9, 10, 11 сентября 2025 Олимпиада по истории 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания школьного этапа Московская область
Решили все задания для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса олимпиада по истории ответы для школьного этапа 2025-2026 учебный год всероссийской олимпиады школьников Московской области дата проведения 9, 10, 11 сентября 2025 начало олимпиады в 10:00 по московскому времени.
Олимпиада по истории 5 класс
1. Великая Отечественная война
Прочитайте отрывок из стихотворения и выберите из списка пять верных утверждений.
«…— Граждане,
не стойте,
не смотрите!
(Я живая, — голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! –
Слова звучат, как будто
это вовсе не в последний раз.
— Всех не перевешать,
много нас!
Миллионы нас!..-
Еще минута
— и удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей,
пускай уж сразу,
чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик,
к смерти
и вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
русская деревня,
твой народ.
Вот оно!
Морозно, снежно, мглисто.
Розовые дымы… Блеск дорог…
Родина!
Тупой сапог фашиста
выбивает ящик из-под ног…»
За свой подвиг девушка была удостоена звания Героя Советского Союза
Героиня входила в организацию «Молодая Гвардия»
Героиня отрывка работала на советскую разведку еще до Войны
Девушка, описываемая в тексте, – Зоя Космодемьянская
Героиня была схвачена немцами при попытке поджога сарая
Согласно тексту, девушка была повешена
В тексте описываются события 1941 года.
Данный отрывок представляет из себя часть поэмы «Василий Теркин»
Героиня отрывка – единственная казненная девушка-партизан за годы Великой Отечественной войны
События, описываемые в тексте, происходили летом
Ответ: 1, 4, 5, 6, 9
2. Соотнесите изображения правителей с фактами о них.
Этот правитель первым принял титул императора (императрицы).
Период правления этого монарха называют «золотым веком дворянства»
Стал(а) последним(ей) императором (императрицей) России
Этот правитель расширил территорию государства, присоединив Казанское ханство.
В его(ее) правление была отменена крепостная зависимость.
Ответ: 1-3, 2-4, 3-2, 4-1, 5-5
3. Перед Вами фотографии 5 известных памятников, находящихся в городах Европы. Соотнесите фото с названием города.
Барселона
Прага
Берлин
Париж
Рим
Ответ: 1-2, 2-1, 3-5, 4-3, 5-4
4. Прочтите текст и заполните пропуски.
Первобытные люди жили небольшими группами, которые обычно состояли из . Такая форма организации называется родовой . Внутри группы существовало распределение обязанностей, например, мужчины , а женщины занимались и воспитанием детей. Общими усилиями первобытные люди строили , где укрывались от непогоды и диких животных. Важную роль в жизни первобытного общества играл опыт, передававшийся из поколения в поколение.
Ответ: родственников, общиной, охотились, собирательством, хижины
5. Перед вами карта, на которой цифрами отмечены известные российские города.
Соотнесите точки на карте с фактами об этих городах.
Город был присоединен к Московскому государству Иваном Грозным.
Город построен Петром Первым.
В этом городе расположена скульптура «Родина-Мать зовет».
Город изображен на -рублевой купюре.
С этим городом связано начало государственности на Руси.
Олимпиада по истории 6 класс
2. Соотнесите изображения правителей с фактами о них.
Этот правитель первым принял титул императора (императрицы).
Период правления этого монарха называют «золотым веком дворянства».
Этот правитель расширил территорию государства, присоединив Казанское ханство.
В его(ее) правление была отменена крепостная зависимость.
Стал(а) последним(ей) императором (императрицей) России.
Ответ: 1-4, 2-1, 3-3, 4-5, 5-2
3. Перед Вами фотографии 5 известных памятников, находящихся в городах Европы. Соотнесите фото с названием города.
Ответ: 1-2, 2-1, 3-5, 4-3, 5-4
4. Прочтите текст и заполните пропуски.
Император , правивший в IV веке, оставил заметный след в истории Римской империи. Он пришел к власти в эпоху нестабильности и междоусобиц, сумев объединить страну под своим началом. Важнейшим событием его правления стало принятие Миланского эдикта в году, который провозгласил терпимость по отношению к . Император проводил активную религиозную политику, финансировал строительство храмов и созывал собор для решения догматических вопросов. Помимо религиозной политики, он провел военную и административную реформы, укрепляя обороноспособность и повышая эффективность управления. Император основал новую столицу – , перенеся свою резиденцию из Рима на берега пролива
5. Перед вами карта, на которой цифрами отмечены известные российские города.
Соотнесите точки на карте с фактами об этих городах.
Город был присоединен к Московскому государству Иваном Грозным.
Город построен Петром Первым.
В этом городе расположена скульптура «Родина-Мать зовет».
Город изображен на -рублевой купюре.
С этим городом связано начало государственности на Руси.
Ответ: 1 — Пискарёвское кладбище, 2 — вечевой колокол, 3 — 100-рублёвая купюра, 4 — башня Сююмбике, 5 — переломное сражение
6. Перед Вами карта, отражающая важные исторические события на территории, которая в настоящее время входит в состав Московской области. Выберите правильный вариант ответа на каждый из вопросов к карте.
Олимпиада по истории 7 класс
1. Князья
Перед Вами – текст из исторического источника, посвящённый определённому историческому событию, в котором также участвовал известный древнерусский князь. Прочитайте текст и определите, какие из следующих суждений верны.
Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву со Святославом, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: “Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!”. И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: “Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город”. И сказали греки: “Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих”. Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: “Нас двадцать тысяч”, и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их – сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: “Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь”. И ответили воины: “Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим”.
Святослав, упомянутый в тексте, учредил уроки и погосты в Киевской Руси.
Святослав, упомянутый в тексте, разгромил Хазарский каганат до событий, о которых идёт речь.
Под «греками» в источнике подразумеваются жители Византийской империи.
Сын Святослава, упомянутого в тексте, совершит поход на Корсунь и примет крещение.
Со Святославом, упомянутым в тексте, ассоциируется прозвище «Мудрый».
У Святослава, упомянутого в тексте, было несколько сыновей.
Переяславец – современный город София.
Святослав, упомянутый в отрывке, – это первый князь, который принял крещение.
Святослав, упомянутый в тексте, – сын князя Игоря.
Через год, после упомянутых событий, Святослав будет убит половцами.
Ответ: 2,3,4,6,9,10
2. Исторические деятели в мировой истории
Перед Вами имена деятелей всемирной истории, а также перечень фактов, которые относятся к этим деятелям. Соотнесите каждый факт с соответствующим деятелем.
Основатель Священной Римской империи, созданной в 962 году.
Чешский проповедник, критиковавший католическую церковь, за что был осужден и сожжен в 1415 году.
Португальский мореплаватель, командовавший экспедицией, совершившей первое кругосветное путешествие.
Яркий представитель патристики в христианской философии, автор философского трактата “О граде Божьем”.
Английский король, принявший активное участие в Реформации и основавший англиканскую церковь, был женат 6 раз.
Османский султан, завоевавший Константинополь в 1453 году.Автор росписей потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.
Орлеанская дева, национальная героиня Франции, внесшая решающий вклад в исход Столетней войны.
С 768 года был королем франков, в 800 году был коронован как “император римлян” папой Львом III, что демонстрировало преемственность его империи к Римской империи
После победы в битве при Гастингсе стал первым нормандским королем Англии.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Микеланджело
Фернан Магеллан
Жанна д’Арк
Ян Гус
Генрих VIII Тюдор
Вильгельм Завоеватель
Августин Блаженный
Карл Великий
Мехмед II Завоеватель
Оттон I Великий
Ответ: Оттон I Великий, Ян Гус, Фернан Магеланн, Августин Блаженный, Генрих 8, Мехмед 2 Завоеватель, Микеланджело, Жанна д Арк, Карл Великий, Вильгельм Завоеватель
3. Перед Вами – изображения знаменитых памятников русский культуры, созданных до XVIII-го века. Соотнесите описание города с памятником, который в нём расположен.
Известен под прозвищами «Порт пяти морей» и «Златоглавая».
Находится на берегу Плещеева озера.
В Древней Руси его называли «Мать городов русских».
Взят войсками Ивана Грозного и присоединён к России в 1552 г.
С давних пор славится как центр оружейной промышленности.
Назван в честь князя, чьим прозвищем было «Мономах».
Основан Ярославом Мудрым на северо-востоке Руси.
В Средние века этот город называли «Господином».
Более известный тёзка этого города – миллионник, который находится на берегах Дона.
Неподалёку от города находится озеро, на льду которого Александр Невский разбил немецких рыцарей.
Ответ: нумерация картинок слева направо
4. Перед Вами текст, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Выберите один верный ответ из предложенных трёх. После победы в битве за Красная армия перехватила инициативу в войне. Весной 1942 г. советское командование начало наступление на крупный город на территории УССР – . Немецкое командование отбило все атаки и само перешло в контрнаступление. Целью плана Вермахта, который назывался был выход к реке , захват нефтяных месторождений на территории ССР. В ходе этого натиска немецкие войска оккупировали значительные территории юга России. Немецкие горные стрелки даже водрузили нечестивое нацистское знамя над высочайшей точкой Европы – горой . Однако неудача ждала немцев около города . В нём развернулись ожесточённые городские бои. Символом героизма защитников города стал и . Битва на улицах города сковали Вермахт и позволили Красной армии окружить его. 20 февраля 1943 г. немецкие части под командованием генерала капитулировали.
Ответ: Москву,Харьков, Блау, Волга, Азербайджанской, Эльбрус, Сталинград, Мамаев курган, Дом Павлова, Паулюса
5. Перед Вами – некоторые утверждения о событиях. Ваша задача – определить по ним, о каком именно событии идёт речь, и выбрать год каждого из них.
Принятие первого общерусского свода законов, в котором упоминался Юрьев день.
Присоединение к Московскому государству города, из которого вывезли вечевой колокол.
Первый созыв сословно-представительного органа в Русском царстве.
Венчание первого в истории России царя.
Присоединение к Московскому государству города, в кремле которого есть Довмонтова башня.
Крупная битва, отражение завоевательного похода крымского хана, после чего была упразднена опричнина.
Присоединение к Московскому Царству ханства, столица которого находится на береге Каспийского моря.
Взятие древнейшего города Беларуси в годы Ливонской войны.
Начало строительства храма, который был заложен в честь рождения Ивана Васильевича, будущего Ивана IV.
Издание первой печатной книги в Московском Царстве.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
1556
1563
1547
1530
1564
1572
1497
1549
1510
1478
6. Перед Вами – карты государств, с которыми Россию связывает многовековая история двусторонних отношений. Соотнесите факт о государстве с его картой.
Правители этого государства раньше носили титул «Кайзер».
Войска этой страны были основным противником русской армии в Бородинском сражении.
С нападения Австро-Венгрии на эту страну началась Первая мировая война.
Русский поэт и дипломат Александр Грибоедов был убит разъярённой толпой в столице этого государства.
На востоке этого государства находится регион, который называется Латгалия.
В столице этого государства в 1955 г. был подписан договор о создании военного альянса социалистических стран.
Конфликт Советского Союза с этим государством известна под названием «Зимняя война».
В социалистический период эта страна была родиной для автобусов «Икарус».
В 1949-1976 гг. главой этого государства был Мао Цзэдун.
От военно-морских сил этого государства в битве при Цусиме потерпел поражение русский флот.
7. Перед Вами список из событий российской истории, а также перечень изображений современников этих событий, проживавших за рубежом. Соотнесите каждое событие с его современником.
Семилетняя война
Присоединение Пскова к Московскому княжеству
Политика нэпа
Смерть Ярослава Мудрого
Учреждение министерств
8. Перед Вами карта, отражающая важные исторические события на территории, которая в настоящее время входит в состав Московской области. Выберите правильный вариант ответа на каждый из вопросов к карте.
Олимпиада по истории 8 класс
1. Перед Вами текст из исторического источника, посвящённый определённому историческому событию. Определите, какие из нижеследующих суждений верные.
Дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских связях. Отбирали «худородных» дворян, не знавшихся с боярами. Аристократия взирала на «новодельных» господ с презрением. Родовитые немецкие дворяне Таубе и Крузе с пренебрежением отзывались о гвардии, составленной из «косолапых и нищих мужиков», которые «были привычны ходить за плугом и вдобавок не имели ни полушки в кошельке». Их называли еще «скверными человеками». Сам царь, находившийся во власти аристократических предрассудков, горько сетовал на то, что вынужден приближать мужиков и холопов. Впавшему впоследствии в немилость Василию Грязному он писал: «…по грехом моим учинилось, и нам того как утаити, что отца нашего князи и бояре нам учали изменяти, и мы и вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды». Укомплектованное из незнатных детей боярских войско должно было стать надежным орудием в руках самодержца.
Упомянутый в тексте царь – последний из династии Рюриковичей.
Упомянутый в тексте царь – внук литовского князя Витовта.
Речь в тексте идёт о периоде Опричнины в Московском государстве.
Упомянутые в тексте события происходили до присоединения Казанского ханства к Московскому государству.
Упомянутый в тексте царь – первый в истории России.
При упомянутом в тексте царе был построен Храм Покрова на Рву.
Речь в тексте идёт о времени правления Фёдора Иоанновича.
У упомянутого в тексте царя был только единственный наследник.
Упомянутый в тексте царь был внуком Ивана Великого.
Речь в тексте идёт о периоде после взятия Полоцка в годы Ливонской войны.
Ответ: 1, 3, 5, 8, 10
2. Перед Вами имена деятелей всемирной истории, а также перечень фактов, которые относятся к этим деятелям. Соотнесите каждый факт с соответствующим деятелем.
Английский поэт и драматург, автор сонетов и трагедий “Гамлет”, “Макбет”, “Король Лир” и тд.
Португальский мореплаватель, первооткрыватель морского пути из Европы в Индию.
Он был пиратом на службе у английской королевы, известен вторым кругосветным путешествием в истории. Сегодня его именем назван пролив между Огненной землей и Антарктидой.
Предводитель шведского восстания против Кальмарской унии, затем основатель новой шведской династии.
Король Англии, чьи реформы вызвали массовое недовольство, в результате гражданской войны он потерпел поражение и был казнен.
Основоположник рационализма в философии, автор фразы “Мыслю, следовательно существую”.
Английский король, принявший активное участие в Реформации и основавший англиканскую церковь, был женат раз.
Автор знаменитой картины “Мона Лиза”.
Немецкий богослов, родоначальник Реформации.
Автор “Путешествий Гулливера”.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Фрэнсис Дрейк
Рене Декарт
Васко да Гама
Мартин Лютер
Генрих VIII Тюдор
Уильям Шекспир
Карл I Стюарт
Густав I Ваза
Джонатан Свифт
Леонардо да Винчи
Ответ: 1 — Шекспир, 2 — де Гама, 3 — Дрейк, 4 — Ваза, 5 — Стюарт, 6 — Декарт, 7 — Тюдор, 8 — да Винчи, 9 — Лютер, 10 — Свифт
3. Перед Вами – изображения знаменитых памятников русский культуры, созданных до XVIII-го века. Соотнесите описание города с памятником, который в нём расположен.
В Древней Руси в этом городе находилась кафедра митрополита.
Наравне с оружием и самоварами, этот город славится своими печатными пряниками.
В этом городе находится ботик, построенный Петром I для плавания по водам местного озера.
По преданию, уроженкой этого города была княгиня Ольга.
Во время Великой Отечественной войны этот город был целью немецкой операции «Тайфун».
Князь, который основал этот город, также основал город Юрьев.
Местное население этого города исповедует ислам.
Рядом с этим городом находится церковь Покрова на Нерли и дворец Андрея Боголюбского.
В этот город на княжение из Ладоги перебрался князь Рюрик.
В кремле этого города снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Ответ: 1-4, 2-10, 3-9, 4-8, 5-7, 6-5, 7-2, 8-1, 9-6, 10-3
4. Перед Вами текст, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Выберите один верный ответ из предложенных трёх.
Дата начала Великой Отечественной войны – 1941 года. Помимо Третьего Рейха, в войну против Советского Союза вступили союзницы Германии по альянсу, известного как . В частности, на севере на территорию СССР вторглись войска . Вместе с гитлеровцами они приняли участие в блокаде . На юге немцам помогали войска . Они приняли участие в наступлении на крупный порт на черноморском побережье под названием . Кроме них, свои войска на помощь Гитлеру отправила . Сохранялась опасность нападения на СССР с востока – со стороны . Однако заключённый договор о ненападении позволил Советскому Союзу перебросить войска из Азии и сорвать немецкий план . Это позволило СССР переломить исход сражения и отбросить врага от столицы страны – .
Ответ: 1-2, 2-1, 3-3, 4-1, 5-1, 6-3, 7-1, 8-3, 9-2, 10-2
5. Перед Вами – некоторые утверждения о событиях. Ваша задача – определить по ним, о каком именно событии идёт речь, и выбрать год каждого из них.
Учреждение нового административного деления Российской империи при Петре Великом.
Генеральное сражение Северной войны, которому посвятил поэму А.С. Пушкин.
Заключение договора, по которому Россия получила Эстляндию и Лифляндию.
Поход, по результатам которого России пришлось отдать Османской империи Азов и срыть Таганрог.
Основание города, который станет столицей Российской империи.
Бегство сына первого российского императора в Швецию.
Основание органа, который заменил в России институт патриаршества.
Морское сражение на завершающем этапе Северной войны, в котором командовал М.М. Голицын.
Принятие документа, который регулировал внешнюю и внутреннюю торговлю, разработанный А.Л. Ординым-Нащокиным.
Бунт в Москве, связанный с денежной реформой.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху (каждый может быть использован несколько раз)
1662
1721
1708
1720
1717
1703
1667
1711
1709
6. Перед Вами – карты государств, с которыми Россию связывает многовековая история двусторонних отношений. Соотнесите факт о государстве с его картой.
Разбойничий рейд казаков Стеньки Разина на территорию этой страны известен как поход за зипунами.
На территории этой страны была расположен крепость Порт-Артур.
Единственный европейский союзник Гитлера, который продолжил сражаться с СССР вплоть до конца Великой Отечественной войны.
После Второй мировой войны восточная часть этого государства вошла в советский блок и строила социализм.
Первым президентом этого государства после обретения независимости в XX в. стал Юзеф Пилсудский.
На территории этого государства находится древнерусский город Юрьев.
Столица этого государства во время Российской империи носила название Гельсингфорс.
Россия провозгласила себя империей в результате войны с этим государством.
Это государство состоит из трех исторических областей – Валахии, Молдавии и Трансильвании.
В период с 1905 по 1945 г. в состав этого государства входил южный Сахалин.
7. Перед Вами список из событий российской истории, а также перечень изображений современников этих событий, проживавших за рубежом. Соотнесите каждое событие с его современником.
Полтавское сражение
Опричнина
Первая русская революция
Триумвират Ярославичей
Крымская война
8. Перед Вами карта, отражающая важные исторические события на территории, которая в настоящее время входит в состав Московской области. Выберите правильный вариант ответа на каждый из вопросов к карте.
Олимпиада по истории 9 класс
1. Перед Вами текст из исторического источника, посвящённый определённому историческому событию. Определите, какие из нижеследующих суждений верные.
Итак, ставка царя не располагала точными данными о том, где находится обоз Левенгаупта. Еще хуже обстояло дело в ставке короля — там вообще ничего не знали о судьбе обоза. Похоже, что это неведение и вынудило Карла ХII вопреки своему обыкновению проявлять нерешительность, которую он ни разу не выказывал за всю предшествующую историю своих успешных походов. Справедливости ради отметим, что и с трудностями король впервые встретился тоже на белорусской земле: его армия впервые подверглась непрерывным нападениям «партий», заставлявшим ее ежечасно и ежеминутно находиться в напряжении, что изнуряло моральные и физические силы солдат и офицеров; впервые шведская армия не могла себя обеспечить продовольствием — с такого рода трудностью она не встречалась ни в разоренной Речи Посполитой, ни тем более в богатой Саксонии. Когда Карл ХII отправил свою армию на Украину, оставив на произвол судьбы обоз и корпус Левенгаупта, он пошел на риск, ибо подвергал смертельной опасности и главные силы, и двигавшийся на помощь им корпус. Но в том-то и дело, что поступать так, а не иначе короля вынуждали обстоятельства – иного выхода у него не было. В самом деле, идти через Смоленск на Москву Карл XII не мог, ибо сознавал, что на этом пути его армию подстерегали испытания еще более тяжкие, чем те, которые доводилось ей переживать на белорусской земле. Топтаться на одном месте король тоже не мог, ибо голод с каждым днем усиливался, тем более что он не знал, сколь долго продлится ожидание обоза — неделю, две, месяц? А между тем уже иссякали последние резервы продовольствия. сентября, т. е. накануне того дня, когда король принял роковое решение двигаться на Украину, Боур доносил Петру: «Неприятель стоит на одном месте, четвертый день людям корму и лошадям ничего нет»
Полтавская баталия, которая произойдёт вскоре, будет названа Петром «матерью нашей победы».
События в тексте происходили после обеих битв у Нарвы.
Во время событий, о которых идёт речь в тексте, Россия имела статус империи.
В тексте идёт речь о материальных проблемах шведской армии в глубине российской территории.
События в тексте происходили в 1705 году.
В ходе упомянутых в тексте событий перестанет существовать Речь Посполитая.
Речь идёт о битве у Лесной.
Левенгаупт, упомянутый в тексте, — это шведский генерал.
В тексте идёт речь о событиях, которые произошли накануне Полтавской баталии.
Упомянутым в тексте событиями предшествовала битва при мысе Гангут.
Ответ: 2, 4, 7, 8, 9
2. Перед Вами имена деятелей всемирной истории, а также перечень фактов, которые относятся к этим деятелям. Соотнесите каждый факт с соответствующим деятелем.
Английская писательница, автор романов “Гордость и предубеждение”, “Чувство и чувствительность” и прочих.
Французский король, на чей период пришелся расцвет стиля рококо и Семилетняя война.
Философ эпохи Просвещения, был главным составителем “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел”.
Первый король Великобритании из Ганноверской династии.
Шведский ученый-биолог, первым создавший единую классификацию растительного и животного мира.
Французский поэт и теоретик искусства, известный сегодня по своему сборнику сказок “Сказки матушки Гусыни”.
Один из наиболее известных деятелей Великой французской революции и клуба якобинцев.
Король Речи Посполитой, союзник Петра I в Северной войне.
Императрица, для обеспечения интересов которой в 1713 году была издана Прагматическая санкция, которая однако не предотвратила войну за австрийское наследство.
Автор “Робинзона Крузо”.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Максимилиан Робеспьер
Мария Терезия
Шарль Перро
Карл Линней
Людовик ХV
Георг I
Август II Сильный
Джейн Остин
Даниель Дефо
Дени Дидро
Ответ: 1 — Джейн Остин, 2 — Людовик 15, 3 — Дени Дидро, 4 — Георг 1, 5 — Карл Линней, 6 — Шарль Перро, 7 — Максимилиан Робеспьер, 8 — Август 2 Сильный, 9 — Мария Терезия, 10 — Даниель Дефо
3. Перед Вами – изображения знаменитых памятников русский культуры, созданных до XVIII-го века. Соотнесите описание города с памятником, который в нём расположен.
В Древней Руси в этом городе находилась кафедра митрополита.
Наравне с оружием и самоварами, этот город славится своими печатными пряниками.
В этом городе находится ботик, построенный Петром I для плавания по водам местного озера.
По преданию, уроженкой этого города была княгиня Ольга.
Во время Великой Отечественной войны этот город был целью немецкой операции «Тайфун».
Князь, который основал этот город, также основал город Юрьев.
Местное население этого города исповедует ислам.
Рядом с этим городом находится церковь Покрова на Нерли и дворец Андрея Боголюбского.
В этот город на княжение из Ладоги перебрался князь Рюрик.
В кремле этого города снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Ответ: 1-4, 2-10, 3-9, 4-8, 5-7, 6-5, 7-2, 8-1, 9-6, 10-3
4. Перед Вами текст, посвященный событиям истории России начала XIX в. Выберите один верный ответ из предложенных трёх.
При разговоре о внешней политике Александра I основное внимание уделяется его противостоянию с императором Франции . Это действительно важная страница в биографии российского монарха, учитывая его личное участие в битве под и заключении мирного договора. Однако в правление Александра Россия вела активную на южных рубежах. Так, именно в его правление в результате войны 1806-1812 гг. с к России была присоединена . В заключении мира участвовал прославленный полководец . Кроме того, в состав России в 1801 г вошла территория современной . Это привело к столкновению с , которая издревле считала регион Закавказья своим. Россия выиграла эту войну, в 1813 г. по договору получив в свой состав территорию современного Азербайджана.
Ответ: 1-1, 2-3, 3-2, 4-1, 5-2, 6-1, 7-1, 8-3, 9-2, 10-3
5. Перед Вами – некоторые утверждения о событиях. Ваша задача – определить по ним, о каком именно событии идёт речь, и выбрать год каждого из них.
Заключение русско-шведского договора, по которому России отошла крепость Нейшлот.
Заключение договора с Османской империей, по которому Россия получила территории между Южным Бугом и Днестром (по старому стилю).
Отмена указа о престолонаследии Петра I.
Публикация документа, регламентирующего крестьянский труд при Павле Первом.
Арест автора «Путешествия из Петербурга в Москву».
Публикация Екатериной II сочинения из статей, представлявших собой компиляцию (выборку) из трудов её любимых философов.
Сражение русско-турецкой войны, за которое А.В. Суворов получил приставку к своей фамилии.
Основание университета, который сегодня носит имя М.В. Ломоносова.
Раздел Речи Посполитой, в соответствии с которым Россия получала польскую часть Ливонии и часть Белоруссии — до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля.
Взятие российскими войсками столицы Пруссии.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху (каждый может быть использован несколько раз)
1790
1755
1791
1767
1789
1760
1743
1772
1797
Ответ: 1 — 1743, 2 — 1791, 3 — 1797, 4 — 1797, 5 — 1790, 6 — 1767, 7 — 1789, 8 — 1755, 9 — 1772, 10 — 1760
6. Перед Вами – карты государств, с которыми Россию связывает многовековая история двусторонних отношений. Соотнесите факт о государстве с его картой.
В рамках операции «Согласие» в 1941 г. советские и британские войска заняли территорию этой страны и свергли правившего там шаха.
Противостояние Российской империи с этим государством в Средней Азии известно как «Большая игра».
До 1945 г. в состав этой страны входил современный Калининград.
В центре столицы этой страны находится башня, названная в честь князя Гедимина.
Население этой страны принадлежит к народам финно-угорской группы.
Единственная страна мира, которая стала жертвой ядерного оружия.
В 1999 г. Россия подписала с этой страной договор о создании Союзного государства.
До 1990-х гг. эта страна была центром Югославии.
С нападения нацистской Германии на эту страну началась Вторая мировая война.
На территории этого государства находилась крепость Порт-Артур.
7. Перед Вами список из событий российской истории, а также перечень изображений современников этих событий, проживавших за рубежом. Соотнесите каждое событие с его современником.
Феодальная война
Война за польское наследство.
Реформа государственных крестьян.
Дюденева рать
Первая пятилетка.
8. Перед Вами пять отрывков, посвященных правлению Петра Великого, а также список их авторов. Соотнесите каждый фрагмент с его автором.
Отрывки:
“Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы”.
“Явился Петр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! … Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. …Но мы, россияне, имея перед глазами свою историю, подтвердим ли мнение несведущих иноземцев и скажем ли, что Петр есть творец нашего величия государственного? Забудем ли князей московских: Иоанна I, Иоанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную, и,— что не менее важно, учредили твердое в ней правление единовластное? И, славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования?..”
“Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!”
“Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощённом обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешённая.
…Народ по-своему взглянул на деятельность Петра. Из этого взгляда постепенно развились две легенды о Петре, в которых всего резче выразилось отношение народа к реформе, которыми даже в значительной степени определились ее ход и результаты: одна легенда гласила, что Петр — самозванец, а другая, что он — антихрист”.
“Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания”.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
П.Я. Чаадаев
С.М. Соловьев, “История России с древнейших времён”
В.О. Ключевский, “Курс русской истории”
Н.М. Карамзин, “Записка о древней и новой России”
М.П. Погодин, “Петр Великий”
9. Перед Вами картина, на которой показано одно из примечательных событий российской истории, и вопросы к ней. Выберите один верный вариант ответа в каждом из пяти вопросов.
10. Перед Вами карта, отражающая важные исторические события на территории, которая в настоящее время входит в состав Московской области. Выберите из десяти приведённых ниже утверждений о карте пять верных утверждений.
Один из подписанных на карте городов в советское время назывался Калинин
Буквой «Г» на карте отмечен город Кашира
Буквой «А» на карте отмечена река Клязьма
Участником событий, показанных на карте, был Герасим Курин
Один из полководцев, чьи фамилии подписаны на карте, погиб во время выступления декабристов
События, показанные на карте, происходили до присоединения Крымского ханства к России
На карте подписан один город, носящий звание «Город-герой»
Участником событий, показанных на карте, был Александр Суворов
События, показанные на карте, происходили в царствование Александра I
Буквой «Д» на карте отмечен город Серпухов
Олимпиада по истории 10 класс
1. Перед Вами текст из исторического источника, посвящённый одному из событий Отечественной войны 1812 г. Определите, какие из нижеследующих суждений верные.
Обстоятельные обозрения линий происходили 25 числа. Кутузов уже не в первый раз объехал свою армию. Он взглянул на укрепления при деревне Семеновской и внимательно обозревал левое крыло наше. Оно уперто было в большой лес и прикрыто высокоторчащим курганом с 25 пушками. Еще на двух пригорках наброшены венцами укрепления. На центре все мосты разорены, все переправы испорчены, против известных бродов выставлены пушки. Правый фланг, как мы уже сказали, лесистый, дебристый, искрещен засеками, снабжен большими окопами. В общем объеме русские занимали все гребни высот за Колочею, в виде пространного полукруга. Главные наши вооружения были следующие: ретраншемент и флеши в лесу на правом фланге; батарея на кургане Горецком; другая, недалеко от этой, тоже на круглом холме, называвшаяся батареею Дохтурова, 3-й большой люнет с бастионами: его называли батареею Раевского; четыре окопа (флеши или реданты) при Семеновском. С центральной батареи нашей смотрели в трубу и вдруг засуетились. «Это он! это он!» — закричало несколько голосов. В самом деле, вооруженный глаз мог увидеть человека, которого портрет знаком был всякому. Он выезжал из лесу, от деревни Логиновой, сам-друг с товарищем и направлялся к нашим линиям. Несколько удачных выстрелов с батареи дали почувствовать ему, что он открыт. Это был Наполеон! Рассказывая о рекогносцировках, лично им самим произведенных, мы обратимся немного назад. 24 августа, по взятии Шевардинского редута. Наполеон пожелал видеть пленных. Пленных не нашлось. Император прогневался. Генерал Коленкур (брат герцога Виченцского) сказал при этом: «Русских скорее можно в землю втоптать, нежели в плен взять!» — «Ну, ладно! — возразил Наполеон, — так послезавтра мы всех их втопчем в землю».
События в тексте происходят после переправы через Березину.
Сражение, о кануне которого идёт речь, происходило на территории современной Московской области.
События в тексте происходят после битвы при Малоярославце.
В тексте упоминается французский генерал, который погибнет в Бородинском сражении.
Повествование в тексте ведётся от лица французского генерала или офицера.
В тексте речь идёт о кануне Бородинской битвы.
Повествование в тексте ведётся от лица русского солдата или офицера.
События в тексте происходят после битвы при Ватерлоо.
События в тексте происходят до Тарутинского манёвра русской армии.
В тексте упоминается французский генерал, который станет основателем правящей династии в Швеции.
Ответ для 1 задания: 2,6,7
2. Перед Вами имена деятелей всемирной истории, а также перечень фактов, которые относятся к этим деятелям. Соотнесите каждый факт с соответствующим деятелем.
Английский писатель-романист, автор знаменитых романов “Приключения Оливера Твиста” и “Большие надежды”.
Французский живописец, один из основоположников импрессионистского течения.
Нидерландский художник, одна из центральных фигур постимпрессионизма, автор “Звездной ночи”, “Подсолнухов” и “Ирисов”.
Итальянский композитор, автор опер “Травиата”, “Симон Бокканегра”, “Аида” и других.
Немецкий философ, вдохновлявшийся работами Достоевского, центральным понятием его философии стала “воля к власти”.
Австрийский министр иностранных дел, представлял Австрию на Венском конгрессе 1815 года.
Первый президент Второй Французской республики, затем в 1852 году объявил страну империей, а себя – императором.
Французский социолог, считается основателем социологии как самостоятельной науки и отцом позитивистского подхода в науке.Первый правитель объединенной Германии, кайзер Германской империи.
Американский президент, на чье правление выпала Гражданская война в США.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Наполеон III
Клод Моне
Клеменс фон Меттерних
Чарльз Диккенс
Фридрих Ницше
Вильгельм I
Огюст Конт
Авраам Линкольн
Джузеппе Верди
Винсент ван Гог
Ответ для 2 задания: Диккенс, Моне, Ван Гог, Верди, Ницше, Меттерних, Наполеон 3, Конт, Вилгельм 1, Линкольн
3. Перед Вами – изображения знаменитых памятников русский культуры, созданных до XVIII-го века. Соотнесите описание города с памятником, который в нём расположен.
В Древней Руси в этом городе находилась кафедра митрополита.
Наравне с оружием и самоварами, этот город славится своими печатными пряниками.
В этом городе находится ботик, построенный Петром I для плавания по водам местного озера.
По преданию, уроженкой этого города была княгиня Ольга.
Во время Великой Отечественной войны этот город был целью немецкой операции «Тайфун».
Князь, который основал этот город, также основал город Юрьев.
Местное население этого города исповедует ислам.
Рядом с этим городом находится церковь Покрова на Нерли и дворец Андрея Боголюбского.
В этот город на княжение из Ладоги перебрался князь Рюрик.
В кремле этого города снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
4. Перед Вами текст, посвященный событиям истории России начала XX в. Выберите один верный ответ из предложенных трёх.
Итогом первого этапа стало создание органа под названием . По сути, он был нижней палатой российского парламента. Роль верхней палаты исполнял реформированный . Государственная дума I созыва проработала несколько месяцев и была распущена после назначения на пост председателя Совета министров . Депутаты бежали в и воззвали к народу из города . Государственная дума второго созыва была избрана в следующем – году. В новую думу вошли представители всех политических направлений, включая крайне левых – марксистов из партии и неонародников из партии . Работа государственной думы была прекращена в результате переворота.
Ответ для 4 задания: Революция 1905 года, Гос Дума, Государтсвенный Совет, Столыпин, Великое няжество Финляндское, Выборг, 1907, РСДРП, эсеров, третьиюньского
5. Перед Вами – некоторые утверждения о событиях. Ваша задача – определить по ним, о каком именно событии идёт речь, и вписать год каждого из них.
Покушение на генерал-губернатора Санкт-Петербурга, которое закончилось оправданием стрелявшей.
Крушение императорского поезда в Харьковской губернии.
Покушение на императора Александра II в царской резиденции.
Подавление восстания в Польше, в годы которого диктатором был Юзеф Хлопицкий.
Смерть автора «Руслана и Людмилы».
Убийство правителя, который ввёл в Российской империи всеобщую воинскую повинность.
Конец обороны города, во время которой погиб П.С. Нахимов.
Вынесение приговора политическому кружку при Николае I, членом которого был Ф.М. Достоевский.
Начало русско-турецкой войны, во время которой происходила осада Шипки.
Взятие российскими войсками столицы современного Узбекистана
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
1855
1888
1880
1881
1831
1877
1878
1849
1837
1865
6. Перед Вами – карты государств, с которыми Россию связывает многовековая история двусторонних отношений. Соотнесите факт о государстве с его картой.
В рамках операции «Согласие» в 1941 г. советские и британские войска заняли территорию этой страны и свергли правившего там шаха.
Противостояние Российской империи с этим государством в Средней Азии известно как «Большая игра».
До 1945 г. в состав этой страны входил современный Калининград.
В центре столицы этой страны находится башня, названная в честь князя Гедимина.
Население этой страны принадлежит к народам финно-угорской группы.
Единственная страна мира, которая стала жертвой ядерного оружия.
В 1999 г. Россия подписала с этой страной договор о создании Союзного государства.
До 1990-х гг. эта страна была центром Югославии.
С нападения нацистской Германии на эту страну началась Вторая мировая война.
На территории этого государства находилась крепость Порт-Артур.
7. Перед Вами список из событий российской истории, а также перечень изображений современников этих событий, проживавших за рубежом. Соотнесите каждое событие с его современником.
Семилетняя война.
Строительство Берлинской стены.
Восстание декабристов.
Нашествие Едигея.
Первая русская революция.
8. Перед Вами пять высказываний, посвященных Гражданской войне в России, а также список их авторов. Соотнесите каждый фрагмент с его автором.
Отрывки:
«Гражданская война в России – никак не аналог революционным войнам Франции, ибо она не состояла во внешней борьбе. Она есть аналог борьбе Вандеи и нормандских шуанов, это внутреннее сопротивление террору переворотчиков – и у нас более серьезное и длительное, чем возникло во Франции»
«Опыт начала гражданской войны убеждал меня, что массированное применение конницы, особенно для развития успеха пехоты и ударов во фланг и тыл, часто приводит к полному разгрому противника. Белые, в частности на Южном фронте, добивались успеха именно потому, что их войска состояли преимущественно из крупных конных казачьих соединений. Надо было лишить врага этого козыря»
«Русские убивали русских, братья – братьев, а корыстную выгоду извлекали разного рода политические авантюристы да зарубежные силы, которые делили страну, рвали её на части. Мы не дадим этому повториться. Защитим и наш народ, и нашу государственность от любых угроз. В том числе – от внутреннего предательства»
«…Сложный период – Гражданская война. В учебнике мы пишем, что и белые, и красные имели свою правду. И такая интерпретация истории уменьшает конфронтацию. […] Смысл оценки Гражданской войны состоит в том, что революция и Гражданская война, как её следствие, – это негативный, неконструктивный путь разрешения социальных и прочих проблем, сопровождавшийся гибелью огромного количества людей с обеих сторон. Нужна прививка против революции и гражданской войны»
«Я всей душой жажду прекращения гражданской войны. […] Но борьба неизбежна, пока сознание не прояснилось, пока люди не поймут, что они борются против себя, против своих прав на самоопределение, что они совершают над собой немыслимый акт политического самоубийства. […] История когда-нибудь оценит самоотречение и труды горсти русских людей в Крыму, которые в полном одиночестве на последнем клочке русской земли, боролись за устои счастья человеческого, за отдаленные очаги европейской культуры»
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
А. О. Чубарьян, современный историк
С. М. Будённый
В. В. Путин
П. Н. Врангель
А. И. Солженицын
9. Перед Вами картина, на которой показано одно из примечательных событий российской истории, и вопросы к ней. Выберите один верный вариант ответа в каждом из пяти вопросов.
10. Перед Вами карта, отражающая важные исторические события на территории, которая в настоящее время входит в состав Московской области. Выберите из десяти приведённых ниже утверждений о карте пять верных утверждений.
Один из полководцев, чьи фамилии подписаны на карте, погиб во время выступления декабристов
Участником событий, показанных на карте, был Денис Давыдов
Участником событий, показанных на карте, был Фёдор Ушаков
Буквой «Г» на карте отмечен город Серпухов
Из городов, подписанных на карте, два носят звание «Город-герой»
Буквой «Б» на карте отмечена река Клязьма
Буквой «В» на карте отмечен город Мытищи
События, показанные на карте, происходили в царствование Павла I
Один из подписанных на карте городов в советское время назывался Куйбышев
События, показанные на карте, происходили до выступления декабристов
Олимпиада по истории 11 класс
1. Перед Вами текст из исторического источника, посвящённый одному из событий в российской истории рубежа XIX – ХХ веков. Определите, какие из нижеследующих суждений верные.
Слова Государя о Самодержавии, сказанные представителям русских земств и городов в речи 17 января, как носятся слухи, были вызваны некоторыми пожеланиями, — адресами ли, просьбами ли или еще чем, не знаем, — о даровании России конституции и, быть может, парламентаризма. Если да, мы решаемся сказать об этом несколько слов, замешивая слова свои в эти парламентские голоса, как голос также русского человека, имеющего право говорить от имени земли своей не меньше каждого другого. Россия не желает парламентаризма и конституционализма; — ни теперь, ни завтра, и никогда не желает; наконец, она не может, бессильна, бесправна желать его в данном, живущем теперь поколении людей; и если бы Государю, за подписью 115 миллионов человек подданных была выражена просьба в этом смысле, он не только вправе был бы, но и обязан был бы отвергнуть ее, охраняя право 115 биллионов русских подданных, какие имеют родиться в пределах нашей территории, в границах нашей истории. Самодержавие — это возможность всего, это — сила на все, создаваемая не ad hoc, для этого или того случая, но заранее припасаемая в долгих поколениях людей и до времени хранимая, мы хотим сказать — хранимая до момента, когда она может неожиданно потребоваться и тогда начнет действовать. Этот запас мощи стоил труда и пота биллионам умерших людей на нашей земле.
Упомянутую в тексте речь произнёс император Александр Третий.
Речь, о которой идёт речь в тексте, произнёс внук Николая I.
Автор текста явно является представителем консервативного лагеря российской общественной мысли.
В тексте идёт речь о событиях 1905 года.
Упомянутая в тексте речь – та же самая, где были произнесены слова о «бессмысленных мечтаниях».
Речь, о которой идёт речь в тексте, была произнесена до учреждения Государственной Думы в Российской империи.
Упомянутая в тексте речь была произнесена в 1890-е гг.
Автор текста явно является представителем либерального лагеря российской общественной мысли.
На момент произнесения речи, о которой идёт речь в тексте, император ещё не был коронован.
Во время событий, о которых идёт речь в тексте, правителем России был император Николай I.
Ответ: 3, 6, 7
2. Перед Вами имена деятелей всемирной истории, а также перечень фактов, которые относятся к этим деятелям. Соотнесите каждый факт с соответствующим деятелем.
Американский космонавт, принимавший участие в совместном советско-американском проекте “Союз-Аполлон” в 1975 году.
Австрийский писатель чешско-еврейского происхождения, автор романов “Замок”, “Превращение” и прочих.
Американский писатель, автор повести “Старик и море”, романа “По ком звонит колокол”.
33-й президент США, участник Потсдамской конференции “Большой тройки”.
Первая премьер-министр-женщина в Великобритании, “Железная леди”, лидер Консервативной партии Великобритании.
Французский писатель, яркий представитель философии экзистенциализма, автор романа “Чума”, повести “Посторонний”.
Основатель и первый президент Пятой республики во Франции.
Американский художник, один из создателей направления поп-арт, известен соединением искусства и популярной культуры в своих работах.
26-й президент США, выступил посредником при заключении Портсмутского договора между Россией и Японией после русско-японской войны.
Канцлер ФРГ от Социал-демократической партии Германии в 1969-1974 года, проводил курс на улучшение отношений с государствами социалистического блока (”Новая восточная политика”).
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Энди Уорхол
Вилли Брандт
Гарри Трумэн
Теодор Рузвельт
Франц Кафка
Эрнест Хемингуэй
Маргарет Тэтчер
Шарль де Голль
Томас Стаффорд
Альбер Камю
Ответ: 1 – Стаффорд, 2 – Кафка, 3 – Хемингуэй, 4 – Трумэн, 5 – Тетчер, 6 – Камю, 7 – де Голль, 8 – Уорхол, 9 – Рузвельт, 10 – Брандт
3. Перед Вами – изображения знаменитых памятников русский культуры, созданных до XVIII-го века. Соотнесите описание города с памятником, который в нём расположен.
В Древней Руси в этом городе находилась кафедра митрополита.
Наравне с оружием и самоварами, этот город славится своими печатными пряниками.
В этом городе находится ботик, построенный Петром I для плавания по водам местного озера.
По преданию, уроженкой этого города была княгиня Ольга.
Во время Великой Отечественной войны этот город был целью немецкой операции «Тайфун».
Князь, который основал этот город, также основал город Юрьев.
Местное население этого города исповедует ислам.
Рядом с этим городом находится церковь Покрова на Нерли и дворец Андрея Боголюбского.
В этот город на княжение из Ладоги перебрался князь Рюрик.
В кремле этого города снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Ответ: 1 – 4, 2 – 10, 3 – 9, 4 – 8, 5 – 7, 6 – 5, 7 – 2, 8 – 1, 9 – 6, 10 – 3
4. Перед Вами текст, посвященный событиям внешнеполитической истории России XX века. Выберите один верный ответ из трёх предложенных.
К концу Второй мировой войны в стане стран наметились разногласия. Усилившаяся роль СССР в международных делах пугала его союзников – США и Великобританию. Вместе с тем, с ней надо было мириться. Президент США предложил концепцию мировых полицейских – четырёх великих держав, которые следили бы за порядком в мире. Этот принцип лёг в основу Совета безопасности . Однако новый президент США, , был настроен более антисоветски. Он считал, что Советский Союз надо сдерживать всеми доступными средствами, включая ядерное оружие. Американская армия к тому времени успешно применила его в . Точку зрения президента США разделял бывший премьер-министр Великобритании . Его речь в городе впервые содержала обвинения СССР в создании занавеса. Разделение мира станет ещё более явным, когда в апреле 1949 г. будет создана . Договор о создании похожей советской организации будет подписан в мае 1955 г. в .
Ответ: 1 – 3, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1, 5 – 1, 6 – 1, 7 – 3, 8 – 2, 9 – 3, 10 – 2
5. Перед Вами – некоторые утверждения о событиях. Ваша задача – определить, о каком именно событии идёт речь, и выбрать год каждого из них.
Беспосадочный перелёт Москва – Северный Полюс – Ванкувер
Ввод в эксплуатацию крупнейшей в Европе гидроэлектростанции на Днепре
Начало войны, в ходе которой советским войскам предстояло преодолеть «линию Маннергейма»
Попытка белых армий Юга России взять Москву
Поход войск генерала Корнилова на Петроград
Принятие СССР в международную организацию, из которой он будет исключён в 1939 году
Присоединение к СССР трёх восточноевропейских государств
Смерть основателя советского государства
Съезд партии, одним из итогов которого была замена продразвёрстки продналогом
Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Германией
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
1940
1932
1921
1919
1922
1917
1924
1939
1937
6. Перед Вами – карты государств, с которыми Россию связывает многовековая история двусторонних отношений. Соотнесите факт о государстве с его картой.
В рамках операции «Согласие» в 1941 г. советские и британские войска заняли территорию этой страны и свергли правившего там шаха.
Противостояние Российской империи с этим государством в Средней Азии известно как «Большая игра».
До 1945 г. в состав этой страны входил современный Калининград.
В центре столицы этой страны находится башня, названная в честь князя Гедимина.
Население этой страны принадлежит к народам финно-угорской группы.
Единственная страна мира, которая стала жертвой ядерного оружия.
В 1999 г. Россия подписала с этой страной договор о создании Союзного государства.
До 1990-х гг. эта страна была центром Югославии.
С нападения нацистской Германии на эту страну началась Вторая мировая война.
На территории этого государства находилась крепость Порт-Артур.
7. Перед Вами список из событий российской истории, а также перечень изображений современников этих событий, проживавших за рубежом. Соотнесите каждое событие с его современником.
Семилетняя война.
Строительство Берлинской стены.
Восстание декабристов.
Нашествие Едигея.
Первая русская революция.
8. Перед Вами – высказываний исследователей, политиков и современников об индустриализации. Соотнесите каждый отрывок с его автором.
Мы вправе рассматривать итоги первой пятилетки как величайшую победу ленинской политики нашей партии, политики социалистической индустриализации страны. Мы вправе также сказать, что задачи, выдвигаемые во второй пятилетке, целиком вытекают из успехов и достижений предшествующего периода и свидетельствуют о громадном росте сил социализма в Советском Союзе и о непоколебимой уверенности партии и рабочего класса в победе своего дела.
Я знаю, помню, что мы не веруем в «героев» и не от них ждём «освобожденья». Но я вижу, что в наш мир пришли новые герои. Этих героев родит и выдвигает трудовая масса. Они не требуют преклонения себе. Но надобно помнить, что необходимо внимание к их работе. Посылая их далеко вперёд себя как пионеров индустрии, Советская власть должна создавать для них атмосферу сочувствия к ним, к их труду. Это — в интересах рабочего класса и Советской власти, не понимать этого — преступно.
В Сталинград, где мне предстояло провести следующий год, мы прибыли июля года. Этот праздник мои спутники-американцы никак не отметили. На пристани никто нас не встречал, несмотря на то что из Горького мы послали телеграмму главному инженеру завода, где нам предстояло работать. Тогда Новиков взял все в свои руки. Он привел нас на остановку трамвая, где уже собралась целая толпа крестьян, увешанных узлами. Многие из них уставились на меня, некоторые показывали пальцем и с удивлением качали головами.
Ускорение темпа индустриализации происходило с грубой ломкой всех расчетов на ходу и с чрезвычайным повышением накладных расходов. Требование выработки пятилетнего плана, выдвинутое оппозицией с года, встречалось издевательствами, в духе мелкого буржуа, который боится «скачков в неизвестное». В апреле года Сталин утверждал, что приступать к строительству днепровской гидростанции было бы для нас, что для мужика покупать граммофон вместо коровы. Этот крылатый афоризм резюмировал целую программу.
Но почему мы, говоря о высоких темпах роста индустрии, не хотим учитывать состояние общества и настроения миллионов людей, которые стали жертвами политики Сталина? Почему мы разводим человека и производство? На все нужно смотреть в комплексе, нельзя судить об эпохе по одному индикатору. Пусть темпы роста промышленности были бы ниже, но человеческих жизней сохранилось бы больше – для меня эта точка зрения убедительна.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Роберт Робинсон
Вячеслав Молотов
Лев Троцкий
Максим Горький
Олег Хлевнюк
9. Перед Вами картина, на которой показано одно из примечательных событий российской истории, и вопросы к ней. Выберите один верный вариант ответа в каждом из пяти вопросов.
10. Перед Вами карта, отражающая важные исторические события на территории, которая в настоящее время входит в состав Московской области. Выберите из десяти приведённых ниже утверждений о карте пять верных утверждений.
Один из подписанных на карте городов в советское время назывался Калинин
Буквой «Г» на карте отмечен город Кашира
Буквой «А» на карте отмечена река Клязьма
Участником событий, показанных на карте, был Герасим Курин
Один из полководцев, чьи фамилии подписаны на карте, погиб во время выступления декабристов
События, показанные на карте, происходили до присоединения Крымского ханства к России
На карте подписан один город, носящий звание «Город-герой»
Участником событий, показанных на карте, был Александр Суворов
События, показанные на карте, происходили в царствование Александра I
Буквой «Д» на карте отмечен город Серпухов
Смотрите на сайте
Школьный этап 2025-2026 олимпиада ВСОШ Московская область задания и ответы