ответы задания олимпиада всош 2024-2025

Обществознание 11 класс ответы и задания для школьного этапа олимпиады ВСОШ 22-24 сентября 2023

Официальные задания и ответы для 11 класса по обществознанию школьного этапа 2023 2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Москвы 77 регион и Республики Дагестан. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики, а также учителя, родители и все желающие проходит на официальном сайте: school.mos.ru

Задание 1. Определите, верно или неверно утверждение.В условиях гиперинфляции затраты на производство партии товара не покрываются полученной выручкой и производители начинают переходить к бартеру.Первые идеи общеевропейской интеграции появились в период создания Европейского экономического сообщества.Колхоз является формой юридического лица, поименованной в Гражданском кодексе Российской Федерации.Важное преимущество интервью как метода социологического анализа заключается в минимальных временны́х затратах в расчёте на одного респондента.Деятельность движения суфражисток является примером проявления гражданского общества.

Задание 2. Выберите верные утверждения, соответствующие содержанию приведённой карикатуры советского периода.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/011/862/494/original/image001.jpg

Организация общественных отношений, изображённая на карикатуре, характерна для традиционного общества.Отражённая на карикатуре отрасль экономики была ведущей в традиционном обществе.На карикатуре отражён процесс децентрализации в сельском хозяйстве.Карикатура высмеивает непотизм.На карикатуре речь идёт об одном из политических прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.Одним из видов собственности в современной России является собственность организаций, обозначенных на карикатуре.Карикатура высмеивает подчинение меньшинства большинству в квазидемократических институциях.

Задание 3. Решите логическую задачу.

Известны следующие факты.

• Существуют баракозаврики, которые также являются какомициликами.

• Если кто-то не является какомициликом, то он не является вилохвостиком.

Из приведённых ниже изображений выберите ВСЕ возможные диаграммы, которые НЕ могут отражать отношения между баракозавриками, какомициликами и вилохвостиками.

Каждая из категорий обозначается отдельным кругом, пересечение обозначает общие элементы.

Задание 4. Решите экономическую задачу.

Марк принял решение уйти с должности дизайнера-иллюстратора с окладом 80 000 рублей в месяц и организовать собственное агентство, используя для этого личный опыт и свои сбережения в сумме 200 000 рублей. Кроме того, Марк обратился в банк за кредитом в размере 500 000 рублей. Денежные средства были потрачены на закупку необходимого оборудования. Годовой процент за кредит составляет 20 % . Процент по вкладам граждан равен 10 %.Чему равны бухгалтерские издержки Марка за первый год самостоятельного ведения бизнеса? Ответ дайте в рублях.

Задание 5. Чему равны экономические издержки Марка за первый год самостоятельного ведения бизнеса? Ответ дайте в рублях.

Задание 6. На разработку одного проекта уходит одна неделя, а стоимость его равна 20 000 рублей. Рассчитайте рентабельность агентства Марка. Ответ укажите в процентах. Считайте, что в году 52 недели. Ответ округлите до целого числа процентов.

Задание 7. Решите правовую задачу.

В юриспруденции существуют различные виды гражданско-правовой ответственности: в зависимости от основания возникновения и по характеру распределения ответственности между несколькими лицами. По основанию взаимодействия выделяют договорную и внедоговорную ответственность. По характеру распределения бывают: долевая ответственность, когда каждый из должников отвечает перед кредитором в пределах приходящейся на него доли; солидарная ответственность, дающая кредитору право требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого в отдельности; субсидиарная ответственность, при которой кредитор сначала требует выполнения обязательств от основного должника, а потом обращается с требованиями к субсидиарному.Виды гражданско-правовой ответственности:ДоговорнаяВнедоговорнаяСубсидиарнаяСолидарная

Соотнесите приведённые ниже примеры с видами гражданско-правовой ответственности, к которым их можно отнести.

Марк решил приобрести новую мебель в гостиную. В магазине он выбрал мебельный гарнитур и оформил доставку. Менеджер сказал, что доставка будет произведена в течение трёх дней, но мебель Марку привезли спустя неделю.

В результате недобросовестного исполнения директором ООО «Ромашка» своих полномочий компания понесла существенные убытки и была вынуждена начать процедуру банкротства. Тогда партнёры ООО «Ромашка» обратились в суд за возмещением ущерба.

Студентки Мария и Дария решили, что снять квартиру проще и выгоднее вместе. Найдя нужное предложение, девушки разделили арендную плату поровну.

Геннадий не заметил женщину, переходившую дорогу по пешеходному переходу, и сбил ее. В результате ДТП здоровью женщины был нанесён вред средней степени тяжести (закрытый перелом ноги). Алексей возместил не только физический, но и моральный вред.

Семен не мог получить кредит в банке и обратился за помощью к своему брату Павлу. Павел согласился выступить поручителем Семена при получении банковского кредита.

Арина взяла в банке автокредит на год. Спустя полгода девушка потеряла работу и перестала выплачивать проценты по кредиту.

Матвей играл в футбол со своими однокурсниками и случайно разбил мячом лобовое стекло автомобиля, припаркованного рядом с футбольным полем. Матвею пришлось возместить владельцу автомобиля причинённый ущерб.

После смерти родителей совершеннолетние сёстры Арина и Ирина приняли в наследство земельный участок с построенным на нём домом и кредит, который их родители брали на строительство дома.

Ознакомьтесь с инфографикой и выполните задание.

/system/atomic_objects/files/011/862/570/original/11-1.jpg
/system/atomic_objects/files/011/862/607/original/11-2.jpg
/system/atomic_objects/files/011/862/608/original/11-3.jpg
/system/atomic_objects/files/011/862/609/original/11-4.jpg
/system/atomic_objects/files/011/862/610/original/11-5.jpg

Задание 8. На основании данных инфографики соотнесите начала предложений и их окончания.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/011/866/748/original/2023-09-10_18-28-35.png

Доля тех, кто не оказывал безвозмездную помощь в течение последнего годаРеже всего опрошенныеПримерно половина опрошенныхПомощь в виде добровольного предоставления части крови или органов для лечебных целейРегулярную безвозмездную помощь за последний годДоля респондентов, отметивших удобство оказания денежной помощи через мобильный телефон

Задание 9. Респонденты проводят возрастную градацию при оказании помощи: только 49 % ответили отрицательно на вопрос о значимости возраста тех, кому они помогают. Выберите термин, который обозначает один из видов дискриминации по приведённому в последнем вопросе инфографики признаку.партикуляризмлукизмкоммунизмшовинизмэйджизм

Прочитайте текст и выполните задания.

(I) Коллективная память – это представления о прошлом, которые разделяют члены одной социальной группы. Понятие коллективной памяти ввёл социолог Морис Хальбвакс. Он выделял два вида памяти, доступных для человека, – индивидуальную и коллективную. По его мнению, память у человека появляется в процессе социализации. Несмотря на то что памятью обладает каждый отдельный человек, эта память всё же формируется коллективом. Индивидуальная, или автобиографическая, память – это воспоминания индивида о его жизни. Коллективная же память принадлежит не одному человеку, а группе. Причём разделять коллективные воспоминания могут люди, не жившие в то время, когда произошло событие.

(II) Социальная память – форма коллективной памяти, которая формируется на основе социальных отношений между людьми. Она включает в себя воспоминания о прошлых событиях, связанных с определёнными людьми или группами и отношениями между ними. Социальная память может влиять на то, как мы оцениваем других людей, и наше отношение к ним.

(III) Историческая память – форма коллективной памяти, которая связана с национальной или мировой историей. Она включает в себя воспоминания о ключевых событиях и фигурах прошлого, которые могут иметь важное значение для определённой страны, нации или общества. Историческая память может использоваться для формирования национальной или гражданской идентичности, а также для оценивания прошлого и понимания его влияния на настоящее.

(IV) Коллективные воспоминания сохраняются в разных формах повествования: документальных свидетельствах о прошлом, таких как архивные записи, документальные фильмы, книги, мемуары, дневники, художественная культура, фотографии, контент в интернете. Формируются же воспоминания посредством изучения этих записей, их обсуждения в группе и взаимодействия членов сообщества.

(V) В работе 1954 г. американские исследователи Альберт Хасторф и Хэдли Кантрил зафиксировали, что студенты двух университетов – Дартмутского и Принстонского – по-разному помнили спорный матч университетских сборных по футболу. На тех соревнованиях обе команды покалечили игроков соперника и получили штрафные баллы за нарушение правил. Однако после матча болельщики стали винить команду противника в нечестной игре и неспортивном поведении. Тогда исследователи решили выяснить, как именно помнят один и тот же матч студенты разных университетов. Опрос 163 респондентов из Дартмутского университета и 161 из Принстонского показал, что 53 % дартмутских студентов винят в случившемся обе стороны, а 36 % признали вину своей команды. 86 % студентов Принстонского университета винили противников, и только 11% ответили, что обе команды с самого начала играли грубо. Затем исследователи попросили студентов посмотреть запись игры и отметить все нарушения, которые они заметят. В итоге студенты Дартмута отметили почти одинаковое количество нарушений с обеих сторон – в среднем 4,3 нарушения для своей команды и 4,4 для команды Принстона. Принстонские же студенты зафиксировали у дартмутской команды в два раза больше нарушений, чем у своей команды: в среднем 9,8 и 4,2 соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что изначальные установки нас самих и группы, к которой мы себя относим, влияют как на восприятие события, так и на то, как мы впоследствии его помним.

(VI) Беседы и дискуссии – один из способов передачи воспоминаний, в том числе ложных. В 2006 г. американские учёные провели эксперимент, в котором предложили 24 группам – семьям из четырёх человек – прочитать две истории, затем вспомнить и пересказать их индивидуально, а после – вместе их обсудить. Через неделю исследователи ещё раз попросили респондентов пересказать истории. В итоге участники эксперимента рассказали изначальные индивидуальные воспоминания и те, что обсуждались в группе. Причём среди высказанных групповых воспоминаний больше было тех, которые озвучивал самый активный человек в группе. При этом его социальная роль неважна. Это мог быть как родитель, так и ребёнок. Главное, чтобы он или она больше всех говорили.

(VII) Французский социолог Эмиль Дюркгейм отмечал, что культура и, в частности, ритуалы и традиции передают ценности и нормы через поколения, а совместные ритуалы создают ощущение сплочённости в коллективе. Чтобы поддерживать коллективные воспоминания, индивиды, согласно Дюркгейму, должны физически объединяться для создания общего опыта, которым будет делиться группа.

(VIII) Морис Хальбвакс выделял несколько свойств коллективной памяти. Во-первых, коллективная память передаётся только члену группы. В этих воспоминаниях выражена общая позиция группы относительно событий в прошлом. Кроме того, коллективные воспоминания создают образ группы, который подчёркивает как отличие от других, так и сходство членов группы. Во-вторых, в разные эпохи группы по-своему воссоздают в памяти прошлое в зависимости от той идеи, которая преобладает в обществе. Общество же, принимая новые идеи, не заменяет ими своё прошлое, а принимает прошлое других групп, которые разделяют эту идею.

(IX) Идентичность – это чувство принадлежности к группе, например национальной, профессиональной, классовой и т. д. Эта принадлежность может проявляться как внешне – проживание на определённой территории, трудоустройство в компании, так и внутренне – разделение общих переживаний, взглядов и воспоминаний. Индивид, ощущая свою принадлежность к разным группам, может разделять воспоминания разных коллективов.

(X) Согласно Морису Хальбваксу, коллективная память формируется в контексте конкретного времени и проблем, сопутствующих ему. Лидеры группы реконструируют прошлое, выбирают, какие события сохранить в памяти, а какие исключить в соответствии с текущими задачами и общественными проблемами. Французский историк Пьер Нора также отмечает, что даты и людей, которых помнит группа, выбирают лидеры этой группы. Британский историк Эрик Хобсбаум говорил, что лидеры могут разрушать социальные обычаи и нормы и создавать новые для установления авторитета, социального контроля и солидарности. Придуманные традиции запечатлевают определённые ценности, верования и нормы, которые предполагают преемственность несуществующего прошлого и при этом создают социальную идентичность.

(XI) Эффект Манделы – явление, когда большое количество людей утверждают, что помнят какое-то событие, которого в реальности не было. Психолог и профессор Гарвардского университета Дэниел Шактер объясняет, что людям не нравится неопределённость. Это вызывает страх и стресс. Поэтому, когда человек не помнит или не знает какие-то детали о событии, он самостоятельно додумывает недостающие фрагменты, исходя из ассоциаций и накопившегося опыта.

(XII) Понимание того, какие коллективные воспоминания разделяет человек, поможет в том числе определить, к какой социальной группе он принадлежит. Это может способствовать коммуникации с ним и пониманию его культуры. Признание того, что история и культура разных групп могут отличаться друг от друга, может помочь лучше понять и уважать иные точки зрения и представления о прошлом и культуре.

(XIII) Независимо от того, с какой группой человек себя идентифицирует, коллективные воспоминания о прошлом часто могут быть неподлинными и не давать объективной оценки историческим событиям. Чтобы это исправить, нужно изучать исторические источники, которые помогут разобраться, что на самом деле происходило в прошлом. Кроме того, изучение истории поможет лучше понять, какие элементы коллективной памяти являются фактически верными, а какие являются искаженными или неверными.

По А. Арбузовой

Использованы материалы РБК

Задание 10. 30 марта 1867 г. был подписан договор между Российской Империей и США о продаже Аляски общей площадью 1 518 800 кв. км. за 7,2 млн долларов. Тем не менее большая доля россиян считает, что Аляска была продана Екатериной II, умершей почти за 70 лет до этого события. Укажите номер абзаца, содержащего термин, означающий данное явление.

Задание 11. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании СССР. Начинается построение не только нового государства, но и нового общества. В риторике появляется новый термин «советский народ», для которого характерно ощущение принадлежности не к определённой этнической группе, а к определённому государству. В тексте использован термин, означающий указанное выше явление. Укажите номер абзаца, в котором встречается этот термин.

Задание 12. На основании текста выберите верные выводы из исследования А. Хастрофа и Х. Кантрила.Согласно исследованию, ни одно событие не может получить однозначную оценку со стороны третьих лиц.Отсроченное восприятие и использование стандартной системы оценок для наблюдения нарушений снизило долю опрошенных, увидевших у противника нарушения.Изначальные установки и убеждения, вне зависимости от того, являются они групповыми или индивидуальными, влияют и на восприятие события, и на дальнейшие воспоминания о нём.В формировании коллективной памяти важную роль играют устоявшиеся в обществе стереотипы.С течением времени происходит изменение групповых ценностей и убеждений, что влечёт за собой изменение коллективной памяти.Люди стремятся уместить и интерпретировать получаемую информацию в рамках разделяемых ими убеждений.Одно и то же событие видится и оценивается людьми по-разному в зависимости от убеждений, ценностей, стереотипов, которыми они руководствуются.

Задание 13. На основании текста выберите из приведённых ниже суждений те, которые могут выступить в качестве гипотезы в описанном в тексте эксперименте 2006 года.

Постгрупповая коллективная память может быть суммой индивидуальных предгрупповых воспоминаний.Разговоры способствуют формированию коллективной памяти.При наличии доминирующего рассказчика коллективная память напоминает память доминирующего рассказчика.Неразделённые догрупповые воспоминания трансформируются в общие послегрупповые воспоминания.На формирование коллективной памяти оказывают влияние разговоры с присутствием доминирующего рассказчика.Беседы не ведут неизбежно к формированию коллективной памяти.Постгрупповые воспоминания сводятся к единообразному воспроизведению прошлого.

Задание 14. Выберите выводы, которые можно сделать на основе содержания текста.

Каждый член общества имеет коллективную память, состоящую из воспоминаний о событиях и деятелях прошлого, имеющих важное значение для гражданской и национальной идентификации. По мнению М. Хальбвакса, несмотря на индивидуальный характер, важную роль в формировании памяти у человека играет коллектив. Коллективная память способствует пониманию других групп и развитию толерантности. Устоявшиеся в обществе нормы и обычаи могут быть изменены, разрушены или отвергнуты только группой. Согласно проведённым исследованиям, формирование массовых ложных воспоминаний невозможно. Согласно исследованиям, коллективную память можно формировать целенаправленно. Общество, принимая идеи других групп, принимает их прошлое и заменяет им своё. Коллективные установки и убеждения влияют на восприятие событий и формирование коллективной и индивидуальной памяти. Обычаи и традиции способствуют формированию и сохранению коллективной памяти. При формировании групповых воспоминаний путём беседы или дискуссии важны социальный статус и социальная роль говорящего.

Посмотрите другие олимпиады:

Добавить комментарий