разговоры о важном 8 сентября 2025

Разговоры о важном 5-7 класс 8 сентября 2025 тема русский язык в эпоху цифровых технологий

Разговоры о важном 8 сентября 2025 года на тему русский язык в эпоху цифровых технологий все материалы для 5, 6, 7 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 8 сентября (в понедельник) проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.

Скачать сценарий проведения

Методические рекомендации

Скачать презентацию

Интерактивный элемент

Скачать все материалы

Рабочие листы и оформление

Сценарий разговоры о важном 5-7 класс 8 сентября

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Методические рекомендации

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Презентация для урока

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Говорим о важном с Владимиром Соловьевым

Видеоанонс темы от Евгения Егорова

Русский язык вокруг нас

Цели занятия: формирование у обучающихся понимания важности сохранения русского языка; отражение его изменений в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы взаимодействия русского языка и цифровых технологий; объяснение важности изучения языковых норм и правил. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм.

Русский язык объединяет многонациональную семью народов Российской Федерации, знакомство с ним помогает понять наш национальный менталитет. Язык — это живая экосистема, адаптирующаяся к изменениям в обществе и к развитию цифровых технологий. Грамотная речь — признак образованного человека и залог личного успеха в будущем. Умение осознанно выбирать языковые средства помогает налаживать контакт с разными поколениями и профессиональными группами. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивное задание;
  • практическое задание;
  • презентация.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым. Учитель: Каждый день русский язык наполняет нашу жизнь. Любой язык можно сравнить с большим городом. В нем есть старинные проспекты с величественной архитектурой (литературный стиль), деловые кварталы со своим строгим дресскодом (официально-деловой стиль), тихие спальные районы (бытовая речь), но появляются и новые, шумные, креативные кластеры и граффити на стенах (интернет-сленг, мемы). Можно жить только в одном районе, а можно научиться быть жителем всего города, понимая его разнообразие и используя возможности каждого квартала.

Но так же, как меняется город, меняется и язык: всего за последнее десятилетие в русском языке появилось более тысячи новых слов, многие стали общаться чаще письменно (например, в соцсетях), чем устно. Как технологии повлияли на то, как мы говорим и как пишем сегодня? (презентация к занятию, слайд 1). Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы: – Приведите примеры слов, которые изменили свое значение благодаря технологиям, виртуальным играм (например, «облако» 1 , «стрим» 2). – Почему некоторые слова (например, «хайп» (с англ. «шумиха»), «фейк» (с англ. «подделка»)) быстро приживаются в русском языке?

Основной этап

Учитель организует просмотр видеоролика с федеральным спикером. Учитель: Русский язык претерпевает изменения в духе времени. Он адаптируется к переменам. Что помогает нам успешно общаться, понимать друг друга и взаимодействовать? Ответы обучающихся. Учитель: Залогом успеха любого общения (между разными поколениями, профессиональными, национальными, культурными и другими группами людей) всегда являются знание языка, грамотная речь и правильно подобранные языковые средства. Мы — жители России и общаемся на государственном языке страны — русском.

Русским языком в мире владеют более четверти миллиарда (255 млн) человек, более 130 миллионов из которых живут на территории Российской Федерации. Русский язык является пятым в мире в индексе глобальной конкурентоспособности3 (презентация к занятию, слайд 2). Вопросы для обсуждения: – Почему русский язык так популярен в мире? – Как русский язык развивается и обогащается в современном мире? – Как русский язык взаимодействует с другими международными языками? Ответы обучающихся. Учитель: Сегодня значительная часть нашей жизни и общения происходит в цифровой среде. Уже сложно представить переписку без смайлов, эмодзи и стикеров. А что будет, если и вовсе заменить все слова на картинки? Давайте попробуем расшифровать такие послания!

Учитель предлагает выполнить интерактивное задание «Угадай пословицу», где обучающиеся расшифруют закодированные в эмодзи пословицы (приложение 1). Учитель: Благодаря русскому языку весь мир знакомится с богатейшим наследием России. Читает в оригинале Достоевского и Пушкина, Толстого и Чехова. Язык — это жизнь народа, чтобы понять его культуру, нужно познакомиться с языком. Русский язык — это не застывший в граните монумент, а живая, дышащая, развивающаяся экосистема. Он, как воздух для человека, необходим для жизни общества. Вопросы для обсуждения: – Как изменился язык за прошедшие столетия? – Какие различия вы заметили между языком классической русской литературы и современным русским?

Почему в переписке часто используют сокращения («спс», «пжлст»/«пож»)? – Всегда ли цель сокращений — только экономия времени? Может ли быть в этом какой-то другой смысл? Ответы обучающихся. Учитель: Как в устной, так и в письменной речи сегодня происходят изменения. Мы экономим время для ответа в тексте мессенджера и сокращаем слова, а позже говорим так устно. Пользователи социальных сетей создают новые выражения и мемы, которые быстро распространяются. Они становятся современным фольклором. А чтобы компенсировать сложность передачи эмоций, используются смайлы и эмодзи.

Учитель организовывает выполнение практического задания «Эмодзи в сообщении». Учитель пишет на доске фразу «Ну хорошо», обращаясь к классу с просьбой произнести ее с разной интонацией: радостно, обиженно, с сомнением, злорадно. Затем предлагает «отправить» эту фразу своему соседу по парте в виде текстового сообщения (на листочке) со следующими значениями: а) искреннее согласие; б) сомнение и нежелание спорить; в) обида и недовольство. – Ребята, какими инструментами вы пользовались? Как окрасили эмоцией свой текст? Понял ли вас собеседник? Ответы обучающихся (точки, запятые, многоточия, восклицательные знаки, КАПСЛОК, эмодзи).

Учитель: Мы видим, что даже самые маленькие элементы письменной речи, например точки, скобки, использование капслока (написание заглавными буквами), меняют восприятие текста. Обычная точка в конце сообщения может сделать его «строгим», а многоточие — «значительным» или «задумчивым». Так у знаков препинания появилась новая роль — эмоциональная окраска. Помимо пунктуации, большое влияние оказывает общий тон сообщения, его содержание, а значит, нам просто необходимо умение грамотно выражать свои мысли и эмоции через письменную речь. Ведь каждому хочется быть понятым и услышанным. Как в жизни, так и в цифровом мире важны правила общения, так называемый цифровой этикет.

Вопросы для обсуждения: – Как вы думаете, что такое цифровой этикет? – Какие вы знаете правила общения в интернете, социальных сетях, электронной почте? – Как вы думаете, почему важно думать над формулировкой своего ответа? Ответы обучающихся. Учитель: Обдуманный выбор формулировок поможет избежать конфликтных ситуаций, установит позитивную атмосферу, внесет ясность. Ваш языковой арсенал — это набор инструментов. Задача — научиться мастерски ими владеть. Успех любой коммуникации зависит от уважительного отношения к собеседнику, корректности высказываний, соблюдения этических норм, эмоционального контроля. Учитель читает сообщение: «Здравствуйте, Иван Петрович! Приглашаем вас на встречу» — и предлагает обучающимся интерпретировать его на сленге. – Почему эти фразы звучат по-разному? Где уместна каждая? Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Учитель: Русский язык продолжает постоянно развиваться, это живой организм, он не существует где-то в словарях, он живет в нашей речи. Каждый из нас может внести свой вклад в развитие языка, может осознанно пользоваться его богатством. Мы поговорили с вами об уместности употребления тех или иных речевых оборотов и как важно ими умело пользоваться. Богатство языка отражает литературное наследие наших великих писателей, а чтение делает речь грамотной, логичной и выразительной.

Каждая прочитанная книга — это обогащение новыми словами, фразами и оборотами и пример того, как можно мастерски обращаться с родной речью (презентация к занятию, слайд 3). – Какие возможности дают современные цифровые технологии для развития русского языка? – Предположите, какие изменения произойдут в русском языке в ближайшие 10–20 лет? Ответы обучающихся. Учитель: Язык помогает нам адаптироваться к разным ситуациям — от чата с друзьями до размышлений по теме доклада на уроке. Он для вас становится инструментом. Сравним образно его с одеждой: для спортзала, к примеру, — спортивная, для театра — праздничная. Ответственность за этот выбор — за вами.

Добавить комментарий