Варианты статград РЯ2490501 РЯ2490502 русский язык 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами
Диагностическая работа №2 статград по русскому языку 9 класс в формате ОГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ-РУ-2490501 РЯ-РУ-2490502 с ответами и изложением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 9 классов 17 марта 2025.
→ Варианты заданий: скачать
→ Все ответы и аудио: скачать
Каждый вариант пробного экзамена состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Текст изложения
В середине XX века Антарктида для многих была сплошным белым пятном, а потому попасть туда было пределом мечтаний многих журналистов. Знания были скудными даже у специалистов, что уж говорить о нас – репортёрах. Известия о первой советской антарктической экспедиции воспринимались тогда так же, как вести с первых космических кораблей…
Я мечтал попасть в Антарктиду, но это было не так просто. Должнó было сойтись невероятное количество условий. Надо было, чтобы туда летел самолёт. Чтобы был у тебя знакомый лётчик, который бы месяца за два до старта позвонил и сказал: «Летим, и пока никому ни слова…». Ты и сам не шибко заинтересован, чтобы кто-нибудь знал. Сразу захотят полететь не меньше десятка газетчиков. А в самолёт столько не возьмут! И значит, твои шансы уменьшаются в десять раз. Начинаешь готовить всякие необходимые в этих случаях бумаги. Просишь отпуск на работе. Если все визы в порядке, то надо скорее делать прививки. В общем, подготовка требуется нешуточная.
Я побывал в Антарктиде в самом конце 1963 года. Вернувшись оттуда, я часто видел её во сне. Я помнил почерневшие от солнца и ветра лица людей, громадные пространства под самолётом без единого тёмного пятнышка земли, свист ветра, крики пингвинов, пищание радио в нашем домике, вечерние тихие разговоры и ощущение оторванности от всего, с чем вырос и что видел до этого.
(208 слов) (По В. М. Пескову)
Вариант РЯ2490501 для 9 класса
1 задание
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Русские сезоны – выступления артистов русской императорской оперы и балета за границей, организованные С. П. Дягилевым в летние месяцы 1908– 1910-х годов, которые повлияли на развитие не только русского, но и европейского искусства. (2)Театральным Русским сезонам предшествовало множество мероприятий, призванных расширить познания зрителя о русском искусстве: выставки (например, Русская художественная выставка в рамках парижского Осеннего салона, проведённая в 1906 г.), Исторические русские концерты в Париже (1907 г.).
(3)Дягилев преследовал великую цель: он хотел познакомить Европу с операми русских композиторов в исполнении наиболее знаменитых русских певцов, новаторскими постановками М. М. Фокина, искусством артистов императорского балета. (4)Спектакли Русских сезонов начали приобретать огромный успех, а современники Дягилева писали: «Дягилев сделал три вещи: он открыл Россию русским, открыл Россию миру; кроме того, он показал мир, новый мир – ему самому́ ». (5)Благодаря русским сезонам было обозначено начало периода интенсивного влияния русского балета на балет Европы, а позднее Америки и других континентов.
2 задание
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) которые повлияли (предложение 1)
2) множество предшествовало (предложение 2)
3) Дягилев хотел познакомить (предложение 3)
4) спектакли начали (предложение 4)
5) начало было обозначено (предложение 5)
Ответ: 15
3 задание
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 осложнена однородными обособленными определениями.
2) Придаточная часть предложения 2 осложнена однородными членами предложения с обобщающим словом.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
4) Предложение 4 содержит цитату.
5) Предложение 5 содержит составное именное сказуемое.
Ответ: 45
4 задание
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
1) И невероятное признание Оли Мещерской, ошеломившее начальницу, совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская сама вдруг сказала ему, что и не думала никогда любить его.
2) На вторые сутки небо стало бледнеть, горизонт затуманился: близилась земля, и острова показались вдали.
3) Сюда в эту пору стекается самое отборное общество, от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей, в которых они с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам.
4) Наша кошка, любительница диванного отдыха, внезапно стала проявлять нехарактерную для неё активность, громко мяукая по ночам и царапая диваны.
5) Как писал М. Ю. Лермонтов, Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.
Ответ: 134
5 задание
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Игнатик легко перемахнул через забор (1) и (2) крепко держа за руку друга (3) потянул за собой Яра. Когда Яр перевалился через ограду (4) и почувствовал (5) как вкусно и знакомо здесь пахнет досками (6) он сразу понял (7) они попали в голубятню (8) построенную когда-то давно (9) а теперь оставленную.
6 задание
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) КОЖАНЫЙ (карман) – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
2) БЕССОВЕСТНЫЙ (поступок) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) МИРАЖ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.
4) (он) ГОРЯЧ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, буква Ь не пишется.
5) ИЗРЕДКА – написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.
7 задание
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. Дер..(1)венская усадьба, начало марта, первые недел..(2) В..(3)ликого поста. Дни тёмные, однообразные. Но это уже канун весны. Я живу затворн..(4)ком, за работой с утра до вечера. Нынче я опять не замет..(5)л, как прошёл мой день. Но вот т..(6)мнеет за окнами. Усталый, умиротворённый, я кладу перо, мысл..(7)нно благодаря Бога за силы, за труд, одеваюсь и выхожу на крыльцо. Расст..(8) лается утренн..(9)й туман. (По И. А. Бунину)
8 задание
Раскройте скобки и запишите слово «гектар» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Около двух (гектар) леса высадили наши волонтеры за прошлый год.
9 задание
Замените словосочетание «солдатик из олова», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10 задание
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Миша каждый раз горячо сожалел о своих проступках.
2) Мишу однажды даже исключили из школы, и ему пришлось поступать в новую.
3) Миша отобрал полосатую палку на улице у слепого, который стоял и смотрел в небо.
4) Старушка сказала Мише вернуться, чтобы отдать палку обратно хозяину.
5) Миша испугался, что на перекрёстке сбили слепого.
11 задание
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1) Потом дрогнувшим голосом говорила, что он отбился от рук, что она не знает, как с ним совладать.
2) Он нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим.
3) Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека.
4) Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой.
5) Он наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки.
12 задание
В предложениях 33–39 найдите слово с лексическим значением «обещающий успех, выгоды, удовольствие». Выпишите это слово.
13 задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют фразеологизмы?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка найдёт его? Ещё есть надежда, она ещё теплится где-то в дальнем уголке души, и надо спешить. Надо спешить». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему каждому из нас необходима совесть?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Вариант РЯ2490502 для 9 класса
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Многим из нас неизвестно, что слово азбука было составлено из первых славянских букв – аз и буки. (2)У этого слова есть несколько значений: вопервых, это совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определённом порядке, а во-вторых, это система условных знаков (например, нотная азбука или азбука Морзе). (3)А ещё «Азбука» (или «Букварь») – учебник русской грамоты, который был первой книгой для многих ребят, отправлявшихся в школу. (4)Первый печатный учебник русской грамоты был составлен из двух частей: бóльшей и меньшей. (5)В бóльшей рассказывалось о буквах и слогах, а меньшая содержала тексты, которые должны были читать ученики, уже знающие грамоту.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) многим неизвестно (предложение 1) 2) несколько значений есть (предложение 2) 3) «Букварь» – учебник (предложение 3) 4) учебник был составлен (предложение 4) 5) которые должны были читать (предложение 5)
Ответ: 24
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Вторая часть предложения 1 осложнена обособленным приложением. 2) В предложении 2 содержится 4 (четыре) грамматические основы. 3) В первой части предложения 3 содержится составное именное сказуемое, выраженное существительным с нулевой связкой. 4) Предложение 4 простое, неосложнённое. 5) В сложном предложении 5 вторая часть представлена односоставным безличным предложением.
Ответ: 13
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие. Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая. В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Ответ: 421
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Александр Порфирьевич Бородин (1) всемирно известный (2) российский композитор (3) химик-органик и доктор медицины. Музыкальное образование Бородин получил дома (4) частные преподаватели обучили мальчика игре на флейте и фортепиано (5) а также на виолончели. С юности он свободно владел двумя иностранными языками (6) немецким и французским. Одно из самых знаменитых музыкальных произведений Бородина (7) опера «Князь Игорь» (8) которая стала известна на весь мир благодаря выступлениям в рамках «Русских сезонов» С. П. Дягилева.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) ЗАЛАЯВШИЙ (пёс) – перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано. 2) НЕ ПОДПИСАНЫ (документы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно. 3) ГОРИЗОНТ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением. 4) НЕСТЕРПИМЫЙ (голод) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 5) ГЛИНЯНЫЙ (горшочек) – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. На мальч..(1)нке Сашке длинная светл..(2)-серая шинель, картуз с серебряными пальмовыми вет..(3)чками над козырьком. Он изредк..(4) поправляет сп..(5)дающую на лоб чёлку. Новая, ещ..(6) ни разу не стиранная одежда очень подходит к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежн. (7)му личику, к младенчески-пр..(8)стодушному, доверчивому и взволнов..(9)нному взгляду! (По И. А. Бунину)
8. Раскройте скобки и запишите слово «аэрозоль» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Не забывайте пользоваться (аэрозоль) от насекомых, если собираетесь в лес.
9. Замените словосочетание «театральный билет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Учителя, милиционеры и родители ребят, которых обидел Миша, постоянно приходили к нему домой и проводили беседы с непослушным мальчиком и его отцом. 2) Мама всегда сурово наказывала Мишу за малейшие проступки. 3) Человек на перекрёстке стоял с палкой и разглядывал в небе самолёт. 4) Мише хотелось забросить палку или спрятать её, но он решил пойти искать слепого. 5) Миша постарался найти слепого и вернуть ему полосатую палку.
11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов. 1) Мишке всё сходило с рук: разбитые стёкла, драки, сорванные уроки. 2) А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры и вагоновожатые знали, что улицу переходит слепой. 3) Его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. 4) Мишку манила палка, звала, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. 5) Ещё есть надежда, она ещё теплится где-то в дальнем уголке души, и надо спешить…
12. В предложениях 4–11 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют сравнения?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «В школе грозили исключением, в милиции – колонией, но его это не пугáло. Он нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим, и это толкало его на ещё бóльшие авантюры». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасна безнаказанность?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Текст для заданий 10-13
(1)Мишке всё сходило с рук: разбитые стёкла, драки, сорванные уроки. (2)К матери приходили учителя, милиционеры, родители обиженных ребят. (3)Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза, чувствуя вину. (4)А он стоял в стороне, словно его это не касалось. – (5)Что вы думаете с ним делать? – спрашивали у матери. (6)Она пожимала плечами. (7)Потом дрогнувшим голосом говорила, что он отбился от рук, что не может с ним совладать. (8)И начинала тихо плакать. (9)Когда к нему очень приставали, он обещал исправиться. (10)Лишь бы отвязались. (11)В школе грозили исключением, в милиции – колонией, но его это не пугáло. (12)Он нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим, и это толкало его на ещё бóльшие авантюры. (13)Таким был Мишка из девятой квартиры. (14)Однажды он появился во дворе с палкой, раскрашенной в белые и чёрные полосы.
(15)Она напоминала милицейский жезл, шлагбаум, шкуру зебры, что приводило его в восторг. (16)На пути ему попалась старуха с внучкой. – (17)У вас дома кто-нибудь ослеп? – спросила старуха. – (18)С такими палками только слепые ходят. (19)Они нащупывают палкой дорогу. (20)А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры и вагоновожатые знали, что улицу переходит слепой. (21)Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. (22)Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. (23)Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. (24)Человек что-то разглядывал в небе. (25)Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что то в небе. (26)Мишку манила палка, звала, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам.
(27)Вот она вцепилась в неё… (28)Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку. (29)Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. (30)Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи… (31)Человек был слепым! (32)Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного, купит себе другую палку». (33)Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. (34)А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки? (35)Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницу. (36)Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. (37)Его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. (38)Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось на душе.
(39)Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. (40)Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места. (41)На перекрёстке слепого не оказалось. (42)Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, сказала: – Здесь, на перекрёстке, только что человека сбили. (43)Вот на скорой увезли. (44)Мишка похолодел. (45)А вдруг это был слепой? (46)Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. (47)Да нет, наверное, это не он. (48)Надо попытаться найти слепого. (49)Он наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки. (50)Без полосатой палки он ни за что не найдёт дорогу домой. (51)Может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка найдёт его? (52)Ещё есть надежда, она ещё теплится где-то в дальнем уголке души, и надо спешить. (53)Надо спешить.
По Ю. Я. Яковлеву Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.
Пробник ОГЭ по русскому языку 9 класс статград 2025:
Варианты статград РЯ2490401 РЯ2490402 по русскому языку 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами