МЦКО 2025 математическая и читательская грамотность 6 класс демоверсия с ответами
Демоверсия МЦКО 2025 диагностическая работа по математической и читательской грамотности 6 класс вариант заданий с ответами для подготовки к диагностики в школах города Москвы и области, которая пройдёт в 19-20 марта 2025 года.
Демоверсия читательская грамотность: скачать
Демоверсия математическая грамотность: скачать
Варианты и ответы: скачать
Назначение КИМ для проведения диагностической работы по математической грамотности — оценить уровень общеобразовательной подготовки в области математической грамотности обучающихся 6-го класса. КИМ позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действий (УУД) при решении различных повседневных задач в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты диагностической работы могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Диагностическая работа проводится с целью определения у обучающихся 6-х классов уровня сформированности функциональной грамотности, включающей читательскую и математическую грамотность. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление готовности шестиклассников к успешному обучению в основной школе.
Математическая грамотность МЦКО 2025
Читательская грамотность МЦКО 2025
На выполнение работы по математике отводится 30 минут. Работа содержит 9 заданий. Задание 9 оценивается в 2 балла, остальные задания оцениваются в 1 балл. Задания выполняются на компьютере. Задания 5 и 6 относятся к сюжету, текст которого располагается перед заданием 5. В заданиях 7, 8 и 9 необходимо воспользоваться имитационным блоком.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Работа проводится в компьютерной форме. При выполнении работы разрешено пользоваться справочными материалами и калькулятором. На выполнение работы отводится 30 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры диагностической работы
В рамках диагностической работы наряду с предметными результатами обучения оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД. Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Порядок оценивания отдельных заданий и работы в целом
Правильное решение каждого из заданий 1–4, 5.1, 5.2, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом, задание 6.3 оценивается 2 баллами. Максимальный первичный балл – 10. В приложении 1 приведён обобщённый план блока «Математическая грамотность». В приложении 2 приведён демонстрационный вариант блока «Математическая грамотность». В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах диагностической работы.
Задания и ответы для 6 класса
1 задание
В Казани семь районов. Рассмотрим таблицу. По данным таблицы построена диаграмма, но на ней подписаны названия только трёх районов.
Какому району соответствует сектор 3?
1) Авиастроительный
2) Кировский
3) Ново-Савиновский
4) Приволжский
Ответ: 3
Семья из шести человек разделила между собой праздничный торт. Каждый из семьи съел часть торта. Выберите верные утверждения. 1) Мама съела четверть торта. 2) Дедушка съел больше торта, чем дядя. 3) Если бы папа отдал свой кусок ребёнку, то ребёнку досталась бы примерно половина торта. 4) Самый большой кусок торта достался ребёнку.
Ответ: 34
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Нижнем Новгороде за каждый месяц 1994 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наибольшую среднемесячную температуру воздуха в Нижнем Новгороде весной 1994 года.
Ответ: 10
2 задание
Рассмотрите рисунок и решите задачу. Покупатель взял полкилограмма кураги и полкилограмма чернослива и дал продавцу 500 рублей. Сколько рублей сдачи должен получить покупатель?
Ответ: 130
В междугороднем автобусе 60 мест для пассажиров. Три пятых этих мест уже проданы. Сколько ещё мест могут быть куплены пассажирами?
Ответ: 24
Оксана купила телефон за 10 000 рублей, а через год продала его за 6500 рублей. На сколько процентов Оксана снизила первоначальную цену телефона?
Ответ: 35
3 задание
В самом большом округе России – Дальневосточном федеральном округе – целых 5 часовых поясов. Коля летит вечерним рейсом на самолёте из Якутска в Москву. В какойто момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 2 часа. Тогда Коля посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время. Во сколько по московскому времени самолёт совершит посадку? Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России. Ответ запишите в 24-часовом формате (например, 18:10).
Ответ: 15:50
4 задание
Женя зашнуровал кеды параллельной шнуровкой, как показано на рисунке. Ниже изображены схемы: как его шнуровка выглядела снаружи и изнутри. Однако при параллельной шнуровке снаружи схема шнуровки изнутри не может выглядеть произвольным образом. Например, показанная справа схема не может изображать внутреннюю сторону параллельной шнуровки, поскольку в этом случае шнурок проходит только через две верхние дырки с каждой стороны. Женины друзья утверждают, что тоже зашнуровали ботинки параллельной шнуровкой, и в подтверждение этого прислали ему схемы шнуровок изнутри. Какие из данных схем не могут изображать внутреннюю сторону параллельной шнуровки?
Ответ: 4
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 5.1 и 5.2
Перед Вами карта Москвы. Москва подразделяется на 12 административных округов. При этом 8 из них названы по географическому признаку. Например, Южный административный округ (ЮАО) граничит с Юго-Западным (ЮЗАО) и Юго-Восточным (ЮВАО), а Юго-Восточный — с Южным и Восточным (ВАО) и т. д. Есть особый округ — Центральный, он граничит со всеми округами с географическими названиями, в нём находится большое количество достопримечательностей, исторический центр города, точка отсчёта расстояний (нулевой километр), Кремль. Зеленоградский административный округ не граничит ни с одним из округов. В 2012 году к Москве были присоединены два округа: Новомосковский на юго-западе столицы (он граничит с ЮЗАО и ЗАО) и Троицкий (он граничит только с Новомосковским АО и является самым большим по площади из всех округов Москвы).
5 задание
Рассмотрите карту Москвы и установите соответствие между названиями административных округов и номерами, которыми они обозначены на карте.
Ответ: 71021112
На выходные папа, мама и их 12-летняя дочь Полина решили поехать в центр Москвы погулять. До места начала прогулки можно добраться на метро или на такси. Но метро находится не рядом с домом, поэтому до метро можно доехать на автобусе или на такси. Такси до метро стоит 230 рублей, такси до начала места прогулки стоит 590 рублей. Каждому из них доступны следующие виды проездных билетов и услуг. У Полины есть купон на скидку 50% для поездки на такси. Во сколько рублей им обойдётся оплата проезда в одну сторону при условии выбора самого дешёвого варианта проезда?
Ответ: 255
Для выполнения заданий 6.1–6.3 воспользуйтесь имитационным блоком.
В небольшом ресторане установили терминал для заказа и оплаты еды. В нём можно выбрать бургеры, салаты, напитки, получить информацию об акциях и скидку при наличии купона. Обратите внимание, что при вычислении суммы заказа терминал автоматически учитывает акции, если выбранный набор подходит под их условия (для того чтобы воспользоваться акцией «Дома выгоднее», после запуска терминала нажмите кнопку «С собой»). Для выполнения заданий используйте имитационный блок. Примечание: Имитационный блок это интерактивный ресурс, имитирующий работу терминала самообслуживания. Далее будут представлены скриншоты результатов работы с ресурсом.
6 задание
Сколько различных бургеров можно заказать в ресторане?
Ответ: 6
Сколько рублей стоит заказ, состоящий из салата «Цезарь» и двух чашек чёрного чая, если взять его с собой и обедать вне ресторана?
Ответ: 361
Ира, Маша и Егор собираются пообедать в ресторане «Мир бургеров». Каждый из ребят возьмёт гавайский бургер, греческий салат и зелёный чай. У них есть два подходящих купона с кодами EUREKA10 и ALOHA10. Сколько рублей они потратят, если выберут наиболее выгодный вариант покупки? Ответ округлите до целого количества рублей.
Ответ: 1052
Инструкция по выполнению диагностической работы в компьютерной форме
1. При выполнении работы вы можете воспользоваться черновиком и ручкой.
2. Для заданий с выбором одного правильного ответа отметьте выбранный вариант ответа мышкой. Он будет отмечен знаком «точка». Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ».
3. Для заданий с выбором нескольких правильных ответов отметьте все выбранные варианты ответа. Они будут отмечены знаком «галочка». Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ».
4. Для заданий с выпадающими списками выберите соответствующую позицию из выпадающего списка. Для подтверждения своего выбора нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
5. Для заданий на установление соответствия (без выпадающих списков) к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
6. Для заданий на установление верной последовательности переместите элементы в нужном порядке или запишите в поле ответа правильную последовательность номеров элементов. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
7. Для заданий, требующих самостоятельной записи краткого ответа (числа, слова, сочетания слов и т. д.), впишите правильный ответ в соответствующую ячейку. Регистр не имеет значения. Писать словосочетания можно слитно или через пробел. Для десятичных дробей возможна запись как с точкой, так и с запятой. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
8. Для заданий на перетаскивание переместите мышкой выбранный элемент (слово, изображение) в соответствующее поле. Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание».
9. Для заданий с развёрнутым ответом запишите полный развёрнутый ответ в поле «Ответ». Для подтверждения своего ответа нажмите кнопку «Сохранить ответ на задание». 10. Для заданий, требующих записи развёрнутого ответа в бланке ответов, следуйте инструкциям в задании.
Прочитайте тексты и выполните задания 1–7.
Текст 1 История и современность Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) – главная выставка страны. Это уникальное культурное пространство доступно для посещения круглосуточно. Украшением Выставки, излюбленным местом встреч и отдыха её посетителей с мая по октябрь являются знаменитые фонтаны ВДНХ. Сразу за аркой Главного входа на протяжении 165 м расположены в два ряда 14 фонтанов Главной (Центральной) аллеи.
Каждый из них находится в отдельной чаше, выполненной из красного гранита в форме правильного восьмиугольника, имеет 12 вертикальных и 12 радиальных струй*, расходящихся веером. Созданные в 1954 году по проекту архитектора Георгия Щуко́ , в 2018 году фонтаны открылись после реставрации. Блеском золота, обилием и изысканностью символических изображений покоряют взор посетителей их фонтаны-ровесники – крупнейшие фонтаны ВДНХ: «Дружба народов», «Каменный цветок», «Золотой колос». Эти творения знаменитого архитектора Константина Топури́дзе впервые были отреставрированы спустя 65 лет после их создания: торжественный пуск обновлённых фонтанов состоялся в юбилейном для ВДНХ 2019 году. В центре овальной чаши самого большого фонтана выставки – «Дружба народов» – возвышается композиция из пшеницы и подсолнухов, сплетённых в большой сноп.
Её окружают позолоченные статуи девушек, на покрытие которых при реставрации было истрачено 4 кг сусального золота**. Третий по величине исторический фонтан ВДНХ – «Золотой колос» – расположен не на Главной аллее, а в центре Каменского пруда Ландшафтного парка Выставки. Гигантский золотой колос возвышается на плоском основании, а у его подножия размещены 3 рога изобилия с овощами и фруктами: капустой, тыквой, помидорами, яблоками, виноградом. Символика фонтана означает возрождение, жизнь, урожай и плодородие, а 30 струй воды из 66 достигают в высоту 25 м. А вот парные чаши у павильона Республики Азербайджан не сразу стали фонтаном. Более 60 лет они являлись просто красивой скульптурной группой. И только с 2020 года серебряные струи и умиротворяющие звуки воды радуют глаз и слух посетителей, помогают передать гостям таинственную атмосферу Востока. В 2013 году у подножия макета ракеты «Восток» на площади Промышленности открылась фонтанная композиция «Ракета». По вечерам водный каскад, подсвеченный 9 цветными подводными прожекторами, создаёт перед глазами восхищённых посетителей красочный водный фейерверк из разноцветных четырёхметровых струй.
Текст 2
Сегодня многие фонтаны ВДНХ являются объектами культурного наследия. Они стали национальной гордостью и подлежат особенной охране государства, требуют ухода и заботы. Один из самых зрелищных – фонтан «Каменный цветок». На его создание в 1954 году архитектора К.Т. Топури́дзе вдохновили уральские сказы писателя Павла Бажова. В центре композиции 1000-струйного фонтана находится огромная чаша в виде цветка, который распускается среди ярких кристаллов-самоцветов. Вокруг неё на гранитных постаментах, украшенных чёрными чугунными завитками, установлено 16 бронзовых композиций с дарами природы. В большой водной чаше – бассейне фонтана, площадь которого составляет почти 3,5 тыс. м2 , – расположены и малые фонтанчики в форме чугунных осётров и бронзовых гусей.
До реставрации 2019 года фонтан «Каменный цветок» находился в плачевном состоянии. Часть декоративных элементов была утрачена, разрушилось 75% смальты*. Из-за износа многие струи вообще не били. 11 современных насосов, установленных вместо пяти старых, позволили увеличить высоту струй фонтана до 15 метров. Реставраторами были воссозданы и декоративные элементы. Помимо сохранившихся украшений из смальты, обновлённый фонтан засиял новыми деталями, изготовленными по прежним эскизам в Москве и Санкт-Петербурге. В 2020 году реставраторы подарили жизнь и другому фонтану – «Букет из масличных растений», который был создан в начале 1950-х годов по проекту архитектора В.М. Таушканова.
Верхняя чаша фонтана, сделанного из керамики и майолики, выполнена в форме крупного цветка подсолнечника. Постаменты нижней и средней чаш фонтана окружают изображения цветов и ягод. Высота этого сооружения достигает почти 3,5 м. К началу реставрации фонтан не работал около 60 лет. Декоративных деталей и бетонного основания не сохранилось, а верхняя чаша в виде цветка подсолнуха была утрачена совсем. В ходе реставрации заново были отлиты нижняя и средняя чаши, керамические детали, выполнено новое бетонное основание со стальными трубками для подачи воды.
1 задание
Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанных текстов.
1) Все фонтаны на территории ВДНХ созданы архитектором Константином Топури́дзе.
2) 14 фонтанов Главной (Центральной) аллеи ВДНХ отреставрированы в 2018 году архитектором Г. Щуко́.
3) Смальта и керамика применяются при создании декоративных элементов фонтанов.
4) При создании фонтана «Дружба народов» на покрытие золотых фигур было истрачено 4 кг сусального золота.
5) Сухие фонтаны появились на ВДНХ лишь в ХХI веке.
Ответ: 35
2 задание
На основе информации из текстов 1 и 2 расположите фонтаны из предложенного списка в порядке их создания (от самого старого к самому новому сооружению). 1) Фонтан у павильона «Геология» 2) Фонтан «Золотой колос» 3) Чаши у павильона Республики Азербайджан 4) Фонтан перед «Москвариумом» 5) Фонтан «Ракета»
Ответ: 25413
3 задание
На основе информации из текстов определите, какие из приведённых утверждений соответствуют их содержанию, какие не соответствуют ему и о чём информация в текстах отсутствует (о чём не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
Ответ: 2313
4 задание
Определите, подтверждаются ли следующие утверждения данными, приведёнными в текстах.
Ответ: 2112
5 задание
Используя информацию из текстов, распределите представленные ниже тезисы в соответствующие ячейки. 1) Декоративные элементы и механизмы фонтанов со временем разрушаются 2) Фонтаны подлежат особой охране и заботе государства 3) Проводится реконструкция инженерных коммуникаций и декоративных фрагментов 4) Фонтаны являются национальной гордостью, украшением столицы
6 задание
Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста 2.
1) Как устроены фонтаны?
2) Новая жизнь фонтанов
3) Какой фонтан выше?
4) Самые красивые фонтаны
Ответ: 2
7 задание
На основе информации из текстов определите, изображение какого фонтана представлено на фото. 1) «Золотой колос» 2) «Дружба народов» 3) «Букет из масличных растений» 4) «Ракета» 5) «Каменный цветок» 6) Фонтан перед «Москвариумом» Обоснуйте своё мнение. Приведите две характеристики (два признака) фонтана, подтверждающие Ваш вывод.
8 задание
Илья учится в 6-м классе. Его семья проводит семейный совет, на котором обсуждает маршрут прогулки-экскурсии по центру Москвы. Для того чтобы эта прогулка была интересна и взрослым, и детям, члены семьи хотят совместить её с прохождением городских квестов. Они изучили карту городских квестов и теперь выбирают те, которые отвечают их интересам. Папа Ильи считает, что нужно выбирать маршрутный квест так, чтобы от его старта до финиша пройти не менее километра. Мама мечтает совместить прохождение квеста с экскурсией в какой-либо музей. Младшая сестра Юля просит выбирать только квесты, при прохождении которых можно получить сувенир на память. Сам Илья интересуется квестами, которые позволяют больше узнать о писателях, поэтах и их произведениях.
Смотрите диагностические работы МЦКО 2025
Диагностики МЦКО варианты, задания и ответы для работ 2-11 класс