Русский язык 9 класс варианты РЯ2490601 РЯ2490602 статград пробник ОГЭ 2025 с ответами
Тренировочная работа статград №4 по русскому языку 9 класс в формате ОГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ2490601, РЯ2490602 с ответами и изложением для подготовки к государственному экзамену ФИПИ дата проведения пробника у 9 классов 17 апреля 2025.
→ Варианты заданий: скачать
→ Все ответы и аудио: скачать
Каждый вариант пробного экзамена состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.
Статград по русскому языку 9 класс ОГЭ 2025
Текст изложения
Человеку свойственно мечтать. Воображение всё время уносит его туда, где нет сейчас его самого. Нам хочется оказаться в других странах, другом времени, на другой планете. Для этого человек всегда искал волшебные предметы или магических помощников. Он придумывал ковёр-самолёт, на котором можно облететь весь земной шар, сапоги-скороходы. Он верил, что существует волшебное блюдечко, в котором можно увидеть чудесные земли и края. Человек мечтал о джинне*, способном одним-единственным заклинанием перебрасывать желающих из того города в этот, из одного века в другой и вообще делать всё, что только придёт в голову.
Постепенно волшебные предметы и помощники исчезали. Джиннам в человеческих мечтах становилось всё хуже и хуже, так же как и коврам самолётам, и сапогам-скороходам, и какому-нибудь там волшебному блюдечку. Появлялись настоящие самолёты, настоящие машины и настоящие «волшебные блюдечки». Сидя перед таким блюдечком в Рязани, спокойно можно теперь увидеть, что делается в Москве, а сидя в Москве, – что делается в Варшаве или Лондоне. Это блюдечко сейчас называют телевизор.
Признаемся теперь, что один волшебный предмет всё ещё существует, есть и «джинны», волшебники, которые силой своего могучего таланта переносят нас через века, заставляют видеть то, что видели когда-то они сами, заставляя чувствовать и переживать всё, что когда-то чувствовали и переживали они. Эти «джинны» и волшебники – писатели, а удивительное магическое создание – литература. (204 слова)
(По В. А. Солоухину)
Вариант РЯ2490601 по русскому языку 9 класс
1 задание
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Понятие погоды уже давно стало в нашем сознании синонимом чего-то ненадёжного, неустойчивого, зыбкого. (2)То же самое можно, в принципе, отнести и к земному климату, хотя люди только недавно осознали его неустойчивость и стали задумываться над тем, что же всё-таки обеспечивает и относительную стабильность климату, и благоприятную для всего живого температуру на Земле. (3)Некоторые из условий стабильности климата хорошо известны современной науке: постоянство солнечного излучения, мощная океаническая и воздушная прослойка, служащая аккумулятором тепла на планете, перемешивание воздушных масс в нижних слоях атмосферы. (4)Но для объяснения отмеченной выше температурно климатической устойчивости этих чисто физических факторов, кажется, недостаточно. (5)Учёные начинают предполагать, что важнейшим гарантом жизни на Земле является совокупность видов живых организмов, сложившаяся исторически, то есть биота: она, по их мнению, препятствует деградации окружающей среды до непригодного для жизни состояния.
2 задание
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) понятие стало (предложение 1)
2) люди осознали (предложение 2)
3) некоторые из условий известны (предложение 3)
4) факторов недостаточно (предложение 4)
5) учёные начинают предполагать (предложение 5)
Ответ: 35
3 задание
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Сказуемое в предложении 1 простое глагольное. 2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы. 3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом и обособленным определением. 4) Предложение 4 сложное с бессоюзной связью между частями. 5) Вторая часть предложения 5 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Ответ: 23
4 задание
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие. Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
1) Нам приходилось ночевать в живописнейших местах: в альпийских лугах вблизи высоких ледников горного Кавказа, на берегах горных рек, а как то раз мы забрались в покинутый пастушеский шалаш, сделанный из лёгких деревянных палочек. 2) Мне хотелось петь и плясать, как плясали в воде у носа корабля резвые дельфины: ещё никогда не охватывало меня с такою силою счастье свободного бытия. 3) Шалаш разлетелся, как лёгкий карточный домик, и мы оказались под открытым звёздным небом. 4) Галина, делая огромное над собой усилие, решила продолжать привычные домашние хлопоты: утром чай, ребятишки идут в школу, потом надо сготовить обед, потом уборка, ужин. 5) А в деревне поговаривали, будто и не было никакого проверяющего, а просто из города прислали журналиста.
Ответ: 213
5 задание
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять кавычки. (1) Синяя птица (2) – пьеса бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка, которая стала очень популярна после постановки на сцене Художественного театра в (3) Москве (4). Станиславский определил задачи будущей постановки так: (5) Она должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон (6). И вот уже более ста лет на подмостках (7) Московского художественного театра произносится волшебная фраза: (8) Если человек найдёт Синюю птицу, он будет всё знать, всё видеть (9).
6 задание
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) СТЯНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С. 2) ГРУСТНЫЙ (человек) – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова «грусть», в котором согласный звучит отчётливо. 3) ДАРОВАННАЯ (жизнь) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-. 4) ПОГЛОЩАТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная. 5) НЕХОРОШАЯ (квартира) – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
7 задание
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Д..(1)ревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дорог..(2), нужно отмахать н..(3) один десяток километров. Лес шумит, успока..(4)вает. Тропинка, п..(5)тляя среди деревьев, поднимается на пр..(6)горки, спускается в ложбинки, заб..(7)раясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающ..(8)е ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя н..(9)куда. (По Л. А. Фролову)
8 задание
Раскройте скобки и запишите слово «туфли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Пара новых лакированных (туфли) аккуратно лежала в красивом подарочном пакете.
9 задание
Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10 задание
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Саша очень любил машины, но никак не мог выучить марки автомобилей. 2) В гараже было полутемно, и Саша боялся в нём находиться. 3) Саша считал шофёра своим лучшим другом. 4) Шофёр часто громко ругался на окружающих и не задумывался, что это может их обидеть. 5) Бабушка отругала Сашу за то, что он спорит со старшими.
11 задание
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. 1) Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. 2) Может быть, он готов был сквозь землю провалиться, так ему было стыдно. 3) До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. 4) А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он суёт нос не в своё дело, но потом передумала. 5) Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы.
12 задание
В предложениях 5–9 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
13 задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют сравнения?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста «Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человечек!» Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется решительность человека?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды предоставления информации.)
Вариант РЯ2490602 по русскому языку 9 класс
(1)Духовное начало в национальной культуре, к сожалению, продолжает отступать в нашу эпоху далеко на задний план. (2)Это начало, которое нужно любой нации, стало сегодня лишь внешним нарядом культуры и её декоративной отделкой. (3)Но на деле национальная культура носит в наше время ярко выраженный материальный характер: она является совокупностью всех внешних достижений соответствующего народа, а также выступает в союзе с его экономическими и политическими стремлениями. (4)Национальная культура стремится расширить своё влияние: ей необходимо овладеть другими народами и тем самым осчастливить их. (5)Нации ищут рынки сбыта для своей культуры так же, как для изделий своей промышленности или сельского хозяйства.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) начало продолжает отступать (предложение 1) 2) которое нужно (предложение 2) 3) она является совокупностью (предложение 3) 4) ей необходимо овладеть (предложение 4) 5) рынки ищут (предложение 5)
Ответ: 12
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) В предложении 1 сказуемое простое глагольное. 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Вторая часть предложения 4 является односоставным безличным предложением. 5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения.
Ответ: 23
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире. Б) Вводное слово выделяется запятой(-ыми). В) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.
Ответ: 213
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. 17 декабря 1898 года в Московском художественном театре состоялась легендарная премьера спектакля «Чайка» (1) которая обозначила важный рубеж в истории русского и мирового театра. В (2) восторженно принятом публикой и прессой (3) спектакле произошло открытие чеховской драматургии (4) и современной театральной системы. К. С. Станиславский вспоминал (5) что публики на премьере было немного (6) а актёры и постановщики пребывали в постоянном волнении (7) не зная (8) примет ли зритель новаторскую для своего времени постановку. Пьесу ожидал головокружительный успех (9) и силуэт чайки с тех пор стал эмблемой Московского художественного театра.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) БЕЗ ПЛАМЕНИ – в окончании формы дательного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И. 2) ПРЕЛЕСТНЫЙ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-. 3) ПЛЕЧО – в окончании имени существительного после Ч под ударением пишется буква О. 4) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (ответ) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ. 5) ПО-ЛЕТНЕМУ (одет) – наречие пишется через дефис, потому что образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПОи суффикса -ЕМУ.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Но ведь не только в будущее хоч..(1)тся слетать на некоторое время. Не менее увл..(2)кательным, не менее инт..(3)ресным было бы пут..(4)шествие и в прошедш..(5)е времена. Хорошо бы побывать в Москве, увидеть вырубл..(6)нные из дерева стены Кремля, потолкаться на Красной Площад..(7), пос..(8)деть у прославл..(9)нных Никитских ворот. (По В. А. Солоухину)
8. Раскройте скобки и запишите слово «поставить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Вчера, после апелляции, жюри всё-таки (поставить) этому участнику высший балл.
9. Замените словосочетание «воротник из кружев», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Шофёр был пожилым мужчиной с большим жизненным опытом. 2) Ведро с водой, которое попросил принести шофёр, было тяжёлым, и Саша пролил часть воды себе на ноги. 3) Сашина бабушка грубо обругала шофёра за то, что он её не заметил. 4) Саша был готов со всей решительностью защищать свою бабушку. 5) Бабушка гордилась тем, что внук за неё заступился.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов. 1) И он, Саша, как настоящий взрослый, пошёл в глубь гаража. 2) Он кричал высоким тонким голоском. 3) А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. 4) Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы. 5) Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел.
12. В предложениях 11–15 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие выразительные средства языка помогают автору передать чувства героев?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста «А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека его нравственный выбор?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Прочитайте текст и выполните задания 10–13
(1)Саша вышел во двор и огляделся… (2)Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь. (3)Ну, машины – это была его страсть. (4)Он знал все марки советских автомобилей. (5)Саша несмело подошёл к гаражу, аккуратно заглянул в приоткрытые ворота и остановился на пороге. (6)Дальше идти без разрешения он боялся. (7)Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». (8)Он поднял голову и улыбнулся. – (9)Здравствуйте, дядя, – робко сказал Саша. – (10)Здравствуй, малый, если не шутишь, – ответил шофёр. – (11)Я не шучу. – (12)Саше понравилось, что шофёр назвал его малым. (13)Это для него звучало необычно, ну, вроде как он ближе стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух. – (14)А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды, – сказал шофёр. – (15)Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.
(16)Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. (17)И он, Саша, как настоящий взрослый, пошёл в глубь гаража. (18)В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. (19)Потом набрал полнёхонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжёлым, он улыбнулся: ерунда, мол, не такие таскали! (20)Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. (21)И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги. (22)Шофёр залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку. – (23)Заходи, когда будет время, – сказал он. (24)Саша крепко пожал ему руку и ответил: – Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме. (25)Шофёр уехал, а у Саши на руке осталась широкая тёмная полоса – это шофёр вымазал его руку машинным маслом.
(26)Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шофёрскую заметину. (27)Так и ушёл Саша домой, но шофёра теперь считал лучшим своим другом. (28)Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. (29)Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине. – (30)Эй, тётка!!! – грубо крикнул шофёр. – (31)Нашла где стоять, а то толкану машиной – костей не соберёшь! (32)И Саша это всё услышал. (33)Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! (34)И кричал не кто-нибудь, а его другшофёр. (35)Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. (36)Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо: – Если вы ещё раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! – (37)Он кричал высоким тонким голоском. (38)Вот сейчас что-то должно было случиться. – (39)Ух ты! – сказал шофёр. – (40)Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! (41)Он оглушительно рассмеялся. (42)Больше он ничего не мог сказать. (43)Просто не знал, что ему говорить. (44)Может быть, он готов был сквозь землю провалиться, так ему было стыдно. (45)До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. (46)Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой.
(47)А тут впервые ему сказали такие слова. (48)И кто сказал? (49)Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. (50)Он даже не знал его имя. (51)А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. (52)Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. (53)Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. (54)Пусть на него смотрят случайные прохожие. (55)И только где- то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. (56)Тогда он сказал: – Ну, прости, малый, виноват. (57)Кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите. (58)Он тронул машину и помахал Саше рукой. (59)А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он суёт нос не в своё дело, но потом передумала.
(60)Разве можно ругать человека за благородные поступки? (61)Нет, конечно! (62)И бабушка это отлично знала. (63)Тем более что у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. (64)Ей захотелось запеть эту песню вслух – так у неё было радостно на сердце, но она сдержалась. (65)Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы. (66)Они почему-то расползлись в улыбку. (67)Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. (68)Пели руки, когда они стали, непонятно зачем, поправлять шапку у Саши. (69)Так у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заст пился за неё! (70)Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. (71)Жив человечек!
По В. К. Железникову Владимир Карпович Железников (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
Пробник ОГЭ по русскому языку 9 класс статград 2025
Варианты статград РЯ2490501 РЯ2490502 русский язык 9 класс пробник ОГЭ 2025 с ответами