сочинение егэ по русскому языку 11 класс

В чём суть метода природосоответствия в педагогике сочинение ЕГЭ по тексту Максимова

Готовое сочинение по тексту Максимова А.М в чём суть метода природосоответствия в педагогике? 34 вариант из нового сборника Дощинского Р.А Цыбулько для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение рассуждение по проблеме исходного текста с аргументами и примерами из русской и зарубежной произведений литературы.

Сочинение ЕГЭ

В чём суть метода природосоответствия в педагогике? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания автора текста А.М. Максимова.

По мнению автора, метод природосоответствия предполагает изучение интересов ребёнка и построение обучения на этой основе, что не может не принести свои плоды. Приведу конкретные примеры, иллюстрирующие авторскую позицию.

Так, А.М. Максимов объясняет, в чём заключается суть указанного метода. Прежде чем приступать к обучению ребёнка, нужно для начала изучить его интересы. Только так можно понять, в каком направлении следует двигаться и какие навыки необходимо развивать в первую очередь. Автор приходит к следующему выводу: в эпоху технического прогресса «вызубренные знания пользы не приносят».

Как отмечает А.М. Максимов, учениками Песталоцци были дети-сироты, но «даже у них он старался найти призвание». Педагог считает, что у каждого человека есть какие-то склонности и способности, над которыми и нужно работать, чтобы он занимался именно тем, «к чему лежит его душа». Этот пример позволяет понять, насколько разными являются все люди на земле, и именно поэтому нельзя забывать об индивидуальном подходе в процессе воспитания и обучения детей.

Между приведёнными примерами прослеживается причинно-следственная связь. Сначала автор статьи объясняет, что такое метод природосоответствия, а затем показывает, как именно он работает в реальной жизни.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. На мой взгляд, использование метода Песталоцци поможет раскрыть способности человека и подтолкнёт его к поиску своего призвания. Если же этого не происходит, есть риск не найти своё место в жизни. Вспомним, например, Евгения Онегина из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина. Героя относят к типу «лишний человек», потому что его воспитанию не было уделено достаточно внимания (нанятый француз учил мальчика всему «шутя»). Так, впоследствии Онегин и не смог понять, в чём заключается его предназначение.

Таким образом, предварительное изучение интересов ребёнка действительно может оказывать неоценимую помощь в воспитании личности.

Сочинение-рассуждение

Текст Андрея Максимова посвящён педагогическим идеям Иоганна Генриха Песталоцци, а именно методу природосоответствия. В чём суть этого метода? Песталоцци полагал, что прежде, чем начать обучать ребёнка, необходимо изучить его: понять его личные особенности, интересы, увлечения, чтобы процесс обучения соответствовал природе ребёнка. Это подход, который предлагает развивать каждого человека в соответствии с его природными способностями и склонностями, избегая универсальных шаблонов.

Позиция автора текста предельно ясна: обучение должно быть индивидуализированным и нацеленным на раскрытие природных задатков ученика. В предложении (16) Песталоцци подчёркивает: «прежде чем учить ребёнка, его необходимо изучить», что является основой его метода. Это означает, что педагог или родитель должен адаптировать процесс обучения под особенности ребёнка, развивая его сильные стороны и интересы. В предложении (23) подчёркивается необходимость этого подхода: «нужно изучить ребёнка, понять… к каким наукам или ремёслам лежит его душа, и развивать именно это».

Автор также делает акцент на том, что знание в современном мире должно служить поводом для творчества, а не быть самоцелью (предложение 31): «Бессмысленно учить человека тому, что можно узнать одним кликом». Это подкрепляет мысль о том, что каждый человек должен развивать свои способности, опираясь на естественные склонности, а не пытаться заучивать информацию, которая доступна в любой момент.

Я полностью согласен с автором и Песталоцци. Метод природосоответствия — это основа успешного образования, которая помогает развивать творческий потенциал личности. Универсальные подходы в обучении часто оказываются неэффективными, так как не учитывают индивидуальные особенности и возможности человека. Классическая система, где каждому ученику предлагается одна и та же программа, игнорирует естественные способности детей.

Этот метод имеет подтверждение и в русской литературе. В романе Льва Толстого «Война и мир» герои проходят через личностное развитие, осознавая свои истинные призвания и наклонности. Например, Андрей Болконский стремится найти смысл жизни в государственных делах и военных подвигах, но в итоге осознаёт, что его истинные интересы лежат в глубинных личных поисках и семейных ценностях. Это соответствует идее Песталоцци, что каждый человек должен искать путь, соответствующий его природе.

В зарубежной литературе аналогичную мысль можно увидеть в романе Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах». Персонажи, в частности Джолион Форсайт, осознают, что их жизнь должна строиться вокруг личных склонностей, а не навязанных ожиданий общества. Джолион, разрывая с традициями семьи, выбирает путь художника, следуя своему внутреннему призванию.

Таким образом, метод природосоответствия позволяет раскрыть потенциал каждого человека и способствует его личностному росту. Идеи Песталоцци и подтверждение их в классической литературе показывают, что такой подход остаётся актуальным и в современном мире.

Текст ЕГЭ

(1)Лоция — это, по сути, карта движения корабля, без которой запутаешься, заплывёшь не туда, а то и на рифы наткнёшься… (2)Нужен хороший лоцман с надёжной лоцией. (З)Это Иоганн Генрих Песталоцци. (4)Гений. (5)Автор открытий в педагогике. (6)Тут ведь вот какая история. (7)Если открытие делает физик, химик или психолог — мы с уважением говорим: «Это открытие!» (8)Если что-то открывает педагог, мы вздыхаем: «Ну, да, это его мнение». (9)Откуда такое неуважение к открытиям знаменитых педагогов — не знаю. (10)Имя Песталоцци известно, в общем, всем. (11)Все знают, что был такой педагог.

(12)Открытия его — почти никому. (13)Главное открытие Песталоцци — это метод природосоответствия. (14)Метод, который могут использовать и учителя в школе, и родители. (15)В чём его суть? (16)Песталоцци считал, что, прежде чем учить ребёнка, его необходимо изучить. (17)Понимаете? (18)Не объяснять ему сразу, сколько будет дважды два, а изучить: понять его суть, его интересы, его увлечения. (19)Что значит: ребёнок выбрал свою дорогу? (20)Тот путь, который соответствует его природе. (21)Это и есть метод природосоответствия Песталоцци. (22)Нельзя учить всех всему — бессмысленное дело. (23)Нужно изучить ребёнка, понять — обязательно вместе с ним! — к каким наукам или ремёслам лежит его душа, и развивать именно это.

(24)3а последнее время проведено большое количество разных исследований на тему: какие навыки необходимы человеку XXI века, чтобы принести пользу себе и обществу. (25)Понятно, что результаты разных исследований различны. (26)Но в целом есть три позиции. (27)Первая — умение «креативить». (28)Вторая — умение работать в коллективе. (29)Третья — умение объективно оценивать себя. (ЗО)Мы никак не можем понять, что сегодня, в эпоху, когда количество гаджетов на земле превышает количество людей, вызубренные знания пользы не приносят. (31)Бессмысленно учить человека тому, что можно узнать одним кликом. (32)3нания необходимы лишь как повод для творчества. (ЗЗ)Иоганн Генрих Песталоцци знал это задолго до эпохи гаджетов, ещё в конце XVIII века. (34)В школах Песталоцци учились сироты, дети из бедных семей.

(35)И педагог прекрасно понимал, что они вряд ли когда-нибудь поднимутся по социальной лестнице, но даже у них он старался найти призвание (хотя и слова-то такого в ту пору не существовало): сделать так, чтобы молодой человек занимался тем, к чему лежит его душа. (36)Ещё Песталоцци открыл принцип элементарного воспитания. (37)Что это такое? (38)Приведу его любимый пример. (39)Песталоцци спрашивал: «Что такое вода?» (40)Как правило, отвечали: «Жидкость». (41)А лёд? (42)А снег? (43)А туман? (44)Нет, вода — это явление природы, она бывает разной. (45)Рассказав про воду — пример элементарный, — можно переходить к человеку. (46)И тогда Песталоцци говорил, ребёнку: «Ты тоже явление природы, как и вода, значит, ты тоже можешь быть разным. (47)И этого не стоит бояться. (48)Это нормально».

По А.М. Максимову Андрей Маркович Максимов (род. в 1959 г.) — российский публицист, драматург, режиссёр, телеведущий, член Академии российского телевидения, лауреат национальной премии «ТЭФИ».

Задание 27 по русскому языку

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Добавить комментарий