад, ведь даже система написания слов для нас непривычна. Вопросы для обсуждения: – Как язык изменяется и сохраняет при этом свои особенности? – Что могут сделать носители языка для его сохранения? Ответы обучающихся.

Учитель предлагает выполнить интерактивное задание «Калейдоскоп фразеологизмов». Учитель: Язык — это универсальное средство, связывающее разные поколения, представителей различных культурных течений и профессиональных групп. Важно уметь выбирать языковые средства, использовать конкретные стили речи и лексику там, где это уместно. Но, с другой стороны, язык — это не застывший в граните монумент, а живая, дышащая, развивающаяся экосистема. Он живет, реагирует на изменения общества. Цифровая эпоха — это новая среда обитания, новый климат, к которому эта экосистема неизбежно адаптируется. Вопросы для обсуждения: – Как цифровые технологии воздействуют на язык? – Почему использование современных способов общения в сети Интернет влияет на нашу устную речь? – Нужно ли и для чего важно учиться избирательности в языке в соответствии с форматом общения? – Зачем и в каких ситуациях нужен речевой этикет в современную эпоху? Ответы обучающихся.

Учитель: Стиль общения современного человека во многом подчинен развитию цифровых технологий (презентация к занятию, слайд 4). Например, сокращения и эмодзи1 — это не просто дань моде, это объективная необходимость, которую диктует скорость передачи информации. Мемы — современный фольклор, они демонстрируют отзывчивость и креативность языка, его способность создавать культурные коды «на лету» и объединять миллионы людей общим пониманием этих кодов. Понять такое слово — значит не просто узнать его словарное значение, а мгновенно подключиться ко всему шлейфу культурных ассоциаций, иронии и контекстов, который за ним стоит. И это одно из самых захватывающих явлений в современной жизни языка. Принимая все языковые изменения, в то же время мы часто говорим о внимательном и бережном отношении к языку: так что же может в наше время быть речевой ошибкой и отсутствием грамотности?

Ответы обучающихся. Учитель: Основная проблема заключается в неумелом и неуместном использовании слов, в демонстративном нарушении речевых норм, в отсутствии языкового иммунитета. И не зря в формате экзамена по русскому языку у вас обязательно проверят степень владения нормами русского языка. Это важно не только для получения желанного балла на ЕГЭ. Грамотный человек, который умело ориентируется в языковом пространстве, — это вневременная ценность. В настоящее время грамотность — это навигация. Вопросы для обсуждения: ‒ Как знание русского языка помогает в школе и при поступлении в колледж или университет? ‒ Почему в обществе ценятся образованные и грамотные специалисты? ‒ В каких профессиях особенно важно знание русского языка на высоком уровне? Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Мы сегодня говорили о состоянии нашего национального языка (презентация к занятию, слайд 5). Грамотный человек — это не только тот, кто без ошибок напишет сочинение или успешно сдаст экзамен. Быть грамотным сегодня — это осознанно выбирать стиль и код для выражения своих мыслей. Ведь высокий уровень речевой культуры и грамотности открывает больше возможностей для самореализации человека в современном мире. Вопросы для обсуждения: – Как может измениться язык в ближайшие 10–20 лет? – Как развитие языка и новых технологий изменит требования при трудоустройстве? – Какие проекты можно создать в школе для популяризации русского языка? Ответы обучающихся.

Добавить комментарий