Разговоры о важном 2 сентября 2024 СПО тема образ будущего ко дню знаний
Разговоры о важном 2 сентября 2024 года на тему образ будущего ко дню знаний все материалы для СПО студентов. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа в понедельник 2024-2025 учебный год.
➡️Скачать методические рекомендации
➡️Скачать все материалы для занятия
Цель занятия: актуализация представлений обучающихся о значении знаний для современного человека и для развития страны; формирование ценностной установки на сопричастность к будущему России.
Формирующиеся ценности: ценность знаний, патриотизм, созидательный труд. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации. Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; презентация; видеоролики; 2D-ролик. Структура занятия Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр видеоролика, беседа. Основной этап: дискуссия, просмотр 2D-ролика. Рефлексивный (заключительный) этап: беседа, просмотр видеоролика, анкетирование.
Общие рекомендации
Занятие цикла «Разговоры о важном», посвященное Дню знаний, является первым в 2024—2025 учебном году, поэтому на нем, помимо основной тематики, необходимо зафиксировать магистральные ценностно-смысловые установки всего цикла внеурочных занятий. В первую очередь, это то содержание, которое способствует достижению основных целей курса:
воспитание активной гражданской позиции обучающихся, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование у обучающихся установок на профессиональную состоятельность, на создание крепкой семьи, семейный образ жизни, рождение и воспитание детей; формирование у обучающихся представления о правильности выбранного ими направления обучения, позитивное отношение к своему статусу студента системы СПО (что особенно важно для студентов первого курса); совершенствование навыков обучающихся в общении со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения, в том числе в информационной среде.
Ценностно-смысловые установки занятия:
1. Наше будущее неразрывно связано с будущим нашей страны.
2. Будущее начинается сегодня. Сегодняшние студенты – будущие специалисты и профессионалы в своей области, будущие супруги и родители, создают наше общее будущее.
3. Знания помогают человеку идти в ногу со временем.
4. Россия – это страна неисчерпаемых природных и человеческих богатств, страна неограниченных возможностей, и ей важен и дорог каждый гражданин, вклад каждого в ее будущее.
Планируемые результаты занятия
1. Осознание обучающимися единства с Россией, ответственности за ее развитие в настоящем и будущем; 2. Актуализация у обучающихся понимания необходимости и готовности к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности; 3. Ориентация обучающихся на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства и общества; 4. Актуализация у обучающихся представлений о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, понимания значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности.
Мотивационно-целевой этап
Задача мотивационного этапа – обеспечить личностную включенность студентов, актуализировать их личный опыт, сформировать эмоциональный отклик на проблемное поле занятия. Основным содержанием этапа мотивации на данном занятии будет обращение Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в связи с началом нового учебного года. Слова Президента, обращенные к ученикам и педагогам, станут отправной точкой для начала разговора об образе будущего – собственного и страны в целом.
Предлагается обсудить с обучающимися важность наличия у каждого человека образа будущего как некой концепции своего личного развития на основании осознанных или неосознанных пока еще целей и представлений, с учетом выбранной профессиональной траектории, условий жизни на текущий момент. Сформированный образ будущего определяет совокупность действий человека для достижения этого образа, создает внутреннюю мотивацию. Важно в процессе обсуждения прийти к пониманию, что образ будущего каждого конкретного человека неразрывно связан с образом будущего страны. С одной стороны, развитие каждого отдельного человека, его знания, отношения и деятельность влияют на развитие страны в целом. С другой стороны, путь развития страны определяет траекторию жизни каждого гражданина.
Основной этап. В ходе основного этапа предполагается несколько тематических дискуссий. Напомним, что под понятием «учебная дискуссия» подразумевается обсуждение какого-либо вопроса (тезиса, утверждения), по отношению к которому или исходя из которого обучающиеся могли бы высказать свое мнение. Во время обсуждения основных вопросов педагог выступает в качестве модератора, направляя дискуссию и подводя обучающихся к основным ценностно-смысловым выводам, для этого педагог может ориентироваться на предложенные в сценарии примерные вопросы, а также дополнять или интерпретировать их в зависимости от особенностей учебной группы, готовности обучающихся к диалогу и прочих факторов. Первая тематическая дискуссия связана с проблемным вопросом: «Что необходимо современному человеку, чтобы соответствовать своей эпохе, чтобы не отставать от времени?». Далее через вывод о том, что знания помогают человеку идти в ногу со временем, педагог подводит обучающихся к информации о стремительном развитии знаний и способов их передачи в современном мире.
Подтверждением этого тезиса служит 2D-ролик, посвященный процессу трансформации знаний и способов их передачи и получения, стремительному развитию технологий за последние 50 лет и влиянию этих процессов на развитие общества, государства, на повседневную жизнь людей и их профессиональную состоятельность. Просмотр и обсуждение 2D-ролика подводит обучающихся к следующему проблемному вопросу: «Как благодаря знаниям может развиваться выбранная вами профессия и как ее развитие может помочь вам воплотить свой образ будущего?».
Обучающиеся могут поразмышлять о том, какие технологические изменения могут произойти в выбранной ими профессии в ближайшие 5, 10 или 20 лет и чего эти изменения потребуют от них, на какой личный и профессиональный рост их мотивируют. В фокусе внимания основного этапа – формирование у студентов понимания, что достижение образа будущего возможно при условии соответствия темпам развития современных социальных и технологических процессов. Скорость трансформации знаний, способов их передачи и получения в современном мире требует от человека готовности к постоянному обновлению и пополнению знаний, развития качеств, позволяющих идти в ногу со временем.
Заключительный этап
На заключительном этапе занятия ключевым является тезис о возможностях, которые на сегодняшний день существуют у молодых людей, готовых уже сегодня вносить свой вклад в укрепление технологического суверенитета страны, в разработку прорывных технологий, в развитие своей отрасли, своей профессии. В качестве одного из вариантов начала пути по воплощению в жизнь образа будущего студентам предлагается познакомиться с информацией о Национальной технологической олимпиаде, которая предоставляет молодым людям такие возможности.
Педагог может подчеркнуть, насколько востребованы в современной России знания, способствующие развитию технологий и какие перспективы есть у молодых людей, нацеленных на профессиональное становление в данной области. В качестве рефлексии педагог еще раз предлагает обучающимся задуматься над вопросами: «К чему я стремлюсь?», «Что я могу?», «Что необходимо сделать, чтобы стать на шаг ближе к образу будущего нашей страны?». Заключительный видеоролик поможет визуализировать эти вопросы.