Разговоры о важном 5-7 класс 9 сентября 2024 тема урока век информации
Разговоры о важном 9 сентября 2024 года на тему век информации все материалы для 5, 6, 7 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 9 сентября в понедельник проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.
- Скачать сценарий
- Скачать методические рекомендации
- Скачать презентацию
- Скачать рабочие листы и оформление
- Скачать все материалы для занятия
Сценарий разговоры о важном 5-7 класс 9 сентября
Методические рекомендации
Презентация
Видеоролик проверяем информацию с А. Пушным
Цели занятия: изучение истории ТАСС и его роли как главного государственного источника достоверной информации о России для всего мира; понимание ответственности за распространение информации и значения профессиональных стандартов журналистики; развитие навыков критического мышления и умения анализировать информацию в эпоху цифровых медиа. Осознание важности проверки достоверности информации и умения распознавать фейки в современной информационной среде.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений. Основные смыслы: Информационное агентство России ТАСС – источник достоверной, объективной и оперативной информации о событиях в стране и мире. ТАСС является неотъемлемой частью глобальной медиасферы, входит в число крупнейших мировых агентств. Это одна из самых цитируемых новостных служб страны. На протяжении 120 лет журналисты информационного агентства ТАСС собирают и передают для нас проверенную и актуальную информацию о событиях в России и мире. В век информации критическое мышление становится необходимым навыком для каждого человека. Чтобы не стать жертвой фейков, важно уметь анализировать, оценивать и проверять как саму информацию, так и её источник. Проверка достоверности информации – обязательный элемент жизни современного человека, позволяющий избежать манипуляций и дезинформации. Кроме того, необходимо не только распознавать фейковые новости, но и не распространять их.
Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов
- сценарий
- методические рекомендации
- презентация
- видеоролики
Сценарий классного часа
Часть 1. Мотивационная. Учитель начинает занятие с вопроса классу о роли информации в жизни современного человека. Затем можно предложить обучающимся подумать над преимуществами современного поколения людей перед предыдущими в плане доступа к информации. Цель — формирование у обучающихся представления о роли информации в жизни современного человека и развитие критического мышления через анализ преимуществ и недостатков доступа к информации в современном мире. Далее учитель предлагает ребятам сравнить три картинки, на которых изображен процесс передачи информации в различные исторические эпохи: в Древнем мире (голубиная почта), на Руси в среднике века (новости зачитывали на площади) и в 19 веке (новости печатались в газетах).
Учитель подводит ребят к выводу, что с течением времени скорость распространения информации и ее доступность возрастали. Далее, отвечая на вопрос учителя о том. какие источники информации являются надёжными, обучающиеся делают вывод, что доверять следует крупным информационным агентствам. Учитель может помочь ребятам прийти правильному выводу, задавая наводящие вопросы о современных технологиях передачи и проверке информации, об ответственности за сообщение недостоверной информации, о работе большого числа людей разных профессий для того, чтобы новость дошла до нас и пр. Далее учитель сообщает ребятам почему именно на этом занятии разговор будет идти о передаче достоверной информации (занятие приурочено к 120- летию образования ТАСС, крупнейшего информационного агентства России).
У учеников могут возникнуть вопросы о других крупных российских и мировых информационных агентствах, поэтому рекомендуем учителю учесть это при подготовке к занятию. Далее учитель демонстрирует видеоролик, в котором рассказывается об истории ТАСС и почему ТАСС считается источником достоверных новостей. По завершении просмотра учитель предлагает ребятам ответить на вопрос о роли ТАСС в истории России и почему ТАСС имеет авторитет в новостном мире. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно пришли к выводу о том, что практически все значимые события в пошлом и этом веке наши соотечественники получали от журналистов ТАСС (учитель может привести примеры из собственной жизни). Также важно, чтобы ребята поняли важность коллективной работы большого числа профессионалов, которые работают в крупном информационном агентстве (журналистов, корреспондентов, фоторепортеров и пр.), а также меру личной ответственности за достоверность сообщаемой информации.
Часть 2. Основная В продолжение разговора о профессии журналиста учитель демонстрирует интервью Генерального директора информационного агентства ТАСС Андрея Кондрашова. Предваряя просмотр интервью желательно, чтобы учитель дал небольшую справку об Андрее Кондрашове – профессиональном журналисте, многолетнем ведущем информационной программы «Вести». После просмотра интервью учитель может спросить у ребят, помнят ли они, что ответил Андрей Кондрашов на вопрос о том, что самое главное в работе журналиста. Далее учитель предлагает классу изложить свое понимание сказанного.
Видеоролик об архивах ТАСС раскрывает для обучающихся значимость документальных свидетельств не только в сохранении связи между поколениями, но и в защите нашей истории от возможных фальсификаций. Оставшуюся часть занятия учитель посвящает вопросам проверки информации, способам распознавания фейков. Необходимо спросить у обучающихся, знают ли они, что такое фейк. Предоставив ребятам возможность высказаться, учитель обязательно подытоживает сказанное: определяет, что называется фейком, четко сообщает классу цель распространения фейков – манипуляция (желательно объяснить ребятам, что это означает), а также предлагает разобраться как распознавать фейки.
Далее на примерах нескольких фейковых новостей учитель формирует у обучающихся навык распознавания недостоверной информации. После примеров рассмотрения фейковых новостей, учитель может попросить ребят самостоятельно составить чек-лист для распознавания фейков или предложить прокомментировать готовы чек-лист (на слайде презентации). Для подведения обучающихся к выводу, что при проверке новости на достоверность, важно знать первоисточник, учитель может продемонстрировать шутливую иллюстрацию о том, как можно исказить информацию: Важно, чтобы ребята усвоили, что новость, которая вызвала у них наибольший эмоциональный отклик, обязательно надо проверять. И первый шаг – спросить мнение родителей, учителей (взрослых).
Часть 3. Заключительная В заключительной части занятия для лучшего усвоения материала учитель предлагает ребятам посмотреть видеоролик «Лапша Медиа», в котором популярный ведущий Александр Пушной в доступной и увлекательной форме рассказывает о фактчекинге. Учитель может порекомендовать ребятам посмотреть документальные фильмы и сюжеты, посвященные 120-летию ТАСС. Для закрепления материала о фактчекинге можно порекомендовать ребятам дома проверить достоверность нескольких новостей по чек-листу.
Участие в мозговых штурмах и деловых играх по фактчекингу и анализу информации. Изучение тематических выставок и экспозиций в музеях, посвящённых истории СМИ и журналистики. Просмотр документальных фильмов о журналистике и роли информации в современном мире.
Интеграция с учебными предметами
История. Анализ создания и развития ТАСС в контексте ключевых исторических событий России, изучение роли агентства в освещении важнейших событий XX и XXI веков.
Обществознание. Обсуждение темы критического мышления и медиаграмотности, осмысление роли СМИ в формировании общественного мнения и гражданского общества.
География. Изучение глобальной сети корреспондентов ТАСС, распределённых по всему миру, и обсуждение того, как географические особенности влияют на распространение информации.
Информатика. Рассмотрение вопросов информационной безопасности, цифрового следа и защиты данных, понимание значимости фактчекинга в условиях цифровой среды.
Рабочая программа разговоры о важном 2024-2025:
Рабочая программа разговоры о важном 2024-2025 учебный год все темы