Олимпиада по русскому языку Звезда ответы и задания для 7, 8, 9, 10, 11 класса 2023-2024
Ответы и задания для отборочного этапа 2023-2024 учебный год многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по русскому языку для 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса.
Задания и ответы для 1 варианта 6-7 класс
Задание 1. Укажите пример с ошибкой. а) капли от насморка б) капли для носа в) капли от носа г) капли для здоровья
Задание 2. Выберите слово, которое нельзя составить из звуков слова палитра. а) лапа б) липа в) парта г) литр
Задание 3. Укажите ряд, в котором правильно перечислены части речи, которые могут заканчиваться на — ЖЬ. а) глагол, существительное, наречие; б) глагол, краткое прилагательное, существительное; в) глагол, наречие, краткое прилагательное; г) наречие, существительное, краткое прилагательное.
Задание 4. Проанализируйте грамматические признаки слов в парах и укажите «лишнюю» пару. а) писать – списать б) бросать – бросить в) забивать – забить г) таскать – тащить
Задание 5. Закончите пословицу На чужой каравай… а) роток закрывай б) внимания не обращай в) свой пир затевай г) рот не разевай Задание 6. Укажите фразеологизм, в котором допущена ошибка. а) огород городить б) спустив рукава в) витать в облаках г) не лыком шит
Задание 7. Запишите название члена предложения, которым является слово берег в предложении «Берег омывает море». Задание 8. Определите тип подчинительной связи словосочетания их квартира. а) согласование б) управление в) примыкание
Задание 9. Укажите имя, которое содержит тот же корень, что и слово гиппопотам. а) Ипполит б) Осип в) Антип г) Иосиф
Задание 10. Проанализируйте значения слов и укажите «лишнее». а) кричать б) вопить в) горланить г) говорить
Задание 11. Укажите ряд, в котором все слова написаны верно. а) полапельсина, пол-Саратова, пол-лампы, полуха б) полдвенадцатого, пол жёлтой дыни, полуось, пол-лабиринта в) пол Марса, пол-лавки, пол столовой ложки, пологурца г) пол-Москвы, пол-стакана, полуотжим, вполглаза
Задание 12. Укажите глаголы, от которых существительные, обозначающие названия профессии, образуется с помощью суффикса -ЩИК-. а) перевозить б) перекупать в) барабан г) разносить д) переводить е) заказать ж) летать з) полировать
Задание 13. Укажите прилагательные, в кратких формах которых в основе появляется беглая гласная. а) верный б) холодный в) горький г) вежливый д) вдумчивый е) тёплый ж) слабый з) хитрый
Задание 14. Укажите прилагательные, в которых пишется НН в составе суффикса. а) гости…ый б) единстве…ый в) маши…ый г) деревя…ый д) серебря…ый е) экскурсио…ый ж) стари…ый з) клюкве…ый
Задание 15. Укажите существительные мужского рода. а) пятнышко б) стёклышко в) скворушка г) рублишко д) донышко е) хлебушек ж) кумушка з) городишко
Задание 16. Выберите и запишите слово, которое должно стоять на месте пропуска во фразе Всяк сверчок знай свой … (п…ток, уг…лок, ш…сток)
Задание 17. Укажите предложения, в которых два союза И соединяют два разных ряда однородных членов (Знаки препинания не расставлены!). а) Хрустели промёрзшие по утру дороги и листья на запорошенном мелкой крупкой крыльце и торчавшие из-под снега стебли чёрной крапивы. б) В этом городе много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных и других. в) Облака бежали быстро и низко и затуманивали солнце. г) Родное приволье раскинулось широко и торжественно и река петляла меж холмов. д) Солнце уже выбралось выше опушки и леса ярко блистая на извивах реки и перепрыгивая с травинки на травинку.
Задание 18. Укажите цифры, на месте которых в предложении следует поставить запятые (Знаки препинания не расставлены!). Запишите цифры в порядке возрастания. Грозные и стройные голоса утихли (1) комендант обошёл своё войско (2) сказал солдатам (3) «Мы (4) постоим сегодня (5) детушки (6) постоим (7) за государыню (8) и докажем всему свету (9) что (10) мы (11) люди бравые и присяжные».
Задание 19. Укажите предложения с речевыми ошибками. а) Любые состязания – большой стресс для детской психики. б) Даже если на тренировках всё получается легко, на соревнованиях юный спортсмен может попасть в ступор из-за страха перед противниками и неуверенности в себе. в) Избежать такой психологической ситуации поможет правильная психологическая подготовка ребенка. г) Частично её на себя берёт тренер, но полагаться только на него нельзя, ведь учеников у него много и времени на обстоятельственный разговор с каждым в суматохе может не хватить. д) А вот родители всегда рядом, и их задача – не дать ребёнку перенервничать и настроить его на отличный результат.
Задание 20. Укажите лингвистическое явление, которое создаёт языковую игру в анекдоте: В школе учительница спрашивает: – Вовочка, какой твой любимый предмет? – Айфон. а) антонимия б) многозначность в) паронимия г) синонимия
Задание 21. Укажите звонкие непарные звуки русского языка. а) [ц] б) [ж] в) [д] г) [р] д) [й’]
Задание 22. Определите, сколько раз в скороговорке «Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб» встречается звук [д]. Ответ запишите цифрой. Задание 23. Укажите название, которое было у буквы «С» в древнерусской азбуке. а) «слово» б) «слава» в) «сила» г) «свобода» д) «спасение»
Задание 24. Определите и запишите лингвистический термин, которым называется фраза «Лилипут сома на мосту пилил» и подобные ей.
Задание 25. Укажите слова, которые разделены на морфемы верно (знаком Ø обозначено нулевое окончание). а) был-инн-ый б) вы-ше-л-Ø в) чит-а-тель-ск-ий г) на-корм-л-ю д) тих-о-Ø
Задание 26. Определите морфему по её описанию: «… – это служебная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении». Запишите название морфемы.
Задание 27. Укажите слова, которые образованы приставочным способом. а) прибрежный б) прадедушка в) подставка г) заиграться д) позвонить
Задание 28. Даны слова, расположенные в алфавитном порядке: размах, размахивание, размахивать, размахнуть, махать, махнуть. Известно, что пять из них складываются в словообразовательную цепочку. Выпишите слово, которое не входит в эту цепочку.
Задание 29. Определите вариант, в котором правильно указан перевод на современный русский язык выделенного слова в предложении из древнерусского свода законов «Русская правда» (XIV в.) «Оже будеть без вины убиенъ, то за холопъ урокъ платити или за робу». а) даже б) если а) чтобы г) поскольку д) может
Задание 30. Запишите начальную форму выделенного слова из стихотворения Н. П. Николева. Погибнут от Твоей десницы, Увязнут в собственных сетях Живущие во лжи языцы, Злокозненны во всех путях.
Задание 31. Найдите в предложении слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Выпишите слово в той форме, в которой оно использовано в тексте. Мы с мамой часто заходим в кондитерскую, которая расположена на первом этаже нашего дома, потому что там очень вкусные торты.
Задание 32. Укажите лишнее словосочетание, определив значение прилагательного. а) мраморная статуя б) мраморные ступени в) мраморная кожа г) мраморная ваза
Задание 33. Укажите ряд, в котором все местоимения относятся к разным разрядам. а) тот, столько, таков б) кто, этот, никто в) всякий, сам, кто-нибудь г) какой, некоторый, нечто
Задание 34. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в склонении числительного. а) Комната казалась тесной, потому что на обеих стенах висело огромное количество больших и маленьких картин.б) Известное всему миру падение челябинского метеорита произошло в две тысячи тринадцатом году. в) Высота Эльбруса равна пяти тысячам шестистам сорока двум метрам. г) Зал был еще не весь заполнен: свободными оставались около двухсот девяносто мест.
Задание 35. Определите вариант, в котором верно указаны существительное и наречие, образованные от прилагательного опасный. а) опасность, опасно б) опасение, опасно в) безопасность, безопасно г) опаска, опасно
Задание 36. Определите вариант, в котором указаны только словосочетания. а) самый добрый, читать книгу, смотреть в окно б) книга прочитана, идти по улице, отличный пример в) красивое пальто, очень умный, думать о важном г) красный и синий, прекрасно выглядеть, красный от смеха
Задание 37. Соотнесите выделенное существительное и его синтаксическую роль в предложении. 1) Солнце спряталось за облака. 2) Облака похожи на разных животных. 3) Я долго смотрел на казавшиеся серебряными облака. 4) Скопление взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов – это облака. а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение д) обстоятельство Задание 38. Укажите ряд, в котором все прилагательные относятся к одному разряду. а) отцовский, оренбургский, Светин б) красный, добрый, пустой в) весенний, ранний, дневной г) беговой, быстрый, резкий
Задание 39. Укажите вариант, в котором верно определены стиль и тип речи текста. Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё – и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня… Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах… а) художественный стиль; повествование б) художественный стиль; описание в) публицистический стиль; повествование г) публицистический стиль; описание
Задание 40. Определите пример, в котором средством выразительности является эпитет. а) Улица, широкая и пустая, дремала, пригретая ранним утренним солнцем. б) Стянул с плеч бурку и осторожно, словно боясь разбудить, укрыл его. в) Л. В. Успенский проявляет самый живой интерес ко всему, что нас окружает. г) Князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело на всех впечатление.
Задания и ответы для 2 варианта 6-7 класс
Задание 1. Укажите пример с ошибкой. а) капли от насморка б) капли для носа в) капли от носа г) капли для здоровья
Задание 2. Выберите слово, которое нельзя составить из звуков слова палитра. а) липа б) трап в) пила г) тара
Задание 3. Укажите ряд, в котором правильно перечислены части речи, которые могут заканчиваться на -Ж. а) глагол, существительное, наречие б) глагол, краткое прилагательное, существительное в) глагол, наречие, краткое прилагательное г) наречие, существительное, краткое прилагательное
Задание 4. Проанализируйте грамматические признаки слов в парах и укажите «лишнюю» пару. а) решать – решить б) делать – сделать в) летать – лететь г) закалывать – заколоть
Задание 5. Закончите пословицу После драки… а) руки не подают б) люди как собаки в) кулаками не машут г) дружба – это враки Задание 6. Укажите фразеологизм, в котором допущена ошибка. а) подстреленный воробей б) кисейная барышня в) шапку ломать г) сыр-бор разгорелся
Задание 7. Запишите название члена предложения, которым является слово дом в предложении «Дом освещает солнце».
Задание 8. Определите тип подчинительной связи словосочетания их дом. а) согласование б) управление в) примыкание
Задание 9. Укажите имя, которое содержит тот же корень, что и слово витамин. а) Виктор б) Виталий в) Святослав г) Валентин
Задание 10. Проанализируйте значения слов и укажите «лишнее». а) бежать б) мчаться в) идти г) нестись
Задание 11. Укажите ряд, в котором все слова написаны верно. а) поларбуза, пол-Самары, пол-лица, получилища б) пол Челябинска, пол-лимона, пол чайной ложки, пологурца в) пол-Москвы, полтретьего, полуоборот, полу-тон г) ползимы, пол фруктового сада, полуоборот, пол-Луны
Задание 12. Укажите слова, от которых существительные, обозначающие названия профессии, образуется с помощью суффикса -ЧИК-. а) баня б) камень в) кровля г) грузить д) фонарь е) бетон ж) газета з) переписать
Задание 13. Укажите прилагательные, в кратких формах которых в основе появляется беглая гласная. а) грязный б) горячий в) кислый г) приветливый д) находчивый е) приятный ж) сильный з) сладкий
Задание 14. Укажите прилагательные, в которых пишется НН в составе суффикса. а) авиацио…ый б) обеде…ый в) карма…ый г) оловя…ый д) серебря…ый е) безветре…ый ж) стари…ый з) глиня…ый
Задание 15. Укажите существительные мужского рода. а) бородушка б) хлебушко в) брёвнышко г) пёрышко д) клинышек е) заборишко ж) волюшка з) соловушка
Задание 16. Выберите и запишите слово, которое должно стоять на месте пропуска во фразе Довести до белого … (к…лена, к…ления, к…пения)
Задание 17. Укажите предложения, в которых два союза И соединяют два разных ряда однородных членов (Знаки препинания не расставлены!). а) Мы осмотрели сад и дом и шумно всё обсуждая возвратились очень довольные своим приобретением. б) Из-под сена виднелись самовар кадка с мороженой формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки. в) Он остался дома и сидел у камина устремив глаза на часовую стрелку и выжидая минуту за минутой. г) Берёзы пролетают быстро и весело и лиственницы мелькают по сторонам. д) Я сидел тихо у реки и глядел кругом себя на позолоченную восходящим солнцем траву и слушал тишину.
Задание 18. Укажите цифры, на месте которых в предложении следует поставить запятые (Знаки препинания не расставлены!). Запишите цифры в порядке возрастания. Вдруг (1) раздались крики погони (2) карета остановилась (3) толпа вооружённых людей окружила её (4) и человек в полумаске отворил дверцы (5) со стороны (6) где сидела молодая княгиня (7) сказал ей (8) «Вы (9) свободны (10) княгиня (11) выходите».
Задание 19. Укажите предложения с речевыми ошибками. а) Любое кукольное театральное представление – это волшебная вселенная, погружающая театральных зрителей в чудесную атмосферу. б) В классическом кукольном театре действие разворачивается внутри ограниченного пространства, а сами артисты скрыты за ширмой. в) Но для самых маленьких зрителей режиссеры и художники придумывают необычные форматы – создают теневые, световые, водянистые, песочные постановки. г) И ещё создают интерактивные спектакли, чтобы дети могли выйти на сцену, поучаствовать в действии, рассмотреть декорации поближе. д) И вот после третьего звонка в зале погас свет, все притаили дыхание, и представление началось.
Задание 20. Укажите лингвистическое явление, которое создаёт языковую игру в анекдоте: Встал с утра пораньше на зарядку. Ну, и раздавил её. а) синонимия б) антонимия в) паронимия г) многозначность
Задание 21. Укажите мягкие непарные звуки русского языка. а) [й’] б) [л’] в) [н’] г) [щ’] д) [в’]
Задание 22. Определите, сколько раз в скороговорке «Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ» встречается звук [б]. Ответ запишите цифрой(-ами).
Задание 23. Укажите название, которое было у буквы «Д» в древнерусской азбуке. а) «дело» б) «добро» в) «дар» г) «душа» д) «долг»
Задание 24. Определите и запишите лингвистический термин, которым называется фраза «Лёша на полке клопа нашёл» и подобные ей.
Задание 25. Укажите слова, которые разделены на морфемы верно (знаком Ø обозначено нулевое окончание). а) при-вё-л-Ø б) чита-тель в) далек-о г) стар-ин-н-ый д) у-ход-ить
Задание 26. Определите морфему по её описанию: «… – это служебная морфема, которая располагается в слове после корня и служит для образования слов или их форм». Запишите название морфемы.
Задание 27. Укажите слова, которые образованы приставочным способом. а) прабабушка б) побережье в) перелёт г) заходить д) выставка Задание 28. Даны слова, расположенные в алфавитном порядке: взмах, взмахивание, взмахивать, взмахнуть, махать, махнуть. Известно, что пять из них складываются в словообразовательную цепочку. Выпишите слово, которое не входит в эту цепочку.
Задание 29. Определите вариант, в котором правильно указан перевод на современный русский язык выделенного слова в предложении из древнерусского свода законов «Русская правда» (XIV в.) «Аже украдеть кто бобръ, то 12 гривенъ». а) даже б) чтобы в) если г) поскольку д) хотя
Задание 30. Запишите начальную форму выделенного слова из стихотворения Н. Клюева. Полно скорбеть, человече, Счастье дается в черед! Тучку ― клуб шерсти овечьей Лешева бабка прядет.
Задание 31. Найдите в предложении слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Выпишите слово в той форме, в которой оно использовано в тексте. Я всегда хожу стричься в парикмахерскую на нашей улице, потому что она недалеко и там очень уютно.
Задание 32. Укажите лишнее словосочетание, определив значение прилагательного. а) стальной трос б) стальные двери в) стальной голос г) стальной стеллаж
Задание 33. Укажите ряд, в котором все местоимения относятся к разным разрядам. а) этот, столько, такой б) кто, тот, некто в) каждый, весь, что-нибудь г) никакой, который, что
Задание 34. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в склонении числительного. а) Наступило утро, но в комнате было темно, потому что на обоих окнах висели плотные шторы. б) В две тысячи двадцать третьем году исполнилось десять лет со дня падения известного на весь мир челябинского метеорита. в) Длина Миссисипи равна шести тысячам четыремстам двадцати метрам. г) В зале было больше четырёхсот девяносто мест, но все билеты были раскуплены.
Задание 35. Определите вариант, в котором верно указаны существительное и наречие, образованные от прилагательного опасный. а) опасность, опасно б) опасение, опасно в) безопасность, безопасно г) опаска, опасно
Задание 36. Определите вариант, в котором указаны только словосочетания. а) самый злой, смотреть фильм, переживать за друга б) сочинение написано, гулять в парке, сложная задача в) интересное кино, очень добрый, думать о главном г) желтый и зелёный, быстро сделать, усталый от работы
Задание 37. Соотнесите выделенное существительное и его синтаксическую роль в предложении. 1) Солнце скрылось за тучи. 2) Тучи похожи на огромных жив. 3) Мы долго смотрели на казавшиеся чёрными тучи. 4) Большие, темные густые облака, грозящие дождем, градом, снегом – это тучи. а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение д) обстоятельство
Задание 38. Укажите ряд, в котором все прилагательные относятся к одному разряду. а) дедовский, московский, Катин б) синий, злой, полный в) осенний, поздний, ночной г) подъемный, высокий, медленный
Задание 39. Укажите вариант, в котором верно определены стиль и тип речи текста. Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё – и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня… Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах… а) художественный стиль; повествование б) художественный стиль; описание в) публицистический стиль; повествование г) публицистический стиль; описание
Задание 40. Определите пример, в котором средством выразительности является эпитет. а) День выдался ветреный, и синие воротники плескались у них за плечами. б) Поезд отправился со станции вовремя, но затем так разогнался, словно захотел побыстрее привезти пассажиров к морю. в) Но между тем в настоящем Блоке было много светлого юмора и самой непосредственной, детской весёлости г) Князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело на всех впечатление.
Задания и ответы для 1 варианта 8-9 класс
Задание 1. Определите смысловое и грамматическое соотношение между словами в парах. Укажите пару, которая является лишней. а) горох – горошины б) снег – снежинки в) солома – соломины г) жемчужина – жемчужины
Задание 2. Укажите правильную характеристику предложения «Люблю тебя, Петра творенье…». а) односоставное, неполное б) односоставное, полное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное
Задание 3. Установите соответствие между русскими и иностранными словами: 1) аллергия 2) эксперимент 3) инцидент 4) эталон а) образец б) происшествие в) раздражение г) опыт
Задание 4. Укажите словосочетание(-я) с типом связи управление. а) холодно от ветра б) пробегая рядом в) вспоминая прошлое г) платье беж
Задание 5. Укажите значение фразеологизма слава Герострата. а) позорная слава б) боевая слава в) литературная слава г) добрая слава
Задание 6. Запишите мужское имя, которое по происхождению связано со словом ипподром.
Задание 7. Определите и запишите, каким членом является слово который в предложении «Вот дом, который был построен в прошлом веке».
Задание 8. Укажите средство выразительности, которое используется в устойчивом выражении «Дела как сажа бела». а) эпитет б) метафора в) противопоставление г) оксюморон
Задание 9. Укажите пословицу(-ы), которой(-ых) не существует. а) На чужой роток не накинешь платок. б) Стреляный воробей с луны свалился. в) Не буди лихо, пока оно тихо. г) Ищи ветра в поле. Задание 10. Укажите язык(-и), на который(-ые) нельзя перевести текст, написанный на французском языке. а) чешский б) греческий в) бразильский г) мексиканский
Задание 11. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и частями речи. 1) Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. 2) Он искал, за что (бы) ухватиться. 3) Мы (от) того не едем, что река не вошла в берега. 4) Тень начинала отходить (от) того берега. 5) Он ни (от) чего не отказывался. 6) Мать то (же) его услышала. а) сочинительный союз б) подчинительный союз в) местоимение с предлогом г) местоимение с частицей д) наречие е) наречие с частицей ж) предлог з) существительное с предлогом
Задание 12. Укажите причастия с одинаковыми окончаниями. а) шагать с развивающ…ся знаменем б) размышлять о развивающ…ся процессе в) переживать о засыпающ… девочке г) переживать о движущ…ся циклоне д) думать о дремлющ… вулкане е) смотреть на бушующ… океан
Задание 13. Запишите цифрой, сколько раз встречается удвоенная согласная в тексте: И(п, пп)олит А(п, пп)о(л, лл)онов считал себя инте(л, лл)ектуалом. Имел много хо(б, бб)и, любил плавать в ба(с, сс)ейне бра(с, сс)ом и ба(т, тт)ерфляем и играть в волейбо(л, лл). Он мечтал стать кинорежи(с, сс)ёром или продю(с, сс)ером, часто грезил о съёмках где-нибудь на кора(л, лл)овом ато(л, лл)е, среди му(с, сс)онов и па(с, сс)атов, об а(п, пп)лодисментах в Ка(н,нн)ах или Ни(ц, цц)е, о триум(ф, фф)е с и(л, лл)юминацией, а(т, тт)ракционами и спецэ(ф, фф)ектами.
Задание 14. Укажите слитное(-ые) написание(-я) слов с аффиксоидом супер-. а) (супер) обложка б) (супер) мини-компьютер в) (супер) раскраска г) (супер) человек д) (супер) пупер Задание 15. Укажите верное значение фразеологизма семеро по лавкам. а) много работы; б) большая семья; в) переполненная комната; г) сидящие у подъезда бабушки.
Задание 16. Запишите цифры, на месте которых надо поставить запятые в предложении: В девять часов утра (1) гости (2) ночевавшие в Покровском (3) собрались (4) один за другим (5) в гостиной (6) где кипел уже самовар (7) перед которым в утреннем платье сидела Марья Кириловна (8) а Кирила Петрович в байковом сюртуке и в туфлях (9) выпивал широкую чашку (10) похожую на полоскательную.
Задание 17. Укажите корректное(-ые) предложение(-я). а) Займи мне тысячу рублей. б) Одолжи мне тысячу рублей. в) Дай мне взаймы тысячу рублей. г) Я одолжил у него тысячу рублей.
Задание 18. Укажите правильные варианты написания слов. а) вообщем б) в общем в) вообще г) более-менее д) более или менее е)боле-менее
Задание 19. Укажите ошибки, допущенные в предложениях: Заметим что в автобусах, которые доставили нас до Рязани, не было кондиционеров, а попытки открыть окна стали неподсильной задачей, так что за те два часа, в течении которых мы продирались сквозь московские пробки, солнце нас почти расплавило. а) орфографическая б) пунктуационная в) лексическая г) фразеологическая д) грамматическая
Задание 20. Укажите лингвистическое явление, которое создаёт языковую игру в анекдоте: До нас были предки. После нас будут потомки. Получается, мы теперьки. а) антонимы б) многозначные слова в) синонимы г) паронимы д) окказионализмы
Задание 21. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки глухие. а) холод б) циркач в) стог г) яхта д) обход
Задание 22. Определите, сколько раз в отрывке из стихотворения В. В. Маяковского встречается звук [г]. Зеленью ляг, луг, выстели дно дням. Радуга, дай дуг лет быстролётным коням. Ответ запишите цифрой.
Задание 23. Найдите в предложении словосочетание с типом связи управление. Переделайте его в словосочетание с типом связи согласование. Запишите получившееся словосочетание. Улицы города до сих пор не расчищены, хотя снег уже давно не идет.
Задание 24. Определите слово, которое должно стоять на месте пропуска во фразе Дмитрия Авалиани одним словом: «Ах, у полянок дивен мне вид коня, …». Запишите это слово. Определите и запишите лингвистический термин, которым называется эта фраза и подобные ей.
Задание 25. Укажите слово с наименьшим количеством морфем. а) приберёг б) растерял в) маслице г) домой д) бросок
Задание 26. Из стихотворения А. И. Несмелова «Призраки» выпишите слово, в котором есть словообразовательный суффикс -j’- (-й-): Как недоверчиво и косо Из облаков глядит звезда! Тайфун крупинками дождя По глянцевитым лужам бросил. Как разбежалась фонарей Испуганная волчья стая! Подстерегает у дверей Вот эта тишина пустая.
Задание 27. Определите пример(-ы), в котором(-ых) средством выразительности является метонимия. а) Но вот ветерок набежал волною и промчался легким шорохом по сплошной листве дуба. б) Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой. в) Каждый год школа встречает новых первоклассников. г) И ещё одну странность я заметил – все они почему-то казались похожими друг на друга как две капли воды.
Задание 28. Напишите, соблюдая последовательность, слова, которые пропущены в словообразовательной цепочке «кость → … → закостенелый».
Задание 29. Определите вариант, в котором правильно указан перевод на современный русский язык выделенного слова в предложении из древнерусского свода законов «Русская правда» (XIV в.): «Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усохнеть, то… тому за вѣкъ 10 гривенъ». а) век б) год в) награда г) увечье д) штраф
Задание 30. Напишите начальную форму выделенного слова из произведения Гавриила (Бужинского) «Слово в день годищнаго поминовения Петра Великаго» (1726): «Кажутся что людие, в очесех наших имут движение, действуют, ходят, но едва ли не древеса бездушные…».
Задание 31. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. а) Глядя из окна на прохожих, мы радовались, что сидим в теплой комнате в этот дождливый вечер. б) Эх, как хорошо мы провели сегодняшний день! в) Я шел по улице быстро и не глядя по сторонам, потому что хотел побыстрее справиться с уроками и засесть за любимую книгу. г) У моей мамы золотые руки.
Задание 32. Укажите предложение(-я) с согласованным определением. а) Неожиданно он прищурился, и улыбка сошла с его лица. б) Мы удивлённо смотрели на человека, которого нам только что представили. в) Уже несколько раз за лето мы были на том берегу реки. г) Платье в горошек очень шло подруге.
Задание 33. Выберите слово, которое нужно вставить в предложение «На центральной площади нашего города всегда…», чтобы оно стало безличным. а) шум б) шумно в) шумят
Задание 34. Укажите предложение(-я) с простым глагольным сказуемым. а) В субботу и воскресенье библиотека будет закрыта. б) С наступлением весны я начну гулять по своему любимому парку. в) В следующем году мы обязательно будем путешествовать по городам России. г) Этот магазин давным-давно открыт в нашем городе.
Задание 35. Найдите в предложении глаголы 1 спряжения, запишите их в алфавитном порядке в той форме, в которой они использованы в предложении. Дождь лил уже третий день, он загнал нас домой, мы сидели и мечтали о прогулке.
Задание 36. Соотнесите выделенное существительное и его синтаксическую роль в предложении. 1) Кто твой друг? 2) Книга – наш лучший друг! 3) Характер моего друга жизнерадостный, поэтому мы часто устраиваем разные игры. 4) Для моего друга нет никаких сложностей в русском языке. а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение д) обстоятельство
Задание 37. Определите вариант, в котором верно указаны причастие и деепричастие, образованные от глагола замесить. а) замешенный, замесив б) замешенный, замеся в) замешанный, замесив г) замешанный, замеся
Задание 38. Найдите в предложении словосочетание с типом связи примыкание. Запишите словосочетание. Умение видеть прекрасное во всём, что нас окружает, – это свойство оптимистов.
Задание 39. Определите пример, в котором средством выразительности является метафора. а) Эльбрус – потухший вулкан с двумя конусообразными вершинами, имеющими общее основание. б) Увенчанный короной ледников, он надёжно укутан в белоснежный наряд. в) Столько народу собралось, а они – как безоружные солдаты на поле боя. г) В глубине души он совсем не верил, что кто-то подойдёт к нему и станет покупать промокшие кульки с клубникой.
Задание 40. Укажите вариант, в котором верно определены стиль и тип речи текста. Публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Одной из основных характерных черт публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). а) научный стиль; рассуждение б) научный стиль; описание в) официально-деловой стиль; рассуждение г) официально-деловой стиль; описание д) публицистический стиль; рассуждение е) публицистический стиль; описание.
Задания и ответы для 2 варианта 8-9 класс
Задание 1. Определите смысловое и грамматическое соотношение между словами в парах. Укажите пару, которая является лишней. а) профессура – профессора б) учительство – учителя в) интеллигенция – интеллигенты г) студент – студенты
Задание 2. Укажите правильную характеристику предложения «Цыплят по осени считают». а) односоставное, неполное б) односоставное, полное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное
Задание 3. Установите соответствие между русскими и иностранными словами: 1) гипербола 2) абстракция 3) гипотеза 4) лаконизм а) преувеличение б) краткость в) предположение г) отвлечение
Задание 4. Укажите словосочетание(-я) с типом связи примыкание. а) с его книгой б) о мечте танцевать в) думать о лучшем г) встреча с ним
Задание 5. Укажите значение фразеологизма мидасов суд. а) суд справедливого человека б) суд невежественного человека в) скорый суд г) долгий суд
Задание 6. Запишите мужское имя, которое по происхождению связано со словом витамины.
Задание 7. Определите и запишите, каким членом предложения является слово который в предложении «Вот дом, который построили в прошлом веке».
Задание 8. Укажите средство выразительности, которое используется в устойчивом выражении «Дела как сажа бела». а) эпитет б) метафора в) противопоставление г) оксюморон
Задание 9. Укажите пословицу(-ы), которой(-ых) не существует. а) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. б) Пуганая ворона и куста боится. в) Маменькин сынок катается как сыр в масле. г) Одно лечим, другое калечим.
Задание 10. Укажите язык(-и), на который(-ые) нельзя перевести текст, написанный на английском языке. а) кубинский б) финский в) португальский г) канадский
Задание 11. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и частями речи. 1) Он принялся учить меня точно так (же), как учил дядя. 2) Он занимал так (же) и двухэтажный флигель. 3) Клубника была ещё зелёная, за (то) необыкновенно крупная. 4) Он благодарил за (то), что для него сделали. 5) Она очень смеялась, (по) тому и страх мой прошёл. 6) Он улыбнулся ему ласково и в то (же) время лукаво. а) сочинительный союз б) подчинительный союз в) местоимение с предлогом г) местоимение с частицей д) наречие е) наречие с частицей ж) предлог з) существительное с предлогом
Задание 12. Укажите причастия с одинаковыми окончаниями а) лететь над зеленеющ… рощей б) рядом с колющ…ся шиповником в) врезаться с сверлящ… звуком г) парить над колеблющ…ся пламенем д) думать о развевающ…ся знамени е) смотреть на огнедышащ… вулкан
Задание 13. Запишите цифрой, сколько раз встречается удвоенная согласная в тексте: И(п, пп)олит А(п, пп)о(л, лл)онов готовился к экзамену по ру(с, сс)истике. Вытянув билет, он стал и(с, сс)ку(с, сс)но декламировать ба(л, лл)аду известного ро(с, сс)ийского поэта, и(с, сс)ку(с, сс)но и(м, мм)итируя манеру чтения самого автора. Однако профе(с, сс)ора сочли это исполнение и(с, сс)ку(с, сс)венным и попросили прекратить бу(ф, фф)онаду. В состоянии а(ф, фф)екта он написал своим а(к, кк)уратным, ка(л, лл)играфическим почерком апе(л, лл)яцию, однако никаких и(л, лл)юзий он при этом не испытывал. И действительно, а(т, тт)естационная коми(с, сс)ия не пошла на компроми(с, сс) и после короткой ди(с, сс)ку(с, сс)ии оставила отметку без изменений.
Задание 14. Укажите слитное(-ые) написание(-я) слов с аффиксоидом супер-. а) (супер) ребёнок б) (супер) умный в) (супер) пупер г) (супер) онлайн-курс д) (супер) город
Задание 15. Укажите верное значение фразеологизма вилами на воде писано. а) обидные слова; б) пустые обещания; в) маловероятное событие; г) распространение сплетен.
Задание 16. Запишите цифры, на месте которых надо поставить запятые в предложении: Все завидовали согласию (1) царствующему (2) между надменным Троекуровым (3) и бедным его соседом (4) и удивлялись смелости последнего (5) когда он (6) за столом у Кирила Петровича (7) прямо высказывал своё мнение (8) не заботясь о том (9) противоречило ли оно (10) мнениям хозяина.
Задание 17. Укажите корректное(-ые) предложение(-я). а) Займи мне тысячу рублей. б) Одолжи мне тысячу рублей. в) Дай мне взаймы тысячу рублей. г) Я одолжил у него тысячу рублей.
Задание 18. Укажите правильные варианты написания слов. а) вообщем б) в общем в) вообще г) более-менее д) более или менее е) боле-менее
Задание 19. Укажите ошибки, допущенные в предложениях: Заметим что в автобусах, которые доставили нас до Рязани, не было кондиционеров, а попытки открыть окна стали неподсильной задачей, так что за те два часа, в течении которых мы продирались сквозь московские пробки, солнце нас почти расплавило. а) орфографическая б) пунктуационная в) лексическая г) фразеологическая д) грамматическая
Задание 20 Укажите лингвистическое явление, которое создаёт языковую игру в анекдоте: – Пап, переведи мне, пожалуйста, две тысячи! – Two thousand. а) антонимы б) многозначные слова в) окказионализмы г) паронимы д) синонимы
Задание 21. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие. а) яблоко б) звезда в) раунд г) домовой д) гараж
Задание 22. Определите, сколько раз в отрывке из стихотворения В. В. Маяковского встречается звук [к]. Дней бык пег. Медленна лет арба. Наш бог бег. Сердце наш барабан. Ответ запишите цифрой.
Задание 23. Найдите в предложении словосочетание с типом связи управление. Переделайте его в словосочетание с типом связи согласование. Запишите получившееся словосочетание. Парки города до сих пор не убраны, хотя давно наступило лето.
Задание 24. Определите слово, которое должно стоять на месте пропуска во фразе Дмитрия Авалиани: «Дорого небо, да надобен …». Запишите это слово. Определите и запишите лингвистический термин, которым называется эта фраза и подобные
Задание 25. Укажите слово с наименьшим количеством морфем. а) унёс б) борьба в) пальто г) лёгкий д) идёшь
Задание 26. Из стихотворения О. Э. Мандельштама «Зверинец» выпишите слово, в котором есть словообразовательный суффикс -j’- (-й-): А ныне завладел дикарь Священной палицей Геракла, И черная земля иссякла, Неблагодарная, как встарь. Я палочку возьму сухую, Огонь добуду из неё, Пускай уходит в ночь глухую Мной всполошенное зверьё!
Задание 27. Определите пример(-ы), в котором(-ых) средством выразительности является метонимия. а) Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб. б) Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною. в) Каждый год школа провожает выпускников. г) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности.
Задание 28. Напишите, соблюдая последовательность, слова, которые пропущены в словообразовательной цепочке «краска → … → закрашивать».
Задание 29. Определите вариант, в котором правильно указан перевод на современный русский язык выделенного слова в предложении из древнерусского свода законов «Русская правда» (XIV в.): «Аже кто ударить мечемь или рукоятию, то 12 гривенъ продажи за обиду». а) продажа б) покупка в) награда г) налог д) штраф
Задание 30. Напишите начальную форму выделенного слова из произведения М. М. Щербатова «Разговор о бессмертии души» (1788): «Подобным образом, услыша звук грома, мы вспоминаем, какое ударение в ушеса наши бывает, когда оный случается…»..
Задание 31. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. а) Глядя из окна на прохожих, мы грустили от того, что сидим в комнате в этот солнечный вечер. б) Ах, как бодро и весело прошли соревнования! в) Я шел по улице медленно и глядя по сторонам, потому что хотел запомнить всё, что видел в этом прекрасном городе. г) У моего брата золотая голова.
Задание 32. Укажите предложение(-я) с согласованным определением. а) Неожиданно он перестал хмуриться, и улыбка появилась на его лице. б) Они недоверчиво смотрели на человека, которого им только что представили. в) Много раз на уроках литературы мы говорили о том персонаже. г) Платье в клеточку не очень шло подруге.
Задание 33. Выберите слово, которое нужно вставить в предложение «Несмотря на окружающую красоту, осенью всегда…», чтобы оно стало безличным. а) тоска б) тоскливо в) тоскуют
Задание 34. Укажите предложение(-я) с простым глагольным сказуемым. а) В субботу и воскресенье библиотека будет открыта. б) В следующем году я начну путешествовать по городам России. в) С наступлением весны мы обязательно будем гулять по своему любимому парку. г) Этот магазин давным-давно закрыт в нашем городе.
Задание 35. Найдите в предложении глаголы 2 спряжения, запишите их в алфавитном порядке в той форме, в которой они использованы в предложении. Дождь лил уже третий день, он загнал нас домой, мы сидели и мечтали о прогулке.
Задание 36. Соотнесите выделенное существительное и его синтаксическую роль в предложении. 1) Кто твой брат? 2) Этот спортсмен – мой родной брат! 3) Характер моего брата жизнерадостный, поэтому мы часто устраиваем проделки. 4) Для моего брата нет никаких сложностей в математике. а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение д) обстоятельство
Задание 37. Определите вариант, в котором верно указаны причастие и деепричастие, образованные от глагола помесить. а) помешенный, помесив б) помешенный, помеся в) помешанный, помесив г) помешанный, помеся
Задание 38. Найдите в предложении словосочетание с типом связи примыкание. Запишите словосочетание. Умение видеть ужасное во всём, что нас окружает, – это свойство пессимистов.
Задание 39. Определите пример, в котором средством выразительности является метафора. а) На краю Тульской области стоит деревня с названием Бежин луг, а за деревней, в низине, мы нашли то, что искали. б) И вот по кивку стоящего справа третьим от края – видимо, ведущего в этой группе – они запели, и голоса взлетели… в) Луч солнца на миг осветил лесную поляну, на которую медленно, словно наощупь, вышел огромный медведь. г) В глубине души он совсем не верил, что кто-то подойдёт к нему и станет покупать промокшие кульки с клубникой.
Задание 40. Укажите вариант, в котором верно определены стиль и тип речи текста. Публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Одной из основных характерных черт публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). а) научный стиль; рассуждение б) научный стиль; описание в) официально-деловой стиль; рассуждение г) официально-деловой стиль; описание д) публицистический стиль; рассуждение е) публицистический стиль; описание.
Задания и ответы для 1 варианта 10-11 класс
Задание 1. Укажите слово(-а), постановка ударения в котором(-ых) зависит от лексического значения. а) договор б) острота в) коклюш г) ведение д)колосс
Задание 2. Укажите выражение(-я), которое(-ые) являе(-ют)ся библеизмами. а) золотой телец б) панический страх в) пиррова победа г) танталовы муки
Задание 3. Укажите пример, в котором правильно определена грамматическая основа. а) Что есть что? б) Что есть что? в) Что есть что? г)Что есть что?
Задание 4. Укажите пример, где неверно установлено соотношение между фамилией и именем, от которого она образовалась. а) Андреев – Андрей б) Никитин – Никита в) Борисов – Борис г) Данилов – Данила
Задание 5. Укажите имя(-ена) числительное(-ые), с которым(-ыми) нельзя сочетать слово качели. а) двое б) двенадцать в) двадцать два г) двадцать
Задание 6. Разгадайте и запишите «зашифрованную» пословицу «Тьма не без злых зверей». Ключом к разгадке будет использование «условной» антонимии.
Задание 7. Установите соответствие между предложением и частью речи, которая употреблена с нарушением грамматической нормы. 1) На предприятиях легкой промышленности более рациональнее применяются усовершенствованные методы труда. 2) Шурочка стояла на дощатом помосте и, облокотившись на перило, смотрела вниз, на воду, на белых уток, которые кормились у берега. а) существительное б) наречие в) прилагательное д) деепричастие 3) Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей, запряженных в сани, поджидав Давыдова, собравшегося ехать в район.
Задание 8. Укажите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я). а) Да и режиссёр он талантливый, поэтому его картину можно считать событием. б) Никто не знал, сможет ли он дальше работать. в) Что бы люди ни придумывали, отношения между ними всегда останутся театром. г) Как говорил классик, хотелось бы вернуть создателю его билет. д) Лисий след она принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости.
Задание 9. Определите, какие из названных языков родственны русскому языку. Расположите эти названия в порядке ослабевания родственных отношений перечисленных языков с русским. а) английский б) белорусский в) словенский г) венгерский
Задание 10. Укажите средство выразительности, которое используется в предложении «Долгие годы вбивала в головы студентов железные гвозди французской грамматики».
Задание 11. Укажите слово(-а), которое(-ые) имеет(-ют) только одно значение: а) испанка б) болгарка в) полька г) корейка д) финка
Задание 12. Укажите строку(-и), в которой(-ых) во всех словах пропущена одна и та же буква. а) еноты еду полощ…т, мальчики зерно мел…т б) в лесу не надыш…шься, перед ответом колебл…шься в) мгла стел…тся, взгляд зижд…тся г) отцы бре…тся, голоса слыш…тся
Задание 13. Запишите цифрой, сколько раз встречается удвоенная согласная в тексте: И(п, пп)олит А(п, пп)о(л, лл)онов коло(с, сс)ально провалился на экзамене по ру(с, сс)истике: не смог найти в ба(л, лл)аде ни а(л, лл)юзий, ни а(л, лл)егорий, ни а(с, сс)и(м, мм)етричной композиции, поэтому агре(с, сс)ивная коми(с, сс)ия выставила ему два по пятиба(л, лл)ьной системе. Его охватила а(п, пп)атия, переходящая в депре(с, сс)ию. Он чувствовал какое-то (ж, жж)ение в груди, его те(р, рр)оризировала бе(с, сс)о(н, нн)ица и мучили га(л, лл)юцинации. Он потерял а(п, пп)етит и стал отказываться даже от деликате(с, сс)ов. Жизнь перестала казаться ему иди(л, лл)ией. Зато он понял, что без упорного труда рискует на всю жизнь остаться инте(л, лл)игентно выглядящим ди(л, лл)етантом.
Задание 14. Укажите слитное(-ые) написания слов с аффиксоидом супер-. а) (супер) ребёнок б) (супер) умный в) (супер) пупер г) (супер) онлайн-курс д) (супер) город
Задание 15. Укажите предлог, который надо вставить во фразеологизм лезть … рожон: а) на б) в в) за г) по
Задание 16. Запишите цифры, на месте которых надо поставить запятые в предложении: Я (1) наконец (2) возвращался с охоты в тряской тележке (3) и (4) подавленный (5) душным зноем летнего (6) облачного дня (7) дремал (8) и покачивался (9) с угрюмым терпением (10) предавая всего себя на съедение мелкой (11) бурой пыли (12) беспрестанно поднимавшейся с выбитой дороги (13) изпод рассохшихся (14) и (15) дребезжащих колёс.
Задание 17. Укажите правильные предложения. а) Займи мне тысячу рублей. б) Одолжи мне тысячу рублей. в) Дай мне взаймы тысячу рублей. г) Я одолжил у него тысячу рублей.
Задание 18. Укажите верный(-ые) вариант(-ы) словосочетаний с числительными. а) с полутора десятками человек б) два и более варианта в) в тысячу девятьсот девяносто первом году г) тридцать шесть и шесть десятых градуса д) четыре и более маршрутов е) восемь с половиной процентов ж) девять целых и пять седьмых литров
Задание 19. Укажите ошибку(-и), допущенную(-ые) в предложениях. Зима волшебница запорошила снегом старую Москву. Над зимними крышами высится колокольня на Ордынке – одной из улиц Замоскворечья, старинного района, расположенной напротив Кремля. Позади колокольни видна самая красивая церковь: собор Святого Климента. а) орфографическая б) пунктуационная в) лексическая г) фразеологическая д) грамматическая е) словообразовательная
Задание 20. Укажите вид омонимов, который создаёт языковую игру в анекдоте. Штирлиц подошёл к окну. Из форточки дуло. Он закрыл форточку, и дуло исчезло. а) омофоны б) омоформы в) омографы г) омонимы
Задание 21. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие. а) народ б) вокзал в) дрожь г) мороз д) разъём
Задание 22. Напишите слово, если известно, что это существительное женского рода, первый звук которого – сонорный мягкий непарный согласный, второй – гласный, третий звук – сонорный мягкий парный согласный. Ответ запишите с соблюдением норм современной русской орфографии.
Задание 23. Определите пример, в котором средством выразительности является метонимия. а) Но вот ветерок набежал волною и промчался легким шорохом по сплошной листве дуба. б) Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой. в) Каждый год школа встречает новых первоклассников. г) И ещё одну странность я заметил – все они почему-то казались похожими друг на друга как две капли воды.
Задание 24. В одной из книг Максима Кантора есть такая фраза: Кончилась дискуссия знаменитых полемистов тем, что в Лондоне в 2000-е годы стал сызнова выходить знаменитый герценовский «Колоколъ». Вот так возродили беспокойную мысль Александра Ивановича, журнал воссоздали, даже «ять» на конце сохранили! Исправьте ошибку: напишите правильно старое название той буквы, которую имел в виду российский литератор.
Задание 25. Укажите, в каком(-их) слове(-ах) на современном этапе выделяется суффикс -л. а) число б) теплота в) пришлый г) круглый д) сутулый
Задание 26. Выпишите из стихотворения Александра Блока слово, в котором есть нулевой формообразующий суффикс: Ветер принёс издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны.
Задание 27. Укажите верные утверждения. а) В словах русского языка окончание может располагаться не в конце слова, а перед другой морфемой. б) В русском языке не существует слов без окончания, просто в таких словах окончания считаются нулевыми. в) В слове ПРИШЛИ окончание -И указывает на множественное число и третье лицо. г) В слове ОБУВЬ выделяется корень -У-.
Задание 28. Восстановите словообразовательную цепочку «вести → … → выпроваживать». Запишите слова, составляющие цепочку, в нужной последовательности.
Задание 29. В писцовой книге XVII века говорится, что крестьяне деревни Тереховский починок, расположенной близ реки Двины, за пятнадцать копён сена платят «оброку пол-осьмы деньги». Укажите верную числовую запись величины указанного оброка. а) 1/16 деньги б) 1/8 деньги в) 0,25 деньги г) 4 деньги д) 7,5 деньги
Задание 30. Напишите начальную форму выделенного слова в предложении из произведения В. Н. Татищева «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» (1733): «И сии слова пророчи не о иных вразех, яко о страстех телесных толкуются».
Задание 31. Найдите в предложении слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Выпишите слово в той форме, в которой оно использовано в предложении. На уроке литературы мы изучали роман, сюжет которого основан на исторических данных.
Задание 32. Укажите безличное предложение. а) Моему другу очень хочется хоть раз в жизни сыграть с настоящими футболистами. б) В этом магазине продавали не только различную технику, но и комплектующие к ней. в) Её настроение снова было радостно и прекрасно. г) Каждый день, приходя в школу, сразу начинаю болтать с друзьями.
Задание 33. Укажите слово, которое нужно вставить в предложение «Несмотря на окружающую красоту, осенью всегда…», чтобы оно стало неопределенно-личным. а) тоска б) тоскливо в) тоскуют
Задание 34. Укажите лишнее словосочетание, определив значение прилагательных. а) хрустальный лёд б) прозрачный лёд в) грязный лёд г) серый лёд
Задание 35. Найдите в тексте глаголы 1 спряжения, запишите их в алфавитном порядке: Самолёт должен поехать, вырулить на взлетную полосу, разогнаться, а потом взлететь и убрать шасси, тогда можно прикрыть жалюзи.
Задание 36. Соотнесите выделенное местоимение и его синтаксическую роль в предложении. 1) Который сейчас год? 2) Я выбрала фильм, который будет нам интересен. 3) Есть лес, на который я могу смотреть часами. 4) Возле нашей школы стадион, на который мы ходим во время физкультуры. а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение д) обстоятельство
Задание 37. Определите вариант, в котором верно указаны причастие и деепричастие, образованные от глагола прокатить. а) прокаченный, прокатя б) прокаченный, прокатив в) прокачанный, прокатя г) прокачанный, прокатив
Задание 38. Найдите в предложении словосочетание с типом связи согласование. Переделайте его в словосочетание с типом связи управление. Запишите получившееся словосочетание. Мы внимательно смотрели по сторонам, вглядывались в прохожих, каждый из нас надеялся первым увидеть бородатого мужчину и узнать его мнение.
Задание 39. Укажите предложение, в котором существительное в форме единственного числа имеет значение множественного. а) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». б) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. в) Новая тема была слишком сложной и нам не очень понравилась, поэтому мы с трудом написали контрольную работу, и все получили двойку. г) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности.
Задание 40. Укажите вариант, в котором верно определены стиль и тип речи текста. Публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Одной из основных характерных черт публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). а) научный стиль; рассуждение б) научный стиль; описание в) официально-деловой стиль; рассуждение г) официально-деловой стиль; описание д) публицистический стиль; рассуждение е) публицистический стиль; описание.
Задания и ответы для 2 варианта 10-11 класс
Задание 1. Укажите слово(-а), постановка ударения в котором(-ых) зависит от лексического значения. а) видение б) кашлянуть в) кухонный г) склонен д) заговор Задание 2. Укажите выражение(-я), которое(-ые) являе(-ют)ся библеизмами. а) с младых ногтей б) летучий голландец в) блудный сын г) дамоклов меч д) вавилонское столпотворение Задание 3. Укажите пример, в котором правильно определена грамматическая основа. а) Кто есть кто? б) Кто есть кто? в) Кто есть кто? г) Кто есть кто? Задание 4. Укажите пример, где неверно установлено соотношение между фамилией и именем, от которого она образовалась. а) Андреев – Андрей б) Никитин – Никита в) Борисов – Борис г) Данилов – Данила Задание 5. Задание 5. Укажите имя(-ена) числительное(-ые), с которым(-ыми) нельзя сочетать слово часы (прибор, механизм): а) трое б) тринадцать в) тридцать три г) тридцать Задание 6. Разгадайте и запишите «зашифрованную» пословицу «В шумном холме ангелы умирают». Ключом к разгадке будет использование «условной» антонимии. Задание 7. Установите соответствие между предложением и частью речи, которая употреблена с нарушением грамматической нормы. 1) Мои друзья справились с контрольной работой более быстрее. 2) Все, приезжав в наш городок, поражались его чистоте и опрятности. 3) Благодаря искусства Микеланджело современные художники умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. а) существительное б) наречие в) прилагательное д) деепричастие
Задание 8. Укажите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я). а) Что бы ни ждало, прикован он был лишь к завтрашнему дню. б) Как говорил один мой приятель, при определённых условиях у каждого просыпается совесть. в) Я вполне самокритичный человек, поэтому над собой смяться не боюсь. г) Не умею точно определить, много ли продолжалось такое моё счастливое бедствие. д) Захаров стрелял и промахнулся, чему в душе я порадовался.
Задание 9. Определите, какие из названных языков родственны русскому языку. Расположите эти названия в порядке ослабевания родственных отношений перечисленных языков с русским. а) украинский б) французский в) македонский г) финский
Задание 10. Укажите средство выразительности, которое используется в предложении «Над маленькими корявыми елочками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки».
Задание 11. Укажите слово(-а), которое(-ые) имеет(-ют) только одно значение: а) испанка б) чешка в) полька г) индейка д) венгерка
Задание 12. Укажите строку(-и), в которой(-ых) во всех словах пропущена одна и та же буква а) швеи швы распор…т, дети закле…т б) постель постел…шь, неожиданно выскоч…шь в) заря чуть брезж…т, мальчик зерно мел…т г) мгла стел…тся, мнение зижд…тся
Задание 13. Запишите цифрой, сколько раз встречается удвоенная согласная в тексте: Квартира И(п, пп)олита А(п, пп)о(л, лл)онова напоминала те(р, рр)иторию, занятую о(к, кк)упантами. На сте(л, лл)ажах валялось коло(с, сс)альное ко(л, лл)ичество и(л, лл)юстрирова(н, нн)ых фо(л, лл)иантов. В хо(л, лл)е были разброса(н, нн)ы ка(р, рр)икатуры на известных поэте(с, сс) и актри(с, сс). Ба(р, рр)икады из бестсе(л, лл)еров, написа(н, нн)ых бе(л, лл)етристами всех народов и ра(с, сс), загромождали ко(р, рр)идор. А(н, нн)отирова(н, нн)ые указатели и э(с, сс)е по и(с, сс)у(с, сс)тву покрывали э(ф, фф)ектные па(л, лл)асы.
Задание 14. Укажите слитное(-ые) написания слов с аффиксоидом супер-. а) (супер) обложка б) (супер) мини-компьютер в) (супер) раскраска г) (супер) человек д) (супер) пупер
Задание 15. Укажите предлог, который надо вставить во фразеологизм кто … что горазд: а) на б) во в) за г) по
Задание 16. Запишите цифры, на месте которых надо поставить запятые в предложении: Проводя этот вечер с невестой у Долли (1) Левин был особенно весел (2) и (3) объясняя Степану Аркадьичу (4) то возбуждённое состояние (5) в котором находился (6) сказал (7) что ему весело (8) как собаке (9) которую учили скакать через обруч (10) и которая (11) поняв (12) наконец (13) и совершив то (14) что от неё требуется (15) взвизгивает (16) и (17) махая хвостом (18) прыгает от восторга на столы и окна.
Задание 17. Укажите правильные предложения. а) Займи мне тысячу рублей. б) Одолжи мне тысячу рублей. в) Дай мне взаймы тысячу рублей. г) Я одолжил у него тысячу рублей. Задание 18. Укажите верный(-ые) вариант(-ы) словосочетаний с числительными. а) с полутора десятком человек б) четыре и более вариантов в) пять целых и шесть десятых сантиметра г) двенадцать с половиной процентов д) два и более решения е) в тысячу восемьсот двенадцатом году ж) десять целых и семь восьмых литра
Задание 19. Укажите ошибку(-и), допущенную(-ые) в предложениях. Зима волшебница запорошила снегом старую Москву. Над зимними крышами высится колокольня на Ордынке – одной из улиц Замоскворечья, старинного района, расположенной напротив Кремля. Позади колокольни видна самая красивая церковь: собор Святого Климента. а) орфографическая б) пунктуационная в) лексическая г) фразеологическая д) грамматическая
Задание 20. Укажите вид омонимов, который создаёт языковую игру в анекдоте. Штирлиц подошёл к окну. Из форточки дуло. Он закрыл форточку, и дуло исчезло. а) омофоны б) омоформы в) омографы г) омонимы
Задание 21. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки твёрдые. а) маяк б) плащ в) цирк г) дрожь д) объём
Задание 22. Напишите слово, если известно, что это существительное мужского рода, первый звук которого – сонорный мягкий непарный согласный, второй – гласный, третий звук – шипящий твёрдый непарный согласный. Ответ запишите с соблюдением норм современной русской орфографии.
Задание 23. Определите пример, в котором средством выразительности является метонимия. а) Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб. б) Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною. в) Каждый год школа провожает выпускников. г) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности.
Задание 24. В одной из книг Максима Кантора есть такая фраза: Кончилась дискуссия знаменитых полемистов тем, что в Лондоне в 2000-е годы стал сызнова выходить знаменитый герценовский «Колоколъ». Вот так возродили беспокойную мысль Александра Ивановича, журнал воссоздали, даже «ять» на конце сохранили! Исправьте ошибку: напишите правильно старое название той буквы, которую имел в виду российский литератор.
Задание 25. Укажите, в каком(-их) слове(-ах) на современном этапе выделяется суффикс -л. а) кислота б) масло в) беглый г) подлый д) светлый
Задание 26. Выпишите из стихотворения Давида Самойлова слово, в котором есть нулевой формообразующий суффикс: Светлые печали, Легкая тоска По небу промчали, Словно облака. А по ним осталось Все, что я сберёг: Легкость, свет и старость, Море и песок.
Задание 27. Укажите верные утверждения. а) В словах русского языка может быть больше одного корня. б) В русском языке существуют слова, имеющие два окончания. в) В слове БЫЛА окончание -А указывает на единственное число, женский род и третье лицо. г) В слове КОРМЛЕНИЕ выделяется два суффикса.
Задание 28. Восстановите словообразовательную цепочку «нести → … → изнашиваться». Запишите слова, составляющие цепочку, в нужной последовательности.
Задание 29. В писцовой книге XVII века говорится, что крестьяне деревни Онкудиново, расположенной близ реки Двины, за пять копён сена платят «оброку полтрети деньги». Укажите верную числовую запись величины указанного оброка. а) 1/6 деньги б) 1/3 деньги в) 1,5 деньги г) 2,5 деньги д) 3 деньги
Задание 30. Напишите начальную форму выделенного слова в предложении из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дневник провинциала в Петербурге» (1872): «У всех цвет лица был тусклый, серый, а выражение озабоченное, как бы скорбящее о гресех».
Задание 31. Найдите в предложении слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Выпишите слово в той форме, в которой оно использовано в предложении. На уроке истории мы говорили о романе, сюжет которого основан на исторических данных.
Задание 32. Укажите безличное предложение. а) Моей подруге очень хочется хоть раз в жизни поговорить с настоящим писателем. б) На ярмарке продавали самые разные овощи, даже черные помидоры и белые огурцы. в) Его лицо снова было скучно и безразлично. г) Каждый день, приходя из школы домой, сразу начинаю делать уроки.
Задание 33. Укажите слово, которое нужно вставить в предложение «На центральной площади нашего города всегда…», чтобы оно стало неопределенно-личным. а) шум б) шумно в) шумят
Задание 34. Укажите лишнее словосочетание, определив значение прилагательных. а) хрустальный воздух б) прозрачный воздух в) грязный воздух г) серый воздух
Задание 35. Найдите в тексте глаголы 2 спряжения, запишите их в алфавитном порядке: Самолёт должен поехать, вырулить на взлетную полосу, разогнаться, а потом взлететь и убрать шасси, тогда можно прикрыть жалюзи.
Задание 36. Соотнесите выделенное местоимение и его синтаксическую роль в предложении. 1) Который час? 2) Я знаю человека, который завтра придет к нам. 3) Это предмет, на который вам следует обратить внимание. 4) Возле нашего дома каток, на который мы ходим каждый день. а) подлежащее б) сказуемое в) дополнение г) определение д) обстоятельство
Задание 37. Определите вариант, в котором верно указаны причастие и деепричастие, образованные от глагола закатить. а) закаченный, закатя б) закаченный, закатив в) закачанный, закатя г) закачанный, закатив
Задание 38. Найдите в предложении словосочетание с типом связи согласование. Переделайте его в словосочетание с типом связи управление. Запишите получившееся словосочетание. Мы внимательно смотрели по сторонам, вглядывались в прохожих, каждый из нас надеялся первым увидеть усатого мужчину и узнать его мнение.
Задание 39. Укажите предложение, в котором существительное в форме единственного числа имеет значение множественного. а) Для каждого человека одним из самых близких слов является слово «мама». б) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. в) Новая тема была очень простой и так нам понравилась, что мы написали контрольную работу без труда, и все получили пятёрку. г) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности.
Задание 40. Укажите вариант, в котором верно определены стиль и тип речи текста. Публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Одной из основных характерных черт публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). а) научный стиль; рассуждение б) научный стиль; описание в) официально-деловой стиль; рассуждение г) официально-деловой стиль; описание д) публицистический стиль; рассуждение е) публицистический стиль; описание.
Работы статград по русскому языку ЕГЭ ОГЭ 2024: