статград ответы варианты

Варианты статград РЯ2410601 РЯ2410602 русский язык 11 класс пробник ЕГЭ 2025 с ответами

Диагностическая работа статград №2 по русскому языку 11 класс в формате ЕГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ2410601, РЯ2410602 с ответами и сочинением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 20 марта 2025.

→ Варианты заданий: скачать

→ Все ответы для вариантов: скачать

Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ записывайте в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 предполагает написание сочинения по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе.

Решать варианты РЯ2410601 РЯ2410602

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [0.97 MB]

Вариант РЯ2410601

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Принято говорить, что в первом периоде своей деятельности Пушкин подражал европейским поэтам: Парни, Андре Шенье и другим, особенно Байрону. Да, без сомнения, поэты Европы имели великое влияние на развитие его гения, да и сохраняли влияние это во всю его жизнь. Тем не менее даже самые первые поэмы Пушкина были не одним <…> подражанием, так что и в них уже выразилась чрезвычайная самостоятельность его гения. В подражаниях никогда не появляется такой самостоятельности страдания и такой глубины самосознания, которые явил Пушкин, например, в «Цыганах» – поэме, которую я всецело отношу ещё к первому периоду его творческой деятельности.

Не говорю уже о творческой силе и о стремительности, которой не явилось бы столько, если б он только лишь подражал. В типе Алеко, герое поэмы «Цыгане», сказывается уже сильная и глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической полноте в «Онегине», где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Отыскал же он его, конечно, не у Байрона только. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей русской земле, поселившийся. Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут. (Ф. М. Достоевский)

1 задание

Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.

Ответ: лишь

2 задание

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПЕРВЫЙ. Самый ранний; происходящий раньше других. Первое впечатление. Первый посетитель. Первый рейс.
2) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ. только полн. Специально для чего-нибудь назначенный, не предусмотренный обычным ходом дел. Чрезвычайная комиссия. Чрезвычайный съезд.
3) ЯВЛЯТЬСЯ. кем-чем. Быть кем-, чем-либо; становиться. Простуда является причиной болезни. Она являлась хозяйкой дома.
4) ТИП. Характер внешности, облик человека, связанный с его этнической принадлежностью. Прибалтийский, африканский тип. Монгольский тип лица.
5) ЗЕМЛЯ. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли (высок.). Родная земля. Чужие земли.

Ответ: 15

3 задание

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст представляет собой образец публицистики; цель автора – обращаясь к широкой аудитории, познакомить её со своей оценкой раннего творчества А. С. Пушкина.
2) Композиция текста подчинена аргументации тезиса о самобытной природе раннего творчества Пушкина и соответствует жанровой структуре репортажа.
3) Наряду с книжной и высокой лексикой (явил, столь) в тексте используются общеупотребительные слова (поэты, подражал, конечно).
4) Для текста характерно употребление отвлечённых (абстрактных) существительных, образованных от имён прилагательных (самостоятельность, стремительности, полноте), а также использование сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.
5) Выразительность текста обеспечивается в том числе использованием метонимии (Пушкин, Алеко, в (фантастическом) свете) и гиперболы (тип схвачен безошибочно; долго, кажется, не исчезнут).

Ответ: 134

4 задание

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) знАчимость
2) лекторОв
3) жАлюзи
4) прибЫв
5) кОрмящий

Ответ: 14

5 задание

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ методы исследования позволяют выявить заболевание волос на самых ранних стадиях и назначить правильное лечение. В Сиднейском музее на ПОЧТЕННОМ месте стоит чучело легендарного скакуна Фар Лапа. КРАСОЧНЫЙ слой на рублёвской иконе во многом утрачен, но истинные произведения искусства всегда отличает некое благородство утрат. При НАРАЩИВАНИИ силы тока в электрической цепи важно избегать параллельного подключения устройств. ОТКЛОНЕНИЕ от цели при стрельбе на тысячи километров не превышает нескольких метров.

Ответ: почётном

6 задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Я забросил три шайбы в первом периоде, но сейчас сильно расстроен и кусаю ногти: в конце матча у меня был последний шанс принести своей команде победу, но я не сумел им воспользоваться.

Ответ: локти

7 задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ВОЗНИКЛО желание
более ЖАЛОБНЕЕ пел
в романах Виктора ГЮГО
трухлявые ПОЛЕНЬЯ
известные ПРОФЕССОРА

Ответ: жалобно

8 задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление имени числительного

1) Осенью 1955 года возникло литературное объединение при Ленинградском отделении издательства «Советского писателя».

2) Однажды, вернувшись с очередной прогулки по тундре, лайка не застала на месте четверых своих щенят.

3) О серьёзных просветительских намерениях издателей журнала свидетельствует тот факт, что первая появившаяся в «Иртыше» переводная статья «Каким образом познаем мы расстояния, величины, виды и положения предметов» представляла извлечение из знаменитой книги Вольтера.

4) Журнал «Вешние воды» начали своё существование со сборников, которые стали выходить в 1911 году тиражом в одну тысячу экземпляров, объёмом в шестьдесят страниц.

5) Все прошлись по деревне из конца в конец и остановились плясать; чтобы оборонять гармониста от комаров, двое девушек, Палатка с Агнейкой, встали по бокам с рябиновыми веничками.

6) Новгород со всех сторон был окружён полями, по горизонту вокруг города шёл «хоровод церквей», частично сохранившиеся и по сей день.

7) Стену украшал яркий дешёвый коврик с изображением пятерых разношёрстных котят, играющих клубками у корзинки с вязальными спицами.

8) 14 октября 1921 года наша семья, состоявшая из шестерых человек, погрузилась в Константинополе на пароход, предоставленный Красным Крестом русским беженцам.

9) Один «скорбный лист» – так тогда именовалась история болезни, – обнаруженный в архивах бывшей Ново-Екатерининской больницы, был заполнен А. П. Чеховым на шестидесятилетнюю крестьянку, перенёсшую крупозную пневмонию и выписанную по выздоровлению.

9 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ог..рчение, непром..каемая (ткань), предпол..гаемый
2) прокл..нать, ст..листический, разв..вать (способности)
3) обл..денение, осв..щение (событий), об..жать (вокруг стадиона)
4) оз..рённый, зак..ляться, зак..ренелый (преступник)
5) ст..рожка (лесника), вопл..тить (в жизнь), об..нятельный (нерв)

10 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..тотип, раз..гнаться, пр..западный (курс)
2) бе..прекословно (выполнить), не..гибаемый, бли..сидящий (зритель)
3) предпр..ниматель, пр..небрежение, пр..рост (выручки)
4) конс..ерж, п..едестал, в..ющийся
5) контр..гра, пере..начивать, меж..здательский

11 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обрывч..тый, (в) цветоч..к
2) дословн.. (пересказать), электрифицир..вать
3) собач..нка, грош..вый
4) обезжир..л (поверхность), отрыв..стый
5) изгнаннич..ство, юрод..вый

12 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) услыш..м, жен..шься
2) (плохо) вид..щий, обстрел..нные (позиции)
3) до..шь (козу), обвес..вший (покупателя продавец)
4) вспомн..вший, распиш..мся (в ведомости)
5) будораж..щий, (искры) брызж..т (в разные стороны)

13 задание

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Люди с трепетом взирали на таинственные, (НЕ)ПОНЯТНЫЕ никому надписи на скалах, стенах древних развалин, глиняных плитках и полуистлевших папирусах. 2) Я ещё с утра (НЕ)ВАЖНО себя чувствовал, а в поезде на обратном пути из Кратова мне стало ещё хуже. 3) Договорённости с кредиторами о смягчении долговых обязательств пока (НЕ)ДОСТИГНУТЫ. 4) Был он странного нрава: ребячлив, (НЕ)ПРИСТУПЕН, горд, к чиновникам относился свысока. 5) Две весьма (НЕ)СХОЖИЕ, но по существу родственные стихии – математика и музыка – определили юность Андрея Белого.

14 задание

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Мать работала в поле, (В)ОДИНОЧКУ ездила с топором и пилою в лес, (НА)РЯДУ с мужиками возила на пристань брёвна и – будь силы больше – пошла бы на плотах вниз. 2) Мы привыкли смотреть на Иленьку (С)ВЫСОКА и считали себя (В)ПРАВЕ это делать, хотя все были студентами одного курса. 3) (В)ПЕРВЫЕ дни лета нас пригласили на чаепитие с вареньем и пряниками, испеченными по новому рецепту, который привезла только что побывавшая (ЗА)ГРАНИЦЕЙ знакомая учительница французского языка. 4) (ИЗ)ДАЛЕКА доносилась песня какой-то шумной компании, но в аллеях парка было (НА)СТОЛЬКО тихо, что я отчётливо слышал шуршание перебегающих гравийные дорожки ежиков. 5) Он был восприимчив и чуток и к тому же так хорошо владел речью, что (ЗА)ЧАСТУЮ с полуслова понимал собеседника и умел казаться неопытному глазу ЧУТЬ(ЛИ) не провидцем.

15 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Всё было в традициях доброй старой русской литературы: застеклё(1)ая дачная терраса из морё(2)ого дуба, увитая багря(3)ыми плетями дикого винограда, всклокоче(4)ые волосы уже седеющего романиста, искушё(5)ые слушатели, сидящие вокруг обеде(6)ого стола, накрытого льня(7)ой скатертью.

16 задание

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Всходило огромное солнце и то над рощей то над озером появлялся и сразу же исчезал дрожащий блеск. 2) Неприступно стоял передо мной прекрасным видением город и плыли над ним золотые и розовые облака. 3) Слюдяной фонарь украшен живописной группой из девяти шатровых главок и ажурными оловянными накладками. 4) Численность крупных китов-полосатиков начала резко сокращаться и в конце концов единственным промышляемым в Южном полушарии видом стал малый полосатик. 5) Типичный классический пейзаж художника Ф. М. Матвеева отличается благородством и ясностью образов и сочетает в себе черты натурных наблюдений и вымышленных деталей.

17 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Чагу не сел на лошадь, а стал (1) держась за поводья (2) гонять её вокруг себя (3) нещадно стегая кнутом (4) и (5) перехватив уздечку (6) заставил её двигаться назад, отчего она (7) неловко пятясь (8) прошла по двору до самой изгороди.

18 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). В последней четверти XVIII века (1) печатная сказка выполняла важную просветительскую функцию, способствуя распространению грамотности. «Сказки могут к читанию произвести привычку», – отмечал (2) например (3) куратор Московского университета В.Е. Ададуров. С этой точки зрения (4) отобранные П. П. Сумароковым произведения (5) как нельзя лучше (6) отвечали целям нового журнала. Фактически (7) повесть «Арзас и Исмения» не относится к сказочному жанру, однако (8) восточный колорит, авантюрный сюжет позволяли воспринимать повесть Монтескьё в традициях сказки и галантно-героических жанров.

19 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Через три года учёбы в Библиотечном институте (1) мне пришло в голову (2) что проще и выгодней самому писать книги (3) чем заниматься классификацией чужих книг (4) после чего я перешёл в Литературный институт (5) где обучали писательскому ремеслу.

20 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тут с Матвеем случилась одна неприятность (1) которая запомнилась ему на всю жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) но всё же произошедшее камнем лежало на его совести.

21 задание

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Опубликованная в 1962 году книга биолога Рэчел Карсон «Молчаливая весна» буквально потрясла как читателей, так и специалистов. (2)Она посвящена проблеме, о которой ещё недавно никто не задумывался, – последствиям применения пестицидов. (3)Так называют различные синтетические вещества, используемые для уничтожения вредных насекомых (инсектициды) или грибков, вызывающих болезни растений (фунгициды).

(4)В 1939 году в Западной Европе были разработаны сильно действующие инсектициды – ДДТ и ГХЦГ. (5)Первое же применение этих препаратов имело большой успех, а разработчик ДДТ Пауль Мюллер был даже удостоен в 1948 году Нобелевской премии. (6)В наши дни создано более тысячи различных пестицидов, их применение повысило урожайность многих сельскохозяйственных культур и позволило справиться с массовым размножением насекомых и грызунов, предотвратить распространение различных заболеваний животных и человека. (7)Пестициды воздействуют не только на вредные и болезнетворные организмы, но и на всё живое. (8)В частности, при обработке полей и лесов инсектицидами, кроме полезных насекомых, на обрабатываемой площади погибает до 80 % всех обитающих здесь птиц. (9)После таких операций природа долго безмолвствует: погибают почти все.

22 задание

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) В итоге – птицы не улетают вовремя в Африку, типы вроде меня реже и реже возвращаются восвояси. (И. А. Бродский) Б) Мало ли что под руками твоими поёт – Скрипка, гитара, волынка, шарманка, челеста…1 (М. К. Щербаков) В) Крылья сложили палатки – их кончен полёт, Крылья расправил искатель разлук – самолёт. (Ю. И. Визбор) Г) Отставить крики! Тихо, Сретенка, не плачь! (Ю. И. Визбор) Д) Ось земную мы сдвинули без рычага, Изменив направленье удара. (В. С. Высоцкий)

1) анафора
2) риторическое обращение
3) многосоюзие
4) парцелляция
5) аллитерация
6) бессоюзие
7) эпифора
8) сравнение
9) гипербола

23 задание

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) История языка изучается сегодня в университетах лишь на некоторых факультетах.
2) Эталоном языка следует считать те нормы, которые зафиксированы
в специальной учебной и научной литературе по современному русскому языку.
3) Написание «и» после «ж» и «ш» имеет обоснование в истории русского языка.
4) В целом между тем, как понимает язык школьник, и тем, как понимает язык лингвист, нет никакой существенной разницы.
5) Нормы и правила языка, закреплённые в словарях и грамматиках, меняются под влиянием устной формы языка.

24 задание

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 2 и 3 поясняют содержание предложения 1.
2) В предложениях 5 и 6 перечислены последовательные действия.
3) В предложениях 15, 16 содержится рассуждение.
4) В предложениях 24, 25 представлено описание.
5) Предложение 38 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 37.

25 задание

Из предложений 6–9 выпишите пару синонимов (синонимическую пару).

26 задание

Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм слова. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27 задание

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как носителям языка следует воспринимать его нормы и правила?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Объём сочинения – не менее 150 слов.

Вариант РЯ2410602

Статья 1. Основные начала семейного законодательства 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 2. Признается брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется <…> принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. (Семейный кодекс Российской Федерации)

1. Самостоятельно подберите производный составной предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот предлог.

Ответ: в соответствии с

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ИСХОДИТЬ. из чего. Брать что-либо за основу; основываться на чёмлибо. Исходить из положения, из посылки. Исходить из собственного опыта. 2) ЧУВСТВО. Способность к особому восприятию явлений окружающей действительности, произведений искусства и т. п. Эстетическое, музыкальное чувство. Чувство цвета. 3) ДЕЛО. Надобность, нужда, потребность в чём-либо. Прийти по делу. У меня есть к тебе дело. 4) ВОПРОС. Положение, дело, задача и т.п., требующие обсуждения, разрешения; проблема. Аграрный, жилищный, национальный вопрос. Изучить, поднять вопрос. 5) ЗАКОННЫЙ. Основанный на законе, законах, признаваемый, предписанный законом. Законный наследник. Законные финансовые операции.

Ответ: 145

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст написан в научном стиле: он характеризуется точностью формулировок, а цель автора – ознакомить круг специалистов с юридической стороной семейных отношений. 2) Структура текста, фиксирующего юридические нормы семейного права, соответствует жанру инструкции. 3) В тексте в соответствии с нормами стиля отсутствует эмоциональноокрашенная лексика, при этом одни и те же ключевые слова (семья, брак, граждане) неоднократно повторяются в прямом значении без замены синонимами. 4) Для языка текста характерно употребление глаголов в форме настоящего времени (находятся, исходит и др.), а также использование цепочек имён существительных в форме родительного падежа («исходит из необходимости укрепления семьи», «формы ограничения прав граждан»). 5) Выразительность текста обеспечивается использованием эпитетов («взаимной любви», «внутрисемейных вопросов») и синтаксического параллелизма («принципами добровольности… союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения… вопросов»).

Ответ: 34

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) кремнЯ 2) местностЕй 3) бухгалтерОв 4) надорвАлась 5) облегчИть.

Ответ: 15

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Это был боевой БЫВАЛЫЙ офицер, участник Хивинского, Кокандского и Алайского походов. Букин ткнулся в документ, близоруко пробежал его и посмотрел на меня одобрительно, как довольный учитель на ПОНЯТЛИВОГО ученика. Руководство Северо-Атлантической экспедиции сообщило о досрочном выполнении ГОДОВОГО плана. В биологии существуют прочные традиции и навыки работы, которые резко РАЗЛИЧАЮТ биологические науки от других отраслей точного естествознания. Стремясь ОГРАДИТЬ Русь от набегов печенежских орд, князь Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра.

Ответ: отличают

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Творческая биография скрипача Вадима Репина отличается блистательной стремительностью: в пять лет юный вундеркинд взял в руки скрипку, в одиннадцать – завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского, а победа в Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе была одержана Репиным в семнадцать лет, что сделало его самым молодым победителем в истории этого престижного состязания.

Ответ: юный

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно семья БАШКИР много ВАФЕЛЬ не ЕЗДИ в лес к ДВУХ тысячи тридцатому году ПЯТЬЮСТАМИ метрами.

Ответ: две

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) просв..щение (народа), прист..гнуть (капюшон), (вне) дос..гаемости 2) (горько) прич..тать, изб..рательность, ум..ротворённый 3) зак..ренелый (преступник), к..рдинально (изменить), гр..моздкий 4) утв..рь, раств..ритель, возр..стающий 5) арх..тектор, зав..ваться (кольцами), (знаки) преп..нания.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..боина, под..браться, с..причастность 2) пр..возноситься, пр..следователь, пр..дать (ускорение) 3) обе..куражить, неи..правимый, ра..цепить 4) сверх..яркий, от..явленный (негодяй), об..ятия 5) сверх..дея, нес..гранный, из..скания.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вещ..вой, непоклад..стый 2) (поступок) непристо..н, начальн..ческий (тон) 3) недоум..вать, завлад..вая 4) (платить) исправн.., изредк.. 5) отта..л, масл..нистый.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) хохоч..щий, (они) калеч..тся 2) засуш..нные (ягоды), (она) переспор..т (всех) 3) (списки) утер..ны, вывал..нные (на пол) 4) (он) вымост..т (плиткой), закупор..вший 5) (вы) замысл..те, растопыр..шь.

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Дискуссионные клубы учат будущих руководителей отнюдь (НЕ)МАЛОВАЖНОМУ искусству полемики. 2) Окончания разговора я (НЕ)ДОСЛУШАЛ, потому что не мог более выносить этого спёртого, насыщенного парами разных похлёбок воздуха. 3) Лишь (НЕ)ЗАДОЛГО до окончания службы отца произвели в офицеры. 4) Павел Петрович вывесил ящик для жалоб и писем перед своим зáмком, потому что именно он, а (НЕ)КТО другой, был отцом отечества. 5) В. Н. Татищев, опираясь на (НЕ)УСТАНОВЛЕННЫЙ источник, пишет, что в 1336 году в Софийском соборе появились медные двери.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) (ВО)ВРЕМЯ построения писарь услышал своё имя и дрогнул ушами, КАК(ТО) случается с задумавшимися лошадьми от неожиданного кнута. 2) Он пошёл к дому, насвистывая, выворачивая ступни ног и (НА)ХОДУ будто подплясывая, должно быть (ОТ)ТОГО, что неподалёку на озерце играла музыка. 3) ЧТО(БЫ) ни случилось со мною (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ жизни, никогда уже не придётся мне пережить столько надежд и муки, как возле высоких чёрных дверей, с которых скалили зубы бронзовые львы. 4) Ночь вспыхивала (НА)МИГ то спичкой, то карманным фонарём, и Травкин, а (В)СЛЕД за ним и остальные прижимались к земле. 5) Глаза птицы (ПО)ПРАВУ можно назвать уникальным биноклем: дрозд может пристально всматриваться в червяка, которого задумал схватить, и в ТО(ЖЕ) мгновение в кошку, которая крадётся к нему.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Маруся сидела в том же положении и перебирала цветы; движения её тонких рук были медле(1)ы; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; дли(2)ые ресницы были опуще(3)ы. Несомне(4)о, кто-то высасывает жизнь из этой стра(5)ой девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются.

16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Компотница из ярко окрашенного прозрачного стекла с тончайшим золочёным орнаментом была создана на Петербургском заводе во времена расцвета русского стеклоделия. 2) Для человека Мировой океан является важнейшим транспортным путём и источником пищи и кладовой полезных ископаемых. 3) Совсем недалеко от рыбацкого посёлка стояла фанза или так называемая корейская изба и теперь от неё остался лишь заросший бурьяном фундамент. 4) Костёр шипит от падающих капель и то припадает низко к земле то опять рвётся огненными языками навстречу дождю. 5) Молодые дубы и клёны расступились и перед нами открылась с трёх сторон плотно охваченная лесом небольшая поляна.

17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Егор несколько часов шёл (1) по занесённому мокрым снегом (2) лесу (3) не позволяя себе делать (4) даже короткие передышки (5) и к вечеру (6) уже совсем обессилевший (7) и (8) до бесчувствия замерзший (9) он наконец постучал в окно родного дома.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ни паруса на море, ни крыши на земле, ни человека, ни лошади, ни собаки… Так и (1) кажется, что (2) вот-вот (3) над близким, тяжёлым обрезом морского горизонта покажется (4) внезапно (5) легендарный корабль аргонавтов, или скиталец Одиссей на разбитом ночной бурей плоту, или (6) наконец (7) изгнанник цезарского Рима Овидий.

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я совершенно уверен (1) что Павел в конечном счёте всё равно устоял бы в споре против Марии Владимировны (2) и вернулся бы к себе настоящему (3) хотя (4) не известно (5) чего бы это стоило (6) и какой ценой оплачиваются в отрочестве подобные победы.

20. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Зимой (1) когда в тайге мало корма (2) олени ели в питомнике самое любимое и вкусное блюдо (3) и до того привыкли к человеку (4) что (5) как завидят у нас мешок с бобами (6) толпятся возле корыта (7) и так жадно суют в него морды (8) что бобы и кукуруза часто падают из кормушки на землю.

22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) На рейде яхта реет миражом, От яхты явно веет мятежом. (М. К. Щербаков) Б) Жизнь в стиле шапито, В стиле шаг и жест. Кто в клоунском пальто, Кто несёт свой крест. (О. В. Арефьева) В) Вот пойду в гастроном по льду, покупать килограмм халвы. Так и быть, заверну в аптеку: нет ли средства от головы? (М. К. Щербаков) Г) Есть дом в кредит, есть в банке счёт, Кругом почёт. Чего ж еще? (Ю. Ч. Ким) Д) Туда, где раньше был бассейн «Москва», она не смотрит и не слышит, как всё вослед ей тяжко дышит. Включая дышащих едва. (М. К. Щербаков)

23. Какие из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Некоторые языковые нормы, зафиксированные в словарях XIX века, потеряли свою актуальность для современных носителей языка. 2) Современным школьникам язык произведений XII века кажется уже недостаточно понятным. 3) Как свидетельствует история языка, точное следование орфоэпическим нормам приводит к тому, что они перестают изменяться. 4) Стремление блюсти чистоту языковых норм сегодня может войти в противоречие с тенденциями будущих изменений в языке, с направлением его эволюции. 5) В каждый конкретный период развития языка языковые нормы и правила необходимы, поскольку они помогают современникам понимать друг друга.

24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 3 и 4 противопоставлены по содержанию. 2) В предложениях 5–9 представлено рассуждение. 3) Предложения 13, 14 указывают на следствие того, о чём говорится в предложении 12. 4) Предложение 20 уточняет, конкретизирует содержание предложения 19. 5) В предложениях 41, 42 представлено повествование.

25. Из предложений 1–4 выпишите один фразеологизм.

26. Среди предложений 6–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова, форм слова и синонимов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Чем взгляд на язык с позиций лингвистики отличается от того представления о языке, которое характерно для людей, далёких от этой науки?» Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами иллюстрациями.

Текст для заданий 23-26

Если спросить школьника, что такое русский язык, он, скорее всего, ответит примерно так: «Это урок такой, где нужно учить правила». (2)Понятно, откуда берётся такой ответ. (3)В рамках школьного предмета под названием «Русский язык» изучаются главным образом орфография и пунктуация, то есть правила. (4)История же языка – его становление, происхождение слов, изменение грамматики, даже формирование тех самых правил – почти не рассматривается ни в школе, ни в вузе (за исключением профильных факультетов в университетах). (5)А жаль. (6)Во-первых, изучать всё это гораздо интереснее, чем зубрить скучные правила. (7)Во-вторых, погружаться в историю языка не просто увлекательно само по себе – нормы языка становятся тогда более понятными для нас. (8)Например, стало бы ясно, что «жи-ши» мы до сих пор пишем с буквой «и», потому что когда-то звуки, обозначаемые буквами «ж» и «ш», были только мягкими. (9)В-третьих, люди, изучающие исключительно правила, часто – увы – начинают думать, что язык только из этих самых правил и состоит, причём они установлены раз и навсегда и их ни в коем случае нельзя «портить».

(10)Узнать язык для них – значит выучить наизусть какой-нибудь справочник по правописанию и орфоэпическим нормам. (11)Для таких людей именно он, справочник, – эталон языка в палате мер и весов, который нужно беречь как зеницу ока. (12)Это, однако, довольно ограниченное представление о языке, и оно чуждо лингвистам – людям, изучающим язык профессионально. (13)Лингвисты знают, что орфография и пунктуация – только искусственно созданные способы оформления устной речи на письме. (14)Первичная же и по-прежнему главная форма существования языка – устная. (15)Мы сначала учимся говорить и только потом – писать; языки тысячелетиями существовали без письменности, а многие обходятся без неё до сих пор. (16)И если письменную речь можно на какое-то время ограничить рамками строгих норм, то с речью устной это сделать куда сложнее.  (17)Устная форма бытования языка диктует и одно из основных его свойств – изменчивость. (18)Даже изменчивость тех самых правил в справочниках. (19)Если открыть словарь А. Н. Греча «Справочное место русского слова», изданный в 1843 году, можно обнаружить множество удивительных для современного человека норм. (20)Например, правильным считалось писать и произносить «дира», а не «дыра» (ведь слово родственно глаголу «отдирать»), «корридор», а не «коридор» (потому что в иностранных языках существительное пишется с двумя «р»), «наизуст», а не «наизусть» (т. к. наречие образовано от слова «уста»), «отверзтие», а не «отверстие» (по аналогии с «отверзать», «разверзаться»).

(21)Следовало писать «стекляный»,а не «стеклянный»: по логике XIX века форма с двумя «н» была бы, видимо, ненужным исключением и фиксацией безграмотного варианта. (22)Читали ли вы «Слово о полку Игореве» – произведение XII века – в оригинале? (23)В школе обычно изучают переводы, потому что исходный текст кажется сегодняшнему читателю написанным будто бы на иностранном языке. (24)Если бы сам автор «Слова…» смог перенестись на машине времени даже не в современность, а хотя бы в XIX век и почитать тех, кого мы сегодня называем классиками, – Пушкина, Тургенева, Толстого – он бы тоже мало что понял. (25)Даже, пожалуй, сказал бы, что эта неграмотная молодёжь исковеркала язык. (26)Где, спрашивается, двойственное число? (27)Где четыре прошедших времени? (28)Где звательный падеж? (29)Меняются даже нормы-маркеры, которые отчего-то стали для многих людей особыми показателями образованности. (30)Например, ударение в формах глагола «звонить». (31)Лет триста назад многим казались неблагозвучными и безграмотными ударения «ва́ рит», «ку́ рит», «у́ чит», «да́ рит», «гу́ бит», «ка́ тит», «остано́ вит»: правильно было говорить только «вари́ т», «кури́ т», «учи́ т», «дари́ т», «губи́ т», «кати́ т», «останови́ т». (32)Это хорошо заметно по стихам. (33)Например, у Пушкина в «Медном всаднике» можно прочесть, как рыбак «бедный ужин свой вари́ т»: такое ударение определяется и рифмой с глаголом «посети́ т», и ритмом. (34)Сейчас такое же смещение ударения происходит в глаголе «звонить».

(35)Очень многим «режет слух» ударение «звонит» – хотя те же люди могут спокойно говорить «вру́ чит» и «сверлит», а ведь словари попрежнему настаивают на «вручит» и «сверлит». (36)Это яркий пример того, насколько непоследовательным может быть стремление блюсти «чистоту языка». (37)С вероятностью 99% наши потомки увидят в словарях только ударения «вручит», «сверлит» – и да, «зво́ нит». (38)И это нормально, как нормальными стали ударения «варит», «учит» и «да́ рит». (39)Совсем не обращать внимания на нормы и правила – другая крайность. (40)Их следует изучать, потому что в конкретный исторический период они действуют, помогая людям понимать друг друга. (41)Но нужно держать в голове, что язык прекрасен в своей пластичности и его невозможно удержать в тисках правил. (42)То, что комуто представляется «порчей языка», вполне может быть нормой будущего, а фразы в духе «Перестаю общаться с человеком, если он говорит “кушать”» лет через сто покажутся агрессивным брюзжанием. (43)Да и сейчас кажутся, если честно.

По С. А. Гурьяновой Светлана Андреевна Гурьянова (род. в 1987 г.) – филолог, преподаватель русского языка, популяризатор лингвистики.

Пробник ЕГЭ по русскому языку 11 класс статград 2025:

Варианты статград РЯ2410501 РЯ2410502 русский язык 11 класс ЕГЭ 2025 с ответами

Добавить комментарий