История 10 класс МЦКО 5 мая 2025 демоверсия диагностики вариант с ответами
Демоверсия МЦКО 2025 проверочной диагностической работы по истории 10 класс тренировочный вариант заданий с ответами для подготовки к диагностики в школах города Москвы и области, которая пройдёт 5 мая 2025 года.
Вариант демоверсии: скачать
Ответы и критерии: скачать
Описание демоверсии: скачать
Варианты и ответы: скачать
Назначение проверочной работы по учебному предмету «История» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федеральной образовательной программы среднего общего образования.
Вариант МЦКО по истории 10 класс 2025
Ответы и критерии работы МЦКО
Описание проверочной работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Время выполнения проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Каждый вариант проверочной работы состоит из 15 заданий. Содержание проверочной работы охватывает учебный материал, изученный к моменту проведения диагностики. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса истории. Распределение заданий по блокам проверяемых умений представлено в таблице 1.
Задания и ответы с демоверсии
1. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов). Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка. трудовой героизм советского народа в годы первых пятилеток. Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Битва за Москву.
Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2–4.
«Два депутата Думы, А.И. Гучков и В.В. Шульгин, выехали с требованием отречения в Псков, где появились 2 марта. До их прибытия начальник штаба главковерха генерал М.В. Алексеев, находившийся в постоянном контакте с М.В. Родзянко, запросил по телеграфу мнение всех командующих фронтами и флотами относительно возможного отречения царя в пользу сына Алексея. Ответы, за исключением двух, были положительными. Ознакомившись с телеграммами, император согласился на отречение от престола. Но, когда по приезде Гучков и Шульгин доложили царю обстановку в столице, он неожиданно для присутствующих заявил, что отрекается за себя и за наследника в пользу брата Михаила.
Помимо манифеста об отречении, император подписал указы Сенату: один – о назначении Верховным главнокомандующим великого князя Николая Николаевича; другой – о назначении председателем Совета министров князя Г.Е. Львова. Все три документа царь утвердил около полуночи 2 марта. В ту же ночь делегаты выехали обратно в Петроград, а бывший император – в ставку. Он рассчитывал вместе с женой и детьми уехать в Англию, но под давлением улицы и Петросовета правительство отказало ему. Бывший самодержец был доставлен в Царское Село, где уже арестованной находилась его семья. Они пробудут здесь до конца июля, когда по приказу Керенского их отправят в сибирский Тобольск».
2. Укажите имя императора, о котором идёт речь в тексте. Александр II Александр III Николай I Николай II. Укажите год, когда произошли описываемые события.
3. Выберите верные утверждения о фактах и событиях, упомянутых в тексте. Новое правительство отказало императору и его семье в выезде в Англию. Депутаты Государственной Думы выехали в Тобольск с требованием отречения императора. Российский император подписал документ, в котором он отказывался от престола в пользу сына. Событие, о котором говорится в тексте, вошло в историю под названием «Февральская революция». Действия депутатов Думы были поддержаны командованием российской армии, представителями генералитета.
4. Запишите название правительства, которое упомянуто в данном отрывке. Запишите название события, в результате которого это правительство прекратило свою деятельность.
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя выпадающие списки. Страна, на территории которой произошло событие (проходил процесс) Событие (процесс). Участник события (процесса).
6. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», в период, к которому относятся отражённые на схеме события.
7. Укажите кодовое название наступательной операции советских войск, нацеленной на окружение вражеских войск, проведённой в районе города, обозначенного на схеме цифрой «1».
8. Расположите в хронологической последовательности исторические события. При выполнении задания переместите исторические события в нужном порядке с помощью мыши или запишите в поле ответа соответствующую последовательность цифр, не разделяя их запятыми или пробелами. 1) разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму 2) учреждение ордена Славы 3) сражение на реке Сомме.
9. Заполните пропуск в предложении. Проводившаяся в советском государстве с 1921 г. экономическая политика, представлявшая собой попытку использования рыночных, товарно-денежных отношений для оживления российской экономики, получила в истории название.
10. А. Укажите месяц и год, когда произошло событие, которое запечатлено на фотографии, помещённой в нижней части почтового блока. Б. Укажите два любых события из истории Великой Отечественной войны, произошедших в том же году, что и событие, представленное на фотографии.
Прочтите отрывок из статьи писателя и укажите слово, которое пропущено в тексте.
У молодых писателей ещё нет достаточно мощных сил для того, чтоб внушить читателю ненависть к прошлому, и потому они не столько отталкивают читателя от прошлого, как, на мой взгляд, непрерывно упоминая о прошлом, укрепляют – фиксируют, консервируют его в памяти читателя. Для того чтоб ядовитая, каторжная мерзость прошлого была хорошо освещена и понята, необходимо развить в себе уменье смотреть на него с высоты достижений настоящего, с высоты великих целей будущего. Эта высокая точка зрения должна и будет возбуждать тот гордый, радостный пафос, который придаст нашей литературе новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам новое направление – социалистический , который, само собою разумеется, может быть создан только на фактах социалистического опыта.
12. В 1922 г. был образован СССР. Выберите из выпадающих списков двух исторических деятелей, являвшихся непосредственными участниками данного события (процесса). Установите соответствие между историческими деятелями и их действиями в этом событии (процессе). Переместите с помощью компьютерной мыши действия деятелей в соответствующие ячейки таблицы.
13. Из представленного списка выберите последствие образования СССР. Произошло изменение названия правящей партии на РКП(б). Принята первая Конституция СССР, утвердившая структуру высших органов власти. Организован коммунистический интернационал (Коминтерн), объединявший коммунистические и рабочие партии. Создана Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА).
14. Из представленного ниже списка выберите три аргумента, подтверждающих точку зрения, что сплошная коллективизация сельского хозяйства в СССР способствовала быстрому промышленному развитию страны. Распределение произведённой в колхозах сельскохозяйственной продукции в пользу всё более увеличивающегося в условиях индустриализации городского населения было более лёгким для государства процессом. Создание колхозов позволило установить жёсткий контроль государства над производством сельскохозяйственной продукции и её распределением с учётом потребностей осуществлявшейся в данный период индустриализации. В процессе коллективизации сократилось поголовье крупного рогатого скота в крестьянских хозяйствах. Через машинно-тракторные станции (МТС), предоставлявшие технику колхозам, государство смогло сделать процесс производства более эффективным. Для упрощения учета труда крестьян в колхозах была отменена система трудодней.
15. Великая Отечественная война стала одним из самых страшных и тяжёлых испытаний для нашего народа и страны. Имена многих героев, творцов Победы, присвоены проспектам, площадям, бульварам и улицам Москвы. А. Рассмотрите две иллюстрации, на которых изображены памятники, установленные в память о защитниках Москвы. Установите соответствие между памятником и местом его расположения. Переместите с помощью компьютерной мыши место расположения памятника в соответствующую ячейку таблицы. Б. Ниже приведена карта Москвы, на которой обозначены объекты города, названные в честь героев Великой Отечественной войны. Используя карту Москвы, сопоставьте названия объектов с их расположением. Выберите из выпадающих списков подписи, соответствующие названиям объектов.
Распределение заданий по блокам проверяемых умений
Характеризовать деятельность исторических личностей в рамках событий, процессов истории России 1914–1945 гг. 2. Определять на основе информации, представленной в текстовом источнике исторической информации, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов) истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг. 3. Отвечать на вопросы по содержанию текстового источника исторической информации по истории России и зарубежных стран 1914– 1945 гг. 4. Привлекать контекстную информацию при работе с исторической картой и рассказывать об исторических событиях, используя историческую карту.
5. Указывать хронологические рамки основных периодов отечественной и всеобщей истории 1914– 1945 гг. 6. Объяснять смысл изученных/изучаемых исторических понятий и терминов из истории России 1914–1945 гг. 7. Проводить атрибуцию визуальных исторических источников по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг. 8. Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи между историческими событиями, явлениями, процессами.
Смотрите диагностические работы МЦКО 2025
МЦКО 2024-2025 варианты задания и ответы для диагностических работ