статград ответы варианты

Варианты статград ОБ2410501 ОБ2410502 обществознание 11 класс пробник ЕГЭ 2025 с ответами

Тренировочная работа статград №5 по обществознанию 11 класс в формате ЕГЭ 2025 года тренировочные варианты ОБ2410501, ОБ2410502, ОБ2410503, ОБ2410504 с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 21 марта 2025.

→ Тренировочные варианты: скачать

→ Все ответы и решение: скачать

Каждый вариант состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–16) является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Решать варианты ОБ2410501 ОБ2410502

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [1.69 MB]

Вариант ОБ2410501 обществознание 11 класс

Задание 1

Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением двух, относятся к факторным доходам. 1) пенсия; 2) прибыль; 3) процент; 4) заработная плата; 5) социальное пособие; 6) рента. Найдите два понятия, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 2

Выберите верные суждения о науке и научном знании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука – это специфическая деятельность человека, к результатам которой относят создание картины мира.
2) Наука как социальный институт является теоретической формой познания мира.
3) Целью науки является получение новых знаний, соответствующих предмету познавательной деятельности.
4) Научное знание может быть представлено как гипотеза, научный факт, теория, концепция.
5) Научное знание создаётся только в процессе познания природы.

Задание 3

Установите соответствие между явлениями, категориями и понятиями и ценностями, к которым их принято относить: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) прекрасное
Б) милосердие
В) жизнь
Г) честь
Д) добро

1) мировоззренческая
2) нравственная
3) эстетическая

Задание 4

На уроке одиннадцатиклассники обсуждали глобальные проблемы современного мира. Найдите в приведённом списке признаки, присущие всем видам глобальных проблем. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникают как отражение противоречий в общественном сознании
2) проявляются в глобальном изменении климата
3) создают угрозу для выживания человечества
4) увеличивают численность населения Земли
5) могут быть разрешены коллективными усилиями государств и народов
6) проявляются в масштабах земного шара

Задание 5

Выберите верные суждения о государственном бюджете и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.
2) Государственный бюджет России разрабатывается Правительством Российской Федерации и принимается Государственной Думой в качестве федерального закона.
3) Денежная эмиссия для покрытия дефицита государственного бюджета является главным фактором сдерживания инфляционного процесса.
4) Через государственный бюджет осуществляется перераспределение денежных средств для регулирования экономического роста, реализации социальной политики, укрепления обороноспособности государства.
5) В бюджетную систему Российской Федерации не включают денежные средства местных бюджетов.

Задание 6

Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) увеличение рабочего времени при сохранении численности работников Б) открытие новых предприятий без изменения их технического оснащения В) переоборудование промышленного предприятия на основе научнотехнического прогресса Г) переподготовка и повышение квалификации сотрудников Д) экономия сырья и расходных материалов.

1) интенсивный
2) экстенсивный

Задание 7

Экономисты характеризуют экономическую систему страны Z как командную. Какие черты экономической системы страны позволили сделать данный вывод? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции.

1) экономические ресурсы директивно распределяются государством
2) в государстве действует антимонопольное законодательство
3) цены на товары и услуги устанавливают государственные органы
4) государство установило пропорциональную систему налогообложения
5) действует законодательство, защищающее добросовестную конкуренцию
6) государство – владелец средств производства в стране Z

Задание 8

Выберите верные суждения о социальных нормах и отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные нормы наряду с социальными санкциями являются основными компонентами социального контроля.
2) Неформальные социальные нормы создаются и утверждаются государственными правоохранительными органами.
3) Регулятивная функция социальных норм направлена на упорядочивание поведения людей и социальных групп.
4) В современном обществе ликвидированы социальные причины отклоняющегося поведения.
5) Самостоятельное регулирование собственного поведения и соотнесение
его с общепринятыми социальными нормами называется самоконтролем.

Задание 9

В ходе социологического опроса родителям детей, входящих в разные возрастные группы, задавали вопрос: «Если бы Ваш выбор ничем не был ограничен, то секции каких физкультурно-спортивных направлений Вы бы предпочли для Вашего ребёнка?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных родителей детей в возрасте 11–14 лет предпочло водные виды спорта.
2) Доля родителей детей в возрасте 7–10 лет, которые предпочли фигурное катание, превышает долю родителей детей в возрасте 11–14 лет, которые предпочли спортивную или художественную гимнастику.
3) Среди родителей, которые предпочли лёгкую атлетику, доля тех, кто имеет детей в возрасте 11–14 лет, примерно вдвое меньше доли тех, чьим детям 7–10 лет.
4) Предпочтения родителей детей разных возрастных групп, которые выбрали танцы, совпадают.
5) Доля родителей детей 11–14 лет, которые указали, что предпочитают единоборства, составляет примерно треть доли родителей детей 7–10 лет, которые указали, что предпочитают футбол.

Задание 10

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рационально-легальное лидерство отражает признание в обществе исключительных качеств политического лидера.
2) Политическими лидерами в современном мире становятся, как правило, представители бизнес-сообщества и деятели культуры.
3) Политический лидер берёт на себя ответственность за принятие политических решений, определение политического курса партии, общественно-политического движения или государства.
4) Статус политического лидера связан с обладанием властными полномочиями.
5) Для традиционного типа политического лидерства характерна опора на сложившиеся устои и представления.

Задание 11

Выберите в приведённом списке факты, свидетельствующие, что государство Z является федеративным, и запишите цифры, под которыми эти факты указаны.
1) В государстве Z раз в четыре года проходят выборы законодательного собрания.
2) Граждане государства Z в соответствии с конституцией имеют права, свободы и обязанности.
3) Законодательное собрание государства Z является двухпалатным.
4) Государство Z состоит из равноправных территориальных единиц – департаментов, самостоятельно осуществляющих законодательную деятельность.
5) Государственная власть в государстве Z осуществляется на основе разграничения предметов ведения между центром и департаментами.
6) Органы государственной власти государства Z и все должностные лица обязаны действовать в соответствии с законами, обеспечивающими права и свободы граждан.

Задание 12

Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.
2) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
3) Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет.
4) В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
5) Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Задание 13

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти Российской Федерации, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики Б) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации В) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации Г) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации Д) заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка Российской Федерации.

1) Совет Федерации
2) Государственная Дума
3) Правительство Российской Федерации

Задание 14

Выберите верные суждения о праве, его структуре и функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Внутренняя структура права включает правотворчество и правоприменение.
2) Нормативность права подразумевает наличие целостной общеобязательной системы норм, регулирующих социальное поведение.
3) Государство устанавливает правовые нормы и гарантирует их реализацию.
4) Право выполняет охранительную и оценочную функции.
5) К частному праву относят совокупность отраслей, регулирующих отношения власти и подчинения.

Задание 15

Установите соответствие между юридическими фактами и основаниями для прекращения трудового договора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации Б) призыв работника на военную службу В) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением Г) ликвидация организации Д) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

1) расторжение трудового договора по инициативе работодателя 2) прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Задание 16

Гражданин К. участвует в гражданском процессе в качестве истца, защищая свои гражданские прав. Что из перечисленного относится к способам защиты гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) публикация в средствах массовой информации
2) компенсация морального вреда, причинённого гражданину К.
3) возмещение убытков гражданину К.
4) штраф, который должен выплатить ответчик
5) конфискация имущества ответчика
6) признание недействительной сделки, заключённой гражданином К.

Задание 17

Какие факторы, влияющие на социальные изменения, автор относит к внутренним? Какие основания предлагает автор для классификации типов социальных изменений? (Укажите любые три основания.) На какие социальные процессы, по мнению автора, влияет развитие производства? (Укажите два процесса.)

Задание 18

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков противоречивости общественного прогресса; – объясните упомянутую в тексте связь между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие». (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 19

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами влияние разнообразных природных факторов на изменения в различных сферах общества. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите сферу общества. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 20

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих, что критерий развития самого человека и его потенциала отражает развитие экономической, социальной и духовной сфер общества. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 21

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке одноразовой пластиковой посуды в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях потребители поддержат инициативу использовать экологичную многоразовую посуду?

Задание 22

В результате выборов в парламент республики Z из пяти зарегистрированных партий наибольший процент голосов избирателей получила политическая партия «Возрождение». Лидер «Возрождения» на первом заседании парламента объявил о прекращении полномочий действующего правительства, после чего парламентарии обсудили кандидатуры министров, предложенные фракцией «Возрождения», и утвердили новый состав правительства. В число нормативных правовых актов, которые обсуждает вновь избранный парламент, входит законопроект об изменении системы налогообложения. Какая избирательная система действует в государстве Z? Какие признаки характеризуют данную систему? (Укажите любые два признака, не описанные в задании.) Почему республика Z является парламентской? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, какую систему налогообложения, пропорциональную, прогрессивную или регрессивную, собираются ввести в стране Z? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения этой информации.)

Задание 23

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина. На основе положений Конституции Российской Федерации подтвердите тремя положениями гарантии основных прав и свобод человека. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Образовательное право в российской правовой системе». Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образовательное право в российской правовой системе». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Задание 25

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость соблюдения прав обучающихся как участников образовательных правовых отношений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.) 2) Какие права есть у обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации на уровне среднего общего образования? (Назовите любые три права.) 3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему государственную гарантию названных в пункте 2) прав. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию.)

Вариант ОБ2410502 обществознание 11 класс

1. Ниже приведён перечень налогов. Все они, за исключением двух, относятся к федеральным налогам. 1) налог на добавленную стоимость; 2) налог на прибыль организаций; 3) транспортный налог; 4) земельный налог; 5) водный налог; 6) налог на доходы физических лиц. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания. 2) Духовный мир отдельного человека и результаты его духовного творчества входят в духовную культуру общества. 3) К функциям духовной культуры относят производственную и управленческую. 4) Духовная и материальная культура – это две изолированные друг от друга сферы человеческой жизнедеятельности. 5) В развитии духовной культуры отражаются традиции и новаторство.

3. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) целостный чувственный образ объекта, который отсутствует в окружении человека в данный момент Б) целостное отражение объекта во всём многообразии его внешних проявлений при непосредственном контакте с ним В) информация об отдельном внешнем свойстве или качестве объекта, воздействующего на органы чувств Г) выделение объекта из окружающего фона за счёт отражения его формы, положения в пространстве, внешнего вида и других свойств и качеств Д) образ объекта, восстановленный в сознании благодаря памяти и воображению.

4. В проверочной работе по обществознанию Юлия охарактеризовала массовую культуру. Найдите в приведённом списке отличительные черты массовой культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) создание анонимными творцами 2) особые требования к уровню подготовки зрителей и слушателей 3) расчёт авторов на коммерческий успех 4) стремление развлечь потребителя 5) отношение авторов к художественному творчеству как к бизнесу 6) исключительно низкий культурный уровень произведений.

5. Выберите верные суждения о рынке труда и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) На рынке труда происходит формирование спроса на человеческие ресурсы и их предложения. 2) Развитие рынка труда оказывает влияние на отраслевое и территориальное развитие экономики. 3) Работодатель на рынке труда выступает на стороне предложения. 4) В число показателей рынка труда входит численность экономически активного населения и уровень безработицы. 5) К занятым в экономике относят всё трудоспособное население страны.

6. Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) является эмиссионной Б) является долевой В) является долговой Г) удостоверяет право на получение дохода Д) обращается на фондовом рынке.

7. На предприятии «Окна и двери» проведена оптимизация издержек производства. Какие переменные издержки могли быть сокращены в процессе оптимизации? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции. 1) выплата процентов по банковскому кредиту 2) затраты на приобретение древесины и металла 3) финансирование охранного предприятия и службы уборки 4) сдельная заработная плата работников 5) оплата электроэнергии 6) арендная плата за помещение магазина, в котором представлены образцы продукции.

8. Выберите верные суждения об этнических общностях и межэтнических взаимодействиях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одним из признаков этноса является осознание субъектом своего единства с другими представителями данной этнической общности. 2) Для нации как этнической общности характерны не только культурные, но и экономические связи. 3) Коренные малочисленные народы проживают на территориях традиционного расселения своих предков. 4) В эпоху глобализации значительно возрастает изоляция этнических общностей, сокращается их социокультурное и экономическое взаимодействие. 5) Миграции этнических общностей и их представителей не входят в число возможных причин этнонациональных конфликтов.

9. В ходе социологического исследования в 2018–2024 гг. совершеннолетним гражданам был задан вопрос: «Что из перечисленного Вы читали за последнюю неделю?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших, можно было дать любое число ответов) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Доля опрошенных, которые указали, что читали новости и новостные статьи в СМИ, в 2024 г. была выше, чем в 2018 г. 2) Совпадают доли опрошенных, которые указали, что читали блоги, популярные статьи в интернете в 2020 г., и тех, которые указали, что читали профессиональную, научную литературу 2024 г. 3) Доля опрошенных, которые указали, что читали художественную литературу, из года в год возрастает. 4) Доля опрошенных в 2024 г., которые указали, что ничего не читали, составляет половину доли опрошенных в 2024 г., которые указали, то читали художественную литературу. 5) Доля опрошенных в 2024 г., которые указали, что читали новости и новостные статьи в СМИ, меньше доли опрошенных в 2018 г., которые указали, что читали художественную литературу.

10. Выберите верные суждения о политических элитах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Политическая элита – это группа лиц, участвующих в принятии социально значимых политических решений, оказывающих влияние на государственную политику. 2) Политическая элита относится к субъектам политики. 3) Политическая элита при закрытой системе отбора рекрутируется из социально незащищённых слоёв и всегда выражает их стремление к справедливости и общественному равенству. 4) Политическая элита не может влиять на внешнюю политику. 5) В демократическом обществе к механизмам формирования политической элиты относятся выборы.

11. На уроке учащиеся характеризовали признаки государства. Выберите в приведённом списке признаки, присущие любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) политическое и идеологическое многообразие 2) суверенитет 3) равная поддержка всех социальных групп и общностей 4) право на осуществление принуждения 5) политическая цензура 6) установление налогов и сборов.

12. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2) В ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. 3) Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 4) Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. 5) Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования Б) внешнеэкономические отношения Российской Федерации В) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами Г) разграничение государственной собственности Д) судоустройство; прокуратура.

14. Выберите верные суждения о гражданстве Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 2) Основными универсальными документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, являются свидетельство о рождении и страховой номер индивидуального лицевого счёта. 3) Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 4) В перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации включаются приём в гражданство и выбор при изменении Государственной границы Российской Федерации. 5) Гражданин Российской Федерации не может иметь двойного или множественного гражданства.

15. Установите соответствие между действиями и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Анна отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины в течение всего рабочего дня. Б) Гражданин Петров запарковал автомобиль на газоне возле магазина. В) Без согласования с жилищной инспекцией владелец жилья в многоквартирном доме разобрал стену между кухней и прихожей. Г) Сотрудник химчистки нагрубил клиенту. Д) Туристы разожгли костёр на лесной поляне, огонь распространился на весь лес и причинил крупный ущерб лесным насаждениям и животным.

16. Несовершеннолетний гражданин С. заключил трудовой договор и вышел на работу. Что из перечисленного относится к особенностям трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Несмотря на сокращённое рабочее время С., работодатель обязан за счёт собственных средств производить доплату С. до уровня оплаты труда работников с полной продолжительностью ежедневной работы. 2) По истечении 11 месяцев трудовой деятельности С. будет предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск. 3) С. нельзя привлекать к работам, выполнение которых может причинить вред его здоровью и нравственному развитию. 4) До достижения совершеннолетия С. обязан проходить ежегодные медицинские осмотры за счёт средств работодателя. 5) Работодатель не может поручать С. работу, предполагающую вредные или опасные условия. 6) При поездке в командировку С. обязаны сопровождать совершеннолетние работники.

17. Что определяет, по мнению автора, системно-нормативный уровень политической системы? (Укажите две позиции.) Какой механизм, по мнению автора, составляет основу контролирующей функции политической системы на институциональном уровне? В чём, по мнению автора, заключается исполнение человеком какой-либо политической роли?

18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков социальной системы; – объясните упомянутую в тексте связь между тремя уровнями политической системы. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами взаимодействие различных политических институтов и организаций в решении проблем охраны окружающей среды. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих значение норм конституционного права в политике. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке спортивных товаров для детей в стране Z. Кривая спроса на спортивные товары для детей переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.) Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях государство установит льготное налогообложение для производителей детских спортивных товаров?

22. Иван Иванович Свистунов, учитель школы одного из районных центров Смоленской области, принял решение о переезде его семьи в другой районный центр, где ему предложили должность директора школы. Жена Свистунова Анна Петровна уже уволилась из библиотеки, в которой она работала, и ищет работу по новому месту жительства. Старший сын Свистуновых Олег в этом году с отличием закончил высшее учебное заведение, поступил в аспирантуру и начал работать в своём вузе. Какому виду безработицы соответствует ситуация в жизни Анны Петровны Свистуновой? Какие признаки отличают названный Вами вид безработицы? (Укажите любые два признака.) Почему социальная мобильность, которую иллюстрируют профессиональные жизненные ситуации Ивана Ивановича и Олега Свистуновых, относится к вертикальной? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является ли традиционной семья Свистуновых? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения этой информации.)

23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, права и свободы граждан. На основе положений Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) демократическое государство; 2) правовое государство; 3) светское государство. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

24. Вам необходимо подготовить доклад по теме «Законодательный процесс в Российской Федерации». Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Законодательный процесс в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте значение гражданской активности личности в жизни современного общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.) 2) Какие социальные институты участвуют в формировании активной гражданской позиции личности? (Назовите любые три социальных института.) 3) Приведите по одному примеру участия в формировании активной гражданской позиции личности каждого из указанных в пункте 2) социальных институтов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию.)

Пробник ЕГЭ по обществознанию 11 класс статград 2025:

Статград варианты ОБ2410401 ОБ2410402 ОБ2410403 ОБ2410404 обществознание 11 класс ЕГЭ 2025 с ответами

Добавить комментарий