ЕГЭ 2021 по литературе Самойлова Е.А. Тематические тренировочные задания c ответами
Издание ЕГЭ 2021 по литературе автора Самойлова Е.А. предназначено для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Тренировочные задания позволят систематически, при прохождении каждой темы, готовиться к экзамену.
Скачать сборник в формате PDF: скачать
В пособии представлены задания разных типов по разделам и темам, включённым в «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе». Книга будет полезна учителям литературы, так как даёт возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ непосредственно на уроках, в процессе изучения всех тем.
1)Выберите верные суждения о художественной литературе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) До появления книгопечатания литература существовала только в устной форме.
- 2) Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова.
- 3) Литературные сюжеты часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства — живописи, скульптуры, театра, кино.
- 4) Воспроизводя жизнь в слове, литература выделяется среди других видов искусства разнообразием и богатством своего содержания.
- 5) Совокупность научных и других произведений, закреплённых в письменной или печатной форме, называют литературой.
2)Выберите примеры, являющиеся фрагментами художественных текстов, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всё гроза.
- 2) Гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.
- 3) Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.
- 4) Утверждают, что одновременно в разных уголках земного шара происходит около 1,5 тысячи гроз.
- 5) Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула.
3)Термином «фольклор» обозначают
- 1) различные виды и формы устного художественного творчества одного или нескольких народов
- 2) произведения народного творчества, традиционно тесно связанные с трудовой деятельностью и бытом, передающиеся устно из поколения в поколение
- 3) сам предмет исследования и, соответственно, исследующую его науку
- 4) представления древнего человека об окружающем мире, его архаические верования
- 5) совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусства
4)Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. Выезжал во чисто поле добрый молодец, удалой боец Да брал в рученьки свой лук тугой разрывчатый…
5)Назовите средство художественной выразительности, являющееся образным определением, традиционным для фольклорного произведения, например: добрый молодец, лук тугой разрывчатый, красно солнышко и др.
6)Выберите верные суждения о художественном образе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) В понятие «художественный образ» могут быть включены лишь изображения персонажей-людей.
- 2) Художественный образ является одной из важнейших категорий эстетики, определяющих суть искусства, его специфику.
- 3) Это любое явление жизни, обобщённое и творчески воссозданное художником, композитором или писателем в предмете искусства.
- 4) Художественный образ не в состоянии передать движение мысли и обертоны подтекста.
- 5) Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность.
7)Выберите верные суждения о пространстве и времени в литературном произведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Мир литературного произведения всегда в той или иной степени условен, и, конечно, условны также его время и пространство.
- 2) Цель литературы — изображение жизни, поэтому в одном произведении не могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах.
- 3) Литературное произведение может воспроизводить не весь временной период, а выбирать из него наиболее существенные для повествования фрагменты.
- 4) Своеобразная «привязка» действия к историческим ориентирам и временным реалиям всегда связана с образом повествователя.
- 5) Литературное произведение так или иначе отображает реальный мир. Естественными формами существования этого мира являются время и пространство.
8)Прочитайте фрагмент критической статьи и определите значение выделенного слова: «В книге Ю. Манна не даётся подробного описания всех многообразных аспектов гоголевской поэтики, а только намечены основные соединяющие их линии». Укажите номер ответа, соответствующего этому значению.
- 1) раздел литературоведения, изучающий поэтическую речь
- 2) наука, изучающая элементы строения литературного произведения
- 3) термин, обозначающий особенности авторского стиля речи
- 4) совокупность качеств, определяющих своеобразие творчества писателя
- 5) теоретическая модель определённого литературного жанра
9)Теоретическое обоснование основ эстетического учения и характеристику термина «поэтика» впервые дал в одноименном трактате 1) Гораций 2) Аристотель 3) Буало 4) Ломоносов 5) Белинский
10)Выберите верные суждения и запишите номера высказываний, под которыми они указаны. 1) Художественный вымысел — изображение событий, персонажей, обстоятельств, не существующих в действительности, а созданных воображением писателя. 2) Художественный вымысел — это оформление замысла в конкретной художественной форме, в процессе создания художественного произведения. 3) Мера художественного вымысла зависит от жанра, личности писателя, его творческих методов, литературного направления. 4) Граница между художественным вымыслом и достоверностью изображения условна: например, её трудно провести в жанре мемуаров. 5) Художественный вымысел — это особый род условности, позволяющий поло- жить в основу сюжета произведения нереальные допущения.
11)Назовите философскую категорию, неотделимую от категории «содержание», без которой содержание литературного произведения просто не существует?
12)Какое литературное направление главенствовало в России во 2-й четверти XVIII века и было связано с просветительской идеологией, характерной для продолжателей реформ Петра I?
13)Укажите название литературного направления, пришедшего на смену классицизму в Западной Европе и России конца XVIII — начала XIX века, характеризующегося возведением чувства, а не разума в основной критерий оценки добра и зла.
14)Назовите литературное направление, характеризующееся новым отношением к природе: пейзаж стал не просто фоном для развития действия, а оказался со- звучным личным переживаниям автора или героев.
15)Как называется повесть Н.М. Карамзина, которую считают образцовым примером сентиментализма в отечественной литературе?
16)Как в истории русской литературы образно называют сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными и культурными событиями период конца XIX — начала XX веков, характеризующийся появлением большого количества поэтических течений?