Темы итогового декабрьского сочинения ЕГЭ 11 класс 3 декабря 2025
Реальные официальные темы итогового сочинения 2025-2026 ЕГЭ по литературе для 11 класса для каждого региона и часового пояса ФИПИ аргументы и пример сочинения по каждому направлению. Дата проведения декабрьского сочинения 3 декабря 2025 года.
Темы итогового сочинения 11 часовая зона Время МСК+9 (UTC+12)
101. Что значит «учиться на горьком опыте»?
202. Связаны ли между собой любовь и доброта?
302. Почему важно уметь оценивать собственные поступки?
408. Легко ли жить в эпоху перемен?
506. Кто из героев художественной литературы мог бы произнести вслед за Штольцем, героем романа И.А. Гончарова: «Человек создан сам устраивать себя»?
612. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?
Темы итогового сочинения 10 часовая зона Время МСК+8 (UTC+11)
102.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
212.Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении»?
310. Почему, по Вашему мнению, люди дорожат своей репутацией?
410.Воспоминание о каком событии отечественной истории XX века важно удержать в народной памяти?
502. Какие психологические проблемы, поднятые в художественной литературе, Вам интересны?
605. Благодаря чему оратор воздействует на слушателей?
Темы итогового сочинения 9 часовая зона Время МСК+7 (UTC+10)
112.Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
211.Он и она: в чём могут быть причины непонимания?
304.Какое влияние на поступки людей может оказывать общественное мнение?
402.По мнению П.Я. Чаадаева, «история – ключ к пониманию народа». Согласны ли Вы с этим утверждением отечественного философа?
501.Какие опасности таит в себе технический прогресс?
601.Почему подлинно талантливое художественное произведение переживает своё время?
Темы итогового сочинения 8 часовая зона Время МСК+6 (UTC+9)
109.Какой литературный герой служит для Вас нравственным идеалом?
205.Способна ли, по Вашему мнению, любовь изменить человека?
308.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
Что позволяет человеку не утратить связь с прошлыми поколениями?
504.Какие особенности родного пейзажа Вам дороги?
608.Как Вы думаете, почему говорят, что из всех нитей, связывающих человека с Родиной, самая крепкая – это родной язык?
Темы итогового сочинения 7 часовая зона Время МСК+5 (UTC+8)
111.Всегда ли, на Ваш взгляд, мечта возвышает человека?
207. Как, по Вашему мнению, противостоять ударам судьбы?
312.Что связывает современных людей с предыдущими поколениями?
409.Согласны ли Вы с убеждением Л.Н. Толстого, что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
503.Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
607.Н.А. Некрасов печалился о том, что народ не умеет различать хорошие и плохие книги. Как Вы думаете, существует ли такая проблема в современном обществе?
Темы итогового сочинения 6 часовая зона Время МСК+4 (UTC+7)
107. Светлые и трагические стороны любви.
204.Почему, по Вашему мнению, люди иногда, желая добра, совершают зло?
313.Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
406.Как Вы относитесь к тому, что в художественной литературе на историческую тему есть отступления от фактов?
512.Как Вы понимаете утверждение М.М. Пришвина: «Природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты»?
613. Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?
Темы итогового сочинения 5 часовая зона Время МСК+3 (UTC+6)
103.Нужно ли, по Вашему мнению, анализировать свои ошибки?
209.Трудно или легко, на Ваш взгляд, делать добро?
301.При каких условиях семейный союз может стать счастливым?
413.Чем может быть полезно знание о событиях жизни человека, оставившего заметный след в отечественной истории?
507.Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Гумилёва: «Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней»?
604.Когда слова становятся «крылатыми»?
Темы итогового сочинения 4 часовая зона Время МСК+2 (UTC+5)
106. В чём счастье и в чём драма любви?
213. Что Вам ближе: стремление к одиночеству или бегство от него? 307 Можно ли быть независимым от общественного мнения?
401. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
510. «Не без добрых душ на свете!..» Какие примеры из художественной литературы могут подтвердить эти слова Н.А. Некрасова?
611. По Вашему мнению, заимствования обогащают язык или портят его?
Темы итогового сочинения 3 часовая зона Время МСК+1 (UTC+4)
108. Кого, по Вашему мнению, можно считать счастливым человеком?
210. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
311. Можно ли учиться на чужих ошибках?
412.Человек, опередивший своё время, – какой он?
509.Всё ли можно выразить словом?
603.Как пейзаж в произведении искусства помогает понять мир человеческих чувств?
Темы итогового сочинения 2 часовая зона московское время
105.Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви?
206.Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
306.Что в семье самое главное?
411.Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем?
513.В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души?
606.Зачем современному языку устаревшие слова?
Комплект тем для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9:45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения так называемые сливы, поэтому только в день проведения сочинения вы сможете посмотреть какие будут темы.
Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения. Для просмотра тем сочинений выберите Ваш регион. Для регионов, выделенных красным цветом, темы сочинений уже доступны. Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.
Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.
Смотрите на сайте по русскому языку
28 ноября Пробник ЕГЭ 2026 по русскому языку 11 класс 2 варианта с ответами