статград ответы варианты

Русский язык 11 класс варианты РЯ2400101 РЯ2400102 статград пробник ЕГЭ 2025 и ответы

Тренировочная работа статград №1 по русскому языку 10-11 класс в формате ЕГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ2400101, РЯ2400102 с ответами и сочинением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 24 апреля 2025. Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.

→ Тренировочные варианты: скачать

→ Все ответы для вариантов: скачать

На выполнение тренировочной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–21) является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

1 работа статград по русскому языку 10-11 класс ЕГЭ 2025

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

6 апреля 1892 г., Мелихово. Здравствуйте, уважаемая Наталия Михайловна! Все Чеховы приветствуют Вас и всю Вашу семью и посылают Вам свои сердечные пожелания. Вот уж прошёл целый месяц, как мы живём у себя на хуторе, который нашли наконец и купили. У нас совсем уже весна. Тепло, ясно и шумно. Гуляем в саду и в поле, услаждая <…> простором, от которого мы так отвыкли, живучи в Москве. Кругом нашего участка – леса́ , леса́ , леса́ , так что предвидится богатый урожай грибов. Посеяно у нас четырнадцать десятин ржи, хотят ещё сеять яровые, я же займусь фруктовым садом и, если будут лишние деньги, пчёлами. Малины и клубники у нас видимо-невидимо. Смородины тоже. Много слив и яблонь, вишен же я не видел; впрочем, говорят, что есть и вишни. Самое лучшее у нас – это липовая аллея. По ночам у нас кричат совы, предвещая скорую продажу нашего имения с аукциона. Купил я имение на таких милых условиях, что аукцион сей есть отнюдь не плод моей мнительности.

Когда же аукцион состоится, то я перееду на жительство в Крым, где куплю себе дом и буду солить в кадушке огурчики. Встаю я в 4–5 часов, а ложусь – стыдно сказать! – в 10. Обедаем в 12. Хочу уехать куда-нибудь подальше, потому что я себе ужасно надоел. После первого мая начнём с нетерпением ожидать Вашего приезда. Отклонить наше приглашение Вы будете не в состоянии, так как все мы будем умолять Вас со слезами – это во-первых. А во-вторых, если Вы не приедете к нам, то я не отдам Вам долга. В первый же день приезда Вы полу́ чите если и не весь долг, то часть его; если же не приедете до первого июня, то не полу́ чите ни копейки. Клянусь! Приезжайте же. Право, север не так плох, как Вам кажется. К Вашему приезду мы устроим колодезь с журавлём. Приезжайте хотя бы затем, чтобы посмеяться над нашим смешным хозяйством, а в особенности над прудом. До свиданья! Душевно преданный Вам. (По А. П. Чехову)

1 задание

Самостоятельно подберите возвратное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ: себя

2 задание

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПОЛЕ. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь. Футбольное, хоккейное поле. 2) БОГАТЫЙ. То же, что обильный; содержащий в себе много чего-нибудь ценного. Край, богатый озёрами. Богатое собрание рукописей. 3) СОЛИТЬ. Класть во что-нибудь соль для вкуса. Солить кушанье. 4) ОТДАТЬ. Для какой-нибудь цели поместить куда-нибудь на время. Отдать книгу в переплёт. Отдать ребёнка в детский сад. 5) ЖУРАВЛЬ. Приспособление для подъёма воды из колодца – длинный шест, служащий рычагом. Колодезный ж.

Ответ: 25

3 задание

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст относится к публицистическому стилю речи; цель автора – привлечь внимание широкого круга читателей к трудностям сельской жизни, участи обедневшего дворянства, несущего тяжесть сословного долга. 2) Лексический повтор (аукцион) и однокоренные слова (приезд, приезжайте) в третьем и последнем абзацах служат средством связи предложений в тексте. 3) Использование антонимов (встаю – ложусь, отдам – получите) и разговорной лексики (десятина, сей, предвещая) способствует эмоционально-образному воздействию на адресата. 4) Экспрессивность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – вводные слова, вставная конструкция, односоставные определённо-личные предложения. 5) Использование метафоры («плод… мнительности») и эпитетов («милых условий», «над… смешным хозяйством») подчёркивают авторскую иронию, пронизывающую текст.

Ответ: 245

4 задание

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) отбЫла
2) нАживший
3) дОсуха
4) диспансЕр
5) ногтЯ

Ответ: 34

5 задание

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Мы преподавали арифметику, географию, русскую грамматику НЕУДАЧЛИВЫМ школьникам, получавшим единицы да двойки. Современные НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ средства (космический телескоп Хаббла, крупнейшие наземные телескопы с системами компенсации атмосферных искажений) позволяют увидеть движущийся вблизи ядер многих галактик газ. НАЛИЧНОСТЬ посредника между производителями и потребителями позволяет снимать противоречия между ними, координировать их усилия. Вентиляторы выключили для ЭКОНОМИИ электроэнергии. Непреодолимое любопытство ПОБУЖДАЛО меня идти на риск и принимать вызов.

Ответ: наличие

6 задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Человек должен иметь право менять внутренние убеждения по серьёзным причинам нравственного порядка, но если он меняет принципы по соображениям выгодности, то это безнравственно.

Ответ: внутренние

7 задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

красивых БАРЫШЕНЬ
мы ЖЖЁМ траву
пёстрые ВЕЕРЫ в руках
более ГРОМКО поёт
организм ОКРЕП

Ответ: веера

8 задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
В) ошибка в построении сложного предложения
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

9 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) отв..рить (свёклу), вык..чать (воду), вопл..щение
2) пол..нявшая (ткань), м..ханизм, оскв..рнение (души)
3) (выполнить) об..зательства, напр..мик, посв..щение (в лицеисты)
4) п..стушок, (ему надо) подр..сти, проск..кавший
5) защ..лка, ш..лковый, ж..рдочка

10 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..средоточиться, бе..вкусный, ни..вергнутый (с небес)
2) пр..творное (веселье), пр..данье (старины), пр..емственность (поколений)
3) по..чинение, пре..взятое (мнение), на..зиратель
4) вз..ерошить, без..языкий, с..естные (припасы)
5) под..грывать, за..ндеветь, из..скать (средства)

11 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) завед..вать (библиотекой), ориентир..ваться
2) ткáн..вый, крут..зна
3) бессмысл..нный, шерст..ной
4) досто..нство, предвид..л
5) руч..нка, камыш..вый

12 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) повыш..нное (давление), притерп..шься
2) (они) тревож..тся, занавеш..нное (окно)
3) противореч..щий, (они) поддерж..т
4) расстро..вшись, (он) вычисл..т
5) подпиш..шь, разбуд..м (рано)

13 задание

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Владивостокский порт не справлялся с грузопотоком, из-за чего к началу 1917 года в порту скопились (НЕ)ОТПРАВЛЕННЫЕ вовремя грузы. 2) При аналоговой передаче сигнал (НЕ)ИЗБЕЖНО искажается и загрязняется шумами. 3) Золото называют благородным металлом потому, что оно (НЕ)ПОДВЕРЖЕНО коррозии. 4) На просвет скорпион полупрозрачен, на ощупь совершенно (НЕ)ВЕСОМ. 5) Базовый материал авиационной промышленности – алюминий, (НЕ)ЗРЯ его окрестили «крылатым металлом».

14 задание

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Оказалось, что звёзды (В)БЛИЗИ центра Галактики заметно перемещаются, ПРИ(ЧЁМ) скорости их движения увеличиваются по мере приближения к центру. 2) В стене (С)ВЕРХУ (ДО)НИЗУ темнела трещина – глубокая щель, естественный вход в некую пещеру, откуда тянуло подземным холодом. 3) Деревья так жалобно стонали, что из (ПОЛУ)ОБВАЛИВШЕЙСЯ ямы вылезла гончая собака и точно ТАК(ЖЕ), в тон деревьям, жалобно завыла. 4) Жизнь в нашем доме (С)НОВА вошла в свои берега и потекла ровно, безмятежно, полная того душевного мира, с которым (ПО)ИСТИНЕ ничто не может сравниться. 5) (К)СТАТИ, свет от фонарика оказался слабым, и он не то что медведя – летучую мышь ВРЯД(ЛИ) мог ослепить.

15 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Меню имени(1)ого обеда было разнообразно, но в моей памяти остались только два блюда: жаре(2)ый гусь с мочё(3)ой брусникой, уложе(4)ый на блюдо, посереди которого стояла плетё(5)ая из теста узорчатая корзина с овощами, и десерт – мали(6)овое, клюкве(7)ое, фисташковое мороже(8)ое, пода(9)ое в корзиночках из жжёного сахара.

16 задание

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Собирать грибы и ягоды и ловить рыбу на территории заповедника запрещено. 2) Хорошо накатанная просёлочная дорога тянулась вдоль берега и по ней можно было вернуться к избушке лесника. 3) Острова и каналы белые ночи и великолепные памятники архитектуры Санкт-Петербурга были всегда необыкновенно привлекательны для писателей поэтов и художников. 4) Большое влияние на развитие таланта Растрелли оказала русская архитектура XVII века c её самобытным декоративным убранством. 5) Дедушка открывает ворота и собаки с лаем несутся на нас и только вблизи притормаживают и отбегают.

17 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Над заполненной миллионом народа (1) площадью (2) мерно покачиваясь (3) ходят грозди красных и голубых шаров и незыблемо возвышаются под памятником Минину молодцы-жандармы в синих шапках с блестящими на солнце (4) султанчиками, а увенчанная золотым орлом (5) Спасская башня указывает на циферблате (6) залитом чёрным (7) золотою стрелою – три!

18 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Все дети надели заранее сшитые маскарадные костюмы. Девочки превратились в русалок и цыганок, а мальчики – в индейцев, разбойников, матросов. Но самый лучший костюм (1) конечно же (2) был у Пети. Отец (3) собственноручно (4) мастерил его два дня, то и дело роняя пенсне. Он бормотал в бороду страшные проклятья по адресу устроителей «этого безобразия» и (5) вообще (6) всячески выражал своё отвращение к «глупейшей затее». Разумеется (7) он хитрил. Он (8) просто-напросто (9) боялся, что костюм выйдет плохой, боялся осрамиться.

19 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я говорил Марии: «Мне кажется странным (1) почему ни один великий земной владыка не избрал павлина эмблемой своей власти (2) ведь лучший герб трудно придумать: не символично ли (3) что его хвост весь усеян глазами (4) с помощью (5) которых правитель будто бы ведёт неустанное наблюдение за народом (6) и (7) что в медлительном и гордом движении (8) его мантия волочится по земле?»

20 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Она без конца готова была слушать меня (1) когда я рассказывал ей обо всех опасностях рыбачьего промысла (2) потом долго и внимательно расспрашивала (3) какие вещи необходимы для рыбака (4) и в тот же день был ею отправлен Коле Констанди в Балаклаву плотный пакет (5) где поместились две тёплые морские фуфайки, малые крючки (6) чтобы ловить кефаль (7) и большие для перемётов на белугу, а (8) так как оставалось ещё немного пустого места (9) то его забили шоколадными плитками.

21 задание

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Доводилось ли вам когда-нибудь собирать ягоду зимой, в Крещение, в пятидесятиградусный мороз? (2) Мне доводилось, и хочу сказать, что это было замечательно. (3)Пожалуй, даже искатели острых ощущений с готовностью заплатили бы звонкой монетой за такое приключение. (4)Зима тогда была лютая, мы с отцом отсиживались в избе и постоянно топили печь, отгоняя холод. (5)Едва огонь гаснет, тепла как не бывало. (6)Изба держит температуру некрепко, когда кругом всё стынет от почти космического холода. (7)Она быстро остывает, но и нагревается быстро. (8)Если правильно растопить буржуйку, то жар расползается и лижет бревенчатые стены, покрытые кристаллами льда. (9)Помни, скиталец, насколько в тайге важен запас дров.

22 задание

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Он, разумеется, будет требовать, мозолить глаза своим видом. (По М. Е. Салтыкову-Щедрину) Б) Проверяя рефракторы обсерваторий, Вечно бодрствует Ньютон, не дремлет Эйнштейн. (П. Г. Антокольский) В) В шуме, суматохе, переполохе почти невозможно представить себе, что в двух шагах отсюда – курортная жизнь. (В. А. Каверин) Г) Эти звуки снова напомнили Олегу счастливые вечера здесь же, у Лены, среди друзей, которых, казалось, было тогда так много… (А. А. Фадеев) Д) Между тем егерь-хитрец дал мне понять, что он не прочь был бы попробовать удрать ещё раз. (Н. Н. Шпанов)

23 задание

Какие из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Стихи рассказчика, посвящённые Тбилиси, вызвали у Чуковского тёплые воспоминания. 2) Медицинские рекомендации Чуковский не считал обязательными к исполнению. 3) Рассказчик из стеснения отказался от совместного ужина с Чуковским. 4) И рассказчик, и Чуковский нашли третий набросок пейзажа неудачным. 5) Для Чуковского Переделкинская Сосна была особым деревом со своим характером.

24 задание

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 5 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 4. 2) В предложении 15 представлено описание. 3) В предложениях 44–46 представлено рассуждение. 4) Предложения 62 и 63 противопоставлены по содержанию. 5) Предложение 85 поясняет, раскрывает содержание предложения 84.

25 задание

Из предложения 46 выпишите синонимы (синонимическую пару).

26 задание

Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27 задание

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном текста «В чём заключается особенность творческого мышления?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Вариант РЯ2400102 по русскому языку 11 класс

Меня влекла к себе Равенна, одно имя которой, названное Александром Блоком, уже приводило в трепет. С юношеских лет я привык повторять магические строки: «Всё, что минутно, всё, что бренно, похоронила ты в веках. Ты, как ребёнок1 , спишь, Равенна, у сонной вечности в руках». О, как мне хотелось, отбросив от себя всё, что минутно, всё, что бренно, уснуть самому́ у сонной вечности в руках и увидеть наяву, как передо мною «…далёко отступило море, и розы оцепили вал, чтоб спящий в гробе Теодорик2 о буре жизни не мечтал…» Больше всего поражала неслыханная магия строчки «и розы оцепили вал». Здесь присутствовала тайная звукопись, соединение двух согласных «з» и «ц», как бы сцепленных между собой необъяснимым образом. Сила этого сцепления между собою роз вокруг какого-то вала мучила меня всю жизнь, и наконец я приближался к разгадке этой поэтической тайны. Я увидел на земле нечто вроде купола, сложенного из диких камней.

Это и был склеп Теодорика, действительно окружённый земляным валом, поросшим кустами ещё не проснувшихся роз, цеплявшихся друг за друга своими коралловыми шипами. Вечная весна ещё не наступила и здесь. Но, сцепленные в некий громадный венок вокруг склепа Теодорика, розы были готовы выпустить первые почки. Местами они уже даже проклёвывались. Когда мы выходили из мавзолея и столетний старик сторож, которого, несомненно, некогда видел и Блок, протянул нам руку за лирами3 , я заметил, по крайней мере, десяток кошек со своими котятами, царапавших сухую землю возле плошки с молоком. Старик любил кошек. Очевидно, Блок видел кошек старика, который тогда ещё не был стариком, но уже любил окружать себя кошками. Цепкие когти кошек и цепкие шипы роз <…> мавзолея Теодорика родили строчку «и розы оцепили вал». (По В. П. Катаеву)

1. Самостоятельно подберите простой производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.

Ответ: вокруг

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ВЛЕЧЬ. кого-что. Манить, притягивать к себе. Юношу влечёт наука. 2) МАГИЧЕСКИЙ. перен. Необыкновенный и неожиданный по силе воздействия на кого-н. Слова произвели магическое действие. 3) ДИКИЙ. Находящийся в естественном, первозданном состоянии; не преобразованный деятельностью человека. Дикая яблоня. Дикие леса. 4) ПРОТЯНУТЬ. что. Натянуть на каком-нибудь расстоянии или вдоль чего-нибудь, проложить на какое-нибудь расстояние. П. линию связи. 5) ЗЕМЛЯ. Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на земле!

Ответ: 123

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Цель автора научного текста – выявить обстоятельства, повлиявшие на творчество А. А. Блока. 2) Композиция текста трёхчастная: в первой части автор формулирует тезис (Меня влекла к себе Равенна), далее приводит аргументацию своих суждений, в последнем абзаце содержится вывод. 3) В лексическом составе фрагмента можно выделить две противопоставленные в тексте тематические группы слов: бренный, склеп, мавзолей, венок и весна, первые почки, проклёвываться. 4) Синтаксис текста характеризуется использованием простых предложений и сложноподчинённых с разными видами придаточных. 5) Использованные автором эпитеты («двух согласных „з” и „ц”», «земляным валом») и метонимии («старик… протянул руку», «старик любил кошек») помогают автору создать яркий художественный образ.

Ответ: 34

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) опошлИть 2) диспансЕр 3) понЯв 4) нефтепровОд 5) гнАлась.

Ответ: 234

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Лишь ПРАЗДНЫМ людям снятся диковинные сны, и мучат их сладкие, загадочные или тревожные предчувствия. БЕЗОТВЕТНАЯ любовь – это небо без земли, космический полёт без стремления вернуться домой. Летние экспедиции ПРЕДСТАВЛЯЮТ возможность непосредственного общения с учёными-биологами. Техническое совершенство, многообразие форм, виртуозность росписи и богатство декора не могли ВОСПОЛНИТЬ отсутствие художественной мысли в массовой продукции мануфактуры. ЗАЧИНЩИК драки понимал, что надо во всём признаться, чтобы не подвести товарищей.

Ответ: предоставляют

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. У дедушки была большая библиотека книг, и я с раннего детства к ней присматривался: тут были многотомные переводы греческих и римских классиков, исторические трактаты, академические издания, сочинения всех русских писателей от Кантемира и Ломоносова до Карамзина и Жуковского.

Ответ: книг 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ОБЕИХ селениях в ПОЛУТОРАСТА метрах пара НОСКОВ повидло из ЯБЛОК начиная с НЕГО.

Ответ: обоих

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) комп..тентный, ш..ренга, осл..пить (фарами) 2) подр..жание, р..стовчане, сокр..щение (штата) 3) сож..леть, к..нтинент, выр..внять (дыхание) 4) д..намика, уб..рать (комнату), кор..фей 5) ш..рох, приж..г (рану), бесш..вный.

Ответ: 14

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) конс..ерж, лос..он, вз..ярённый 2) непр..одолимый, (камень) пр..ткновения, пр..злой (сосед) 3) ра..грызать, неи..бежный, бе..чувственный 4) меж..нститутский, пост..ндустриализм, вз..мание (платы) 5) на..треснутый, испо..лобья (смотреть), о..блеск.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пакет..к, загуст..вая 2) рез..ик, перенос..ик 3) ликвидир..вал, занов.. 4) нервнич..ла, пластинч..тый 5) горяч… (спорить), еж..нок.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (он) выгрыз..т, ро..шь (яму) 2) пен..щийся, (они) застел..т 3) вывал..вшийся (из кармана), неча..нная (удача) 4) пороч..щий (достоинство), (они) курлыч..т 5) (ветки) колебл..тся, сыпл..щийся.

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Все её мысли были прикованы к тому (НЕ)ВЕДОМОМУ человеку, которого она никогда не встречала и вряд ли когда-нибудь встретит. 2) В числе детей, обучавшихся в пансионе, находился один мальчик, Алёша, которому было (НЕ)БОЛЕЕ десяти лет. 3) Чувство весьма (НЕ)ПРИЯТНОЕ, но знакомое родилось в это мгновение в моей душе. 4) Карл до рассвета бродил по городу, наполняя его воображаемыми великолепными зданиями, дворцами и домами, которым даст когданибудь жизнь (НЕ)ЧЬЯ иная, а именно его творческая сила. 5) Она слушала даже (НЕ)МОЛЧА, но точно окаменев, и, когда я закончила свой рассказ, прошептала: «Этого не может быть!»

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 1) Под милицейским взглядом Тузик КАК(ТО) весь подтянулся и встал БУД(ТО) бы по стойке «смирно». 2) (МАЛО)ПОМАЛУ Алёша стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда он (ПО)ДЕТСКИ наивно думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. 3) Айдым заметила четверых людей, которые шли (ПО)ОДНОМУ на большом расстоянии ДРУГ(ОТ)ДРУГА. 4) Я горько плакал, читая листки из твоего блокнота, написанные, (ПО)ВИДИМОМУ, наспех ГДЕ(НИБУДЬ) на пристани или на вокзале. 5) ПОЭТЫ(РОМАНТИКИ) интересовались историей, легендами, народными преданиями и на их основе писали (ПОЛУ)СКАЗОЧНЫЕ поэмы.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Места эти были соверше(1)о пусты(2)ы на сотню километров и в ту, и в другую сторону песча(3)ого побережья… Измуче(4)ый работой, Хохлов поднимался на холмик, усея(5)ый морошкой, ложился и с отме(6)ым аппетитом ел ягоды, посматривая на реку. Единстве(7)о, чего опасался Хохлов, – это туманов: в тумане можно не разглядеть вельбот. И он решил в тума(8)ые дни курсировать на байдарке и прислушиваться.

16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Кроткая застенчиво улыбающаяся девушка в тёмном платье с кружевным воротничком глядела на меня и в этой девушке я едва узнал Любу. 2) Нет ни деревень ни железнодорожных переездов на этой дороге и на колхозных полях пустынно и мёртво. 3) Во время образования кристаллических пород действовали многочисленные вулканы и земная поверхность дробилась разломами. 4) Корабельные сосны реликтового бора заслонили собой всё пространство и куцые зелёные вершины их терялись в серой завесе дождя и тумана. 5) Светились белые стены и круглые башни древнего монастыря с потемневшими от дождя тесовыми кровлями и призрачно парили в тумане пять куполов белого собора.

17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Какие диковинные посетители за столами: арабы в длиннейших бурнусах5 (1) перекинутых через плечо живописными складками (2) и в белых чалмах (3) плетённых из маисовой соломы (4) матросы разных стран (5) сидящие отдельными кучками (6) и крепко стучащие стаканами под звуки гитары и сладкого тенора (7) поющего итальянскую песенку о (8) возвращавшихся с войны (9) барабанщиках.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я (1) например (2) считаю, что моя лучшая работа, которую я сделал как писатель, – это моя последняя работа, роман «Дом». Но (3) к сожалению (4) среди критиков лишь молчание и выжидание и (5) так сказать (6) присматривание косым глазом – к этому я привык. И (7) вдруг (8) в одной уважаемой газете появляется статья, которая вообще ставит под сомнение состоятельность этого произведения. У нас же печать – это мощнейшее орудие. Даже иногда говорят: о, пусть он там пишет в газете… Позвольте (9) это не совсем безобидно: одно дело, когда пишется правда, а если даётся неправильное толкование вещи? (по Ф. А. Абрамову)

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). И вот я входил в огромные каменные ворота (1) на которых лежали два презрительно-дремотных льва (2) и уже густо росло что-то дикое (3) и чаще всего направлялся прямо во дворец (4) в вестибюле (5) которого весь день сидел в старинном атласном кресле (6) с короткой винтовкой на коленях однорукий китаец (7) так как дворец теперь музей (8) и этот музей должен быть под стражей.

20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). На рассвете (1) когда тучки за лесом побледнели (2) и всё вокруг стало принимать дневной вид (3) я увидел (4) как мимо трактира пронеслась на станцию коляска с прибывшим к поезду комиссаром из тех мест (5) где мне нужно было оказаться (6) и (7) когда кучер выехал со станции обратно (8) я кинулся к нему навстречу (9) а он с какой-то странной поспешностью согласился подвезти меня.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Наша деревня находилась примерно в километре от речки Мая. (2)Река была горная, быстрая и холодная, как змея. (3)Сейчас она, скованная льдом, лежала где-то за густым и дремучим лесом. (4)Летом этот хвойник всегда выглядел очень мрачно, огромные ели не пропускали свет, иногда чудилось, будто ты бродишь в зачарованном лесу и где-то там, за мрачной толщей зелени, кроется что-то зловещее. (5)Зимой совсем другое дело: всё закрыто белоснежными сугробами и выглядит приветливо и ярко, точно в старом мультфильме. (6)Я выломал сухую палку, походную трость, и отправился в путь. (7)Через хвойник была натоптана тропа, и пересечь его было легко. (8)На берегу реки мне открылась совсем другая картина: реку вздыбило льдами и залитые солнцем горы возвышались над этим царством льда, словно восставшие из вечной мерзлоты великаны. (9)В одном месте я увидел нечто интересное: вода ключом струилась в узкой проталине и вращала ледяной круг, казалось, абсолютно совершенной формы.

22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) – Помните вы… сравнение, которое вы сделали вчера… помните… с дубом? – Ну да, помню. Что же? Наталья взглянула украдкой на Рудина. (И. С. Тургенев) Б) И вдруг из электрички, ошеломив вагон, ты, чище Беатриче, сбегаешь на перрон! (А. А. Вознесенский) В) Войди, случайная царевна, Садись за прялку под окно; Пусть под рукой твоей напевно Поёт моё веретено! (Е. И. Дмитриева) Г) Так вот она – мера людской тревоги, И одиночества, И тоски. Сквозь вечность кинутые дороги, Сквозь время брошенные мостки! (П. Д. Коган) Д) Надо сделать хорошее что-то. Для кого, для чего? Это может быть только работа Для себя самого! (В. С. Высоцкий)

23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Чуковский однажды посетил концерт Шаляпина в Ташкенте. 2) Рассказчик считает, что в словах Чуковского всегда скрыта ирония. 3) Рассказчик так и не дочитал Чуковскому стихи про лилипутов. 4) Чуковский показал рассказчику игрушечного льва, чтобы похвалиться своим умением произносить слова по-английски. 5) Когда Чуковскому открылась небольшая хитрость рассказчика, Корней Иванович не потребовал себе все наброски портрета.

24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 29 и 30 противопоставлены по содержанию. 2) В предложениях 34–38 представлено рассуждение. 3) В предложениях 58–60 представлено повествование. 4) В предложениях 63, 64 представлено описание. 5) В предложениях 93–95 представлено рассуждение.

25. Из предложений 62, 63 выпишите один фразеологизм.

26. Среди предложений 82–87 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном текста «В чём заключается своеобразие творческой личности?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Текст ЕГЭ Ю. И. Коваля

(1)Корней Иванович был в огромных валенках. (2)Я таких никогда не видывал. (3)Валенки, наверно, валяли на заказ, специально для него. (4)Корней Иванович шагал впереди меня по узкой тропинке, пробитой в глубоком снегу, я семенил за ним. (5)Вдвоём на тропинке уместиться мы никак не могли. – (6)Прочитайте же свои стихи, – сказал Корней Иванович, не оборачиваясь. (7)Положение для чтения стихов было не самым выгодным, даже незавидным, но другого случая почитать Чуковскому свои стихи могло и не представиться, и я начал: (8)Жили-были лилипуты, Лилипуты-чудаки! (9)Ели, пили лилипуты, Примеряли пиджаки, – продолжал я, стараясь угнаться за Чуковским, – Лили, лили лилипуты, Лили, лили лимонад! – (10)Лимонад? (11)А вы знаете, какой хороший лимонад пил я в Тбилиси? (12)Чтение стихов несколько прервалось. (13)Я слушал про тбилисский лимонад, по-прежнему семеня за Корнеем Ивановичем. (14)Прогулка обрастала людьми.

(15)Скоро уже небольшая толпа ходила вокруг Корнея Ивановича, а сам он двигался то к своему дому, то к дому творчества писателей, я шёл чуть сбоку, чуть сзади. (16)Лилипуты откипели во мне. – (17)Ташкент! – громко рассказывал Корней Иванович. – (18)Там в баню рвались, как на концерт Шаляпина: вставали в очередь за семь часов до открытия… – (19)Корней Иванович, – прервал его кто-то, – а ведь врачи вам запретили много говорить на морозе. – (20)Ну и что? – сказал Чуковский. – (21)Я не вижу здесь врачей. – (22)Но всё-таки… надо поберечься! – (23)Да ведь и рассказать кому-нибудь надо! (24)Ну вас, лучше я дереву расскажу. (25)Он остановился и, слегка поклонившись заваленной снегом сосне, густо сказал: – (26)Слушай, Дерево! (27)Сосна дрогнула; с веток её посыпался сухой снег. (28)Литераторы с палками отсеялись, разошлись, отпрощались. (29)Мы с Корнеем Ивановичем остановились у крыльца его дома. (30)Я уже понял, что Корней Иванович любит подсмеиваться и над собой, и над окружающими, и поэтому очень его стеснялся, разговаривал с ним невпопад. – (31)Извините, – сказал я. – (32)Вы странно смеётесь: и зло, и добродушно. (33)Корней Иванович нахмурился, оглядел меня, сомневаясь, что перед ним такой уж великий знаток разных видов смеха, потом улыбнулся. – (34)Говорят, что у меня резкий ум критика и доброе сердце сказочника. (35)Понимаете? (36)Я не знал, понимаю ли я, но кивнул, что понимаю.

(37)К словам Чуковского надо прислушиваться внимательно: в них всегда скрыта ирония. (38)Кажется, хвалит кого-то, ан нет – ругает, вот поругал, ан нет – похвалил. – (39)Так дочитайте же про лилипутов, самое время. (40)Я продолжил читать; сбивался. (41)На аллее читалось легче. (42)Дослушав меня, Корней Иванович сказал: – (43)Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их. (44)И глянул на меня – глянул странно. (45)Можно бы сказать «зорко», но не совсем так. (46)Он глядел на меня, как будто уже точно, наверняка знал, на что я способен, и даже предвидел всю мою будущую судьбу, даже вот до этого момента, когда я через 20 лет напишу эти строчки. (47)После обеда с пирожками к Корнею Ивановичу пришла медицинская сестра: она должна была взять кровь на анализ. (48)Пока она готовила пробирки, я показывал Чуковскому свои рисунки. (49)Корней Иванович хмыкал, кивал, иногда говорил: «Ах вот oно что!» или, взглянув на медсестру: «Насчёт крови: в некоторых ваших рисунках она есть, а в некоторых её нет». (50)Разбираться, в каких рисунках кровь есть, а в каких её нет, мы не стали.

(51)Корней Иванович снял со шкафа оранжевого льва, сделанного, скорей всего, из поролона, на груди у льва висел шнурок. – (52)Вот смотрите, какая штука, – сказал Чуковский и тут же дёрнул льва за шнурок – лев зарычал и вдруг сказал по-английски: – (53)Ай эм э риал лайон. (54)Ай эм зе кинг еф джанглз. – (55)Я настоящий лев! (56)Я царь джунглей! – перевёл Корней Иванович. (57)И тут у Чуковского сделался такой вид, как у царя джунглей, львиный вид, и я окончательно увидел, с кем имею дело. (58)Передо мной был действительный Царь джунглей, и джунгли эти назывались Переделкино – дачный городок писателей. (59)Невиданные сверхсплетения времени и судьбы́ окружали Корнея Ивановича, а уж он-то был Царь этих джунглей, и, если выходил пройтись (Лев в валенках), ему приветливо махали палками. (60)И я возгордился, что однажды случайно оказался спутником льва – Царя переделкинских джунглей. – (61)Извините, Корней Иванович, – совершенно некстати сказал вдруг я, – а нельзя ли мне нарисовать ваш портрет? (62)Сделав два наброска, я принялся за третий, который пошёл корявей всех, нервно пошёл; и уж очень он был «старательный». (63)Я знал, что рисунок обязательно придётся показать: должна же модель в конце концов увидеть, что там чиркает художник. – (64)Это надо уничтожить, – твёрдо сказал Чуковский, посмотрев на рисунок. (65)Я растерялся: такого могучего подхода к делу я от модели никак не ожидал. (66)Царь джунглей! – (67)Жалко, – сказал я. – (68)А всё-таки надо. – (69)Что – не похож?

(70)Или в нём нет крови? – (71)Слишком много. (72)Я разорвал рисунок и обрывки его выбросил в корзину для бумаг. – (73)Вот это правильно, – сказал Чуковский. – (74)А помните, как я сказал: «Слушай, Дерево»? (75)Заметили, какое это дерево? – (76)Сосна. – (77)Это – не обыкновенная сосна, это – Переделкинская Сосна. (78)Её любят все писатели. (79)Не только я, но и Катаев, однако от Катаева она лишь принимает поклонение, а мне отвечает взаимностью. – (80)Ещё бы, ведь вы – Царь джунглей. – (81)Царь джунглей этот лев, – сказал Корней Иванович, кивнув на английскую игрушку. – (82)Вряд ли, настоящий царь не скажет: «Я – царь джунглей», он скажет: «Слушай, Дерево». – (83)Да что вы привязались к этому дереву? – Корней Иванович слегка на меня рассердился. (84)Львиные возможности обозначились в его взоре. (85)Пора мне было откланяться. – (86)А о рисунке не жалейте, – сказал Корней Иванович, пожимая мне руку.

– (87)Он не получился. – (88)У меня есть ещё два, – сказал всё-таки я. – (89)Чуковский задумался, оглядел меня и мою папку. – (90)Запасливый, – сказал наконец он, но не стал требовать, чтоб я раскрыл папку. – (91)Что ж… (92)Художник должен что-то иметь в папке, в записной книжке, а главное, здесь, – и он стукнул пальцем в поролоновый лоб английского льва. (93)На этом я хочу закончить рассказ о Корнее Чуковском, которого слушал однажды вместе с деревом. (94)Я рассказал, что мог. (95)Есть, конечно, ещё кое-что в папке, да ведь глупо всё из неё вынимать.

По Ю. И. Ковалю Юрий Иосифович Коваль (1938–1995) – советский русский детский писатель и поэт, сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен.

Другой пробник ЕГЭ по русскому языку 11 класс статград 2025:

Варианты статград РЯ2410601 РЯ2410602 русский язык 11 класс пробник ЕГЭ 2025 с ответами

Добавить комментарий