Разговоры о важном РОВ 5-7 класс 7 октября 2024 тема легенды о России
Разговоры о важном 7 октября 2024 года на тему легенды о России все материалы для 5, 6, 7 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 7 октября в понедельник проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.
→ Скачать методические рекомендации
→ Скачать рабочие листы и оформление
→ Скачать все материалы для занятия
Сценарий
Методические рекомендации
Видеоролик Финист ясный сокол
Легенды о России. Часть 1
Легенды о России. Часть 2
Закрытие Олимпиады-80
Цели занятия
подвести обучающихся к пониманию фольклора, как культурного наследия, исторической памяти народа, развитие навыков критического мышления и умения анализировать информацию, расширение представлений школьников о значении информации в жизни общества и важности использования достоверных источников её получения, воспитание чувства любви к своей стране. Формирующиеся ценности: патриотизм.
Основные смыслы: фольклор (устное народное творчество) – это мудрость предков и культурное наследие, объединяющее народы России. Историческая память народа «живёт» в сказках, сказаниях, легендах, былинах, передающих и раскрывающих духовно-нравственные ценности: роль труда в жизни людей, единство и любовь к Родине. Богатыри, защитники родной земли, являются образцом созидательной силы, доброты, мудрости, достоинства и отваги. Их образы – пример народной гордости и патриотизма. Знание истории страны, сохранение исторической памяти – важная задача для каждого из нас, способствующая объективному взгляду на сильную, независимую, открытую и дружелюбную Россию. Партнёры занятия: Российское военно-историческое общество. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов:
- сценарий
- презентация
- методические рекомендации
- видеоролики
Сценарий классного часа
Часть 1. Мотивационная. В начале занятия учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой. Учитель предлагает ученикам подумать над тем, что подразумевается, и о каких «уроках» говорится в строках А.С. Пушкина «Сказка ложь – да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Желательно, чтобы обучающиеся сами пришли к выводу о том, что каждая сказка содержит определённый смысл и имеет конкретные цели. В качестве примера предлагается обсудить смысл сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в старые времена книг было не так много и народная мудрость передавалась из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Именно так в детях закладывались основные ценности.
Рассказ о былинных богатырях учитель начинает с демонстрации репродукций картин В. Васнецова «Илья Муромец» и Н. Рериха «Микула Селянинович», обращая внимание ребят на то, что в русских былинах образы богатырей имели РЕАЛЬНЫХ исторических прототипов. Учитель демонстрирует фрагмент художественного фильма «Финист – Ясный сокол», в котором говорится о качествах русского богатыря и его предназначении – защищать родную землю от неприятелей. После просмотра фрагмента фильма учитель просит ребят охарактеризовать русского богатыря и предположить, в чём его сила.
Завершая обсуждение былин о богатырях, учителю важно зафиксировать важные моменты: в былинах богатыри наделены лучшими человеческими качествами и чертами национального характера – они воплощение мужественного, трудолюбивого, честного, преданного Родине и народу человека. Они мудрые, добрые и справедливые. Они берут в руки меч, только чтобы защитить Родину. Важно акцентировать внимание школьников на том, что рассказы о подвигах богатырей были интересны во все времена, как детям прошлых столетий, так и современным детям, и попросить обучающихся подумать, почему так происходит. Школьники должны усвоить, что такие качества русских богатырей, как сила, независимость, справедливость, открытость, щедрость и трудолюбие, ценились во все времена, и именно эти качества считаются национальными.
Часть 2. Основная Учитель начинает основную часть занятия с видеосюжета «Легенды о России», который стимулирует обучающихся задуматься о происхождении мифов о России, в частности, основных мифов о русском холоде и медведе. Учитель предлагает школьникам высказать свои предположения об их происхождении. Учитель рассказывает школьникам о версии самого распространённого и устойчивого мифа о России – медведях, гуляющих по улицам российских городов, обращая внимание на то, что он возник в результате ошибочно воспринятой информации и отсутствия в старые времена возможности проверить её.
Далее учитель предлагает обучающимся предположить, почему самые нелепые и парадоксальные мифы и стереотипы часто распространяются молниеносно, а также, почему им так верили в прошлом. Выслушав ответы школьников, учитель проговаривает главную мысль – стереотипы о России складывались во времена, когда проверить информацию было практически невозможно. Далее следует обсудить с ребятами, как можно изменить негативное представление о стране через её культуру, спорт, литературу, кино, музыку, живопись, науку. Одним из самых показательных примеров является Олимпиада 1980 года, когда иностранцы, приехав в СССР, поняли, что образ, создаваемый их пропагандой, совершенно не соответствует действительности.
Также ребятам может быть интересен пример использования образа медведя при создании символа Олимпиады-80 – ласкового и доброго олимпийского мишки. Сопроводить это можно видеороликом с хроникой Олимпиады-80 и церемонии её закрытия. Далее учитель демонстрирует видео обращения П.О. Толстого, в котором он говорит о том, как возникают современные мифы о России и какую роль в сохранении исторической правды играют историки, журналисты, учёные, политики. Опираясь на информацию из видеообращения П.О. Толстого, а также на знания, полученные на одном из прошлых занятий, следует предоставить обучающимся возможность обсудить значимость критического подхода к получаемой информации и необходимости обращать внимание на её источник.
Завершая занятие, учитель акцентирует внимание ребят на том, что для формирования объективного взгляда на место нашей страны в мире, необходимо знать её историю, понимать предпосылки и последствия ключевых событий, а также анализировать современность через призму прошлого. Формирование ответственности за сохранение исторической правды и гордости за достижения предков. Особая благодарность выдающимся деятелям культуры и истории, которые своим трудом помогают сохранить нашу общую память и национальное достояние.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном». В таком «дневнике» могут отмечаться: тема занятия; ценности, обсуждаемые в ходе занятия; основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия; ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия; творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями; любая другая информация по теме занятия. Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
Рабочие листы разговоры о важном 2024-2025
Рабочие листы разговоры о важном 2024-2025 и оформление для классного часа