Ответы и задания литература 9 класс школьный этап 2023-2024 олимпиада ВСОШ
Официальные задания и ответы для 9 класса школьного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ по литературе для Москвы 77 регион и Республики Дагестан. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики, а также учителя, родители и все желающие.
1. Узнайте отечественного писателя по описанию.
Этот русский писатель (тогда начинающий) в качестве адъюнкт-профессора целый учебный год читал лекции по средневековой истории в столичном университете. Увлечение историей своего отечества помогло ему впоследствии написать одну из знаменитых повестей о войне народов в давние времена. Одну из его лекций хвалили В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, их слушал студент И.С. Тургенев, заметив, что первые блестящие лекции вскоре превратились в скучные и невнятные, а лектор вообще перестал являться на собственные лекции. На экзамене профессор молчал и конфузился и, чтобы не спрашивать студентов, которых экзаменовал другой профессор, завязал щёку платком, будто бы неимоверно страдал от зубной боли и потому не способен говорить.
Напишите его имя.Напишите его фамилию.
2. Установите соответствие между терминами и представленными цитатами.
К каждой цитате подберите соответствующий термин.Термины: сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм, модернизм.Цитаты:
1. Оркестр чужо смотрел, каквыплакивалась скрипкабез слов,без такта,и только где-тоглупая тарелкавылязгивала:«Что это?»«Как это?»А когда геликон —меднорожий,потный,крикнул:«Дура,плакса,вытри!» —я встал,шатаясь, полез через ноты,сгибающиеся под ужасом пюпитры,зачем-то крикнул:«Боже!»
2. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слёзы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Всё спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замёрзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям.
3. Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. — Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели.
4. Пустились казаки во всю прыть подгорной дорожкой; а уж погоня за плечами. Видят: путается и загибается дорожка и много даёт в сторону извивов. «А, товарищи! не куда пошло!» — сказали все, остановились на миг, подняли свои нагайки, свистнули — и татарские их кони, отделившись от земли, распластавшись в воздухе, как змеи, перелетели через пропасть и бултыхнули прямо в Днестр. Двое только не попали в реку, грянулись с вышины об каменья и пропали там навеки с конями, даже не успевши издать крику. А казаки уже плыли с конями в реке и отвязывали челны.
5. Крепит отечества любовьСынов Российских дух и руку;Желает всяк пролить всю кровь,От грозного бодрится звуку.Как сильный лев стада волков,Что кажут острых яд зубов,Очей горящих гонит страхом?От рёву лес и брег дрожит,И хвост песок и пыль мутит,Разит извившись сильным махом.
3.Рассмотрите иллюстрацию и портреты.
Вий, Белые ночи, Бедная Лиза, Бригадир, Цыганы, Повести Белкина, Горе от ума, Ночь перед Рождеством, Капитанская дочка, Мцыри, Гоголь 1 2 3 4 5
Выберите название произведения, соответствующее представленной иллюстрации.
Выберите номер портрета автора данного произведения.
4. Главные и второстепенные персонажи
Рассмотрите изображения персонажей двух произведений и выполните задания 9—35.
Распределите данные иллюстрации по двум группам: произведение 1 и произведение 2.
Внимание! Изображение А относится к группе «Произведение 1».
Произведение 1Произведение 2
Укажите название произведения 1.
НедоросльКапитанская дочкаСтанционный смотрительРевизорГоре от умаБарышня-крестьянка
Напишите только фамилию писателя – автора данного произведения (одно слово).
Укажите название произведения 2.
Барышня-крестьянкаСтанционный смотрительКапитанская дочкаНедоросльГоре от умаРевизор
Напишите только фамилию писателя – автора данного произведения (одно слово).
5. Выберите фамилии/имена/прозвища изображённых персонажей.
Митрофанушка и Простакова, Супруги Горичи, Тришка и Еремеевна, Софья и Чацкий
Эти персонажи являются главными или второстепенными?
Удушьев Ипполит Маркелыч, Стародум, Тугоуховский, Доктор Вернер, Репетилов, Загорецкий, Грушницкий, Онегин Скотинин, Ленский, Фамусов
Эти персонажи являются главными или второстепенными?
Правдин и Милон, Кутейкин и Цыфиркин, Скотинин и Простаков, Стародум и Вральман
6. Кому из персонажей принадлежат данные ниже реплики?
Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Милон, Загорецкий, Скотинин, Горич, Правдин
— Брат, женишься, тогда меня вспомянь!От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Милон, Загорецкий, Скотинин, Горич, Правдин
7. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Афанасий Афанасьевич Фет
ТУМАННОЕ УТРО
(1) Как первый золотистый луч(2) Меж белых гор и сизых туч(3) Скользит уступами вершин(4) На темя башен и руин,(5) Когда в долинах, полных мглой,(6) Туман недвижим голубой, —(7) Пусть твой восторг во мглу сердец(8) Такой кидает свет, певец!(9) И как у розы молодой,(10) Рождённой раннею зарёй,(11) Когда ещё палящих крыл(12) Полудня ветер не раскрыл(13) И влажный вздох туман ночной(14) Меж небом делит и землёй,(15) Росинка катится с листа, —(16) Пусть будет песнь твоя чиста.(1856)
Укажите стихотворный размер стихотворения.четырёхстопный ямбпятистопный хорейчетырёхстопный дактильтрёхстопный амфибрахийчетырёхстопный хорей
Укажите способ рифмовки в стихотворении.перекрёстныйпарныйопоясывающийкольцевой
Отметьте неверное утверждение.Стихотворение относится кфилософской лирикегражданской лирикепейзажной лирике
Отметьте все верные утверждения.Все строки заканчиваются ударным слогом.В стихотворении имеется образный параллелизм.В стихотворении есть составные рифмы (одно слово рифмуется с двумя или несколькими словами).В стихотворении есть сравнение.В стихотворении имеются холостые рифмы.
Укажите какое слово НЕ является эпитетом в данном стихотворении.ночнойзолотистыйвлажныйпалящихмолодой
Среди стихотворных строк 2–7 укажите те, в которых встречаются метафоры.