Рабочая программа по биологии 10-11 класс на 2023-2024 учебный год новый ФГОС
Рабочая программа по биологии 10-11 класс на 2023-2024 учебный год составлена по ФГОС и ФООП с календарно-тематическим и поурочным планированием КТП через конструктор рабочих программ.
Рабочая программа ФГОС: скачать
Рабочая программа
Тема 1. Биология как наука (2 часа) Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Краткая история развития биологии. Сущность и свойства живого. Методы познания живой природы. Практическое значение биологических знаний.Основные свойства живой материи. Биологические системы как предмет изучения биологии.
Тема 2. Клетка (12 часов) Цитология, методы цитологии. Развитие знаний о клетке. Основные положения современной клеточной теории. Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. АТФ. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки.
Основные отличия в строении животной и растительной клеток.Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Фазы и значение митоза. Соматические и половые клетки. Практические работы. Сравнение строения клеток. Решение задач по молекулярной биологии.
Тема 3. Организм (20 часов) Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза.Прямое и непрямое развитие. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы наследственности Г. Менделя. Моногибридное скрещивание первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Генотип и среда. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Практические работы. Сравнение митоза и мейоза. Составление схем скрещивания.
1. Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №1 г. Новозыбкова»;
Примерной образовательной программы по учебному предмету «Биология» для общеобразовательных школ;
Авторской программы по биологии для 10-11 классов (на основе линии УМК «Биология» автора В. В. Пасечника.)
Программа составлена к учебнику для общеобразовательных учреждений «Биология. 10 класс» под редакцией профессора В. В. Пасечника. Просвещение, 2020 г. Учебник соответствует Федеральному перечню, рекомендованных к использованию при реализации общеобразовательных программ основного общего образования.
Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации данной РП позволяет создать условия: для расширения содержания школьного биологического образования; для повышения познавательной активности обучающихся в естественно — научной области; для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей; для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы. В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.