диагностики мцко 2024-2025 варианты ответы

Биология 10 класс МЦКО 5 мая 2025 демоверсия диагностики вариант с ответами

Демоверсия МЦКО 2025 проверочной диагностической работы по биологии 10 класс углублённый уровень тренировочный вариант заданий с ответами для подготовки к диагностики в школах города Москвы и области, которая пройдёт 5 мая 2025 года.

Вариант демоверсии: скачать

Варианты и ответы: скачать

Проверочная работа проводится с целью определения уровня подготовки по биологии обучающихся 10-х классов образовательных организаций, участвующих в реализации городских образовательных проектов.

Вариант МЦКО по биологии 10 класс 2025

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать [421.28 KB]

3. Условия проведения проверочной работы

При организации и проведении работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме.  Дополнительные материалы и оборудование не используются.

4. Время выполнения проверочной работы

Время выполнения проверочной работы – 70 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрены автоматические пятиминутные перерывы.

5. Содержание и структура проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы содержит 28 заданий. Задания проверочной работы группируются по основным содержательным блокам курса биологии средней школы, освоенного  обучающимися 10-х классов к моменту проведения диагностики, включая основополагающее  содержание прошлых лет обучения. В таблице приведено распределение заданий по содержательным разделам курса биологии 10-го класса.

6. Порядок оценивания выполнения отдельных заданий и работы

Верное выполнение каждого из заданий 1, 3–5, 9, 14, 21, 25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ обучающегося совпадает с эталоном. Верное выполнение каждого из заданий 2, 6–8, 10–13, 15–20, 22–24, 26–28 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно и оценивается максимальным баллом, если ответ обучающегося полностью совпадает с эталоном; оценивается 1 баллом, если допущена одна ошибка; в остальных случаях – 0 баллов.  Максимальный балл за выполнение всей проверочной работы – 48 баллов.

В приложении 1 приведён обобщённый план проверочной работы. В приложении 2 приведён демонстрационный вариант проверочной работы. В демонстрационном варианте представлены  примерные типы и форматы заданий проверочной работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах проверочной работы. Демонстрационный вариант в компьютерной форме размещён на сайте ГАОУ ДПО МЦКО http://demo.mcko.ru/test/.

1 задание

Рассмотрите таблицу «Свойства живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. Необратимое, направленное, закономерное увеличение размеров клетки.

Ответ: рост

2 задание

В эксперименте исследователь изучал изменение кислотности (рН) молока за счёт накопления молочной кислоты в процессе обмена веществ микроорганизмов. В первую пробирку он налил 2 мл стерилизованного молока, а во вторую пробирку – 2 мл свеженадоенного молока, добавил одинаковое количество бактерий и, герметично закрыв, поместил пробирки в лабораторный шкаф с контролируемой комнатной температурой на 24 часа. Как при этом изменилось количество молочной кислоты в первой и второй пробирках? Для каждого случая определите соответствующий характер её изменения.

1) увеличилось
2) уменьшилось
3) не изменилось

Ответ: 11

3 задание

Молекулярная масса белка составляет 12100. Сколько молекул тРНК будет участвовать в процессе трансляции данного белка, если средняя молекулярная масса одной аминокислоты составляет 110? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: 110

4 задание

Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха. Используя предложенную схему родословной, определите тип наследования признака – сросшаяся мочка уха.

1) аутосомно-доминантный
2) аутосомно-рецессивный
3) сцепленный с Х-хромосомой доминантный
4) сцепленный с Х- хромосомой рецессивный
5) сцепленный с Y-хромосомой доминантный
6) сцепленный с Y-хромосомой рецессивный

Ответ: 2

5 задание

Какой цифрой на схеме обозначена фаза митоза, в ходе которой к разным полюсам клетки расходятся центриоли?

Ответ: 2

6 задание

Установите соответствие между характеристиками и стадиями митоза, обозначенными на схеме цифрами 1, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) образование двух дочерних клеток Б) движение сестринских хроматид – хромосом к полюсам клетки В) формирование новых ядер у полюсов клетки Г) расположение хромосом по экватору клетки Д) нити веретена деления укорачиваются Е) набор хромосом и молекул ДНК в клетке составляет 2n4c.

Ответ: 434131

7 задание

Укажите все органоиды, в которые может переходить органоид растительной клетки, изображённый на рисунке.

1) лейкопласты
2) митохондрии
3) хромопласты
4) хромосомы
5) амилопласты

Ответ: 135

8 задание

Какие из перечисленных терминов можно использовать для описания пластического обмена? Укажите три верных ответа.

1) брожение
2) диссимиляция
3) трансляция
4) ассимиляция
5) хемосинтез
6) гликолиз

Ответ: 345

9 задание

Какой цифрой на рисунке обозначен заросток?

Ответ: 3

10 задание

Установите соответствие между признаками и стадиями жизненного цикла сосудистых растений, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) развиваются архегонии и антеридии
Б) вегетативная и генеративная клетка
В) восьмиядерный зародышевый мешок
Г) образуется из мегаспоры
Д) обоеполый гаметофит
Е) мужской гаметофит

11 задание

Установите последовательность процессов жизненного цикла мха, начиная с мейоза. 1) образование спор 2) формирование протонемы 3) формирование зиготы 4) оплодотворение яйцеклетки 5) развитие спорофита Запишите в ответе цифры в нужной последовательности, не разделяя их запятыми или пробелами.

12 задание

Укажите три верных ответа, которые соответствуют описанию этапа сперматогенеза, обозначенного на схеме цифрой 1. Какие характеристики характерны для этой клетки?

1) диплоидная клетка
2) клетка с бивалентами
3) клетка в зоне размножения
4) гаплоидная клетка
5) сперматогоний
6) клетка в зоне созревания

13 задание

Установите последовательность этапов развития ВИЧ с момента его проникновения в лимфоцит человека. 1) проникновение вирусной РНК в цитоплазму лимфоцита 2) встраивание ДНК вируса в  хромосому лимфоцита 3) транскрипция и трансляция вирусных молекул в лимфоците 4) самосборка вирусных частиц 5) обратная транскрипция. Запишите в ответе цифры в нужной последовательности, не разделяя их запятыми или пробелами.

14 задание

Какой цифрой обозначен рисунок, на котором изображён организм, имеющий целлюлозную клеточную стенку?

15 задание

Установите соответствие между признаками и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) фагоцитоз
Б) муреиновая оболочка
В) хитиновая оболочка
Г) одна «хромосома»
Д) гликокаликс
Е) мелкие рибосомы 70S

16 задание

Установите последовательность процессов, происходящих при полном окислении глюкозы. 1) образование пировиноградной кислоты 2) образование ацетил-КоА 3) окислительное фосфорилирование 4) активация глюкозы с помощью АТФ 5) цикл Кребса Запишите в ответе цифры в нужной последовательности, не разделяя их запятыми или пробелами.

17 задание

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) кровь, лимфа
Б) нервная ткань
В) потовые железы
Г) скелетная мускулатура
Д) эпидермис кожи
Е) хрящевая ткань

18 задание

Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Список элементов:
1) модификационная
2) генная
3) наследственная
4) изменение фенотипа
5) изменение генотипа и фенотипа
6) изменение генотипа
7) полиплоидное растение энотеры
8) сезонная смена окраски куропатки
9) рождение голубоглазых детей у кареглазых родителей

19 задание

Известно, что свиной (вооружённый) цепень – ленточный червь, гермафродит. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков цепня. Запишите в ответе номера утверждений, под которыми они указаны, в порядке возрастания. (1) Тело свиного цепня состоит из плоских члеников, достигает до двухтрёх метров в длину. (2) Взрослые черви паразитируют в тонкой кишке человека, который является окончательным хозяином. (3) Для прикрепления к стенке кишечника, помимо четырёх присосок на головке, имеет два ряда острых крючьев. (4) У свиного цепня анаэробный обмен веществ. (5) Заражённый цепнем человек представляет для окружающих опасность как источник заражения яйцами. (6) Каждый членик в средней части тела содержит семенники, яичники и матку, в которой созревают 30– 50 тысяч яиц.

20 задание

Экспериментатор разместил 15 растений на равном удалении от источника света различной интенсивности (силы света). Он измерял активность фотосинтеза по количеству кислорода, выделенного растениями за 40 минут. По результатам своего эксперимента учёный построил график (по оси х отложена сила света (в канделах), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)). Укажите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. 1) Скорость фотосинтеза возрастает независимо от силы света. 2) Относительная скорость фотосинтеза возрастает при повышении силы света до 1500 кд. 3) Скорость фотосинтеза при повышении силы света от 1500 до 2000 кд практически не изменяется. 4) В растениях скорость фотосинтеза после повышения силы света до 1500 кд снижается. 5) Скорость фотосинтеза всегда прямо пропорциональна силам света.

21 задание

Какую аминокислоту во время биосинтеза белка в клетке будет кодировать иРНК, если ей соответствует триплет 5/ ГТГ 3/ на смысловой цепи ДНК? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь  таблицей генетического кода.

22 задание

Установите последовательность структур нуклеиновой кислоты, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) ген
2) оперон
3) ДНК
4) цитозин
5) триплет
6) нуклеотид

23 задание

Выберите три верных ответа. Какие утверждения соответствуют положениям клеточной теории?
1) Клетки появляются в результате деления материнской клетки.
2) Зигота возникает в результате слияния половых клеток.
3) Все клетки имеют общий план строения организмов.
4) Клетка — единица строения и жизнедеятельности организма.
5) Все организмы состоят из различных тканей.
6) Каждая клетка всегда содержит ядро внутри.

24 задание

Выберите три верных ответа. Почему вода является важным компонентом клетки?
1) является универсальным растворителем
2) участвует в химических реакциях
3) поддерживает осмотический баланс
4) является основным источником энергии
5) защищает клетку от перегрева
6) способствует синтезу всех видов витаминов

25 задание

Овощеводческое хозяйство, специализирующееся на выращивании томатов для продажи, получило семенной материал от селекционной станции. Селекционеры сообщили, что ген красного цвета является доминантным, а ген опушённости плодов – рецессивный. Гены формы плодов и окраски находятся в различных парах гомологичных хромосом. В полученном урожае было 72 тонны гладких красных томатов и 24 т красных опушённых томатов. Сколько тонн жёлтых опушённых томатов было собрано овощеводческим хозяйством, если исходный семенной материал был гетерозиготным по обоим признакам?

26 задание

Проанализируйте таблицу «Строение древесного стебля». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Список элементов:
1) луб
2) камбий
3) сосуды
4) сердцевина
5) фотосинтез
6) рост органа в толщину
7) транспирация и газообмен
8) транспорт воды и минеральных веществ

27 задание

Выберите три верных ответа. Какие из перечисленных ниже характеристик используются для описания дигибридного скрещивания дигетерозигот при независимом наследовании? 1) аллели одного гена находятся в разных хромосомах 2) расщепление по генотипу и фенотипу совпадают 3) у каждого из родителей формируется по два типа гамет 4) исследуемый признак определяется двумя аллелями 5) расщепление по фенотипу составляет 9:3:3:1 при полном доминировании 6) при полном доминировании соблюдается третий закон Менделя.

28 задание

Установите последовательность процессов, происходящих при обмене углеводов в организме = человека. 1) полное окисление до углекислого газа и воды 2) всасывание глюкозы в кровь и транспорт к клеткам тела 3) расщепление крахмала под действием ферментов слюны 4) анаэробное расщепление глюкозы 5) расщепление углеводов под действием ферментов поджелудочной железы Запишите в ответе цифры в нужной последовательности, не разделяя их запятыми или пробелами.

Смотрите диагностические работы МЦКО 2025

МЦКО 2024-2025 варианты задания и ответы для диагностических работ

Добавить комментарий