Варианты статград РЯ2490401 РЯ2490402 по русскому языку 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами
Тренировочная работа №3 статград по русскому языку 9 класс в формате ОГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ2490401 РУ2490401, РЯ2490402 РУ2490402 с ответами и решением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника 26 февраля 2025.
Каждый вариант пробного экзамена состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Тренировочная работа статград по русскому языку 9 класс
Текст изложения
Тот, кто воспитывает ребёнка, действует не по плану, не по отвлечённой идее, а под влиянием образа. У каждого из нас существует в голове образ идеального ребёнка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребёнка под этот идеальный образ. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с этим образом в голове. Если сходится, то мы хвалим ребёнка, если расходится – осуждаем.
Однако воспитание идеального ребёнка – это не то, чего мы хотим на самом деле. Нам необходимо, чтобы наш малыш потом вырос в идеального взрослого. Мы видим Петю сегодняшнего, но думаем о Пете будущем, о взрослом Пете. У нас есть образ идеального взрослого человека, мужчины или женщины.
Эти два идеальных образа, ребёнка и взрослого, довольно часто расходятся в одной и той же родительской голове. Образ взрослого мы конструируем для взрослой жизни, в нём главное – самостоятельность. А образ ребёнка нужен нам такой, чтобы легче было справиться с трудной работой воспитания. В нём главное – несамостоятельность, потому что своевольным ребёнком сложнее управлять. Но если в одной родительской голове два несовместимых образа, то воспитание разлаживается. Выбрать между образом ребёнка и образом будущего взрослого и есть одна из самых трудных и главных задач воспитания. (197 слов) (По Симону Львовичу Соловейчику)
Вариант РЯ2490401
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Сурдина – это небольшое приспособление, которое позволяет музыкантам ослабить звук инструмента или изменить его тембр. (2)У струнных смычковых инструментов сурдиной называют приспособление, схожее с трезубцем. (3)Такое устройство надевается поверх струн на подставку (место опоры струн), а у медных духовых помещается внутрь трубы. (4)Считается, что слово «сурдина» происходит от латинского surdus – «глухой», а фраза «играть под сурдиной» означает «использовать это приспособление во время игры на инструменте, чтобы приглушить звук». (5)Постепенно появилось выражение «говорить под сурдинку», означающее «говорить тихо, как бы украдкой».
Задание 2
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) сурдина – (это) звук (предложение 1)
2) называют (предложение 2)
3) устройство надевается (предложение 3)
4) считается (предложение 4)
5) выражение появилось (предложение 5)
Ответ: 245
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
3) Предложение 3 содержит вставную конструкцию.
4) Предложение 4 осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.
Ответ: 23
Задание 4
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие. Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется. В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется..
1) И тысячи умов кинулись разгадывать: кто были существа, построившие посреди каменистой равнины громадный арочный мост?
2) Посмотрев на небо, я понял, что пора домой: начинало темнеть.
3) Увидев двух охранников на входе, я побоялся, что меня спросят, как я сюда попал.
4) Представление в цирке было замечательным, и даже взрослые хохотали, как в детстве.
5) Мы, когда маленькими были, тоже постоянно что-то мастерили: то из бумаги кораблики, то из дощечек кормушки, то из фольги солдатиков…
Задание 5
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Парк «Дендрарий» в городе Сочи (1) одно из знаковых мест города (2) которое часто называют «зелёным сердцем курорта». Территория парка поражает (3) на площади в 46,4 га собраны деревья и кустарники (4) привезённые из самых разных уголков планеты. Дубы и сосны (5) пальмы и другие самые разные экзотические растения (6) вот какая разнообразная коллекция видов и форм растений представлена на сегодняшний день в дендрарии. Здесь же в специальных вольерах живут попугаи (7) страусы и горделивые павлины (8) у небольшой заводи (9) плещутся лебеди.
Задание 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) без ВРЕМЕНИ – в окончании формы дательного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И.
2) НЕУКРОТИМЫЙ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
3) ЗДОРОВЬЕ – в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.
4) ПРЕГРАДИТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
5) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
Задание 7
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. Взбираться по горному склону было трудно. Н..(1)га глуб..(2)ко тонула во мху, буреломе и мягкой ж..(3)лтой листве, шуршащей под п..(4)дошвами ботинок. Я останавливался и снов.. (5) ш..(6)гал, окруж..(7)нный зноем, полным тяж..(8)лого смолистого аромата. Отдыхая от д..(9)лёкого города, одинодинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине. (По И. А. Бунину)
Задание 8
Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Я смотрю, как на улице вторые сутки (хлестать) дождь.
Задание 9
Замените словосочетание «топот коней», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Задание 10
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сафонов приехал в родной город, чтобы встретиться со своей школьной учительницей.
2) Школа, в которой учился Сафонов, сильно изменилась, и он с трудом её узнал.
3) Миша Шехтер, ставший журналистом, не раз заезжал к своей учительнице математики.
4) Бывшие ученики Марии Петровны нашли своё место в жизни: кто стал директором завода, кто начальником, кто актёром, кто писателем.
5) Мария Петровна, прочитав книгу Сафонова, сразу дала телеграмму, но Павел Георгиевич на телеграмму не ответил, хотя ответил на другие.
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Кто-то покинул свой дом ещё во время войны, кто-то погиб на фронте, кто-то уже после поехал работать в большой город.
2) «Как снег на голову, смотри-ка!» – проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало.
3) Мария Петровна, давайте лучше говорить о прошлом, о школе…
4) Но от этих последних слов «очень плохо» Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл.
5) Он теперь отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других и не ответил на неё, хотя ответил на другие.
Задание 12
Замените разговорное слово «пробубнил» в предложении 59 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
Задание 13
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют эпитеты?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Плохо помню его, – пожав плечами, сказал он. – Забыл! – Очень плохо, – не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. Они помолчали. Но от этих последних слов “очень плохо” Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант РЯ2490402
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Аркадий Петрович Гайдар – русский советский писатель, который знаком многим из нас благодаря многочисленным повестям и рассказам. (2)«Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Школа», «Дальние страны» – на этих произведениях выросло несколько поколений читателей, мечтавших о преданной дружбе, взаимопомощи и справедливости. (3)Хотя писатель посвятил большое количество произведений детству и юношеству, самому́ Аркадию пришлось рано повзрослеть из-за революции и Гражданской войны: в 13 лет мальчик уже состоял в боевой дружине, а в 16 лет командовал полком. (4)Во время Великой Отечественной войны Гайдар начал работать военным корреспондентом в газете «Комсомольская правда», в которой публиковал многочисленные очерки. (5)Получивший несколько ранений и участвовавший в двух войнах писатель сохранил в своём сердце веру в добро и счастье, сумел рассказать об этом своим юным читателям.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Аркадий Петрович Гайдар знаком (предложение 1) 2) выросло несколько поколений (предложение 2) 3) Аркадию пришлось повзрослеть (предложение 3) 4) Гайдар начал работать (предложение 4) 5) писатель сумел рассказать (предложение 5)
Ответ: 24
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 2) Предложение 2 является сложным бессоюзным. 3) В сложном предложении 3 вторая часть представлена односоставным безличным предложением. 4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным. 5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.
Ответ: 34
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие. В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
Ответ: 245
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Словом «хохлома» называют декоративную роспись (1) деревянной мебели (2) или посуды золотистыми (3) зелёными и красными красками на чёрном фоне. Существует два основных типа росписи (4) «верховая» роспись (5) когда расписывают красным и чёрным на золотистом фоне (6) и роспись «под фон» (7) когда на цветной фон наносят золотые узоры. Конечно (8) мастера не используют в работе настоящее золото (9) но изделие всё равно выглядит очень красивым.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) ПРЕДЫДУЩИЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы. 2) СЛЫШИТСЯ (звук) – буква Ь не пишется в неопределённой форме глагола. 3) ПОСЕЯННАЯ (пшеница) – перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени -НН- пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола. 4) НЕГОДЯЙ – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ. 5) ПЕЧЁНЫЕ (яблоки) – в корне слова после шипящих под ударением пишется буква Ё.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Мы пр..(1)выкли, что мир – з..(2)лёный. Ход..(3)м, затаптыва..(4)м в грязь, сд..(5)раем проезжающ..(6)ми по траве гусеницами и колёсами, ср..(7)заем лопатами. Мы наглухо захлопываем бетонными плитам..(8) траву, с трудом пробившуюся через пр..(9)грады. (По В.А. Солоухину)
8. Раскройте скобки и запишите слово «ездить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Ребята, никогда не (ездить) на общественном транспорте, не оплатив проезд.
9. Замените словосочетание «жестяная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В родном городе у Сафонова осталось много друзей и родственников. 2) Мария Петровна была классным руководителем Сафонова. 3) Мария Петровна сильно изменилась – Павел Сафонов не сразу узнал свою бывшую учительницу. 4) Мария Петровна с интересом прочитала книгу, которую написал Сафонов. 5) Сафонову стало стыдно, оттого что никто из его класса, кроме Коли Сибирцева, не навещал школьную учительницу.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Она была такой же, как в детстве. 2) Он вспомнил милую Марию Петровну, любимую учительницу математики. 3) Вы были озорные, способные мальчишки… 4) Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? 5) Всю дорогу до Москвы Сафонов переживал чувство жгучего, невыносимого стыда.
12. В предложениях 43–49 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют фразеологизмы?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Всю дорогу до Москвы Сафонов переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове… Он зашёл на почту и дал телеграмму на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова: “Простите нас”». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно быть внимательным к другим людям?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните только одно из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
Текст для заданий 10-13
(1)Заехав в родной городок, где не был много лет, Павел Георгиевич Сафонов, походив по знакомым адресам, выяснил, что никого из друзей или родных ему в городе застать не удастся. (2)Кто-то покинул свой дом ещё во время войны, кто-то погиб на фронте, кто-то уже после поехал работать в большой город. (3)Он не знал, куда идти и кого искать. (4)Он бродил по городу без цели, и вдруг увидел свою школу. (5)Она была такой же, как в детстве. (6)Он вспомнил милую Марию Петровну, любимую учительницу математики. (7)Здесь ли она теперь? (8)Жива ли? (9)И Сафонов решил навестить её. (10)Она оказалась дома. – (11)Мария Петровна, вы меня узнаёте? – (12)Паша Сафонов, Паша?… (13)Как снег на голову, смотри-ка! – проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало. – (14)Садись, пожалуйста…
(15)Ну, Паша, рассказывай о себе, что ты, как? (16)Ты женился? – (17)Да, Мария Петровна, – ответил Сафонов, – у меня сын, вот книгу написал… (18)Мария Петровна, давайте лучше говорить о прошлом, о школе… – (19)Я хорошо помню ваш класс. (20)Вы были озорные, способные мальчишки… (21)Ты помнишь Мишу Шехтера? – (22)Ну конечно! (23)Завидовал ему! (24)Мы в классе зачитывали его сочинения. – (25)Он стал журналистом, – медленно проговорила Мария Петровна. – (26)Часто читаю его статьи. (27)И часто вспоминаю… – (28)Он заезжал? – (29)Нет. – (30)Да, – сказал Сафонов. – (31)Разлетелись… (32)Я слышал, Витька Снегирёв – директор завода на Урале. (33)Игнатцев Сенька – начальник главка, слышали? (34)А он не заезжал? (35)Гриша Самойлов – артист! (36)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? (37)Неужели не заглядывал? (38)Мария Петровна тихонько кивнула: – Ты пей чай, Паша… – (39)А Нина Винокурова? (40)Мария Петровна не ответила. (41)Он смотрел на её сморщенные руки, на седые волосы… (42)Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого.
(43)И не знали бы другие… – (44)Мария Петровна, – еле слышным голосом, потупив взгляд, повторил Сафонов, – Витя Снегирёв, значит, не был у вас? (45)Володя Бойков, Боря Гмыря? (46)Она сидела, по-прежнему наклонив голову. – (47)Нет, Паша, – сказала она. – (48)Ко мне часто заходит Коля Сибирцев. (49)Сафонов смутно помнил Колю Сибирцева. – (50)Плохо помню его, – пожав плечами, сказал он. – (51)Забыл! – (52)Очень плохо, – не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. (53)Они помолчали. (54)Но от этих последних слов «очень плохо» Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл. – (55)Я прочитала с интересом твою книгу – ты стал хорошим писателем. (56)Когда увидела, сразу дала тебе телеграмму.
(57)Он теперь отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других и не ответил на неё, хотя ответил на другие. (58)Мария Петровна, помолчав, вдруг спросила робко: – Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? – (59)Мария Петровна, что вы говорите? – в замешательстве пробубнил он. – (60)Если бы не вы!.. (61)Они простились. (62)Всю дорогу до Москвы Сафонов переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (63)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове… (64)Он зашёл на почту и дал телеграмму на имя Марии Петровны. (65)В телеграмме этой было два слова: «Простите нас».
По Ю. А. Бондареву Юрий Васильевич Бондарев (1924–2020) – русский советский писатель и сценарист.
Сочинение
Сочинение 13.1
Эпитеты — это образные определения, выраженные прилагательными, причастиями, наречиями в переносном значении. Какую роль это средство выразительности играет в тексте Ю.В. Бондарева? На мой взгляд, эпитеты помогают автору передать отношение к героям, выразить их характер. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
Так, в предложении 6 говорится: «Он вспомнил милую Марию Петровну, любимую учительницу математики». Эпитеты «милая» и «любимая» говорят о том, что ученики испытывали тёплые чувства к педагогу, который относился к ним с неравнодушием и заботой. Итак, Мария Петровна была хорошим учителем, способным не только передать любовь к предмету, но и понять воспитанников, отнестись к ним с теплом и добротой.
Совсем иначе звучит предложение 52. Мария Петровна «не то насмешливо, не то осуждающе» ответила ученику, забывшему о ней, подобно другим одноклассникам. Эти эпитеты, выраженные наречиями, выражают горький укор несправедливо забытой учительницы.
Таким образом, с помощью эпитетов Ю.В. Бондареву удалось передать характер Марии Петровны, её чувства, вызванные невниманием со стороны любимых учеников.
Сочинение 13.2
Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: Мария Петровна упрекает своего ученика за его забывчивость. Её горькая насмешка открывает герою глаза на то, насколько невнимательным он был к человеку, отдавшему столько душевных сил любимым воспитанникам. Приведу примеры из текста, подтверждающие эту мысль.
Так, в предложениях 12, 19-20, 25-27, 55-56 говорится о том, что Мария Петровна хорошо помнит своих учеников. Она сразу узнала Пашу Сафонова, помнит его одноклассников, «озорных, способных мальчишек», следит за судьбой повзрослевших воспитанников: журналиста Миши Шехтера, самого Павла Сафонова и многих других. Можно сделать вывод: учительница искренне любит учеников, продолжает беспокоиться об их судьбе, следит за их успехами и искренне гордится ими.
Однако сами ученики не отличились хорошей памятью о любимой учительнице и её вкладе в их судьбу. В предложении 57 говорится о том, что Павел Сафонов только теперь, разговаривая с Марией Петровной, «отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад» от неё, но не ответил, «хотя ответил на другие». Этот пример позволяет понять, что герой проявил неблагодарность, забыв об учительнице и не найдя в себе силы ответить ей встречным участием.
Таким образом, важно ценить любимых учителей, вложивших в нас множество душевных сил, относившихся к нам с добротой и неравнодушием.
Сочинение 13.3
Нужно ли уметь просить прощения? На мой взгляд, ответ на этот вопрос может быть только положительным. После осознания собственных ошибок человек признаётся в них и просит за них прощения, и тогда он сможет изменить себя к лучшему. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В тексте Ю.В. Бондарева говорится о том, как Павел Сафонов испытал «чувство жгучего, невыносимого стыда» за невнимание к Марии Петровне (предложение 62). За собственное равнодушие и за забывчивость других одноклассников, не вспоминающих о любимой учительнице, герой просит прощения в телеграмме (предложения 63-65). Поступок Павла Сафонова говорит о том, что ему совестно перед педагогом, который относился к ученикам с любовью и участием. Осознав вину и попросив прощения, он наверняка исправится и будет внимательнее относиться к Марии Петровне.
Хочу вспомнить рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя обманул бабушку и тяжело переживал свой проступок. Дед посоветовал внуку попросить прощения. После того как Витя находит в себе силы и раскаивается, ему становится легче, и отношения с бабушкой налаживаются. Катерина Петровна видит, что мальчику действительно стыдно, что в нём проснулась совесть и что он вынес урок из случившегося. Чтобы поддержать Витьку, она дарит ему его любимый пряник, коня с розовой гривой. Итак, умение попросить прощения говорит о том, что человек осознал свою неправоту и готов исправиться, чтобы не допускать в будущем подобных ошибок.
Таким образом, признать ошибки и раскаяться в них способна сильная личность. Умение попросить прощения говорит о том, что человек готов изменить себя к лучшему.
Смотрите другой пробник по русскому языку ОГЭ 2025:
Варианты РЯ2490301 РЯ2490302 статград русский язык 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами