Варианты РЯ2310301 РЯ2310302 работа статград русский язык 11 класс ЕГЭ 2024 с ответами
Диагностическая работа №1 статград ЕГЭ 2024 по русскому языку 11 класс 2 тренировочных вариантов РЯ2310301 и РЯ2310302 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы статград: 29 ноября 2023 года.
Скачать тренировочные варианты
Варианты статград по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2024
Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе.
Задания с варианта РЯ2310301:
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, – связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, <…> несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом.
Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться за городом природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня. Ведь за её привязанность я пожертвовал всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли… Её зовут – Лень. (По А.П. Чехову)
1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите этот предлог.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
- 1) ВЛАСТЬ. Политическое господство, государственное управление и его органы. Власть народа или народная в. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти.
- 2) КРЕПКИЙ. Здоровый, сильный, выносливый. Крепкий организм. Крепкий старик. Человек крепкого сложения.
- 3) ПРИРОДА. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу.
- 4) РАЗОРИТЬ. Ломая, уничтожая, разрушить. Р. птичье гнездо. Р. пасеку. Р. сёла дотла.
- 5) НОМЕР. Отдельное помещение в гостинице. Заказать н. Н. люкс.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Авторская мысль имеет отвлечённо-обобщённый характер, передаётся точно, ясно, логично, без эмоций и авторского отношения к предмету рассуждения.
- 2) Наряду с книжной и устаревшей лексикой (поползновения, ложу) встречается разговорная лексика (удрать, ерундой).
- 3) В тексте используются такие средства выразительности, как эпитеты («связь крепкая, прочная», «она ненасытная»), лексический повтор (Всё, всё пожирает она, ненасытная!), односоставные предложения, ряды однородных членов, восклицательные предложения.
- 4) Юмористическая окраска текста создаётся благодаря самоиронии рассказчика и приёму языковой игры, позволяющей представить лень как женщину (моя «она»).
- 5) В тексте используются вводные слова, указывающие на последовательность мысли (во-первых, во-вторых), в последнем предложении текста содержится вывод, к которому приходит автор в результате рассуждений, что позволяет отнести данный текст к научному стилю речи.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- 1) мозАичный
- 2) слИвовый
- 3) жАлюзи
- 4) водопрОвод
- 5) сОгнутый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Они посмотрели прогон спектакля и сказали, что такого ДРАМАТИЧНОГО и динамичного истолкования произведения А.П. Чехова они раньше не видели. Для эффективной работы психолог должен иметь широкий кругозор, понимание разных жизненных ситуаций и НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЕ способности. НЕУДАЧЛИВЫЕ охотники в несколько мгновений промокли с головы до ног, удерживая лодку, чтобы её не снесло в море. Для Ф.М. Достоевского сумасшествие, как правило, не уродство, не болезненное УКЛОНЕНИЕ, а выход «подполья» из темноты на свет, публичное откровение, покаяние и злорадство. Чтобы быть в состоянии проникнуть из клеточки в клеточку для питания растений, белковое вещество должно ПРЕТЕРПЕТЬ изменение, сходное с превращением крахмала в глюкозу.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Чем глубже мы погружаемся в биографию жизни великого человека, тем в большей степени осознаём масштаб его личности, силу его влияния на современников и потомков.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- опытные СТОРОЖА
- улица ВОСЕМЬСОТЛЕТИЯ Москвы
- килограмм ПОМИДОРОВ
- ПРОДРОГ от холода
- не ЛЕЗЬ через забор.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) об..ятельный, укр..щение, препод..вание
2) ст..пендия, прим..рение, маг..страль
3) вым..кли (до нитки), просл..вление, к..ртон
4) разр..дить (ружьё), пос..гать, сост..зание
5) зас..дание, соб..рать, пот..рять
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) из..ян, фотос..ёмка, суб..ективный
2) ра..щепить, не..дешний, во..звание
3) пр..творять (в жизнь), непр..менный, пр..тендент
4) пр..язык, пр..видец, нез..долго
5) без..гольный, с..грать, пед..нститут
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) допыт..ваться, дон..шко
2) медвеж..нок, занов..
3) краеш..к, сирен..вый
4) фланел..вый, непоседл..вый
5) продл..вать, зачервив..ть
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) леле..щий (надежду), (друзья) обид..тся
2) скош..нная (трава), наде..шься
3) нагул..нный (аппетит), промасл..нная (бумага)
4) выздорове..шь, вымет..шь
5) пен..щиеся (волны), стел..щийся (туман)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. 1) Только вороны, переваливаясь с боку на бок, бродили возле сенного стога, чей пьянящий, ни с чем (НЕ)СРАВНИМЫЙ аромат будил сладостные воспоминания. 2) Там, где (НЕ)ДОСТАЁТ солнца, теплица освещается с помощью электрических ламп. 3) Художники оставили без воспроизведения те дивные места поэмы, в которых Гоголь явился исключительно живописцем, (НЕ)ЗАВИСЯЩИМ от самого себя как от рассказчика. 4) Я сам прежде ворчал, (НЕ)ДООЦЕНИВАЯ остроту этой проблемы, но изменил мнение, когда стал работать с документами. 5) Это был (НЕ)КУПЛЕННЫЙ, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. 1) Холодно светило солнце, небо было густо-синее, и (В)ВИДУ реки облака стремились, плыли, гонимые ветром, В(ДАЛЬ) неведомую. 2) Красин задумался, ЧТО(БЫ) такое сыграть на фортепьяно, но понял, что никогда не играл (ПО)ПАМЯТИ. 3) Он записался к врачу (НА)ЗАВТРА и отпросился с работы пораньше, ЧТО(БЫ) успеть на электричку. 4) Он понимал, что (НА)ВСТРЕЧУ выпускников нельзя идти (В)ОДИНОЧКУ, без жены, и отказался от приглашения. 5) Страх появлялся и уходил, и меня охватывала тоска и ещё ЧТО(ТО) такое, (ОТ)ЧЕГО приходилось отмахиваться.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. В его детстве за этим некраше(1)ым, облупившимся по углам строением начиналась малоезже(2)ая мощё(3)ая дорога, яблони были только недавно посаже(4)ы и ещё не назывались обществе(5)ым садом, а деревя(6)ые дома казались большими, населё(7)ыми таинстве(8)ыми людьми.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Вынули вторые рамы и прохладней стало по вечерам в гостиной спальне и коридоре. 2) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день или через два дня непременно. 3) В бывшем кабинете деда стоял незапертый книжный шкаф и в нём пылились толстые тома иллюстрированного журнала. 4) Огонь охватил плетёные стены и обвил каждую отдельную хворостинку и в одну минуту из дымившейся массы возник ярко-прозрачный костёр. 5) Осенними ночами фонари тоскливо мерцали в своих стеклянных домиках и свет их золотил чёрные пятна луж.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Кутузов (1) сопутствуемый австрийским генералом (2) пройдя в свой кабинет (3) и (4) кликнув адъютанта (5) приказал подать себе некоторые бумаги (6) касающиеся состояния приходивших войск (7) и письма (8) полученные от эрцгерцога Фердинанда (9) начальствовавшего передовою армией.
18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Видят – маленькая точка Показалась вдалеке: То ли (1) чурка, то ли (2) бочка Проплывает по реке? – Нет, не чурка и не бочка – Просто (3) глазу маята. – Не пловец ли одиночка? – Шутишь (4) брат. Вода не та! … Оба здорово продрогли, Как бы ни было, – впервой. Подошёл сержант с биноклем. Присмотрелся: нет, живой. – Нет, живой. Без гимнастёрки. – А не фриц? Не к нам ли в тыл? – Нет. А может (5) это Тёркин? – Кто-то робко пошутил. (А.Т. Твардовский)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Если бы у меня был старый отец (1) и (2) если бы я знал (3) что у него бывают минуты (4) когда он стыдится своей бедности (5) то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому (6) и нанялся бы тогда в работники.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В классе по-прежнему была разноголосица идей (1) и (2) если бы кто-нибудь со стороны послушал (3) какие предложения выдвигают ребята (4) которых попросили подготовить праздник (5) то так и не понял бы (6) кто тут главный (7) и (8) как этот праздник будут организовывать.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Жигулёвские горы – одно из самых красивых мест не только Самарской области, но и всей России. (2)Каждая вершина уникальна по-своему, во все времена года: в первые весенние дни, осенью, расцвечивающей лесистые горы буйными красками, в зимней тишине и жарким летом. (3)Со многих вершин открываются потрясающие виды на Жигулёвское море – так называют здесь Куйбышевское водохранилище. (4)Гора Верблюд – одна из самых популярных скалистых вершин Жигулёвских гор – находится в 4 км от села Ширяево. (5)Её наивысшая точка – 326 метров. (6)Одно из самых странных мест России – это Самарская Лука. (7)Здесь Волга описывает почти полный круг, в перемычке которого близ Сызрани от берега до берега 2,5 километра по суше. (8)На внешней стороне кольца – миллионная Самара и почти миллионный Тольятти, дымные Чапаевск и Новокуйбышевск, кольцо городов и сёл, а внутри кольца – тишина: лишь Жигулёвские горы, совсем маленькие, но настоящие, скалистые, лесистые, где-то напоминающие нам Крым, а где-то – Урал.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Обломов искренен с людьми, ему чужды хитрость и расчётливость.
- 2) Автор убеждён в том, что, поскольку Обломов эгоистичен, он требователен к людям, которые его окружают.
- 3) Неизвестно, даровит ли Обломов, но он, вероятно, умён.
- 4) По мнению критика, Гончаров противопоставляет карьере и коммерческой деятельности, составлявшим интересы Штольца, лень Обломова, его нежелание участвовать в светской суете.
- 5) Особую радость Обломов находит в написании поэтических произведений.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- 1) Предложение 5 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 3–4.
- 2) В предложении 7 представлено описание.
- 3) Предложение 13 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 12.
- 4) В предложении 16 представлено повествование.
- 5) В предложениях 29–30 представлено рассуждение.
24. Из предложений 37–40 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 20–27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Критический очерк И.Ф. Анненского «Гончаров и его Обломов» представляет собой развёрнутую характеристику Обломова. Автор перечисляет различные черты его характера, используя такие лексические средства, как (А)________ («счастье» и «несчастье», «ни для своего, ни для чужого» в предложении 14, «юноша» и «старик» в предложении 34), и (Б)________ («раздражает и возмущает» в предложении 4). Для диалога с читателем И.Ф. Анненский использует разнообразные синтаксические средства, например, (В)________ (предложения 23, 29), а постепенный рост апатии в Обломове и деградация его личности подчёркиваются таким приёмом, как (Г) ________ (в предложении 21).
Список терминов
- 1) вопросительные предложения
- 2) метафора
- 3) фразеологизмы
- 4) антонимы
- 5) неполные предложения
- 6) разговорная лексика
- 7) синонимы
- 8) градация
- 9) анафора
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.
Задания с варианта РЯ2310302:
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Отчество – второй элемент официального наименования человека – специфически русское явление. Называть человека с упоминанием имени его отца принято во многих культурах, для обозначения такого имени есть термин патроним. Однако как обязательный элемент официального наименования лица отчество есть <…> у нас. Отчество записывается в свидетельство о рождении, паспорт и другие важные документы. Техника образования отчеств хорошо известна: к имени отца прибавляются специальные суффиксы -ович/-евич, реже -ич для мужчин и -овн-а/евн-а, -ичн-а для женщин: Иван-ович, Алексе-евич, Никит-ич и Иван-овн-а, Алексе-евн-а, Никит-ичн-а.
Если рассматривать вопрос в аспекте диахронии, то в древнерусском языке суффиксы -ич и -н -а имели значение «сын» и «дочь», они использовались для образования наименований детей и указывали на социальный статус: княжич, барич и княжна. В словаре Даля находим слово мужикович, а также образования от терминов родства: отчич – «сын и родовой наследник отца своего», «сын отчизны своей, патриот», а также дедич – «прямой наследник по деду, по прямому нисходящему потомству от предков». Позднее эти «детские» суффиксы расширились за счёт присоединения к ним притяжательного суффикса -ов/-ев (отцов, тестев) и появились слова попович, поповна, цесаревич, цесаревна. Эта модель и осталась в языке как средство образования отчества. Приняты были и групповые патронимы, чаще всего для обозначения княжеских династий: Рюриковичи, Ярославичи – все потомки Рюрика или Ярослава. (По Т.В. Шмелёвой)
1. Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
- 1) ЭЛЕМЕНТ. Составная часть чего-нибудь; компонент. Разложить целое на элементы. Составные элементы. чего-нибудь.
- 2) КУЛЬТУРА. То же, что культурность: просвещённость, образованность, начитанность. Человек высокой культуры.
- 3) СВИДЕТЕЛЬСТВО. Сообщение, показание лица, бывшего очевидцем чего-нибудь. С. очевидцев. С. прохожих. Рассказ, сообщение о чёмнибудь (в книгах, документах и т. п.). По свидетельству зоологов, вой гиены не так противен, как принято думать.
- 4) МОДЕЛЬ. Предмет, точно воспроизводящий в уменьшенном виде или в натуральную величину какой-нибудь другой предмет. М. корабля. Сделать из спичек м. телебашни. Собрать м. самолёта.
- 5) СРЕДСТВО. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Проверенное, испытанное с. С. (для) достижения, осуществления чего-л.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Функционально-смысловой тип речи в тексте – рассуждение, на это указывает композиция текста: тезис о том, что отчество – специфически русское явление, подкрепляется развёрнутой аргументацией с примерами.
- 2) Использование терминов (патроним, суффикс, диахрония, притяжательный), отглагольных существительных (образования, присоединения, обозначения), возвратных глаголов (записывается, прибавляются, использовались, расширились, появились), односоставных, сложных предложений указывает на то, что текст относится к научному стилю.
- 3) Выразительность и эмоциональность текста обеспечивается использованием оценочной лексики («специфически русское явление», «обязательный элемент», «важные документы»), многозначных слов (расширились, прямой), синонимов (наименование, патроним), слов с уменьшительноласкательными суффиксами (княжич, барич, мужикович, дедич).
- 4) Точности и доказательности изложения тезисов способствуют примерыиллюстрации образования отчеств в русском языке, выделенные курсивом, а также ссылка на словарь Даля.
- 5) В тексте изложены принципы официального наименования человека, приведён список документов, куда записывается отчество, объяснена техника образования отчеств, поэтому текст следует отнести к официальноделовому стилю речи.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) послалА
2) шАрфы
3) начАтый
4) газопровОд
5) закУпорив
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Его высочество определил Драголевского унтер-офицером в гвардию, потому что тот не мог ПРЕДСТАВИТЬ документы о дворянстве. Работа на производстве позволила ему за короткое время приобрести ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт, столь необходимый для научно-исследовательской работы. В сборнике представлен опыт работы преподавателей учреждений сферы искусства, направленный на совершенствование ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО мастерства. Миша посмотрел по телевизору передачу про СТЕКЛЯННЫЙ завод, и ему очень понравилось, как мастер-стекольщик выдувает через трубочку какое-то изделие. Барнаульцы показали ТЕХНИЧНЫЙ футбол, который пленил организаторов испанского турнира «Кубок Средиземноморья».
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Замена медицинского препарата при длительном лечении может создать нежелательную побочную реакцию организма.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ОЛАДИЙ
за ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
дальние ХУТОРА
ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
через неделю ВЫЗДОРОВЕЮ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подп..рать, п..рочинный (нож), темп..ратура
2) абон..мент, стр..коза, забл..стел
3) п..лисадник, обыч..й, обм..кнуть (в краску)
4) д..баты, упр..кать, расст..лать
5) сотр..сение, пам..тник, нар..диться (к празднику)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра..цепить, не..добровать, обе..силеть
2) пред..юбилейный, меж..ядерный, с..экономить,
3) сверх..зысканный, вз..мать, из..скать
4) пр..вилегия, пр..верженец, пр..ободрить
5) об..йти, пр..играть, под..ждать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) навязч..вый, бахч..вая (культура)
2) завид..вать, заведом..
3) колокол..нка, завал..нка
4) работнич..к, увещ..вать
5) сызнов.., веснушч..тый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стро..т (рабочие), бре..тся (студенты)
2) вылет..шь, вклин..шься
3) тащ..щий (сумку), выкач..нная (из колодца вода)
4) вывал..нный (в сухарях), уравновеш..нный
5) зате..вший, жал..тся (пчёлы)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. 1) Денёк совершенно (НЕ)ВНЯТНЫЙ: серенький, с дождиком, с порывами лёгкого ветерка. 2) Бутенко заговорил прерывающимся голосом, по-прежнему ни на кого (НЕ)СМОТРЯ, опустив глаза на свои тонкие белые руки. 3) Слабо подготовленные проекты, (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ данные – всё это вызывало у него резкое осуждение. 4) Профессор описал в статье (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ дотоле в науке случай, с которым столкнулся в экспедиции. 5) У будущего художника может быть сформировано правильное представление об искусстве, но (НЕ)ВОСПИТАНА привычка ежедневно трудиться.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Готические окна в соборе (С)НИЗУ (ДО)ВЕРХУ рассекали стены. 2) (В)ПОСЛЕДСТВИИ еловые ветви стали заменяться целым деревом, которое, однако, не ставили на пол, как сейчас, а всё ТАК(ЖЕ) подвешивали к потолку за корень. 3) Стратегия германцев заключалась в том, ЧТО(БЫ) постараться разбить наши армии (ПО)ОДИНОЧКЕ, пользуясь развитой сетью железных дорог. 4) Я хочу, ЧТО(БЫ) вы участвовали в дискуссии со специалистом (ПО)НАЧАЛУ двадцатого века. 5) Мальчишка подбежал откуда-то (С)БОКУ и толкнул ногой урну, вылитую из бетона (НА)ПОДОБИЕ огромного цветочного горшка.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Одиноко в стороне тащился на истомлё(1)ых волах воз, навале(2)ый мешками, кручё(3)ой пенькою, льня(4)ыми платками и разною многочисле(5)ою домашнею поклажею, за которым брёл, в чистой полотня(6)ой рубашке и запачка(7)ых шароварах, его почте(8)ый хозяин.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- 1) За нашей спиной больше не было суровых опекающих нас глаз и отныне мы были свободны и подотчётны в своих поступках только себе.
- 2) Насчёт билетов из кассы позвонили только после обеда и мы отправились их выкупать.
- 3) Дом этот хотя и был выкрашен свежею краской и крышу имел довольно крепкую однако поражал глаз всякого наблюдателя своими облупившимися стенами и рамами без стёкол.
- 4) Раздался конский топот и она с тайным страхом увидела за окном Паншина.
- 5) От усталости у меня уже слипались глаза и ноги мои подгибались при каждой попытке остановиться.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Подогнув пенящуюся морду к груди (1) отделив хвост (2) и как будто летя на воздухе (3) не касаясь до земли (4) грациозно и высоко вскидывая (5) и переменяя ноги (6) конь (7) тоже чувствовавший на себе (8) взгляд государя (9) прошёл превосходно.
18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Святая Русь (1) Вы говорили (2) Китежский град, где Преподобный делит хлеб с медведем, где пасхальный Серафим говорит: Здравствуй (3) радость моя! и от его улыбки загорается звёздами дневное небо… <…> Теперь (4) быть может (5) они Вас встречают (6) Дональд: как же (7) они не встретят того, кто так им поверил? (О.А. Седакова)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мудрость не в том (1) чтобы знать (2) как можно больше (3) а в том (4) чтобы знать (5) какие знания самые нужные (6) какие менее (7) и какие ещё менее нужны.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я чувствовал к кумысу непреодолимое отвращение (1) и (2) хотя матери моей очень хотелось (3) чтобы я его пил (4) потому что я был худ (5) и организм мой нуждался в особом питании (6) но я был против кумыса и отбивался от него силами.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)«Утро в сосновом лесу» – картина, известная каждому школьнику. (2)Но далеко не каждый знает, что автор её – Иван Иванович Шишкин – написал это полотно, вдохновившись красотой природы одного из островов на озере Селигер! (3)Селигер расположен в европейской части России, на границе Тверской и Новгородской областей. (4)Сюда активно съезжаются туристы из разных регионов, чтобы полюбоваться русской природой. (5)Селигер представляет собой грандиозную гидросистему – каскад из озёр, что соединяются между собой реками и проливами. (6)Летом туристы здесь купаются и загорают, рыбачат, занимаются водными видами спорта. (7)Осень – время прозрачной тишины и золотых красок – манит грибами и ягодами, а зимой в окрестностях Селигера можно покататься на снегоходах и лыжах. (8)Замечательно, что гидросистема Селигера в этом краю не единственная. (9)Тут берёт начало великая русская река Волга, которая начинается узким ручейком и продолжается каскадом Верхневолжских проточных озёр.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Литературная критика злоупотребляет термином «тип». 2) Чем больше автор текста вчитывался в роман Гончарова, тем яснее понимал, что лень Обломова не имеет в глазах читателя никакого оправдания. 3) Обломов отругал Захара за то, что тот хотел уйти к другому барину. 4) Главным признаком пошлости, по мнению автора, является самодовольство. 5) Если бы Обломов был бедным, то он не стал бы, по мнению критика, лежать на диване, а вынужден был бы работать.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 7–8 поясняют, раскрывают содержание предложения 6. 2) Предложение 10 противопоставлено по содержанию предложению 9. 3) В предложении 20 перечислена последовательность событий. 4) Предложение 32 противопоставлено по содержанию предложению 31. 5) В предложении 37 представлено описание.
24. Из предложений 9–15 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 19–24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова, определительного и указательного местоимений. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «В очерке «Гончаров и его Обломов» И. Ф. Анненский делится с читателем не столько готовыми результатами своих размышлений, сколько самой своей мыслью в её движении, что поддерживается таким синтаксическим средством, как (А)________ (в предложениях 13, 22, 27). Критикуя поверхностные оценки образа Обломова, он использует такое лексическое средство, как (Б)______ («скупца», «ленивца», «лгуна» в предложении 2). Автор открыто высказывает своё мнение о герое, и субъективная окраска в оценках характера Обломова поддерживается таким тропом, как (В)________ («человек породистый», «он красив и чистоплотен» в предложении 7, «целомудренный юноша» в предложении 34), и таким приёмом, как (Г)________ (в предложениях 34, 37)».
- 1) эмоционально-оценочные слова
- 2) парцелляция
- 3) вопросительные предложения
- 4) вводные слова
- 5) эпитеты
- 6) обращения
- 7) олицетворение
- 8) односоставные предложения
- 9) антитеза
Текст ЕГЭ
(1)В числе терминов, усвоенных критикой, чуть ли не самый ходячий – это слово «тип». (2)Грубые ярлыки приклеиваются на тонкие художественные работы: тип скупца – Плюшкин, тип ленивца – Обломов, тип лгуна – Ноздрёв!
(3)Я много раз читал «Обломова», и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. (4)Чем больше всматриваешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нём любовь к дивану и к халату. (5)Под действием основных впечатлений мало-помалу представляется внимательному читателю образ Обломова приблизительно в таком виде.
(6)Илья Ильич Обломов не обсевок в поле. (7)Это человек породистый: он красив и чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь. (8)Он умён, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости. (9)Хитрости в нём нет, ещё менее расчётливости. (10)Лгать он не умеет или лжёт наивно.
(11)В нём ни жадности, ни распутства, ни жестокости. (12)Он эгоист по наивному убеждению, что он человек особой породы и принадлежащие ему люди должны его беречь, уважать, любить и всё за него делать. (13)Вспомните разговор с Захаром и упрёки за то, что тот сравнил его с «другими».
(14)Он никогда не представляет себе своё счастье основанным на несчастье других, но он не стал бы работать ни для своего, ни для чужого благосостояния. (15)К людям он нетребователен и терпим донельзя. (16)Обломов любит свой привычный угол, не терпит стеснения и суеты, он не любит движения и особо резких наплывов жизни извне.
(17)Обломов, может быть, и даровит, никто этого не знает, и сам он тоже, но он, наверное, умён. (18)Ещё ребёнком обнаруживал он живость ума, который усыпляли сказками, вековой мудростью и мучной пищей. (19)Университетская наука не менее обломовских пирогов усыпляла любознательность. (20)Служба отняла у него любимый и родной угол, бросила куда-то на Гороховую и взамен предоставила разговоры о производствах и орденах. (21)На службу Обломов раньше смотрел с наивными ожиданиями, потом робко, наконец равнодушно.
(22)Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. (23)Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?
(24)Обломов умеет внушить любовь. (25)Обломов, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, – он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце. (26)В Обломове нет самодовольства, этого главного признака пошлости. (27)Посмотрите, в чём его опасения: в мнительности, в страхе, что кто-нибудь нарушит его покой. (28)Его радости – в хорошем обеде, в довольных лицах вокруг, в тишине, порой – в поэтической мечте.
(29)Разве он поступится чем-нибудь из своего обломовского, чтоб кусок у него был послаще или постель помягче? (30)Везде он один и тот же Обломов: в гостиной Ильинских с бароном и в своём старом халате с Алексеевым, трюфели ли он ест или яичницу на заплатанной скатерти. (31)Отнимите у Обломова средства, он всё же не будет ни работать, ни льстить. (32)В нём неистребимо веками выработавшееся ленивое, но упорное сознание своего достоинства. (33)В Обломове есть крепко сидящее сознание независимости – никто и ничто не вырвет его из угла: ни жадность, ни тщеславие, ни даже любовь.
(34)Обломов душой целомудренный юноша, а в привычках старик. (35)С робкой нежностью бережёт он свой идеал, но для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта. (36)Борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту, оскорбляют идеал Обломова.
(37)Мне кажется, Обломов – вовсе не «тип ленивца», не карикатурный образ (всё это недопустимо упрощает суть дела) – он то, что в литературоведении принято называть «характер». (38)Характер – это отражение человеческой натуры в её полноте, глубине, сложности, неоднозначности. (39)В Обломове писатель открыл нам свою связь с родиной и со вчерашним днём, здесь и грёзы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия, и поэзия, и проза жизни; здесь душа русского человека вообще и самогó Гончарова в частности. (40)Душа, представленная в её личных, национальных и мировых элементах.
(По И.Ф. Анненскому*) * Иннокентий Фёдорович Анненский (1855–1909) – русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, директор мужской Царскосельской гимназии.
Работы статград по русскому языку ЕГЭ ОГЭ 2024: