Русский язык 11 класс варианты РЯ2410701 РЯ2410702 статград пробник ЕГЭ 2025 и ответы
Тренировочная работа статград №5 по русскому языку 11 класс в формате ЕГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ2410701, РЯ2410702 с ответами и сочинением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 11 классов 13 мая 2025.
Тренировочные варианты: скачать
Все ответы для вариантов: скачать
Каждый вариант пробного экзамена состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ записывайте в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 предполагает написание сочинения по прочитанному тексту.
Вариант РЯ2410701
Прочитайте текст и выполните задания 1–3
Брэм Альфред Эдмунд – немецкий зоолог, путешественник, просветитель – известен сейчас не столько своими блестящими работами по устройству зоопарков «нового типа» (в частности, именно он реорганизовал знаменитый Гамбурский зоопарк и Берлинский аквариум), не столько своими путешествиями (а проделал он их множество, в том числе побывал в Сибири и Туркестане), сколько своим капитальным трудом «Жизнь животных», вышедшим в 1863–1869 гг. С тех пор этот многотомный труд, переведённый на многие языки, остаётся настольной книгой любителей природы. Никому из ревнителей русского языка не придёт в голову исправлять, скажем, толковый словарь Даля, но с главным трудом Брэма всё произошло по-другому. С начала первого русского издания «Жизнь животных» на протяжении всей своей более чем вековой истории постоянно подвергалась редакции, урезалась, исправлялась и дополнялась по мере накопления новых сведений по биологии и зоологии или просто в угоду издателям и составителям.
В результате от аутентичной «Жизни животных» мало что осталось. «Брэм» превратился в бренд. В настоящем издании мы пошли на то, чтобы сохранить не только стилистику, но и фактологию «подлинного Брэма», взяв за основу один из первых его сокращённых переводов начала XX столетия. Читатель, открывший «подлинного Брэма», должен помнить, что XX век был для биологии революционным. Даже столь, казалось бы, традиционная её отрасль, как описательная зоология, претерпела значительные изменения. <…> появлению и развитию молекулярной биологии и генетики пересмотру подверглась прежняя систематика, а этология – наука о поведении животных – частично опровергла многие положения «старых» зоологов. Поэтому труд Брэма, созданный на заре развития современной биологии, сейчас можно рассматривать скорее как литературный памятник, нежели как пособие для изучения зоологии или источник справочного материала.
по М. С. Галиной, М. Б. Корниловой
1 задание
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.
Ответ: благодаря
2 задание
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ТРУД. Работа, занятие. Тяжёлый, напряжённый труд. Дневные труды.
2) РЕДАКЦИЯ. Группа работников, редактирующих какое-нибудь издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати. Главная редакция. Редакция газеты «Правда».
3) НАСТОЯЩИЙ. Подлинный, истинный; натуральный. Настоящий кофе. Настоящий каучук.
4) ПЕРВЫЙ. Первоначальный, самый ранний; происходящий, действующий раньше других. Первое впечатление. Первый посетитель.
5) ПАМЯТНИК. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологические памятники. Архитектурный памятник пятнадцатого века.
Ответ: 12
3 задание
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель авторов – познакомить узкий круг специалистов с системой научной аргументации, используемой А. Э. Бремом в своих исследованиях.
2) Структура и содержание текста соответствуют жанру книжного предисловия.
3) Наряду с книжной лексикой общего характера (ревнители, столь, нежели) авторы используют термины из области биологии (зоология, молекулярная биология, этология).
4) Для текста характерно употребление вставных конструкций и вводных слов, а также использование обособленных определений и обстоятельств.
5) Средства выразительности языка в тексте используются скупо; можно отметить несколько эпитетов («описательная зоология» «справочный материал») и градацию (по мере накопления новых сведений по биологии и зоологии или просто в угоду издателям и составителям).
Ответ: 234
4 задание
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание
2) углУбленный
3) послАла
4) дешевизнА
5) пОдняв
Ответ: 13
5 задание
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Отец обладал несгибаемой волей, ПРАКТИЧНЫМ, расчётливым умом, демонстрировал беспредельную преданность профессии. Величина ЭКОНОМИЧЕСКОГО ущерба, причиняемого вредителями сельского хозяйства, ежегодно составляет около 20 % всего мирового урожая. Перед ДЛИННЫМ хранением велосипед следует разобрать, промыть в керосине все хромированные детали. Организаторы уверены, что высокий ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ уровень конференции позволит найти эффективные решения назревших проблем. В пещере учёные-спелеологи наблюдали за ЕДИНИЧНЫМИ особями летучих мышей, а на глубине более 200 метров обнаружили лжескорпионов.
Ответ: длительным
6 задание
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Автор статьи делает высочайшую оценку деятельности прогрессивного учёного-историка Т. Н. Грановского, пишет о важной просветительской миссии русской литературы.
Ответ: даёт ставит
7 задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛУТОРАТЫСЯЧНЫЙ зал
НЕДРА Солнца
традиции ЧЕРКЕСОВ
спрос КОЛЕБЛЕТСЯ
ПОСТРИГЁТСЯ коротко
Ответ: пострижётся
8 задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с однородными членами В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Г) нарушение в построении сложного предложения Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
1) В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция костюмов XVIII – начала XX века: знаменитое собрание «Гардероб Петра I», повседневные, церемониальные и форменные костюмы русских императоров и императриц.
2) С началом эры космических полётов появилась возможность изучать солнечную корону из космоса, где не мешает фон неба, а также проводить наблюдения в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах, на которые приходится основное излучение горячей короны.
3) Мать, Полина Петровна, трудилась на колхозных полях от зари до зари, кормила семью, вырастила и дала образование пятерым детям.
4) На заре существования человека животные не только не были для него «братьями меньшими», но и служили объектами для подражания и почитания.
5) Зная возраст нашей планетной системы и то, что кометы сформировались вместе с ней, предполагается, что за это время все кометы должны были либо погибнуть, либо оказаться в межзвёздном пространстве.
6) Вопрос о том, есть ли у развивающегося зародыша человека психика и в какой форме он может воспринимать информацию и использовать в дальнейшем полученный опыт, превратился из теоретического в этический и даже юридический.
7) Хотя мы не видим звёздные диски в деталях, благодаря спутниковых наблюдений удаётся получать данные о колебаниях звёзд (и обычных, и гигантов).
8) Помимо насекомых, опылять растения могут и другие представители фауны: так, пыльцу переносят колибри, которая прилипает к перьям во время извлечения птицами пищи из цветков.
9) Предметом изучения физиологии стало проявления жизненных функций, начиная с молекулярного уровня и заканчивая целым организмом, включая поведенческие реакции, сознание и мышление.
9 задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) заг..равший, р..сточек, рест..врация
2) инт..ллектуальный, предс..датель, сб..режения
3) обр..млять (гравюру), х..лмистый, п..лемический
4) см..гчение (нравов), разъ..снение, см..калистый (ученик)
5) д..лина, м..хнатый, подор..жание
10 задание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..следно, .ра..цветать, не..держанность
2) павил..он, б..ётся, с..экономить
3) без..глые (сосны), сверх..зобретательный, (хранилище для) спорт..нвентаря
4) пр..возносить (за заслуги), пр..огромный, пр..вращение
5) прип..дняться, пр..рочество, з..расти (травой)
11 задание
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) завистл..вый, бел..зна
2) пол-луков..цы, масл..ный (блин)
3) оборуд..вание, котл..вина
4) стаж..рский, лиш..н (обаяния)
5) рассказ..ица, старуха-процент..ица
12 задание
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) неотъемл..мая (часть), (капибара) щипл..т (траву)
2) (половица) скрипн..т, (сомнение) разве..тся
3) (мне тяжело) дыш..тся, (он) гон..т (прочь)
4) (лес) скро..тся (в тумане), стро..вший (дом)
5) наде..вшийся, (они) раска..тся
13 задание
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Крупные пятна иногда могут быть замечены даже (НЕ)ВООРУЖЁННЫМ глазом, особенно если Солнце наблюдается сквозь дымку. 2) Выпущенные небольшими тиражами труды Юлиуса Майера долго оставались (НЕ)ИЗВЕСТНЫМИ научному миру. 3) (НЕ)СМОТРЯ на большое количество детальных наблюдений, происхождение многих структур на Солнце и детали их эволюции остаются загадкой. 4) (НЕ)РАЗ был Назар в переделках, но всегда выходил сухим из воды. 5) Наталья Николаевна заплакала, когда привели детей, испуганно жавшихся друг к другу, (НЕ)ПОНИМАВШИХ, что случилось с матерью и что происходит вокруг.
14 задание
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Ни один наблюдатель не смотрел на Солнечную систему (ИЗ)ВНЕ, чтобы фиксировать, как (В)ТЕЧЕНИЕ года, десятилетия, столетия движутся планеты. 2) Оптическая труба состоит из объектива, формирующего изображение, окуляра и корпуса (В)ВИДЕ сплошной трубы; ТАК(ЖЕ) на оптической трубе есть разъёмы для установки дополнительного оборудования. 3) Вспышки происходят (В)БЛИЗИ максимумов солнечной активности, (ПО)СКОЛЬКУ местá локализации этих событий связаны с активными областями на Солнце. 4) ЕДВА(ЛИ) найденные в пещере предметы служили для ритуальных действий: скорее, они нужны были, ЧТО(БЫ) обрабатывать камень или кость. 5) Пасеки (В)НАЧАЛЕ возникли в степной местности, на юге, а (ЗА)ТЕМ в лесах, на севере.
15 задание
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Началась бессо(1)ица. Мать подолгу стояла у окна, смотрела на спящие петербургские дома с кова(2)ыми решётками на окнах, а на рассвете уходила в молельню, застла(3)ую ковром, увеша(4)ую стари(5)ыми образами, где вспоминала всю свою жизнь – с ра(6)его детства до последнего дня. Всё чаще жизнь казалась ей бессмысле(7)ой и поисти(8)е жестокой, душа болела за родных, обречё(9)ых на страдания.
16 задание
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства ядохимикатами и радиоактивными веществами чревато тяжёлыми последствиями и вызывает необратимые изменения в организме человека. 2) Основными помощниками современного любителя птиц становятся различные справочники как в бумажном так и в электронном формате. 3) Идеи физика-теоретика Джона Уилера неизменно отличались новизной и парадоксальностью и отвечали критериям математической красоты. 4) Микроорганизмы можно выявить в песках пустынь и во льдах Арктики и Антарктики в воде и иле морей и океанов. 5) Первая русская антарктическая экспедиция была организована в период царствования Александра Первого и имела своей целью доказать или опровергнуть гипотезу о существовании шестого материка.
17 задание
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вдруг старый голубь с белой звёздочкой (1) скрытой под клювом (2) круто снизился (3) напугав Марию хлопаньем крыльев (4) сел ей на колени (5) и (6) надув отливающую перламутром (7) шею (8) стал ворковать (9) призывая свою стаю.
18 задание
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мы пытались уладить дело, однако (1) собеседник наш явно был на взводе и (2) по-видимому (3) не отличался терпением: он (4) как будто (5) ждал (6) только (7) подходящего повода начать скандал.
19 задание
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Историки Наполеона рассказывают (1) что ещё от Смоленска он хотел остановиться (2) и знал (3) что занятие Москвы не будет концом кампании (4) поскольку от Смоленска он видел (5) в каком положении оставлялись ему русские города (6) и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления (7) о желании вести переговоры.
20 задание
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Надобно заметить (1) что не во всякой защите нуждается искусство (2) так что (3) если посмотреть (4) в каком духе пишут нынче приверженцы чистого искусства (5) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (6) легко можно разглядеть (7) что люди эти вовсе не заботятся об искусстве, а хотят подчинить литературу служению только одной тенденции.
21 задание
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Судно – это сооружение, созданное для плавания. (2)Часто полагают, что слова «судно» и «корабль» – синонимы. (3)Однако это не совсем правильно. (4)В современном торговом флоте применяют исключительно термин «судно», в военном – «корабль». (5)Подобное разделение сложилось постепенно. (6)В парусную эпоху кораблём называли лишь определённый тип судов – плавучее сооружение с прямыми парусами на всех мачтах, которых должно было быть не менее трёх. (7)Таким образом, настоящими кораблями считались только линкоры, фрегаты, корветы и некоторые торговые суда. (8)Ещё сто лет назад моряк никогда бы не назвал двухмачтовое военное судно кораблём – это сочли бы безграмотным. (9)Пожалуй, сегодня одна из самых важных характеристик судна – тип двигателя, или, если следовать терминологии кораблестроителей, тип энергетической установки.
22 задание
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится. (А. С. Пушкин) Б) Что ж, если в Портленд нет возврата, Поделим золото как братья, Поскольку денежки чужие Не достаются без труда. (Б. Ш. Окуджава) В) Натуральный кислород – Он вкусней всего на свете, Он безвредней, чем кефир, И полезнее конфет. (А. И. Иващенко и Г. Л. Васильев) Г) Между обломками скал ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные крапинками звёзд. (По М. Горькому) Д) В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол То ль возрадовался, то ли осерчал… (В. С. Высоцкий)
1) ассонанс
2) эпитет
3) синтаксический параллелизм
4) парцелляция
5) аллитерация
6) риторический вопрос
7) сравнение
8) метонимия
9) литота
23 задание
Какие из высказываний не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Молодая актриса хотела, чтобы публика высоко оценила её дебютное выступление на сцене. 2) Девушка считала, что её роль, несмотря на то что она невелика, позволит ей рассказать зрителю нечто значимое о душе и о сердце человеческом. 3) Зрители с любопытством смотрели на молодую актрису, ожидая от её выступления того, что оживило бы их. 4) Дебютантка с волнением ощущала на себе взгляды публики из зала, и эти взгляды вдохновляли её. 5) Артист, даже если он гениален, – раб толпы.
24 задание
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3. 2) В предложениях 10, 11 представлено повествование. 3) В предложении 12 представлено рассуждение. 4) В предложении 19 содержится описание. 5) Предложения 21 и 22 противопоставлены по содержанию.
25 задание
Из предложений 26, 27 выпишите один фразеологизм.
26 задание
Среди предложений 6–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и форм слова. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
27 задание
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте «Почему “служение толпе” не приносит актёру счастья?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов.
Вариант РЯ2410702
Скоморох-потешник Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту – спасибо. Гостей во дворце – как семян в огурце. Один из Швеции, другой из Греции, третий с Гавай – и всем жрать подавай! <…> – омаров, второму – кальмаров, третьему – сардин, а добытчик один! Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём – агромадный объём. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало, тут, как говорится, и сказке начало… Царь К нам на утренний рассол Прибыл аглицкий посол, А у нас в дому закуски – Полгорбушки да мосол. Снаряжайся, братец, в путь Да съестного нам добудь – Глухаря аль куропатку, Аль ишо кого-нибудь. Не смогёшь – кого винить? – Я должон тебя казнить. Государственное дело – Ты улавливаешь нить?.. Федот Нешто я да не пойму При моём-то при уму?.. Чай, не ла́ птем щи хлебаю, Сображаю, что к чему. Получается, на мне Вся политика в стране: Не добуду куропатку – Беспременно быть войне. Чтобы аглицкий посол С голодухи не был зол – Головы не пожалею, Обеспечу разносол!.. (По Л. А. Филатову)
1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в реплике скомороха-потешника. Запишите это местоимение.
Ответ: тому этому
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ОДИН. разг. Чрезвычайный, очень сильный; сплошной. Не жизнь, а одно удовольствие! Блины – одно объедение! 2) ДВОР. В монархических странах: монарх и приближённые к нему лица, составляющие его окружение. Царский двор. 3) ДОБЫТЬ. Достать, получить. Добыть лодку. 4) УЛАВЛИВАТЬ. что. Понять, постичь что-либо в чьих-либо словах, разговоре и т. п. Улавливать смысл сказанного. Улавливать связь явлений. 5) ПОЛУЧАТЬСЯ. О чьём-нибудь изображении, о снимке. На фотографиях я никогда не получался.
Ответ: 14
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст является образцом живой разговорной речи, поскольку представляет собой запись неформальной беседы правителя с подчинённым; цель автора – зафиксировать ход разговора. 2) Ведущий тип речи в тексте — повествование; отражённые во фрагменте действия последовательны (Служба у Федота – рыбалка да охота; один из Швеции, другой из Греции, третий с Гавай). 3) Лексика в тексте носит подчёркнуто сниженный характер (жрать, пузо, голодуха), иногда в целях стилизации намеренно нарушается литературная норма (вообче, агромадный, смогёшь); роль характеристик персонажей играют антонимы (красавец – урод, румян – бледен, богат – беден). 4) Экспрессивность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, неполные предложения, бессоюзные сложные предложения. 5) Текст насыщен средствами художественной выразительности: сравнение («смотрит на Федьку, как язвенник на редьку»), гипербола (Получается, на мне вся политика в стране), фразеологизм (не лаптем щи хлебаю); в реплике скомороха можно отметить использование синтаксического параллелизма.
Ответ: 34
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) донЕльзя 2) некрОлог 3) кралАсь 4) прирУченный 5) тОрты.
Ответ: 15
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Однажды Фёдору Ивановичу Шаляпину прислали футляр с ЦАРСКИМ подарком – золотыми часами. Первая ПОПУЛЯРНАЯ книга по естественным наукам была написана Галилеем на итальянском языке. Чехов, несомненно, видел НЕУДАЧЛИВОЕ выступление Козельского в «Гамлете» и осудил его за «шипение» на сцене. Маятник ОТКЛОНИЛСЯ на 22 миллиметра, что отвечает передвижению частиц земли на 1,5 миллиметра. Он ОТРАСТИЛ себе бороду и усы, не выходил по три месяца из кабинета, бóльшую часть приказаний отдавал письменно.
Ответ: неудачное
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Основная суть книги Р. И. Жуковской «Чтение в детском саду» определяется словами В. Г. Белинского о влиянии стихов на детей – словами, которые процитированы на одной из первых страниц: «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка – прямо через сердце…»
Ответ: основная
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. вручить ОРДЕНА солдатам доволен ИМИ много БРЫЗГ звезда ПОТУХНУЛА к ТРЁМСТАМ пилотам.
Ответ: потухла
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) неправильное построение предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с однородными членами В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Д) неправильное построение предложения с косвенной речью.
Ответ: 25378
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) сч..ты, пиж..н, ч..рточка 2) т..ржественный, скл..нять (слово), р..стовщичество 3) од..чать, кор..фей, кн..жна (Болконская) 4) к..саться (в разговоре), б..соногий, п..радоксальный 5) вы́ ж..гший (землю), р..зиденция, тр..скучий (мороз)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..вышение (скорости), пр..небрежение, пр..жечь (рану) 2) батал..он, трёх..ядерный, интерв..юировать 3) во..торжествовать, и..подлобья, ра..жечь 4) пост..ндустриальный, вз..маемый (штраф), сверх..нтуиция 5) пр..норовиться, пр..танцовывать, пр..станционный.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) консервир..вали, доверчив.. 2) ножич..к, протал..на 3) автострахов..ик, гравироваль..ик 4) догадл..вый, заноч..вал 5) галчон..к, массаж..р.
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) превыш..нная (скорость), сдержива..мый 2) (он) лаком..тся, вы́ числ..вший 3) (тракторы) па́ ш..т, клич..щий (гусей) 4) сыпл..щийся, (они) перебо́ р..т (противника) 5) развенч..нный (миф), (он) недолюблива..т
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) В течение суток голосовая активность большинства певчих птиц максимальна в утренние часы, после восхода солнца она спадает и опять (НЕ)МНОГО возрастает к вечеру. 2) «Будь спокойна. Ты ни в чём (НЕ)ВИНОВНА», – одними губами говорит Пушкин и пытается улыбнуться. 3) В организме человека витамины либо не вырабатываются совсем, либо вырабатываются в (НЕ)ДОСТАТОЧНЫХ количествах. 4) Все прежние мысли её о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни (НИ)РАЗУ не пришли ей в голову. 5) Чувствовалось, что там, где рождается сейчас этот страшный звук, происходит нечто чудовищное, (НЕ)БЫВАЛОЕ по силе.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Несмотря на живость, даже нервозность, которая угадывалась в нём (ПО)ТОМУ, как нервно подёргивалась (ИЗ)РЕДКА его щека, он был сдержан и осторожен. 2) Прячась за камни, хищник неслышно уполз за обрывистый гребень хребта и там, не таясь, пробежал (В)ДОЛЬ него и (В)НОВЬ метнулся на южную сторону склона. 3) ЧТО(ЖЕ) может привлечь туристов в Кимры сегодня? ВРЯД(ЛИ) достаточно будет только живописных волжских видов да старых купеческих особняков. 4) Будьте внимательны: ЧТО(БЫ) ни произошло, держитесь строго (ПО)ДВОЕ. 5) Сообщу вам о ДОВОЛЬНО(ТАКИ) странной детали: (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего пути собеседник мой не сказал ни слова.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Прекрасны были долины, веером распростёршиеся перед ним, точно перья гигантского павли(1)ьего хвоста, и так ещё свежо было всё, что он пережил за последние недели: весь их стра(2)ический путь через леса́ ; таинстве(3)ые но́ чи у костров, полные безликих шорохов, трепета сови(4)ых крыльев; но́ чи на заброше(5)ых хуторах, стойбищах, пахнущих дымом и невыдела(6)ой кожей; шумные сёла, кипящие вооружё(7)ым народом, – так волнующе необычно было всё это, что мимолетное разочарование тут же покинуло Серёжу, и смеша(8)ое чувство восторга, беспредметной жалости, любви ко всему овладело им.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) С деревьев медленно падали последние листья и холодный дождь сразу же впечатывал их в покрытую прелью1 травы́ влажную землю. 2) Систематика растений изучает не только разнообразие организмов но и причины этого разнообразия и пути его возникновения. 3) Густой парк с тенистыми аллеями там и тут украшают искусственные многоцветные гроты и двенадцать ухоженных окаймлённых болотными лилиями прудов манят к себе жарким днём. 4) Несколько дней подряд шёл снег и дом завалило до самой крыши. 5) Восхищённым взглядом он снова окинул пасеку окружавшие её сады и тёмную расплывавшуюся в тумане громаду хутора.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Горный хребет распадался на множество (1) нёсших к морю зубчатые стены лиловых хвойных чащ (2) гребней, и до самого моря (3) всё расширяясь (4) и расцветая (5) стлались промеж них душистые ущелья (6) полные яркой зелени – дубовой глянцевой листвы, красноватых клёнов, орешников; а внизу берёзовые девственные рощи (7) волнуясь (8) и блистая корой (9) толпились по опушкам солнечных лугов.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Понимаете (1) отец ездил в Ленинград всего два раза, но говорил о Ленинграде так, будто (2) прожил там жизнь… Невский проспект, Исаакиевский собор, Казанский собор, Зимний дворец – словом (3) рассказывал, как коренной петербуржец. И хотя я бывал в Ленинграде каждый год на сессии, а отец всего два раза, я (4) конечно (5) видел всё, что видел он, но видел это мимоходом. Разумеется (6) я посетил Эрмитаж и Русский музей, видел вздыбленных коней на Аничковом мосту и здоровенных парней, которые держат их за узду, но (7) признáюсь (8) не знал, что эта скульптура называется «Укротитель коня», а отец знал. (По А. Н. Рыбакову)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Полковник опасался встречи с противником (1) потому что дивизия была обескровлена, а тылы отстали (2) и в то же время хотел встретиться наконец с этим противником (3) чтобы сцепиться с ним и узнать (4) чего он хочет (5) и на что он способен.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока он искал своё удостоверение (1) караульный начальник успел (2) так много надерзить ему (3) что (4) когда выяснилась высокая должность Мартемьянова (5) отступать уж было некуда (6) так что этот чопорный старикашка (7) вынужден был сердито прокричать (8) что штаб находится на Набережной улице.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В Средние века достаточно интенсивно развивалось изучение анатомии, вследствие чего стало очевидно: человек и животные анатомически похожи. (2)Основное различие между ними, по мнению философов того времени, заключалось в наличии у человека души. (3)Однако отсутствие души у животных не мешало привлекать их, как и людей, к суду. (4)Суды над животными были распространены в Европе вплоть до XVIII века, и ответственность при этом несли и домашние, и дикие животные. (5)Домашних судили в уголовных судах, дикие подлежали церковной юрисдикции. (6)В 1519 году в Глурнсе, одном из самых древних городов Тироля, начался процесс против полевых мышей. (7)Мыши дело проиграли. (8)Суд постановил, что вредные животные, называемые полевыми мышами, обязаны в течение 14 суток покинуть пахотные земли и луга, переселившись в другое место.
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Липы душистой цветы распускаются… Спи, моя радость, усни! (К. Д. Бальмонт) Б) В итоге – птицы не улетают вовремя в Африку, типы вроде меня реже и реже возвращаются восвояси. (И. А. Бродский) В) Ах вы, сени мои, сени, Сени новые мои! Г) Хочу оставить на листе бумаги Моей судьбы глубокие овраги. (А. И. Иващенко и Г. Л. Васильев) Д) С умным – хлопотно, с дураком – плохо, Нужно что-то среднее, да где ж его взять. (Б. Ш. Окуджава)
23. Какие из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Молодая актриса получила для театрального дебюта не главную, а второстепенную роль. 2) Дебютантка хотела повлиять на душу зрителя тем, что сыграет свою роль без театральных аффектов. 3) Зрители встретили появление актрисы на сцене неодобрительной тишиной, поскольку не ждали от неё ничего интересного. 4) Выйдя на сцену, девушка почувствовала, насколько зритель равнодушен к её желанию установить со зрительным залом духовную связь. 5) После спектакля молодая актриса плакала в гримёрке потому, что не смогла справиться с ролью.
24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 8 содержится рассуждение. 2) В предложении 12 представлено повествование. 3) Предложение 22 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 21. 4) Предложения 26 и 27 противопоставлены по содержанию. 5) В предложении 29 представлено повествование.
25. Из предложений 2–5 выпишите один фразеологизм.
26. Среди предложений 21–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и указательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте «Что может помешать актёру раскрыть свой талант на театральной сцене?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Текст М. Горького
(1)Она мечтала, что выйдет на сцену и просто, ясно, без аффектации ремесленников сцены будет говорить публике слова́ из своей короткой маленькой роли. (2)И, слушая её, эта публика будет думать про себя: «(3)Вот истинное искусство! (4)Вот как надо изображать жизнь души́ для того, чтобы все понимали, как живёт душа». (5)Ей, дебютантке, ещё девочке, которая понятия не имела о толпе, казалось, что нужно быть только искренней для того, чтобы тронуть душу толпы… только искренней! (6)Девочка думала, что её роль говорит сама за себя своей простотой и наивностью, что истинно красивое просто и что нужно быть простой и верной правде, чтобы тронуть сердца зрителей. (7)И она была уверена, что тронет их. (8)И её внутреннее чувство говорило, что она идёт на большое и важное дело, ибо говорить толпе просто и хорошо о душе́ , и о сердце, и обо всём, чем живут люди, – это крупное и важное, это мучительное и честное дело для того, кто верит в хорошее и доброе. (9)А она верила, потому что она была молода. (10)И вот она вышла на сцену, только занавес отделял её от публики. (11)Он взвился, дебютантка встала лицом к лицу с ней, и её охватил трепет, оковав холодом всё её тело и язык.
(12)Сотни глаз уставились на неё, шуршание кресел прекратилось, и в зале воцарилась выжидающая тишина, – тишина, точно подстерегавшая что-то. (13)Все люди замолкли, поглощённые одним желанием – желанием слышать нечто такое, что оживило бы их, и казалось, что все они, создав эту тишину, впали во власть её и омертвели в ней. (14)Не глядя на публику, дебютантка чувствовала сотни глаз, которые точно щупали её, исследовали, смаковали, и прикосновение их было холодно и возбуждало страх в сердце. (15)А когда она взглянула в зал, то увидала, что все смотрят на неё с любопытством, только с холодным, безучастным любопытством людей, жаждущих развлечения, и больше нет ничего во взгляде толпы. (16)Нет той духовной связи, которая должна бы быть между толпой и тем, кто вещает ей правду о жизни сердца. (17)Это было страшно. (18)Толпа ждала, холодная, как всегда, жадная, как всегда, поглощающая своих слуг, как Молох, и расплачивающаяся хлопаньем в ладоши за сок нервов и кровь сердец тех людей, которые добровольно обрекли себя на мучение служить ей словом. (19)Громадное стоглавое животное, она молчала и скептически осматривала маленькую, нескладную, робкую фигурку дебютантки. (20)Этим молчанием толпа как бы говорила: «А ну-ка, чем ты и как пощекочешь мои утомлённые нервы?» (21)Артист, кто бы он ни был, – раб толпы, если он не гений. (22)И нет для человека рабства тяжелей и мучительней, чем служение толпе.
(23)А она капля за каплей сосёт его соки, холодно наблюдая, как он утрачивает свежесть таланта и силу своего сердца. (24)И она всё это поглощает. (25)Она много пожрала, много пожирает, ещё больше пожрёт и всё живёт, как раньше, чёрствая, грубая, воспламеняющаяся на момент и тотчас же угасающая, живёт холодная, серая и скучная, сильная, но бездушная, громадная, но умственно низкая… (26)Стеснённая, сжатая, раздавленная тяжёлым взглядом толпы, дебютантка лишила свою роль жизни, торопливо скомкала её и бросила в скучающее, безучастное лицо зрительного зала. (27)Сидя в своей уборной после спектакля, она рыдала, вся содрогаясь от боли сердца, чувствуя себя как бы опозоренной, загрязнённой сотнями взглядов, только что щупавших её… как щупальца спрута. (28)Она плакала, чувствуя себя оскорблённой и униженной, а зрительный зал был уже пуст. (29)Спектакль закончился, зрители покинули зал и вышли из здания театра. (30)И никто из них не знал, что, уходя, оставил в маленьком сердце великую боль.
По М. Горькому Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков; 1868– 1936) – русский советский писатель, драматург, публицист, общественный деятель.
Другой пробник ЕГЭ по русскому языку 11 класс статград
Вариант РЯ2410401 РЯ2410402 русский язык 11 класс статград ЕГЭ 2025 задания и ответы