Информатика 10 класс МЦКО 5 мая 2025 углубленное изучение демоверсия диагностики вариант с ответами
Демоверсия МЦКО 2025 проверочной диагностической работы по информатике 10 класс углубленное изучение тренировочный вариант заданий с ответами и решением для подготовки к диагностики в школах города Москвы и области, которая пройдёт 5 мая 2025 года. Каждый вариант проверочной работы состоит из 13 заданий.
Демоверсию: скачать
Варианты и ответы: скачать
Проверочная работа проводится с целью определения уровня подготовки по информатике обучающихся 10-х классов образовательных организаций, участвующих в реализации городских образовательных проектов. При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.
Вариант МЦКО по информатике 10 класс 2025
Проверочная работа проводится в компьютерной форме с использованием сред программирования: 1) Java IntelliJ IDEA, 2) Python3 IDLE, Wing 101.v9, 3) Python3 PyCharm, 4) Python3 Microsoft Visual Studio Code (+ Python), 5) Pascal PascalABC.NET, 6) Pascal Free Pascal, 7) C++ DevC++, 8) C++ CodcBlocks, 9) C++ Microsoft Visual Studio Code (+ C/C++), 10) С# Microsoft Visual Studio Code (+ C#). Дополнительные материалы и оборудование: непрограммируемый калькулятор, среда программирования «Кумир» (все версии), электронные таблицы. Время выполнения проверочной работы – 70 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрены автоматические пятиминутные перерывы. Распределение заданий по разделам курса информатики представлено в таблице 1. В таблице 2 приведён перечень проверяемых результатов освоения учебного предмета.
Верное выполнение каждого из заданий 1–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ обучающегося совпадает с эталоном. Верное выполнение задания 13 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно и оценивается максимальным баллом, если ответ обучающегося полностью совпадает с эталоном; оценивается 1 баллом, если допущена одна ошибка; в остальных случаях – 0 баллов. Максимальный балл за выполнение всей проверочной работы – 14 баллов. В приложении 1 приведён обобщённый план проверочной работы. В приложении 2 приведён демонстрационный вариант проверочной работы.
В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий проверочной работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах проверочной работы. Демонстрационный вариант в компьютерной форме размещён на сайте ГАОУ ДПО МЦКО http://demo.mcko.ru/test/.
Задания и ответы для демоверсии
1. По каналу связи передаются сообщения, содержащие только шесть букв: А, В, Д, З, И, О. Для передачи используется двоичный код, удовлетворяющий условию Фано. Кодовые слова для некоторых букв известны: В – 110, З – 01, И – 000. Какое наименьшее количество двоичных знаков потребуется для кодирования слова АВИАЗАВОД?
2. Автомат обрабатывает натуральное число N по следующему алгоритму: 1) Строится двоичная запись числа N. 2) К полученной записи дописываются разряды по следующему принципу: если число чётное, то справа дописывается 10, если нечётное – слева дописывается 1 и справа 00. 3) Результат переводится в десятичную систему и выводится на экран. В результате работы автомата на экране появилось число, большее 107. Для какого наименьшего N данная ситуация возможна? В ответе найденное число N запишите в десятичной системе.
3. Чему равно значение выражения в системе счисления с основанием 16? 1011,012 + 24,68 В ответе укажите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
4. Для хранения произвольного растрового изображения размером 1024 на 280 пикселей отведено 280 Кбайт памяти без учёта размера заголовка файла. Для кодирования цвета каждого пикселя используется одинаковое количество бит, также используется 3 бит для определения степени прозрачности. Коды пикселей записываются в файл один за другим без промежутков. Какое максимальное количество цветов (без учёта степени прозрачности) можно использовать в изображении?
5. Логическая функция F задаётся выражением (z º w) Ù (x ® y) Ú Øw. На рисунке приведён частично заполненный фрагмент таблицы истинности функции F, содержащий неповторяющиеся строки. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z, w. В ответе напишите буквы x, y, z, w в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы. Строчные буквы в ответе пишите подряд, никаких разделителей между буквами ставить не нужно.
6. Все четырёхбуквенные слова, в составе которых могут быть только буквы В, Е, С, Н, А, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы начиная с 1. Ниже приведено начало списка. 1. АААА 2. АААВ 3. АААЕ 4. АААН 5. АААС … Под каким номером в списке идёт первое слово, которое не содержит ни одной буквы Е и не содержит букв А, стоящих рядом? В ответе запишите только число – номер слова.
7. В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к номеру узла в этой сети. Адрес сети и номер узла получаются в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. Сеть задана IP-адресом 192.168.108.157 и маской сети 255.255.255.192. Определите номер узла в этой сети.
8. В алгоритме шифрования RSA на одном из этапов формирования пары ключей используется формула: (d·e) % f(n) = 1, где операция « % » — остаток от деления. Значение функции f(n) вычисляется по формуле f(n) = (p – 1)·(q – 1). Определите наибольшее значение числа d, которое меньше 40, если известно, что p = 5, q = 7, e = 11.
9. При регистрации в компьютерной системе каждому объекту присваивается идентификатор, состоящий из 270 символов. Идентификатор может содержать десятичные цифры и символы из 1300 символьного набора специальных символов. В базе данных для хранения сведений о каждом идентификаторе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование идентификаторов, все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит. Определите максимально возможное количество пользователей, если максимальный объём, необходимый для хранения идентификаторов, равен 290 Кбайт.
10. Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки цифр. Дана программа для исполнителя Редактор: НАЧАЛО ПОКА нашлось (35) ИЛИ нашлось (355) ИЛИ нашлось (3444) ЕСЛИ нашлось (35) ТО заменить (35, 4) ИНАЧЕ ЕСЛИ нашлось (355) ТО заменить (355, 4) ИНАЧЕ заменить (3444, 3) КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ Какая строка получится в результате применения приведённой выше программы к строке вида 3…34…4 (6 цифр «3», затем 75 цифр «4»)? В ответе запишите полученную строку.
11. Операнды арифметического выражения записаны в системе счисления с основанием 12. 154×312 + 1×36512 В записи чисел переменной x обозначена неизвестная цифра из алфавита двенадцатеричной системы счисления. Определите значение x, при котором значение данного арифметического выражения кратно 13. Для найденного значения x вычислите частное от деления значения арифметического выражения на 13 и укажите его в ответе в десятичной системе счисления. Основание системы счисления в ответе указывать не нужно.
12. Для хранения целых чисел со знаком в памяти компьютера существует два подхода. Первый заключается в замене первого бита на единицу. Несмотря на свою простоту, он не применяется в компьютерах для представления целых чисел, т. к. действия над числом выполняются по-разному для разных сочетаний знаков чисел. Второй подход заключается в построении дополнительного кода путём инверсии битов числа и операции сложения с единицей. Он позволяет выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами по одному и тому же алгоритму. Постройте восьмибитный двоичный дополнительный код к числу -38.
13. В файле 13.txt содержится последовательность целых чисел. Элементы последовательности могут принимать целые значения от –100 000 до 100 000 включительно. Пусть N – минимальное число в последовательности, НЕ кратное 15. Определите количество пар элементов последовательности, в которых оба числа кратны N. В ответе запишите количество найденных пар, затем максимальную из сумм элементов таких пар. В данной задаче под парой подразумевается два идущих подряд элемента последовательности.
1. Умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных.
2. Умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива.
3. Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления.
4. Понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации.
5. Владение теоретическим аппаратом, позволяющим выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики.
6. Наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет- приложений.
7. Умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных.
Смотрите диагностические работы МЦКО 2025
МЦКО 2024-2025 варианты задания и ответы для диагностических работ